МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет среднего профессионального образования
Колледж экономики и информатики им. А.Н. Афанасьева
| УТВЕРЖДАЮ Зам. декана по УМР ФСПО-КЭИ им. А.Н.Афанасьева ___________И.П.Вершинина «____» ____________ 2021г. |
Фонд оценочных средств (оценочных материалов) по дисциплине
ОП.03 Информационные технологии
по специальности 09.02. 07 Информационные системы и программирование
Разработчик: ___________Е.В.Графова
Рассмотрено на заседании П(Ц)К
Предметной (цикловой) комиссии
вычислительной техники и
программирования
Протокол №___от________2021 г.
Председатель комиссии
__________________Е.В. Графова
Ульяновск
2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств……………………………..3 2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке……………4 3. Оценка освоения учебной дисциплины………………………………..…………7 4.Типовые задания для аттестации по учебной дисциплине………………….……10 |
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств Контрольно – оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОП.03 Информационные технологии. КОС включает контрольные материалы для проведения текущего контроля и итоговой аттестации в форме дифференцированного зачета. Конечными результатами освоения учебной дисциплины являются: ЗНАНИЯ З1 | Назначение и виды информационных технологий, технологии сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации | З2 | Состав, структуру, принципы реализации и функционирования информационных технологий | З3 | Базовые и прикладные информационные технологии | З4 | Инструментальные средства информационных технологий | УМЕНИЯ У1 | Обрабатывать текстовую и числовую информацию | У2 | Применять мультимедийные технологии обработки и представления информации | У3 | Обрабатывать экономи | ческую и статистическую информацию, исп Общие компетенции ФГОС специальности | Показатели оценки результатов | ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. | Знания: З1, З3 Умения: У1 | ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. | Знания: З1, З4 Умения: У1, У2 | ОК 4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | Знания: З2, З3 Умения: У2, У3 | ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. | Знания: З2 Умения: У1, У3 | Общие компетенции ФГОС специальности | Показатели оценки результат | ОК 9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельностив | Знания: З3, З4 Умения: У1, У2 | ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. | Знания: З2, З4 Умения:У1, У2 | ПК 1.6. Разрабатывать модули программного обеспечения для мобильных платформ. | Знания: З1, З2, З3 Умения: У1, У2 | ПК 4.1. Осуществлять инсталляцию, настройку и обслуживание программного обеспечения компьютерных систем. | Знания: З1, З2, З3 Умения: У1, У2, У3 | ПК 5.1 Собирать исходные данные для разработки проектной документации на информационную систему. | Знания: З1, З2, З4 Умения: У1, У3 | ПК 5.2 Разрабатывать проектную документацию на разработку информационной системы в соответствии с требованиями заказчика. | Знания: З1, З2, З3, З4 Умения: У1, У2, У3 | ПК 5.6 Разрабатывать техническую документацию на эксплуатацию информационной системы. | Знания: З1, З2, З3, З4 Умения: У1, У2, У3 | ПК 6.3 Разрабатывать обучающую документацию для пользователей информационной системы. | Знания: З1, З2, З3, З4 Умения: У1, У2, У3 | ПК 8.1 Разрабатывать дизайн-концепции веб-приложений в соответствии с корпоративным стилем заказчика. | Знания: З1, З2, З3, З4 Умения: У1, У2, У3 | ПК 8.2 Формировать требования к дизайну веб-приложений на основе анализа предметной области и целевой аудитории. | Знания: З1, З2, З3, З4 Умения: У1, У2, У3 | ПК 8.3 Осуществлять разработку дизайна веб-приложения с учетом современных тенденций в области веб-разработки. | Знания: З1, З2, З3, З4 Умения: У1, У2, У3 | ПК 9.3 Разрабатывать интерфейс пользователя веб-приложений в соответствии с техническим заданием. | Знания: З1, З2, З3, З4 Умения: У1, У2, У3 | ПК 10.1 Обрабатывать статический и динамический информационный контент. | Знания: З1, З2, З3, З4 Умения: У1, У2, У3 | Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет. Итогом дифференцированного зачета является оценка 2 . Кодификатор оценочных средств Код ОС | Наименование оценочного средства | Краткая характеристика оценочного с | едства Представление оценочного средства в КОС | 1 | 2 | 3 | 4 | 1. | Реферат, доклад, сообщение | Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно- исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. | Темы рефератов, докладов; Методические рекомендации по написанию рефератов | 2. | Понятийный/термин ологический диктант | Средство контроля, позволяющее оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины | Тексты диктантов | 3. | Фронтальный опрос, беседа | Средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. и позволяющее диагностировать глубину знаний обучающихся | Вопросы по темам/ разделам/проблеме дисциплины | 4. | Тестирование | Средство, позволяющее оценить уровень знаний обучающегося путем выбора им одного из нескольких вариантов ответов на поставленный вопрос. Возможно использование тестовых вопросов, предусматривающих ввод обучающимся короткого и однозначного ответа на поставленный вопрос. | Фонд тестовых заданий. Инструкция для обучающихся по выполнению. Критерии и шкала оценивания | 5. | Внеаудиторная самостоятельная работа (индивидуальные задания) | Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу | Фонд заданий для самостоятельного изучения; инструкция для обучающихся по выполнению | льзуя средства пакета прикладных программ. |
2.1 Распределение оценочных средств по элементам освоенных умений, усвоенных знаний и их использование в практической деятельности для контроля сформированности компетенций в рамках тем/разделов УД по видам аттестации
Контролируемые разделы (темы) в порядке поэтапного освоения УД в рамках ППССЗ | Текущий контроль |
Компетенции | Результаты обучения |
Освоенные умения: | Усвоенные знания: |
| | У-1 | У-2 | У-3 | З-1 | З-2 | З-3 | З-4 | Проме жуточ ная аттест ация |
Раздел 1 Общие сведения об информации и информационных технологиях | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 9, ОК 10 | 1, 4 | 1, 9 | 2 | 4, 10 | 2,9 | 4 | 9,10 | Дифзачет |
Раздел 2. Знакомство и работа с офисным ПО. | ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 10 | 2 | 5, 9 | 4,10 | 4,5 | 1, 2, 5 | 4, 10 | 4,5 | Дифзачет |
3.Комплекты контрольно-оценочных средств по видам аттестации
Наполнение КОС/КИМ для текущего контроля
Оценочные средства | Комплекты контрольных заданий или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций |
Реферат, доклад, сообщение | -темы рефератов, докладов, сообщений; -методические рекомендации по написанию рефератов, докладов; -критерии и шкала оценивания. |
Понятийный/терминологический/хронологический диктант | - тексты диктантов; -критерии и шкала оценивания |
Фронтальный опрос, беседа | Вопросы по темам/ разделам/проблеме дисциплины. |
Тестирование | - критерии и шкала оценивания |
Внеаудиторная самостоятельная работа (индивидуальные задания) | Фонд заданий для самостоятельного изучения; инструкция для обучающихся по выполнению |
Наполнение КОС/КИМ для промежуточной аттестации
Форма проведения | Комплекты контрольных заданий или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций |
Дифференцированный зачет | вопросы и задания для подготовки к дифзачету; условия сдачи зачета с использованием БРС-приложить технологическую карту контроля результатов обучения обучающегося по УД; билеты; критерии и шкала оценивания ответа обучающегося. |
3.3 Критерии оценки устного ответа
Оценка | Критерии оценки |
Оценка «5» (отлично) | Обучающийся владеет знаниями в полном объеме темы, достаточно глубоко осмысливает материал; самостоятельно, в логической последовательности отвечает на все вопросы, умеет устанавливать причинно-следственные связи; четко формирует ответ |
Оценка «4» (хорошо) | Обучающийся владеет знаниями по теме почти в полном объеме; самостоятельно дает полноценные ответы на вопросы, не всегда выделяет наиболее существенное, но не допускает вместе с тем серьезных ошибок в ответе |
Оценка «3» (удовлетворительно) | Обучающийся владеет обязательным объемом знаний по теме; но оперирует неточными формулировками; в процессе ответа допускаются ошибки по существу вопросов. Обучающийся способен решать лишь наиболее легкие задачи, владеет только обязательным минимумом знаний. |
Оценка «2» (неудовлетворительно) | Обучающийся не освоил обязательного минимума знаний по теме, не способен ответить на вопросы |
3.4 Критерии оценки теста
Процент результативности (правильных ответов) | Оценка уровня подготовки |
балл (отметка) | вербальный аналог |
80 ÷ 100 | 5 | отлично |
70 ÷ 79 | 4 | хорошо |
