Департамент образования, науки и молодёжной политики Воронежской области
ГБПОУ ВО
«Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»
ФОНД оценочных средств
по учебной дисциплине
БД.08 ХИМИЯ
Программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)/программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) по специальностям СПО
1 курса
2017
СОДЕРЖАНИЕ
1.Паспорт фонда оценочных средств 4
2.Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке 4
3.Оценка освоения учебной дисциплины 9
3.1. Формы и методы оценивания 9
3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины 9
4. Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине 11
1. Паспорт фонда оценочных средств
Фонд оценочных средств предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Химия» общеобразовательного цикла.
ФОС включает контрольно-оценочные материалы (КОМ) для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, разработан в соответствии с:
- Приказом Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";
- программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальностям СПО;
-программой учебной дисциплины;
-образовательными технологиями, используемыми в преподавании данной дисциплины.
2. Результатом освоения учебной дисциплины являются освоенные умения и усвоенные знания, направленные на формирование общих и предметных компетенций.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Код и наименование элемента умений | Код и наименование элемента знаний |
1 Владеют важнейшими химическими понятиями: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, валентность, степень окисления, моль, молярная масса. | У1 Нахождение относительной молекулярной массы сложных веществ У2 Определение массовой доли химического элемента в сложном веществе У3 Составление электронно-графических формул атомов химических элементов I-III периодов У4 Описание свойств химического элемента согласно его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева | З1 Вещества, их свойства. З2 Атомно-молекулярное учение З3 Знаки химических элементов З4 Относительные атомные и молекулярные массы. З5 Количество вещества – моль, молярная масса З6 Валентность и степень окисления атомов. З7 Строение атома |
2. Понимают основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, закон Авогадро, Периодический закон Д.И. Менделеева; | У5 Расчет массовой доли растворенного вещества | З8 Закон сохранения массы веществ З9 Закон постоянства состава веществ З10 Закон Авогадро З11 Периодический закон Д.И. Менделеева |
3.Понимают химические свойства основных классов неорганических соединений: оксидов, кислот, оснований, солей | У6 Выполнение химического эксперимента по исследованию химических свойств оксидов, кислот, оснований, солей У7 Выполнение химического эксперимента по определению анионов и катионов | З12 Классификация и свойства основных классов неорганических соединений |
4. Владеют основными механизмами образования различных видов химической связи: ковалентной, ионной, металлической | | З13 Виды химической связи: ковалентная, ионная, металлическая |
5. Понимают суть теории электролитической диссоциации | У8 Выполнение химического эксперимента по проведению реакций обмена между растворами электролитов, идущих до конца | З14 Вещества электролиты и неэлектролиты З15 Элекролитическая диссоциация |
6. Знают химические свойства, применение и способы получения металлов и неметаллов | | З16 Металлы и неметаллы |
6.Понимают суть окислительно-восстановительных процессов | | З17 Степень окисления З18 Окисление и восстановление |
7.Понимают зависимость скорости химической реакции от различных факторов | У9 Определение зависимости скорости химической реакции от различных факторов: температуры, катализатора, природы реагирующих веществ | З19 Вещества катализаторы и ингибиторы З20 Зависимость скорости химической реакции от различных факторов: температуры, катализатора, природы реагирующих веществ |
8. Понимают основные положения теории строения органических веществ А.М. Бутлерова | У10 Составление структурных формул изомеров органических веществ У11 Составление структурных формул гомологов органических веществ | З21 Изомерия 322 Гомология |
9. Понимают генетическую связь между предельными непредельными углеводородами | У12 Выполнение химического эксперимента по исследованию химических свойств предельных углеводородов У13 Выполнение химического эксперимента по исследованию химических свойств непредельных углеводородов | З23 Химические свойства, способы получения и применение предельных углеводородов З24 Химические свойства, способы получения и применение непредельных углеводородов |
10.Понимают генетическую связь между кислород содержащими органическими соединениями | | З25 Химические свойства, способы получения и применение спиртов, альдегидов, кислот |
11. Понимают свойства и значение азотсодержащих органических соединений: аминокислот и белков | У14 Выполнение химического эксперимента по исследованию химических свойств белков | З26 Применение аминокислот на основе свойств З27 Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз. |
