ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по учебному предмету
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
для обучающихся 4 класса
Фонд оценочных средств рассмотрен и одобрен на заседании МО____________
Протокол №____________от «_______________»_____________20___________г
Руководитель МО____________________________/__________________________/
ПАСПОРТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
№ п/п | Контролируемые разделы учебного предмета | Наименование оценочного средства |
1 | Раздел: Литературные сказки | Контрольная работа №1 |
2 | Раздел: Зарубежная литература | Контрольная работа №2 |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 (ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ)
Вариант 1
Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.
Джек-поводырь
Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших чёрных очках на испещренном синими отметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук-тук - постукивает своей резной палочкой. Человек в чёрных очках - бывший военный лётчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой лётчик появился без своей извечной палочки. Вместо неё он держал за поводок собаку. Джек уверенно вёл своего хозяина по улице. У перекрёстка Джек останавливался и выжидал, пока пройдут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу.
«Джек, на остановку!» - и собака послушно ведёт своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому, Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно... «Джек, в магазин!» - ведёт в гастроном.
- Джек теперь мне взамен глаз! - не нахвалится своим поводырём бывший лётчик.
(Г. Юрмин)
Вопросы и задания:
1. Определи жанр произведения.
□ 1) рассказ □3) сказка
□ 2) басня □4) стихотворение
2. Почему жители улицы Мира хорошо знали этого человека?
□ 1) он отличался от всех внешним видом
□ 2) он всегда гулял с собакой
□ 3) он гулял в одном и том же месте
3. По какой причине ослеп лётчик? Выпиши ответ из текста.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как ты понимаешь значение слова поводырь?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Кто стал верным другом бывшего летчика?
_____________________________________________________________________________________
6. Как ты понимаешь выражение. Джек теперь мне взамен глаз?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Подбери синоним к слову выбоина.
________________________________________________________________________
8. Как Джек помогал хозяину занять место в автобусе?
□ 1) лаял на молодого человека
□ 2) тыкался носом в колени пассажира помоложе
□ 3) начинал рычать на пассажира
9.Восстанови последовательность событий рассказа.
□ 1) Вместо палочки он держал за поводок собаку.
□ 2) Джек ведёт к автобусу
□ 3) Каждый день проходит по тротуару, постукивая палочкой.
□ 4) Он лишился одной руки и обоих глаз.
□ 5) Бывший лётчик доволен другом.
10. Определи главную мысль текста.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 2
Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.
Кукушка
Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а, мать - суши, снегу натащат, а мать - убери. И рыбу мать на реке сама ловила. Тяжко ей было. А дети ей не помогали. От жизни тяжёлой заболела мать. Лежит она и просит, детей зовёт: «Детки, пересохло горло, принесите мне водички».
Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуру скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
- Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! - закричал старший сын.
Тут побежали дети за матерью:
- Мама, мы тебе водички принесли.
- Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.
Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остаётся.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той поры красный мох стелется.
Вопросы и задания:
1. Определи жанр произведения.
□ 1) рассказ □ 3) народная сказка
□ 2) басня □ 4) стихотворение
2. Сколько детей было у матери?
□1) трое □ 2) двое □ 3) четверо
□ 4)_________________________________________________________________
(запиши свой вариант ответа)
3. Почему заболела мать?
□ 1) простыла
□ 2) заразилась
□ 3) от тяжёлой жизни
□ 4) _______________________________________________________________
(запиши свой вариант ответа)
4. О чём просила мать своих детей? (Выпиши ответ из текста.)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Подбери синоним к слову чум.
_______________________________________________________________________
6. В какую птицу превратилась мать?
________________________________________________________________________
7. Как ты думаешь, какой народ сочинил это проведение?
□1) русские □ 2) азербайджанцы □ 3) ненцы
□ 4) __________________________________________________________________
(запиши свой вариант ответа)
8. Где происходили события?
□ 1) в степи □ 3) в пустыне
□ 2) в лесу □ 4) в тундре
9. Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста.
□ Превращение в птицу.
□ Навсегда бросила детей мать-кукушка.
