Оценочные средства.
Контрольная работа.
4. Характеристика структуры и содержания
Каждый вариант КИМ содержит 14 заданий.
Все задания с 1 по 14 – с кратким ответом.
5. Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности
В контрольной работе проверяются знания и умения, приобретенные в результате освоения следующих разделов курса физики 7 класса основной школы:
Механические явления;
Тепловые явления.
Общее количество заданий в контрольной работе по каждому из разделов приблизительно пропорционально его содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на изучение данного раздела в школьном курсе.
Контрольная работа разрабатывается исходя из необходимости проверки следующих видов деятельности:
Владение основным понятийным аппаратом курса физики 7 класса;
Владение основами знаний о методах научного познания;
Решение задач различного уровня сложности.
6. Распределение заданий КИМ по уровням сложности
В контрольной работе представлены 13 заданий базового уровня сложности и одно задание повышенного уровня сложности.
7. Продолжительность контрольной работы по физике за I полугодие
Примерное время на выполнение заданий – от 2 до 3 мин.
На выполнение всей контрольной работы отводится 40 минут.
8. Дополнительные материалы и оборудование
Используется непрограммируемый калькулятор (на каждого ученика). При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
9. Критерии оценивания контрольной работы
За верное выполнение каждого из заданий 1-10 и 12-14 выставляется по одному баллу, за задание 11 – два балла.
На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается общий балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале:
Количество баллов | Рекомендуемая оценка |
14-15 | 5 |
11-13 | 4 |
8-10 | 3 |
Менее 7 | 2 |
Контрольно-измерительный материал
для проведения контрольной работы по физике обучающихся 7 классов
I вариант
Как взаимодействуют между собой молекулы любого вещества?
а) только отталкиваются
б) только притягиваются
в) притягиваются и отталкиваются
г) не взаимодействуют
Что из перечисленного является физическим телом?
а) путь
б) скорость
в) медь
г) пенал
Если положить огурец в соленую воду, то через некоторое время он станет соленым. Выберите явление, которое обязательно придется использовать при объяснении этого процесса.
а) диффузия
б) растворение
в) нагревание
г) плавление
Какая скорость больше: 54 км/ч или 5 м/с?
а) 54 км/ч
б) 5 м/с
в) они равны
г) определить невозможно
Поезд проехал 120 км за 2 ч. Какова средняя скорость поезда?
а) 60 км/ч
б) 0,16 м/с
в) 1 м/с
г) 30 км/ч
Трубка, объем которой 0,5
, заполнена газом массой 0,45 кг. Чему равна плотность этого газа?
а) 1,11 кг/
б) 0,9 кг/
в) 0,225 кг/
г) 111 кг/
Что такое всемирное тяготение?
а) притяжение планет к Солнцу
б) притяжение планет друг к другу
в) притяжение всех тел друг к другу
г) притяжение всех тел к Земле
Чему примерно равна сила тяжести, действующая на тело массой 2 кг?
а) 0,2 Н
б) 10 Н
в) 20 Н
г) 5 Н
На тело действуют две силы: одна, направленная вверх, равна 10 Н, и вторая, направленная вверх, равна 9 Н. Куда направлена и чему равна равнодействующая этих сил?
а) направлена вниз и равна 1 Н
б) направлена вверх и равна 19 Н
в) направлена вниз и равна 19 Н
г) направлена вверх и равна 1 Н
10. В каком состоянии вещество не имеет собственной формы, но имеет постоянный объем?
а) только в жидком
б) только в газообразном
в) в жидком и газообразном
г) только в твердом
11. Для каждого физического понятия из первого столбца подберите соответствующий пример из второго столбца.
ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ | ПРИМЕРЫ |
А) физическая величина Б) единица физической величины B) физический прибор | 1) динамометр 2) диффузия 3) сила 4) секунда 5) молекула |
12. Цена деления и предел измерения мензурки (см. рисунок) равны соответственно
1) 10 мл; 200 мл
2) 10 мл; 70 мл
3) 50 мл; 70 мл
4) 50 мл; 100 мл
13. Длину бруска измеряют с помощью линейки. Запишите результат измерения, учитывая, что погрешность измерения равна половине цены деления.
1) 5,5 см
2) (5,0 ± 0,5) см
3) (5,0 ± 0,25) см
4) (5,50 ± 0,25) см
14. В процессе нагревания колбы с жидкостью, помещённой в сосуд с горячей водой, наблюдали повышение уровня жидкости в трубке (см. рисунок). При этом в колбе
1) масса и плотность жидкости не изменились
2) масса и плотность жидкости увеличились
3) масса жидкости не изменилась, а её плотность уменьшилась
4) масса жидкости не изменилась, а её плотность увеличилась
II вариант
Какой из перечисленных приборов вы бы взяли для измерения температуры воды?
а) барометр
б) манометр
в) термометр
г) спидометр
С повышением температуры объем большинства тел увеличивается. Это явление можно объяснить тем, что при нагревании:
а) увеличивается среднее расстояние между молекулами
б) увеличиваются размеры молекул
в) уменьшается масса молекул
г) увеличивается масса молекул
В каких телах диффузия при одинаковых температурах происходит быстрее?
