СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонд оценочных средств по дисциплине русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

фонд оценочных средств по русскому языку 

Просмотр содержимого документа
«Фонд оценочных средств по дисциплине русский язык»







ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по учебному предмету

РУССКИЙ ЯЗЫК

для обучающихся 4 класса









Фонд оценочных средств рассмотрен и одобрен на заседании МО____________

Протокол №____________от «_______________»_____________20___________г

Руководитель МО____________________________/__________________________/























ПАСПОРТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ РУССКИЙ ЯЗЫК


п/п

Контролируемые разделы

учебного предмета


Наименование оценочного средства

1

Морфология. Имя существительное. Контроль изучения словарных слов

Контрольный словарный диктант №1

2

Морфология. Имя прилагательное.

Входной контрольный диктант №1 «Родник»

3

Предложение с однородными членами

Итоговый контрольный диктант №2 «Ночная радуга» за 1 четверть

4

Правописание глаголов

Контрольный диктант №3 «Ёжик»

5

Морфология. Числительное. Правописание числительных.

Контрольный диктант №4 «Весна в лесу»

6

Морфология. Числительное.

Контроль изучения словарных слов

Контрольный словарный диктант №2

7

Текст.

Контрольное изложение №1

8

Текст.


Контрольный диктант №5 «Бабочки на дорожке»

9

Синтаксис. Сложное предложение. Знаки препинания в сложных предложениях.

Итоговый контрольный диктант №6 «Летняя прогулка»































Входной контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученных орфограмм» - урок 20


Родник.

Я возвращался с рыбалки по знакомой тропинке через болото. Солнце стояло высоко. Очень хотелось пить. Вдруг я услышал тихое журчание и остановился.

Рядом рос низкий куст смородины. Я поднял с земли ветку с широкими листьями и гроздьями красных ягод. Несколько спелых смородин шлёпнулось в воду. Под веткой оказалась круглая ямка с прозрачной водой. Из ямки вытекал ручеёк.

Я напился и накрыл родничок веткой смородины.

(По В. Баталову) (65 слов)

Слова для справок: возвращался, несколько.


Орфографическое задание

Вариант 1

1. Допиши окончания имён существительных, письменно докажи свой выбор (Укажи склонение и падеж).

по деревн..., от акварел..., о дом..., на местност..., из травк...

2. Выпиши из диктанта слово с орфограммой «Непро­износимые согласные в корне» и запиши ещё два слова на эту же орфограмму. Запиши к ним проверочные слова.

Вариант 2

1. Допиши окончания имен существительных, письменно докажи свой выбор (Укажи склонение и падеж).

на поверхност…, для морков…, к бабушк…, из-за смелост…, о лес…

2. Выпиши из диктанта слово с орфограммой «Проверяемые согласные в корне» и запиши ещё два слова на эту же орфограмму. Запиши проверочные слова.


Ответы.

Вариант 1

  1. По деревне (1 скл. Д.п.), от акварели ( 3 скл., Р.П.), о доме ( 2 скл., П.п.), на местности ( 3 скл., П.п.), из травки ( 1 скл., Р.п.).

  2. Солнце – солнечный, + еще любые слова на ту же орфограмму.

Вариант 2

1. Все варианты: низкий – низок, куст – кустик, ветку – веточка, веткой – веточка, ягод – ягоды, + еще 2 слова с указанной орфограммой.

2. На поверхности (3 скл., П.п.), для моркови ( 3 скл., Р. п.), к бабушке (1 скл., Д.п.) из-за смелости ( 3 скл., Р.п.) , о лесе (2 скл., П.п.).















Итоговый контрольный диктант №2 за 1 четверть – урок 38


Ночная радуга.

Однажды ночью я увидел радугу!

В летнюю ночь мы с товарищем сидели у костра на берегу реки. Надвинулась туча и затянула все небо. Пошел мелкий, но сильный дождь. Мы спрятались в шалаш.

Скоро дождь почти перестал. И я увидел над рекой радугу. Только она была не цветная, а молочно-белая. Среди черных туч появился просвет, а в него выглядывала луна.

Я не спал и любовался светящей в темноте ночной радугой. (70 слов)

Слово для справок: молочно-белая.


Орфографическое задание.

1 вариант

1. Выпишите из диктанта все слова с орфограммой «Мягкий знак на конце слов после шипящих». Подчеркните орфограмму.