□ Мать просит пить.
□ Не слушались дети матери.
□ Тяжело заболела мать.
□ Мать улетает.
□ Дети просят вернуться.
10. Определи главную мысль текста.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы на вопросы контрольной работы за 1 полугодие.
Вариант 1
1. 1.
1, 3.
От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз.
Тот, кто помогает кому-нибудь идти, водит кого-нибудь.
Собака Джек.
Собака Джек смотрит за него.
Яма, ухаб.
2.
3. 4, 1, 2, 5
Вариант 2
3.
3.
3.
Детки, пересохло горло, принесите мне водички.
Дом.
В кукушку.
3.
4.
4, 5, 3, 1, 6, 7, 2.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 (ЗА 2 ПОЛУГОДИЕ)
Вариант 1
Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.
Манька
В начале зимы, когда подули северные ветры и посыпал колкий снежок, я решил сделать на даче кормушку для птиц. На светлой веранде прямо за окном деревянной полочке, где в тёплые дни мы выставляли комнатные цветы, я и организовал «птичью столовую». Насыпал семян, зёрнышек подсолнуха, тыквенных семечек, даже веточку алой рябины положил... Отличное «меню» получилось. Должны же прилететь пернатые гости. Юркие синицы, степенные снегири, умные свиристели, бегуны-поползни... И другие обитатели сада, которых я не запомнил. В общем, стал ждать. И день проходит, и два... Что-то не показываются мои гости. Откочевали в другой сад, что ли? Где хозяин гостеприимней, приветливей, наверно. Грустно мне стало смотреть на замёрзшие свои гостинцы, вроде как зря старался... А тут вдруг морозы ударили, прямо-таки крещенские. Слышно, как деревья потрескивают в саду среди ночи.
Просыпаюсь как-то утром. Выхожу на веранду. Гляжу, а за мутноватым инистым стеклом огонёк мелькнул. Дымчато-рыжий. Будто свеча на новогодней ёлке. Осторожно так подкрался к окну. Приподнялся на цыпочках, глянул боковым зрением и... обомлел. Белочка! Прибежала, видимо, из соседней рощицы. Поднялась по стволу берёзки, а она рядом, рукой подать до веранды, - и прыг в кормушку. Голод не тётка. Мигом опустошила «скатёрку». И смотрит смородинками глаз окно. Ждёт, наверно, не подложит ли чего ещё сердобольный хозяин. Пришлось раскошелиться. Наполнить кормушку «беличьими гостинцами»: орешками, нарезанным яблоком, сухими грибочками - хорошо, с осени осталась связка.
Теперь белка каждое утро - хоть сверяй по часам - поджидала меня возле кормушки. Я даже имечко ей придумал. Манькой назвал. И она охотно реагировала на него. Брала угощение прямо с ладони.
Так и пролетела моя долгая зима в дружбе с лесной красавицей. А весной, когда сосульки стали длинными и «плаксивыми» и солнце слепило глаза, растекаясь по синим сугробам, жена как-то тепло, но с твёрдостью в голосе сказала:
- Не надо больше приучать белку. Она разучится добывать сама пищу, станет попрошайкой и может погибнуть...
Хотя мне и было жалко Маньку, но я всё же послушался жену. Она была биологом. И знала толк в своей науке.
(Н. Красильников)
Вопросы и задания:
Определи тему текста. _________________________________________________________
Где рассказчик устроил кормушку? Постарайся точнее ответить на этот вопрос.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему закончилась дружба с Манькой?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как ты понимаешь значение слов и выражений рукой подать, реагировать, смородинки глаз?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 2
Прочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.
Подкидыш
Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили её яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики. Только одно из шести яичек мне удаюсь отобрать у мальчишек целым.
Я решил спасти спрятанного в нём птенчика.
Но как это сделать?
Кто выведет его из яйца?
Кто вскормит?
Я знал неподалёку гнездо другой птички - пеночки- пересмешки. Она только что отложила своё четвёртое яичко.