а) в газах
б) в жидкостях
в) в твердых телах
г) во всех одинаково
Велосипедист за 10 мин проехал 3 км. С какой средней скоростью он двигался?
а) 50 м/с
б) 30 м/с
в) 3 м/с
г) 5 м/с
Какая скорость больше: 20 м/с или 72 км/ч?
а) 20 м/с
б) 72 км/ч
в) они равны
г) определить невозможно
Сосуд объемом 0,4
вмещает 460 кг раствора медного купороса. Чему равна плотность этого раствора?
а) 0,00087 кг/
б) 8,7 кг/
в) 1,15 кг/
г) 1150 кг/
Какую силу называют силой тяжести?
а) которая деформирует тела
б) которая изменяет скорость падающего на землю тела
в) силу, с которой Земля притягивает к себе тела
г) силу, с которой тела притягивают Землю
На тело действуют две силы: одна, направленная вверх, равна 10 Н, и вторая, направленная вниз, равна 9 Н. Куда направлена и чему равна равнодействующая этих сил?
а) направлена вниз и равна 1 Н
б) направлена вверх и равна 19 Н
в) направлена вниз и равна 19 Н
г) направлена вверх и равна 1 Н
Чему примерно равен вес тела массой 2 кг?
а) 0,2 Н
б) 10 Н
в) 20 Н
г) 5 Н
10. Что из перечисленного является веществом?
а) путь
б) скорость
в) медь
г) пенал
11. Для каждого физического понятия из первого столбца подберите соответствующий пример из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ | | ПРИМЕРЫ |
А) физическая величина Б) единица физической величины В) прибор для измерения физической величины | | 1) ньютон 2) инерция 3) масса 4) кристалл 5) весы |
Цена деления и предел измерения динамометра (см. рисунок) равны соответственно
1) 1 Н, 4 Н
2) 4 Н, 1 Н
3) 0,5 Н, 4 Н
4) 0,5 Н, 5 Н
В процессе нагревания стальной шарик перестал пролезать сквозь металлическое кольцо (см. рисунок).
При этом
1) масса и плотность шарика не изменились
2) масса и плотность шарика увеличились
3) масса шарика не изменилась, а его плотность уменьшилась
4) масса шарика не изменилась, а его плотность увеличилась
Длину бруска измеряют с помощью линейки. Запишите результат измерения, учитывая, что погрешность измерения равна половине цены деления.
1) 7,5 см
2) (7,0 ± 0,5) см
3) (7,50 ± 0,25) см
4) (7,5 ± 0,5) см
Зачетное занятие.
В
ариант 1
1. Термометр, представленный на рисунке, имеет две шкалы - Цельсия и Фаренгейта. Определите цену деления шкалы Фаренгейта и запишите температуру в градусах Фаренгейта.
В ответе записать:
Цена деления _______ ºF, температура _________ ºF.
2. Летом можно нарвать листьев смородины и залить их кипятком. Постепенно весь настой приобретет золотисто-зеленоватый оттенок. На каком явлении основана заварка чаев и в чем его суть?
Дайте развернутый ответ.
3. В эксперименте капля воды падает в жидкий азот, температура которого t = - 172 ⁰C, и очень быстро замерзает. Выберите все верные утверждения, которые соответствуют происходящим в этот момент явлениям:
А) Идет химическая реакция воды и азота.
Б) Скорость молекул воды резко уменьшается.
В) Увеличивается притяжение между молекулами воды и они слипаются, образуя лед.
Г) Вследствие уменьшения скорости молекулы не могут преодолевать притяжение и перемещаться друг относительно друга и образуется твердое тело.
Д) Молекулы воды никак не изменяются, скорость их тоже не успевает измениться.
Е) Структура самой молекулы в капле жидкой воды и в кусочке льда не изменяется.
В ответе запишите буквы правильных утверждений.
4. Известно, что перья птиц покрыты тонким слоем жира. Вследствие этого птицы могут достаточно долго плавать и даже нырять, но выходить, как говорится, "сухими из воды". Выберите все верные утверждения, которые объясняют данное явление.
А) Вода смачивает жир, но жир не пропускает воду внутрь.
Б) Вада не смачивает жир.
В) Молекулы воды сильнее притягиваются друг к другу, чем к молекулам жира.
Г) Молекулы воды сильнее притягиваются к жиру, чем друг к другу.
Д) Молекулы воды отталкиваются от жирных поверхностей.
Е) Молекулы воды сильнее притягиваются к жиру, чем, непосредственно к перьям.
В ответе запишите буквы правильных утверждений.
5. При падении капли воды с крыши ее скорость все время увеличивается. К какому виду движения относится падение капли, и в чем его суть?
А) Равномерное движение. При нем скорость тела равномерно увеличивается.
Б) Неравномерное движение. Тело за равные промежутки времени проходит различные пути.
В) Равномерное движение, при котором тело за равные промежутки времени проходит равные пути.
Г) Скоростное движение. Это движение, при котором скорость все время возрастает.
В ответе запишите букву верного утверждения.