2. Запишите номер предложения и укажите количество запятых, которые нужно в нем поставить:

а) Свежий ветер пахнет полынью васильками мятой.

б) Дремучими лесами покрыты Урал Приуралье и Сибирь.

в) На кустах на траве на былинках на соломинках блестят нити осенней паутины.

2 вариант

1. Выпишите из диктанта слово с орфограммой «Разделительный ъ» и напишите еще два слова на эту орфограмму. Подчеркните орфограмму.

2. Запишите номер предложения и укажите количество запятых, которые нужно в нем поставить:

а) Заяц выбрал местечко посуше раскопал снег лег в новую нору уложил на спине уши и заснул.

б) Искры костра взвивались падали шипели.

в) Солнце выглянуло из-за туч поиграло лучами но скоро опять исчезло.


Ответы.

Вариант 1

1. Ночь (3-е скл.), шалаш (2 скл.), туч (1 скл., Р.п.)

2 .

1. Свежий ветер пахнет полынью, васильками, мятой.

2. Дремучими лесами покрыты Урал, Приуралье и Сибирь.

3. На кустах, на травах, на былинках, на соломинках блестят нити осенней паутины.


Вариант 2

1. Ночью + два слова этой же орфограммы.

2.

1. Заяц выбрал местечко посуше, раскопал снег, лег в новую нору, уложил на спине уши и заснул.

2. Искры костра взвивались, падали, шипели.

3. Солнце выглянуло из-за туч, поиграло лучами, но скоро опять исчезло.








Контрольный диктант №3 по теме «Орфограммы, изученные

в 1 полугодии»-75


Ёжик

По лесной тропинке торопится, бежит в свою норку ёж.Осенью у ежей мало добычи. Не найдешь червей и лягушек. Не отыщешь жуков и гусениц.

Днем и ночью таскает еж в нору листочки и мягкий мох, готовит себе теплое зимовье. Скоро спрячется зверек в своем логове и проспит там всю зиму. Накроет норку снежный сугроб. Никто не найдет, не разбудит ежа. Будет зимовать колючий в теплой норке до весны. Будут ему сниться лесные ежиные сны. (75 слов)


Орфографическое задание

I вариант

  1. Запиши глаголы в два столбика. Вставь пропущенные буквы, обозначь окончания.

Тян…м, корм…м, вар…м, зна…м, пиш…м, смот..м, ход..м, стира…м

1 спряжение 2 спряжение

2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «тся и ться в глаголах».

3. Поставь глаголы в форму 2-го лица, единственного числа. Запиши слова парами. Выдели окончания: варить, вертеть, начинать, читать

ешь


Образец: желать - жела


II вариант

  1. Запиши глаголы в форме 2-го лица единственного числа. Обозначь личные окончания.

Образец: желать – желаешь

Варить, вертеть, начинать, читать

2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «Разделительный мягкий знак».

3. Поставь глаголы в форму 2-го лица, единственного числа. Запиши слова парами. Выдели окончания: жарить, смотреть, пускать, писать

ешь


Образец: желать - жела


Ответы.

Вариант 1

1.

1 спряжение 2 спряжение

тянем кормим

знаем варим

пишем смотрим

стираем ходим

2. Торопится, спрячется, сниться.

3. Варить – варишь, вертеть – варишь, начинать – начинаешь, читать – читаешь.


Вариант 2

1.

1 спряжение 2 спряжение

читаем парим

убираем красим

украшаем победим

меняем гладим

2. Торопится, спрячется, сниться.

3. Жарить – жаришь, смотреть – смотришь, пускать – пускаешь, писать – пишешь

Контрольный диктант №4 по теме «Орфограммы, изученные

в 3 четверти»– 124


Весна в лесу.

Наступила радостная, шумная весна. Тёплые лучи солнца съедают последний снег. Звенят под деревьями весёлые ручьи. Душистой смолой пахнут набухшие почки. С раннего утра до позднего вечера поют на лесной поляне птицы. Вылезли из своих жилищ жучки, паучки, букашки. Вышел из своего зимнего домика ёжик и осмотрел окрестности. Он не хотел вставать. Холодный ручеёк забрался в его постельку и разбудил ежа. Мелькнула серая тень. Это полевая мышь пробежала по узкой тропинке. На макушке ели шумят драчливые вороны. Скоро побегут от кочки к кочке хлопотливые муравьи. Все рады весне!


Грамматическое задание:

1 вариант:

1. Тёплые лучи солнца съедают последний снег.