12.Понимают способы получения и практическое значение пластмасс и волокон | У15 Выполнение химического эксперимента по распознаванию пластмасс и волокон | 328 Получение полимеров способами полимеризации и поликонденсации З29 Классификация и получение волокон |
3 Распределение основных показателей оценки результатов по видам аттестации
Код и наименование элемента умений или знаний | Текущий контроль | Промежу- точная аттестация |
У1 Нахождение относительной молекулярной массы сложных веществ | + | |
У2 Определение массовой доли химического элемента в сложном веществе | + | |
У3 Составление электронно-графических формул атомов химических элементов I-III периодов | + | + |
У4 Описание свойств химического элемента согласно его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева | + | |
У5 Расчет массовой доли растворенного вещества | + | + |
У6 Выполнение химического эксперимента по исследованию химических свойств оксидов, кислот, оснований, солей | + | |
У7 Выполнение химического эксперимента по определению анионов и катионов | + | |
У8 Выполнение химического эксперимента по проведению реакций обмена между растворами электролитов, идущих до конца | + | |
У9 Определение зависимости скорости химической реакции от различных факторов: температуры, катализатора, природы реагирующих веществ | + | |
У10 Составление структурных формул изомеров органических веществ | + | + |
У11 Составление структурных формул гомологов органических веществ | + | + |
У12 Выполнение химического эксперимента по исследованию химических свойств предельных углеводородов | + | |
У13 Выполнение химического эксперимента по исследованию химических свойств непредельных углеводородов | + | |
У14 Выполнение химического эксперимента по исследованию химических свойств белков | + | |
У15 Выполнение химического эксперимента по распознаванию пластмасс и волокон | | |
З1 Вещества, их свойства. | + | |
З2 Атомно-молекулярное учение | + | + |
З3 Знаки химических элементов | + | |
З4 Относительные атомные и молекулярные массы | + | |
З5 Количество вещества – моль, молярная масса | + | |
З6 Валентность и степень окисления атомов | + | |
З7 Строение атома | + | + |
З8 Закон сохранения массы веществ | + | |
З9 Закон постоянства состава веществ | + | + |
З10 Закон Авогадро | + | |
З11 Периодический закон Д.И. Менделеева | + | |
З12 Классификация и свойства основных классов неорганических соединений: кислот, оснований, оксидов, солей | + | + |
З14 Вещества электролиты и неэлектролиты | + | |
З15 Элекролитическая диссоциация | + | |
З16 Металлы и неметаллы. | + | |
З17 Степень окисления | + | |
З18 Окисление и восстановление | + | |
З19 Вещества катализаторы и ингибиторы | + | |
З20 Зависимость скорости химической реакции от различных факторов: температуры, катализатора, природы реагирующих веществ | + | |
З21 Изомерия | + | + |
322 Гомология | + | + |
З23 Химические свойства, способы получения и применение предельных углеводородов | + | |
З24 Химические свойства, способы получения и применение непредельных углеводородов | + | |
З25 Химические свойства, способы получения и применение спиртов, альдегидов, кислот | + | |
З26 Применение аминокислот на основе свойств | + | |
З27 Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз. | + | |
328 Получение полимеров способами полимеризации и поликонденсации | + | |
З29 Классификация и получение волокон | + | |
4. Содержательно-компетентностная матрица оценочных средств
Содержание учебного материала по программе УД | Текущий контроль | | Промежуточная аттестация | |
| Проверяемые У, З, ОК | Код оценочного средства | Проверяемые У, З, ОК | Код оценочного средства |
Раздел 1 Общая и неорганическая химия | | 5 | У3, У5, У7 З2, З7, З9, З12 ОК2,5,6 | 5 |
Тема 1.1 Основные понятия и законы химии | У1, У2 З1-З6 ОК 2,5,6 | 5 | | |
Тема 1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома | У3, У4 З7, З11 ОК2,6 | 5 | | |
Тема 1.3 Строение вещества | З1, З8, З9 ОК 2,6 | 5 | | |
Тема 1.4 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация | У5 З14, З15 ОК2,6 | 5 | | |
Тема 1.5 Классификация неорганических соединений и их свойства | У6-У9 З12 ОК2,6 | 5 | | |
Тема 1.6 Химические реакции | У7 - У9 З8, З18, З20 ОК2,6 | 5 | | |
Тема 1.7 Металлы и неметаллы | У4, З16 З16 ОК2,6 | 5 | | |
Раздел 2 Органическая химия | | | У10, У11 З21 - З24 ОК2,5,6 | 5 |
Тема 2.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | У10, У11 З21, З22 ОК2,6 | 5 | | |
Тема 2.2 Углеводороды и их природные источники | У12, У13 З23, З24 ОК2,6 | 5 | | |
Тема 2.3 Кислородсодержащие органические соединения | З25 ОК2,6 | 5 | | |
Тема 2.4 Азотсодержащие органические соединения. Полимеры | У14, У15 З26-З29 ОК2,5,6 | 5 | | |
5 Структура банка ФОС для текущего контроля и промежуточной аттестации
Код оценочного средства | Тип оценочного средства | Количество оценочных средств | Ориентировочное время выполнения одного оценочного средства | Общее время выполнения |
5 | Аналитическое задание | 15 | 1 час | 15 часов |
Промежуточная аттестация | | | | |
8 | Аналитическое задание | 1 | 1 час | 1 час |
Всего | | | | 16 часов |
Спецификацией устанавливаются требования к содержанию и оформлению вариантов аналитического задания.