6
. Ребята делали практическое задание, в котором необходимо определить, у какого из образцов плотность больше. Оба образца ученики положили на весы и получили результат, схематично изображенный на рисунке. Итак, у какого из образцов плотность больше?
Дайте ответ цифрой: 1 - левый образец, большего объема; 2 - правый образец, меньшего объема.
7. Мама купила молоко и Гриша, изучая этикетку, не нашел информации о массе молока. Используя данные с этикетки определите массу молока. Плотность молока 1,03 г/см3.
Запишите расчет и ответ в граммах.
8. Когда Костя с родителями на машине ехали на дачу, им захотелось определить среднюю скорость своего движения. Костя включил секундомер на телефоне, а папа запомнил, каков пробег автомобиля в этот момент. Когда они приехали, папа сказал, что пробег автомобиля увеличился на 37 км, а Костя остановил секундомер на показаниях 32 мин 25 секунд. Чему равна была средняя скорость их движения?
Ответ запишите в м/с, округлив до целых.
9. На рисунке представлен график скорости электровоза. Какой путь прошел электровоз на участке движения с постоянной скоростью?
Ответ запишите в метрах.
10. Мальчик прыгнул с неподвижного плота на берег со скоростью 2 м/с. Какую скорость при этом приобрел плот, если его масса в два раза больше массы мальчика?
Ответ запишите в м/с.
11. Алюминиевый шар имеет массу 270 г, при объеме 500 см³. Определите объем пустой полости внутри шара, если плотность алюминия составляет 2700 кг/м3.
Запишите полное решение задачи с ответом.
12. Вагон шириной 2,76 м был пробит пулей, летящей перпендикулярно движению вагона. Смещение отверстий в стенках вагона относительно друг друга составило 8 см. Какова скорость движения пули внутри вагона, если вагон движется со скоростью 72 км/ч?
Запишите полное решение задачи с ответом.
Вариант 2
1. На рисунке представлен секундомер. Определите цену деления на шкале секундомера (для секундной стрелки) и какое время он показывает.
В ответе записать:
Цена деления _____ с , показания секундомера _____с.
2. Папа и Вера разбирали старые вещи на чердаке и нашли папины прописи, в которых он учился писать в первом классе. Вера стали их листать и заметила, что толщина линий букв намного толще, чем в ее тетрадях. Вера удивилось и задумалась, почему так. За счет какого явления увеличилась толщина линий чернил на бумаге и в чем его суть?
Дайте развернутый ответ.
3. Температура расплавленная стали примерно 1500 ⁰С. При затвердевании в изложнице сталь уменьшается в объеме и образуется, так называемая, усадка. Выберите все верные ответы, которые характеризуют процесс кристаллизации стали и состояние молекул при этом.
А) В процессе охлаждения жидкой и твердой стали скорость молекул уменьшается.
Б) В твердом состоянии молекулы стали меньше по размеру, отчего и происходит усадка.
В) Даже в жидком состоянии молекулы стали мало подвижны и не смещаются друг относительно друга.
Г) В процессе охлаждения скорость молекул стали не изменяется, но они сильнее притягиваются друг к другу.
Д) В жидкой стали молекулы непрерывно и хаотично движутся и перемещаются относительно друг друга, а в твердом состоянии - занимают свою позицию в кристаллической решетке.
Е) Даже в твердом состоянии молекулы стали обладают скоростью и совершают колебательное движение в узлах решетки.
В ответе запишите буквы правильных утверждений.
4. Миша экспериментировал с капельками воды. Одну капельку он капнул на простой лист из школьной тетради, а вторую - на лист, на котором предварительно порисовал восковой свечой. Оказалось, на обычном листе - капелька расползлась и впиталась в бумагу, а на обработанном воском - собралась капельками. Миша задумался, почему так? Выберите все верные утверждения, которые объясняют данное явление.
А) Молекулы воды сильнее притягиваются к бумаге, чем к воску.
Б) Молекулы воды сильнее притягиваются друг к другу, чем к воску.
В) Молекулы воды вступают в химическую реакцию с бумагой, но не вступают в реакцию с воском.
Г) Вода смачивает воск и не смачивает бумагу.
Д) Вода смачивает бумагу, но не смачивает воск.
Е) Молекулы воды сильнее притягиваются друг к другу, чем к бумаге.
В ответе запишите буквы правильных утверждений.
5. Секундная стрелка в часовом механизме непрерывно движется и всегда делает полный оборот за 1 минуту. К какому виду движения можно отнести движение крайнего кончика секундой стрелки и в чем его суть?
А) Неравномерное движение. Потому что в данном случае оно вращательное.
Б) Неравномерное движение. За равные промежутки времени тело проходит разные пути.
В) Равномерное движение. За равные промежутки времени тело проходит равные пути.
Г) Равнопеременное движение. Потому что хоть кончик стрелки и движется с постоянной скоростью, он все время поворачивается по кругу.
В ответе запишите букву верного утверждения.
6. Ребята решали практическое задание, в котором нужно определить, у какого из образцов, равных по объему, плотность материала меньше. Оба образца ребята положили на весы, как представлено на рисунке. Итак, плотность какого из них меньше?