Разобрать по членам предложения, указать части речи.

2. Сделать морфологический разбор слова - солнца.


2 вариант:

1. На макушке ели шумят драчливые вороны.

Разобрать по членам предложения, указать части речи.

2. Сделать морфологический разбор слова – макушке.


Ответы.


Грамматическое задание:

1 вариант:

1. Тёплые(прил.) лучи(сущ.) солнца(сущ.) съедают(гл.) последний (прил.)снег(сущ).


2. Солнца

Часть речи —  сущ.

Морфологические признаки

1.Н.ф.: солнце (именительный падеж единственного числа);

2.Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение;

3.Непостоянные признаки: род. падеж, ед. число.

4.Член предложения: дополнение



2 вариант:

1. На(пред.) макушке(сущ.) ели(сущ.) шумят(гл.) драчливые(прилаг.) вороны(сущ.).


2. Макушке.

Часть речи —  имя существительное.

Морфологические признаки

1.Н.ф.: макушка (им. падеж ед. числа);

2. Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение;

3.Непостоянные признаки: дат. падеж, ед. число.

Член предложения: обстоятельство





Контрольное изложение №1 -155


Однажды старик Прохор рассказал мне сказку об осени. В давние времена сковали кузнецы первое ружьишко. Попало оно в руки к глупому человеку.

Шёл этот человек лесом и увидел, как летят под небеса­ми жёлтые весёлые птицы, пересвистываются, зазывают гостей. Глупый человек ударил по ним из обоих стволов. И полетел золотой пух на землю, упал на леса. И леса посохли. А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались.

Раньше вся птица зимовала у нас. Даже журавль никуда не подавался. Леса и летом, и зимой стояли зелёные. И сне­га не было. И зимы не было.

Убил человек первую птицу — и загрустила земля. Нача­лись листопады, дожди и холода. И птица от нас отлетает, обиделась на человека. Выходит, что мы себе навредили. А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.

(По К. Паустовскому)


Примечание. Перед написанием изложения целесооб­разно провести следующую подготовительную работу.

1. Ответить на вопросы.

  1. О чём рассказывает сказка? Чему она учит?

  2. Как относится рассказчик к поступку героя? С ка­ким настроением рассказывает старик сказку?

  3. Как рассказ характеризует старика Прохора? Какие особенности его речи вы заметили?

  4. Почему его рассказ можно назвать сказкой? Как её можно озаглавить?


2. Составить примерный план.

  1. Первый выстрел.

  2. Как было раньше.

  3. Загрустила земля.


3. Предупредить возможные лексико-орфографические затруднения.

1. Объяснить смысл выражений: ударил из обоих ство­лов; никуда не подавался; крепко беречь.

2. Обратить внимание на строение предложений.
А иные листья, куда попала птичья кровь, покрасне­ли и тоже осыпались.

Убил человек первую птицу — и загрустила земля.

Выходит, что мы себе навредили.

А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь

3. Обратить внимание на правописание следующих слов. Сковали, ружьишко, небесами, зазывают, обоих, ни­куда, не подавался, начались, листопады, крепко, беречь


  1. Выбрать из текста опорные слова и выражения (записать на доске или в черновики):

  1. сковали ружьишко, попало в руки, ударил из обо­их стволов, золотой пух, посохли леса, осыпались листья;

  2. птица зимовала, никуда не подавался, не было зимы;

  3. загрустила земля, обиделись на человека, себе навредили, надобно крепко беречь.








Контрольный диктант №5 по теме «Орфографические и пунктуационные правила»-162


Бабочки на дорожке

Кусты и травы сгибаются от воды, а узкую тропинку солнце уже высушило. Идёшь – и только разноцветные камешки под ногами звенят. На тёплую дорожку вылетели белые, жёлтые, голубые бабочки. Крылья у бабочек в горошек, в крапинку, в полоску.

Я иду, а они порхают над головой. Живая пёстрая лента кружится волной и опускается на тропу. И только четыре бабочки с яркими крылышками взлетают вверх.

Обратно я иду после обеда. Трава просохла, раскрылись цветы. И бабочки улетели прочь с нагретой тропинки.

(81 слово)

Слова для справок: вверх, обратно.


Орфографическое задание

Вариант 1

1. Выпиши из текста диктанта три слова с проверяемой гласной в корне, подбери к ним проверочные слова. Обозначь орфограмму.