Но примет ли пересмешка подкидыша? Яйцо каменки – чисто - голубое. Оно больше и совсем не похоже на яички пересмешки: те розовые, с чёрными точечками. И что будет с птенцом каменки? Ведь он вот - вот должен выйти из яйца, а маленькие пересмешки выклюнутся только ещё дней через двенадцать.
Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша?
Гнездо пересмешки помещалось на берёзе так невысоко, что я мог достать его рукой.
Когда я подошёл к берёзе, пересмешка слетела с гнезда.
Она порхала по ветвям соседних деревьев и жалобно посвистывала, словно умоляла не трогать её гнезда.
Я положил голубое яичко к её малиновым, отошёл и спрятался за куст. Пересмешка долго не возвращалась к гнезду. А когда наконец подлетела, не сразу уселась в него: видно было, что она с недоверием разглядывает чужое голубое яйцо.
Но всё-таки она села в гнездо. Значит, приняла чужое яйцо. Подкидыш стал приёмышем.
Но что будет завтра, когда маленькая каменка выклюнется из яйца? Когда утром на следующий день я подошёл к берёзе, с одной стороны гнезда торчал носик, с другой - хвост пересмешки.
Сидит!
Когда она слетела, я заглянул в гнездо. Там было четыре розовых яичка и рядом с ними - голый слепенький птенчик каменки.
Я спрятался и скоро увидел, как прилетела пересмешка с гусеничкой в клюве и сунула её в рот маленькой каменке.
Теперь я был уже почти уверен, что пересмешка выкормит моего подкидыша.
Прошло шесть дней. Я каждый день подходил к гнезду и каждый раз видел торчащие из гнезда клювик и хвост пересмешки. Очень меня удивляло, как она поспевает и каменку кормить, и высиживать свои яйца.
Я скорей отходил прочь, чтобы не помешать ей в этом важном деле.
На седьмой день не торчали над гнездом ни клювик, ни хвост. Я подумал: «Всё кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голоду». Но нет - в гнезде лежала живая каменка! Она спала и даже не тянула вверх головку, не разевала рта: значит, была сыта. Она так выросла за эти дни, то покрывала своим тельцем чуть видные из-под нее розовые яички.
Тогда я догадался, что приёмыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел её яички - высиживал её птенцов.
Так оно и было. Пересмешка кормила приёмыша, приёмыш высиживал её птенцов.
Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах.
И как раз к этому времени выклюнулись птенчики из розовых яичек. Пересмешка принялась выкармливать своих родных птенцов - и выкормила их на славу.
(Б. Бианки)
Вопросы и задания:
1. Определи жанр произведения.______________________________________________________
2. С какого события началась эта история?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как ты понимаешь название рассказа?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Что испугало В. Бианки на седьмой день?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Как подкидыш отблагодарил свою новую мать?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что удивило тебя в этом произведении?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы на вопросы контрольной работы за 2 полугодие
1 вариант
Как человек подкармливал белку зимой.
На светлой веранде прямо за окном деревянной полочке, где в тёплые дни они выставляли комнатные цветы, он и организовал «птичью столовую».
Потому что жена автора сказала, что не надо больше приучать белку. Потому что она разучится добывать сама пищу, станет попрошайкой и может погибнуть...
Смородинки глаз - эту фразу можно перевести так: глаза прекрасного чёрного цвета похожие на ягоды спелой чёрной смородины. Рукой подать - это очень близко или просто близко. Реагировать - проявлять своё отношение к чему нибудь.
Вариант 2
1. Рассказ.
2. Мальчишки разорили гнездо каменки.
3. Свободный ответ
4. На седьмой день не торчали над гнездом ни клювик, ни хвост. Я подумал: « Всё кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голоду».
5.Теплотой своего тельца приемыш грел яички пересмешки - высиживал её птенцов.
6.Свободный ответ.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
1. На выполнение контрольных работ отводится 25-35 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса).
Работа не содержит ошибок – оценка «5»;
Выполнено не менее 75% объёма работы – оценка «4»;
Не менее 50% объёма работы – оценка «3»;
Менее 50% объёма работы – оценка «2».