Ответ запишите цифрой: 1 - у левого, светлого образца;
2 - у правого, темного образца.
7. Папа купил молоко. Маша хотела узнать, какова масса молока, но не нашла этой информации на этикетке. Используя данные с этикетки определите массу молока в бутылке. Плотность молока 1,03 г/см3.
Запишите расчет и ответ в граммах.
8. Валя ехала с родителями в отпуск на поезде и захотела узнать, с какой средней скоростью движется поезд. Папа сказал, что путь можно определить, пользуясь указателями вдоль железной дороги, а время можно зафиксировать с помощью секундомера на телефоне. Таким образом они замерили, что путь от 1130 до 1140 километра поезд проехал за 7 мин и 20 секунд. С какой средней скоростью двигался поезд?
Ответ запишите в м/с, округлив до десятых.
9. На рисунке представлен график скорости автомобиля. Какой путь прошел автомобиль на участке движения с постоянной скоростью?
Ответ запишите в км.
10. Коля нырнул с неподвижной лодки в воду, приобретя скорость 3 м/с. Какую скорость приобретет лодка, если ее масса в два раза больше массы мальчика?
Ответ запишите в м/с.
11. Медная литая статуэтка имеет массу 1780 г при объеме 250 см³. Определите объем пустой полости внутри статуэтки, если плотность меди равна 8900 кг/м3.
Запишите полное решение задачи с ответом.
12. Во время дождя капли падают перпендикулярно на боковое окно автобуса, едущего со скоростью 72 км/ч. При этом на окне появляются водные дорожки под наклоном к вертикали окна. Точка падения капли в самом верху окна и точка ее траектории в низу окна смешены относительно друг друга на 40 см. Чему равна скорость движения капли по окну, если высота окна составляет 70 см?
Запишите полное решение задачи с ответом.
Таблица баллов:
№ задания | Количество баллов |
1 | 2 |
2 | 2 |
3 | 3 |
4 | 3 |
5-8 | 1 |
9 | 2 |
10 | 1 |
11-12 | 2 |
Максимальное количество баллов: 21
Перевод баллов в оценки:
7-10 баллов - "3"
11-15 баллов - "4"
16-21 баллов - "5"
Контрольная работа по теме: «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»
Контрольная работа состоит из 8 заданий: 7- задания базового уровня, 1 - повышенного.
На выполнение 8 заданий отводится 40 минут. Контрольная работа составлена в 2-х вариантах. Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий.
Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов, указанных в таблице.
№ задания | Количество баллов |
1 - 6 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов – неправильный ответ |
7 | Максимальное количество баллов -2 Правильно распределено 3 понятия - 2 балла Правильно распределено 2 понятия - 1 балл Правильно распределено 1понятие - 0 баллов |
8 | Максимальное количество баллов – 3 Если: полностью записано условие, содержатся пояснения решения, записаны формулы, записан перевод единиц измерения в СИ, вычисления выполнены верно, записан подробный ответ – 3 балла Если: записано условие, отсутствуют пояснения решения, записаны формулы, не записан перевод единиц измерения в СИ, вычисления выполнены верно, записан ответ – 2 балла Если: записано условие, отсутствуют пояснения решения, записаны формулы, не записан перевод единиц измерения в СИ, содержится вычислительная ошибка, не искажающая грубо результат, записан ответ – 1 балл Если ход решения не верный, но присутствует правильный ответ – 0 баллов |
Оценка правильности выполнения задания | Оценка правильности выполнения задания (регулятивное УУД): после проверки работы учителем попросить проверить - учащихся свои работы, сверяя их с эталоном ответов (умение оценивать правильность выполнения учебной задачи). Соотнести с отметкой учителя, прокомментировать результат выполнения задания. Данное задание оценивается, но в баллы и отметку не переводится. |
Итого | 11 баллов |
Перевод баллов к 5-балльной отметке
Баллы | Отметка |
11-10 | 5 |
9 - 8 | 4 |
7 - 5 | 3 |
меньше 5 | 2 |
Контрольная работа
«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»
ВАРИАНТ № 1
Уровень А
1. Трактор массой 6 т имеет площадь обеих гусениц 2 м2. Найдите давление трактора на почву.
1) 15 Па;
2) 15 кПа;
3) 30 Па;
4) 30 кПа.
2. В открытой цистерне, наполненной до уровня 4 м, находится жидкость. Ее давление на дно цистерны равно 28 кПа (без учета атмосферного давления). Плотность этой жидкости равна
1) 1400 кг/м3;
2) 7000 кг/м3;
3) 700 кг/м3;
4) 70 кг/м3.
3. Какие приборы служат для измерения атмосферного давления?
А. Ртутный барометр
Б. Барометр-анероид
1) Только А;
2) Только Б;
3) А и Б;
4) Ни А, ни Б.
4. Определите площадь малого поршня гидравлической машины, если, при действии на большой
поршень площадью 40 см2 силой 4 кН, на малый действует сила 800 Н.
1) 8см2;
2) 800 см2;
3) 20см2;
4) 0,08 см2.