2. Спиши слова. Обозначь орфограмму, которая их объединяет.

в доме, у мыши, по тропинке, на пристани

Вариант 2

1. Выпиши из текста диктанта три слова с орфограммой в приставке, отметь приставку в словах.

2. Спиши слова. Обозначь орфограмму, которая их объединяет.

подъезд, объявление, подъехал, объезд

Ответы:

Вариант 1

  1. Все варианты: сгибаются – сгиб, (от) воды – водный, тропинку – тропка, разноцветные – разный, (под) ногами – ноги, вылетели – прилёт, полоску – полосы, (над) головой – головы, волной – волны, (на) тропу – тропы, взлетают – перелёт, трава – травы, цветы – цвет, улетели – прилёт.

2. В доме (2-е скл., П.п.), у мыши (3-е скл., Р.п.), по тропинке (1-е скл, Д.п.), на пристани (3-е скл., П.п.).


Вариант 2

  1. Все варианты: сгибаются, опускается, просохла, раскрылись, (с) нагретой

  2. Подъезд, объявление, подъехал, объезд.


















Итоговый контрольный диктант № 6- 167

Летняя прогулка

   Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.
   На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенёк у ключа, достану кружку и кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды! Хорошо летом в роще, в лесу, в поле! (80 слов)

Грамматическое задание:

1. Разобрать первое предложение по членам и частям речи.

2. Выписать из текста по одному имени существительному, прилагательному и глаголу. Разобрать слова по составу.

3. Выполнить фонетический разбор имён существительных из второго предложения.


Ответы.

Грамматическое задание:

1. Ранним(прил.) утром(сущ.) иду(гл.) я(мест.) в(пред.) соседнюю(прил.) рощу(сущ.).

2. Выписать из текста по одному имени существительному, прилагательному и глаголу. Разобрать слова по составу.

Листочки, утреннего, распевают.

3. Берё́з

берёз — слово из 2 слогов: бе-рёз. Ударение падает на букву ё.

Транскрипция слова: [б’ир’ос]

б — [б’] — согласный, звонкий парный, мягкий (парный)
е — [и] — гласный, безударный
р — [р’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)
ё — [о] — гласный, ударный
з — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)

В слове 5 букв и 5 звуков.



Контрольный словарный диктант №1 - 7

Охотник, тайга, аппликация, волшебник, акварель, надежда, представление, железо, издалека, обида, печаль, километр. (12 слов)



Контрольный словарный диктант № 2 – 126

Кроссворд, оборона, металл, конверт, богатство, восемь, желать, бассейн, сочинение, обида, капитан, изображение, хозяин, якорь, печаль. (15 слов)


Критерии оценивания словарных диктантов

 «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.

«3» – за работу, в которой допущены 2 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущены 3 и более ошибок.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДИКТАНТА:


Оценка «5» – нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (возможно одно исправление графического характера).

Оценка «4» – допущено 1 - 2 орфографические ошибки; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

Оценка «3» – допущено 3 - 5 орфографических ошибок, работа написана небрежно.

Оценка «2» – допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.


Ошибкой в диктанте следует считать:


-нарушение правил орфографии при написании слов;

-пропуск и искажение букв в словах;

-замену слов;

-отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;

-неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (изучаются в каждом классе).



За ошибку не считаются:


-ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались ранее;

-единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

-единичный случай замены одного слова без искажения смысла;

-неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.


За одну ошибку в диктанте считаются:


-два исправления;

-две пунктуационные ошибки;

-повторение ошибок в одном и том же слове;

-2 негрубые ошибки.


Негрубыми ошибками считаются следующие:


-повторение одной и той же буквы в слове;

-недописанное слово;

-перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

-дважды записанное одно и то же слово в предложении.



Грамматическое задание

Для проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений проводится выполнение грамматических заданий. Задания данного вида могут проводиться отдельно от контрольного диктанта и контрольного списывания или проводиться после диктанта (не более 4 видов грамматических разборов). В таком случае выставляются 2 отметки: за диктант и задание по отдельности.

Оценка «5» - выполнено без ошибок.

Оценка «4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

Оценка «2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИЗЛОЖЕНИЯ


При проверке изложений 2 оценки: за содержание и грамотность.


«5» - ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют недочеты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускаются 1-2 исправления).

«4» - ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления. 
«3» - ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления.
«2» - ставится, если в работе имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6 ошибок, 3-5 исправлений.