60 ÷ 69 | 3 | удовлетворительно |
менее 60 | 2 | неудовлетворительно |
3.5 Критерии оценки сообщения (реферата)
Оценка | Критерии оценивания |
Оценка «5» (отлично) | Во введении четко сформулирован тезис, соответствующий теме, выполнена задача заинтересовать слушателя; деление текста на введение, главную часть и заключение; в основной части логично, связно и полно доказывается выдвинутый тезис; заключение содержит выводы, логично вытекающие из содержания основной части; правильно (уместно и достаточно) используются разнообразные средства связи; демонстрирует полное понимание проблемы. Все требования, предъявленные к заданию, выполнены. |
Оценка «4» (хорошо) | Во введении четко сформулирован тезис, соответствующий теме, в известной мере выполнено задача заинтересовать слушателя; в основной части логично, связно, но недостаточно полно доказывается выдвинутый тезис; заключение содержит выводы, логично вытекающие из содержания основной части; уместно используются разнообразные средства связи; для выражения своих мыслей обучающийся не пользуется упрощенно- примитивным языком. |
Оценка «3» (удовлетворительно) | Во введении тезис сформирован нечетко или не вполне соответствует теме; в основной части выдвинутый тезис доказывается недостаточно логично (убедительно) и последовательно; в заключении выводы не полностью соответствуют содержанию основной части; язык работы в целом не соответствует уровню курса, на котором обучается обучающийся. |
Оценка «2» (неудовлетворительно) | Во введении тезис отсутствует или не соответствует теме; в основной части нет логичного последовательного раскрытия темы; выводы не вытекают из основной части; отсутствует деление текста на введение, основную часть и заключение; язык работы можно оценить как «примитивный». |
Приложение 1 ВОПРОСЫ к дифференцированному зачету
Перечень контрольных вопросов к дифференцированному зачету
Понятие информационной технологии (ИТ).
Этапы развития информационных технологий.
Роль ИТ в развитии экономики и общества.
Свойства ИТ. Понятие платформы.
Классификация ИТ.
Предметная и информационная технология.
Обеспечивающие и функциональные ИТ.
Понятие распределенной функциональной информационной технологии.
Объектно-ориентированные информационные технологии.
Стандарты пользовательского интерфейса информационных технологий.
Критерии оценки информационных технологий.
Пользовательский интерфейс и его виды.
Технология обработки данных и ее виды.
Технологический процесс обработки и защиты данных.
Графическое изображение технологического процесса, меню, схемы данных, схемы взаимодействия программ.
Применение информационных технологий на рабочем месте пользователя.
Автоматизированное рабочее место.
Электронный офис.
Технологии открытых систем.
Сетевые информационные технологии: телеконференции, доска объявлений;
Электронная почта. Режимы работы электронной почты.
Авторские информационные технологии.
Интеграция информационных технологий.
Распределенные системы обработки данных.
Технологии «клиент-сервер».
Системы электронного документооборота.
Геоинформационные системы;
Глобальные системы; видеоконференции и системы групповой работы.
Корпоративные информационные системы.
Понятие технологизации социального пространства.
Назначения и возможности ИТ обработки текста.
Назначения и возможности ИТ обработки числовой информации.
Виды ИТ для работы с графическими объектами.
Назначение, возможности, сферы применения электронных таблиц.
Основы разработки баз данных.
Основные технологии ввода информации. Достоинства и недостатки.
Оптическая технология ввода информации. Принцип, аппаратное и программное обеспечение.
Основные технологии хранения информации.
Характеристика магнитной, оптической и магнито-оптической технологий хранения информации.
Эволюции и типы сетей ЭВМ.
Архитектура сетей ЭВМ.
Эволюция и виды операционных систем. Характеристика операционных систем.
Понятие гипертекстовой технологии.
Понятие технологии мультимедиа. Программное и техническое обеспечение технологии мультимедиа, стандарты мультимедиа.
Понятие, особенности и назначение технологии информационных хранилищ.
Web — технология.
Технологии обеспечения безопасности компьютерных систем, данных, программ.
Тенденции и проблемы развития ИТ.
Тестирование
Банки информации
1. Основой банка данных является:
1) база данных;
2) совокупность информационных документов;
3) СУБД;
4) система хранения данных.