5. Какая выталкивающая сила действует на гранитный булыжник объемом 0,004 м3, лежащий на дне озера? Плотность воды 1000 кг/м3.
1) 1200 Н;
2) 40 Н;
3) 98 Н;
4) 234 Н.
6. В воду поместили дубовый шарик. Что будет происходить с шариком? Плотность воды 1000 кг/м3, а дуба 700 кг/м3.
1) Опустится на дно; 2) Будет плавать внутри жидкости; 3) Будет плавать на поверхности; 4) Среди ответов нет правильного. | |
Уровень В
7. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ А) Давление жидкости Б) Архимедова сила В) Сила давления | ФОРМУЛЫ 1) ρgV 2) F/S 3) m•g 4) ρgh 5) p•S |
Уровень С
8. Масса оболочки воздушного шара составляет 200 кг. При надувании его гелием шар принимает объем 1000 м3, при этом плотность гелия в шаре 0,18 кг/м3. Плотность воздуха 1,29 кг/м3. Какую максимальную массу груза может поднять этот шар?
Контрольная работа
«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»
ВАРИАНТ №2
Уровень А
1. Книга лежит на столе. Масса книги равна 0,6 кг. Площадь ее соприкосновения со столом равна 0,08 м2. Определите давление книги на стол.
1) 75 Па;
2) 7,5 Па;
3) 0,13 Па;
4) 0,048 Па.
2. Давление, создаваемое водой на дне озера, равно 4 МПа. Плотность воды 1000 кг/м3. Если не учитывать атмосферное давление, то глубина озера равна
1) 4 м;
2) 40 м;
3) 400 м;
4) 4000м.
3. Альпинисты поднимаются к вершине горы. Как изменяется атмосферное давление по мере движения спортсменов?
1)Увеличивается;
2) Уменьшается;
3) Не изменяется;
4) Среди ответов нет правильного.
4. Площадь малого поршня гидравлической машины 10 см2, на него действует сила 1 кН. Какую силу необходимо приложить к большому поршню, чтобы поршни были в равновесии? Площадь большого поршня 500 см2.
1) 50 Н;
2) 20 Н;
3) 500 Н;
4) 50 кН.
5. Аэростат объемом 1000 м3 заполнен гелием. Плотность гелия 0,18 кг/м3, плотность воздуха
1,29 кг/м3. На аэростат действует выталкивающая сила, равная
1) 1,29 кН;
2) 1,8 кН;
3) 12,9 кН;
4) 180 кН.
6. Как будет вести себя тело, изображенное на рисунке?
1) Утонет; 2) Будет плавать внутри жидкости; 3) Будет плавать на поверхности; 4) Опустится на дно. | |
Уровень B
7. Установите соответствие между научными открытиями и именами ученых, которым эти открытия принадлежат. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ А) Закон о передаче давления жидкостями и газами Б) Впервые измерил атмосферное давление В) Получил формулу для расчета выталкивающей силы | ИМЕНА УЧЕНЫХ 1) Архимед 2)Броун 3) Торричелли 4) Ньютон 5) Паскаль |
Уровень С
8. Площадь плота, изготовленного из сосновых брусьев квадратного сечения, равна 4 м2, толщина
30 см. Какую максимальную массу груза может удержать плот? Плотность сосны 500 кг/м3, а воды 1000 кг/м3.
Итоговая контрольная работа по физике за курс 7 класса
Характеристика структуры и содержания контрольной работы
Вариант контрольной работы состоит из 11 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Работа содержит 7 заданий с выбором ответа. К каждому заданию с выбором ответа приводится четыре варианта ответа, из которых верен только один. 2 задания – это качественные задачи, 2 задания на установление соответствия между некоторыми объектами физического содержания, к которому необходимо привести краткий ответ в виде набора цифр .
В контрольной работе представлены задания базового и повышенного уровня сложности.
Задания базового уровня – это 7 заданий с выбором ответа, 1 задание множественного выбора, 1 задание открытого типа, 1 задание с кратким ответом на установление соответствия. Эти задания проверяют усвоение наиболее важных физических понятий, явлений и законы, умение решать простейшие расчетные задачи.
Каждое задание оценивается в 1 балл, максимальное кол-во баллов 11.
Продолжительность контрольной работы
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
Система оценивания контрольной работы
Шкала перевода тестового балла
Тестовый балл | 0-5 | 6-7 | 8-9 | 10-11 |
Оценка | 2 | 3 | 4 | 5 |
Контрольно-измерительный материал Вариант 1
№1 Все вещества состоят из мельчайших частиц:
1) молекул 2) кристаллов 3) атомов 4) ионов
№2 Какое из приведенных ниже высказываний относится к жидкому состоянию вещества?
1) Имеет собственную форму и объем
2) Имеет собственный объем, но не имеет собственной формы
3) Не имеет ни собственного объема, ни собственной формы
4) Имеет собственную форму, но не имеет собственного объема
№3 Почему скорость диффузии с повышением температуры возрастает?
Выберите два утверждения, которые верно объясняют увеличение скорости диффузии с повышением температуры соприкасающихся веществ, и запишите номера, под которыми они указаны.
1) При нагревании вещества увеличивается расстояние между молекулами, и молекулам другого вещества проще проникнуть в эти промежутки.
2) При нагревании вещества скорость молекул уменьшается, и молекулы другого вещества легче проникают в промежутки между ними.
3) При нагревании вещества увеличивается скорость молекул, и они быстрее перемешиваются.
4) При нагревании вещества его молекулы легче соединяются с молекулами другого, и быстрее образуется смесь веществ.
5) При нагревании вещества его молекулы уменьшаются и легче проникают в промежутки между молекулами другого вещества.
№4 Объем газа, если его перекачать из баллона вместимостью 20 л в баллон вместимостью 40 л
1) Не изменится | 2) Изменится на 20 л |
3) Уменьшится в 2 раза | 4) Увеличится в 2 раза. |
№5 Сила тяжести - это сила
1) с которой тело притягивается к Земле
2) с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес
3) с которой тело действует на другое тело, вызывающее деформацию
4) возникающая при соприкосновении поверхностей двух тел и препятствующая перемещению относительно друг друга
№6 Какое время понадобится автомобилю для прохождения пути в 24 км при движении с равномерной скоростью равной 20 м/с?
1) 12 с 2) 1200 с 3) 1,2 с 4) 120 с
№7 Определите объем бака, который вмещает 320 кг нефти. Плотность нефти 800 кг/м3.
1) 0,4 м3. 2) 256000 м3. 3) 4 м3. 4) 2,5 м3.
№
8 Как будет вести себя тело, изображенное на рисунке?
1) Утонет 2) Будет плавать внутри жидкости
3) Будет плавать на поверхности 4) Опустится на дно
№9 В таблице даны плотности некоторых твёрдых веществ. Если вырезать из этих веществ сплошные (без полостей внутри) кубики, то какие кубики смогут плавать в меде? Плотность меда — 1350 кг/м3.
Название вещества | Плотность вещества, кг/м3 |
Оргстекло | 1200 |
Сахар | 1600 |
Лёд | 900 |
Алюминий | 2700 |
Латунь | 8500 |
№10 Установите соответствие между физическими понятиями и их примерами.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ | ПРИМЕРЫ |
А) Физическое явление | 1) Яблоко |
Б) Физическое тело | 2) Медь |
В) Вещество | 3) Молния |
| 4) Скорость |
| 5) Секунда |
№11 Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ | ФОРМУЛЫ |
А) Давление жидкостей | 1) ρgh |
Б) Вес тела | 2) F • s |
В) Сила давления | 3) т • g |
| 4) F/S |
| 5) p • s |
Контрольно-измерительный материал Вариант 2
№1 Все вещества состоят из мельчайших частиц:
1) молекул 2) кристаллов 3) атомов 4) ионов
№2 Какое из приведенных ниже высказываний относится к твердому состоянию вещества?
1) Имеет собственную форму и объем
2) Имеет собственный объем, но не имеет собственной формы
3) Не имеет ни собственного объема, ни собственной формы
4) Имеет собственную форму, но не имеет собственного объема
№3 Почему скорость диффузии с повышением температуры возрастает?
Выберите два утверждения, которые верно объясняют увеличение скорости диффузии с повышением температуры соприкасающихся веществ, и запишите номера, под которыми они указаны.
1) При нагревании вещества увеличивается расстояние между молекулами, и молекулам другого вещества проще проникнуть в эти промежутки.
2) При нагревании вещества скорость молекул уменьшается, и молекулы другого вещества легче проникают в промежутки между ними.
3) При нагревании вещества увеличивается скорость молекул, и они быстрее перемешиваются.
4) При нагревании вещества его молекулы легче соединяются с молекулами другого, и быстрее образуется смесь веществ.
5) При нагревании вещества его молекулы уменьшаются и легче проникают в промежутки между молекулами другого вещества.
№4 Объем газа, если его перекачать из баллона вместимостью 20 л в баллон вместимостью 10 л
1) Не изменится | 2) Изменится на 20 л |
3) Уменьшится в 2 раза | 4) Увеличится в 2 раза. |
№5 Сила тяжести - это сила
1) с которой тело притягивается к Земле
2) с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес
3) с которой тело действует на другое тело, вызывающее деформацию
4) возникающая при соприкосновении поверхностей двух тел и препятствующая перемещению относительно друг друга
№6 Какое время понадобится автомобилю для прохождения пути в 24 км при движении с равномерной скоростью равной 40 м/с?
1) 12 с 2) 600 с 3) 1,2 с 4) 120 с
№7 Определите объем бака, который вмещает 320 кг нефти. Плотность нефти 400 кг/м3.
1) 0,8 м3. 2) 256000 м3. 3) 4 м3. 4) 2,5 м3.
№
8 Как будет вести себя тело, изображенное на рисунке?
1) Утонет 2) Будет плавать внутри жидкости
3) Будет плавать на поверхности 4) Опустится на дно
№9 В таблице даны плотности некоторых твёрдых веществ. Если вырезать из этих веществ сплошные (без полостей внутри) кубики, то какие кубики смогут плавать в меде? Плотность меда — 1350 кг/м3.