2. Классы банков информации по назначению:
1) информационно-справочные системы, БД в автоматизированных системах
управления, БД в системах автоматизации научных исследований;
2) БД в системах поиска, БД в системах управления;
3) БД в пользовательских системах, БД в системах управления, БД информационных
систем;
4) исследовательские системы, информационные системы, логические системы.
3. Основные типы банков информации по режиму функционирования:
1) пакетный, диалоговый и смешанный тип;
2) логический, информационный и смешанный;
3) пакетный и логический;
4) информационный, диалоговый и логический.
4. По архитектуре вычислительной среды различают следующие банки информации:
1) логические и диалоговые;
2) централизованные и распределенные;
3) распределенные и автоматизированные;
4) автоматизированные и диалоговые.
5. Предварительная обработка документа для его размещения в банк данных называется:
1) кодированием;
2) индексацией;
3) автоматизацией;
4) поисковой интерпретацией.
Базы данных в структуре информационных систем
1. Основные типы моделей данных:
1) логический, физический;
2) иерархический, эмпирический, физический;
3) сетевой, иерархический, реляционный;
4) реляционный, физический, логический.
2. Процесс построения концептуальной модели разделяется на следующие этапы:
1) сбор и дублирование информации, кодирование;
2) сбор и априорный анализ информации, концептуальный анализ данных и
синтез концептуальной модели;
3) сбор информации, организация ПО (предметной области);
4) определение сферы применения БД, организация данных.
3. При проектировании БД в первую очередь необходимо определить:
1) способ интерпретации отчетов;
2) реализацию операций обработки и управления;
3) структуру данных и их отношения;
4) ключевые поля.
4. Как представлена информация в реляционной БД:
1) в виде списка;
2) в виде совокупности прямоугольных таблиц;
3) блоками;
4) в виде совокупности файлов?
5. Поле в реляционной БД — это:
1) единица информации;
2) совокупность связанных по какому-либо признаку записей;
3) наименьший поименованный элемент информации;
4) совокупность записей, соответствующих одному объекту.
6. Определение понятия «запись» в реляционной БД:
1) наименьший поименованный элемент информации;
2) совокупность полей, соответствующих одному объекту;
3) совокупность элементов файлов;
4) совокупность связанных по какому-либо признаку списков.
7. Как различаются поля в БД:
1) по типам;
2) по количеству информации;
3) по доменам;
4) по алфавиту?
8. Каждое поле в БД может быть отнесено к одному из следующих типов:
1) символьный, лексический, цифровой тип данных;
2) логический, символьный, числовой, тип даты и тип примечаний;
3) лексический, конкурентный, логический, физический;
4) лексический, символьный, конкурентный, тип примечаний и логический.
9. Поле логического типа содержит:
1) величины, принимающие значения «истинно» или «ложно»;
2) логические высказывания;
3) суть логических рассуждений;
4) логические знаки.
10. Что представляет собой символьное поле:
1) текст, выровненный по левому краю, без выполнения вычислений;
2) числа, выровненные по правому краю;
3) содержит величины, принимающие значения «истинно» или «ложно»;
4) реальные даты?
11. Для чего служит поле типа Memo:
1) для хранения секретной информации;
2) для реализации других полей;
3) для хранения больших массивов текстовой информации в отдельном файле;
4) для графики?
12. Какие связи допускают многотабличные БД:
1) один — ко всем;
2) все — ко всем;
3) один — к одному;
4) все перечисленные в 1, 2, 3?
Автоматизированные информационные системы
1. АСУ (автоматизированные системы управления) - это:
1) комплекс технических и программных средств, обеспечивающий управление
объектом в производственной, научной или общественной жизни;
2) робот-автомат;
3) компьютерная программа на рабочем столе руководителя завода;
4) система принятия управленческих решений с привлечением компьютера.
2. Современный принцип построения информационных систем управления:
1) совершенствование математических моделей системы;
2) распределенность информационных ресурсов и технология «клиент - сервер»;
3) персонализация и автоматизация рабочего места;
4) массовая разработка прикладных программ для управленческого персонала.
3. АСНИ (автоматизированная система научных исследований) - это:
1) программно-аппаратный комплекс, связанный с экспериментальными установками;
2) комплекс программ для проведения расчетов научного характера;
3) компьютерная программа на рабочем столе научного работника;
4) комплекс программ для проведения компьютерного моделирования.