Название вещества | Плотность вещества, кг/м3 |
Оргстекло | 1200 |
Сахар | 1600 |
Лёд | 900 |
Алюминий | 2700 |
Латунь | 8500 |
№10 Установите соответствие между физическими понятиями и их примерами.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ | ПРИМЕРЫ |
А) Физическое явление | 1) Яблоко |
Б) Физическое тело | 2) Медь |
В) Вещество | 3) Молния |
| 4) Скорость |
| 5) Секунда |
№11 Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ | ФОРМУЛЫ |
А) Давление жидкостей | 1) ρgh |
Б) Вес тела | 2) F • s |
В) Сила давления | 3) т • g |
| 4) F/S |
| 5) p • s |
Инструкцию к заданиям
Работа содержит 7 заданий с выбором ответа. К каждому заданию с выбором ответа приводится четыре варианта ответа, из которых верен только один. 2 задания – это качественные задачи, 1 задание множественного выбора, 1 задание открытого типа, 2 задания на установление соответствия между некоторыми объектами физического содержания, к которому необходимо привести краткий ответ в виде набора цифр и 2 задания с развернутым ответом.
На выполнение работы отводится 40 минут.
Контрольная работа состоит из 11 заданий базового и повышенного уровня сложности. К каждому из заданий №№ 1, 2, 4-8 приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. В задании №3 приводится 5 утверждений, из которых верны только два, определите эти два утверждения. Ответ на задание №9 записывается в виде слова или набора слов (в ответе напишите названия веществ).
Задания №№ 10–11 представляют собой задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах.
Правильные ответы Вариант 1
Номер задания | Ответ вариант 1 | Ответ вариант 2 |
1 | 1 | 1 |
2 | 2 | 1 |
3 | 13 | 13 |
4 | 4 | 3 |
5 | 1 | 1 |
6 | 2 | 2 |
7 | 1 | 1 |
8 | 3 | 3 |
9 | Оргстекло, лёд | Оргстекло, лёд |
10 | 312 | 312 |
11 | 135 | 135 |
Зачетное занятие.
ВАРИАНТ 1.
ЧАСТЬ А.
Что из перечисленного не относится к физическим величинам?
А. скорость Б. масса В. Свет
За 5 ч 30 мин велосипедист проехал 99 км. С какой средней скоростью он двигался?
А. 18 км/ч Б. 18м/с В. 20км/мин
Стальной, латунный и чугунный шарики имеют одинаковые объёмы. Какой из них имеет большую массу?
А. Стальной. Б. Чугунный В. Латунный.
Чему равна сила, действующая на тело массой 50 кг, находящееся на поверхности Земли?
А. 0,2 Н Б. 5 Н В. 500 Н
На тело действуют три силы: направленная вверх сила в 10 Н и направленные вниз силы в 9 Н и 5 Н. Куда направлена и чему равна равнодействующая этих сил?
А. направлена вверх и равна 4 Н
Б. направлена вниз и равна 4 Н
В. Направлена вниз и равна 24 Н
Какое давление оказывает на пол ковер весом 200 Н площадью 4 м³?
А. 50Па Б. 80Па В. 0, 5 Па
Какие две физические величины имеют одинаковые единицы измерения?
А. Сила и работа Б. Работа и мощность В. Работа и энергия
Какова кинетическая энергия самолета массой 20 т, летящего на высоте 10 км со скоростью 150 м/с?
А. 2,25 МДж Б. 225 МДж В. 425 МДж
Если полезная работа при перемещении груза равна 300 Дж, а затраченная при этом работа составила 400Дж, то КПД такого механизма равен:
А. 50% Б. 75% В. 25%
В жидкости находятся два шара одинаковой массы, сделанные из алюминия и меди. На какой из шаров действует самая большая выталкивающая сила?
А. медный Б. Алюминиевый В. Сила одинаковая
ЧАСТЬ В.
Часть 2.
В1. Установите соответствие между физическими законами и учеными, открывшими их. К каждой позиции первого столбца выберите соответствующую цифру из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующей буквой.
А. Открытие явления свободного падения 1). И. Ньютон
Б. Открытие закона всемирного тяготения 2). Б. Паскаль
В. Открытие закона о передаче давления жидкостями 3). А. Эйнштейн
и газами 4). Г. Галилей
5). Р. Броун
В 2. Установите соответствие между физическими величинами и приборами для их измерения.
К каждой позиции первого столбца выберите соответствующую цифру из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующей буквой.
А. Давление внутри жидкости 1). Барометр
Б. Объем жидкости 2). Манометр
В. Масса 3) Спидометр
4) Весы
5) Мензурка
ЧАСТЬ С.
На концах рычага действуют силы 2 и 18 Н. Длина рычага равна 1 м. Где находится точка опоры, если рычаг в равновесии? (Весом рычага пренебречь)
Какой путь может проехать автомобиль после заправки горючим, если на 100 км пути его движения расходуется 10 кг бензина, а объем топливного бака равен 60 л. Плотность бензина 710 кг/м3?
ВАРИАНТ 2.
Что из перечисленного не относится к понятию «физическое тело»?
А. кусок мела Б. вода В. тетрадь
Скорость зайца равна 15 м/с, а скорость догоняющей его лисы равна 72 км/ч. Догонит ли лиса зайца?
А. Да, т.к. скорость у лисы больше
Б. Нет, т.к. скорость у лисы меньше
В. Нет, т.к. скорости у них равны и расстояние между лисой и зайцем не меняются
Плотность человеческого тела 1070 кг/ м³. Вычислить объём тела человека массой 53, 5 кг.
А. 20 м³; Б. 0, 05 м³; В. 2 м3
С помощью динамометра равномерно перемещают брусок. Чему равна сила трения скольжения между бруском и столом, если динамометр показывает 0,5 Н?
А. 0 Б. 0,5 Н В. 1 Н
В соревнованиях по перетягиванию каната участвуют 4 человека, двое из них тянут канат вправо, прикладывая силы F1 = 250 Н и F2 = 200 Н, двое других тянут влево с силой F3 = 350 Н и F4 = 50 Н. Какова равнодействующая сила?
А. 850 Н Б. 450 Н В. 50 Н
Вычислите силу, действующую на парус яхты площадью 50 м2 при давлении ветра на парус в 100 Па.
А. 5 кН Б. 2 Н В. 500Па
Камень сорвался с горы и падает вниз. Как при падении меняются его импульс и кинетическая энергия?
А. Увеличиваются Б. Уменьшаются В. Кинетическая энергия увеличивается, а импульс уменьшается
Ведро воды из колодца глубиной 3м мальчик поднял первый раз за 20с, а второй раз – за 30с . Одинаковую ли мощность он при этом развивал?
А. Одинаковую Б. Разную; в первый раз мощность была меньше
В. Разную, в первый раз мощность была больше
В трех сосудах различной формы налита вода, высота уровня воды одинакова. В каком из трех сосудов давление на дно наименьшее?
А. Во всех сосудах одинаковое Б. В сосуде 1
В. В сосуде 2 Г . В сосуде 3
Кусок парафина не утонет в
А. воде Б. керосине В. нефти
ЧАСТЬ В.
В 1. Установите соответствие между физическими величинами и единицами их измерения.
К каждой позиции первого столбца выберите соответствующую цифру из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующей буквой.
А. Перемещение 1).
Б. Работа 2). м
В. Давление 3). Дж
4). Па
5). Вт
В 2 . Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются.
К каждой позиции первого столбца выберите соответствующую цифру из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующей буквой.
А. Сила тяжести 1)
Б. Плотность вещества 2) mgh
В. Потенциальная энергия 3) mυ
4) mg
ЧАСТЬ С.
Сколько потребуется железнодорожных цистерн, чтобы перевезти 1000т нефти, если вместимость каждой цистерны 50 м3?
Цилиндр, изготовленный из алюминия, имеет высоту 10 см. Какую высоту должен иметь медный цилиндр, чтобы оказывать на стол такое же давление?
Пояснительная записка
Общая характеристика и структура работ.
Содержание проверочной работы определяется на основе ФГОС
Работа состоит из трех частей.
ЧАСТЬ 1 направлена на проверку достижения уровня базовой подготовки. Она содержит 10заданий, соответствующих минимуму содержания образования. Предусмотрены одна форма ответа: задания с выбором ответа из трех предложенных. С помощью этих заданий проверяется умение владеть основными понятиями, знание алгоритмов при выполнении определенных действий и их применение в стандартных ситуациях
ЧАСТЬ 2 содержит 2 задания на установление соответствия. В этих заданиях требуется к каждой позиции первого столбца подобрать соответствующую позицию второго и записать в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ЧАСТЬ 3 содержит две расчетные задачи. Решения задач записываются учениками в развернутом виде.
Время выполнения работы и условия ее проведения.
На выполнение работы отводится 90 минут. В заданиях с выбором ответа в бланке ответов рядом с номером задания ученик ставит букву, которая соответствует номеру выбранного им ответа, в заданиях с кратким ответом – вписывает ответ (слово или число) в отведенное место.
Система оценивания.
Каждое задание первой части оценивается в 1 балл. Задание первой части считается выполненным, если выбран номер верного ответа.
Задания второй части оцениваются в 2 балла, если верно указаны все три соответствия и в 1 балл, если верно указано хотя бы одно соответствие. Задания С1-С2 оцениваются от одного до трех баллов в зависимости от степени их выполнения.
Шкала оценок:
«2» - менее 8 баллов.
«3» - 8-12 баллов.
«4» - 13-17 балл.
«5» - 18-20 баллов.
Коды правильных ответов.
Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 вариант | В | А | В | В | Б | А | В | Б | Б | Б |
2 вариант | Б | А | Б | Б | В | А | А | В | А | А |
Номер задания | В1 | В2 | С1 | С2 |
1 вариант | 412 | 254 | 0,9 м | 426 км |
2 вариант | 234 | 412 | 23 | 3 см |