4. САПР (система автоматизированного проектирования) - это:
1) программы типа AUTOCAD;
2) программно-аппаратный комплекс моделирования объектов предметной
области;
3) комплекс программ компьютерной графики для инженера-проектировщика;
4) компьютерная программа на рабочем столе конструктора.
5. ГИС (геоинформационные системы) - это:
1) информационные системы в предметной области - география;
2) системы, содержащие топологические базы данных на электронных картах;
3) электронные географические карты;
4) глобальные фонды и архивы географических данных.
Экспертные системы
1. Экспертные системы по своей сути - это:
1) операционные системы;
2) системы программирования;
3) системы искусственного интеллекта;
4) авторские системы.
2. Описанием ситуации по информации, поступающей от датчиков, занимаются
экспертные системы категории:
1) диагностики;
2) проектирования;
3) наблюдения;
4) интерпретации.
3. Экспертная система MYCIN предназначена:
1) для медицинской диагностики;
2) для определения структуры химического вещества;
3) для поиска месторождений полезных ископаемых;
4) для анализа цепей.
4. Экспертная система DENDRAL предназначена:
1) для медицинской диагностики;
2) для определения структуры химического вещества;
3) для поиска месторождений полезных ископаемых;
4) для анализа цепей.
5. Экспертная система PROSPECTOR предназначена:
1) для медицинской диагностики;
2) для определения структуры химического вещества;
3) для поиска месторождений полезных ископаемых;
4) для анализа цепей.
6. Выберите экспертную систему, занимающуюся построением экспертных систем:
1) EXPERT;
2) ROSIE;
3) TEIRESIAS;
4) MOLGEN.
7. Выберите экспертную систему, занимающуюся обучением электронике:
1) EXPERT;
2) MOLGEN;
3) SOPHIE;
4) GUIDON.
8. Выберите экспертную систему, занимающуюся медицинской диагностикой:
1) PUFF; 3) MOLGEN;
2) EL; 4) MYCIN.
Электронные таблицы данных в структуре информационных систем
1.Что делает программа MS Excel, если в составленной формуле содержится ошибка?
возвращает 0 как значение ячейки
выводит сообщение о типе ошибки как значение ячейки
исправляет ошибку в формуле
удаляет формулу с ошибкой
Чем относительный адрес отличаются от абсолютного адреса?
относительный адрес ссылается на диапазон, расположенный относительно текущей ячейки
абсолютный адрес всегда ссылается на один и тот же диапазон
относительный адрес - это такой адрес, который действует относительно текущей книги
абсолютный адрес может ссылаться на диапазоны внутри текущей книги и за ее пределами
по функциональности ничем не отличаются. Отличия имеются в стиле записи адреса
Фильтрация данных в MS Excel – это процедура, предназначенная для:
расположения данных исходной таблицы в наиболее удобном для пользователя виде
графического представления данных из исходной таблицы
изменение порядка записей
отображения на экране записей таблицы, значения в которых соответствуют условиям, заданным пользователем
Темы рефератов
Программные системы обработки текстов под WINDOWS.
Электронные таблицы под WINDOWS.
Программные системы обработки графической информации под WINDOWS.
Современная компьютерная графика. CorelDraw и Photoshop.
Компьютерная анимация. 3D Max и другие.
Программные системы обработки сканированной информации.
Программные системы«переводчики».
Мультимедиа системы.Компьютер и музыка.
Мультимедиа системы.Компьютер и видео.
Системы управления базами данных под MS DOS и WINDOWS.
Обучающие системы.Средства создания систем диагностики и контроля знаний.
Сетевые и телекоммуникационные сервисные программы.
О программах-поисковиках в Интернете.
О программах-браузерах в Интернете.
Пакет MathCad.
Развитие программных средств математических вычислений от Eureka до Mathematica.
Текстовый процессор Word.
Настольная издательская система PageMarker.
Сканирование и распознавание изображений.
Возможности и перспективы развития компьютерной графики.
Информационные справочные системы в человеческом обществе.
Информационные поисковые системы в человеческом обществе.
Базы данных и Интернет.
Геоинформационные системы.
Проектирование и программирование баз данных.
Информационная система «Галактика».
Информационная система «Консультант плюс»
Информационная система «Гарант плюс».
7