Аналитическое задание1 входит в состав комплекса оценочных средств и предназначено для текущего контроля и оценки знаний и умений аттестуемых, соответствующих основным показателям оценки результатов подготовки по программе учебной дисциплины «Химия» программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 1курса.
2 Контингент аттестуемых: студенты ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж».
3 Условия аттестации: контроль проводится после изучения соответствующих тем учебной дисциплины в форме лабораторной работы.
4 Время контроля: выполнение 1 час.
5 Структура варианта аналитического задания.
Основная задача: оценка знаний и умений обучающихся, соответствующих основным показателям оценки результатов подготовки по программе учебной дисциплины.
Краткая характеристика. Задание состоит из трех вариантов, каждый вариант состоит из одной задачи. Задачи направлены на исследование химических свойств различных веществ, экспериментальное определение анионов и катионов, распознавание веществ опытным путем.
Задание
Вариант 1
Задача №1 Проделайте перечисленные опыты, запишите уравнения химических реакций наблюдения для каждого опыта, сделайте вывод о химических свойствах солей. Отчет оформите в виде таблицы:
№ опыта | Уравнения реакций | Наблюдения | Выводы |
| | | |
ОПЫТ№1: Взаимодействие солей с металлами.
В голубой раствор сульфата меди (II) опустите 2-3 кусочка цинка, нагрейте жидкость до кипения. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции, сделайте вывод.
ОПЫТ№2: Взаимодействие солей со щелочами.
В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия и добавьте несколько капель сульфата меди (II). Отметьте цвет выпавшего осадка, какие соли при этом образовались? Напишите уравнение реакции, сделайте вывод.
ОПЫТ№3: Взаимодействие солей с кислотами.
В пробирку налейте 1 мл серной кислоты и добавьте несколько капель хлорида бария. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции, сделайте вывод.
ОПЫТ№4: Взаимодействие солей между собой.
В пробирку налейте 1 мл раствора хлорида кальция и добавьте немного карбоната натрия. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции, сделайте вывод.
ОПЫТ№5: Гидролиз солей.
В 3 отдельные пробирки налейте по 2-3 мл разбавленных растворов следующих солей: в первую - раствор карбоната натрия, во вторую – сульфата меди (II), в третью – хлорида натрия. В каждую пробирку опустите поочередно универсальную индикаторную бумажку. Как изменится окраска индикаторной бумажки в каждой из пробирок? Напишите в молекулярном и ионном виде уравнения реакций гидролиза солей. В какой пробирке гидролиз не происходит? Определите рН растворов.
6. Система оценки решения задач, ответов на вопросы, выполнения заданий
Без ошибок или 1 неточность – «отлично»
2 ошибки и 1 неточность – «хорошо»
3 ошибки и 3-4 неточности – «удовлетворительно»
4 ошибки – «неудовлетворительно»
7 Трудоёмкость
Трудоемкость выполнения/решения, мин (час) | Количество задач |
| 1 |
Одной задачи | 1 час |
8 Перечень используемых нормативных документов
Стандарт среднего (полного) общего образования по химии. Базовый уровень.
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия».
Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации колледжа.
9 Рекомендуемая литература для разработки оценочных средств и подготовки студентов к аттестации.
Габриелян О.С. Химия: учебник для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. - М., 2015.
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М., 2014.
Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М., 2014
О.Е. Саенко. Химия для колледжей. Учебник для студентов СПО. Ростов-на Дону, Феникс, 2014
Ю.М. Ерохин. Химия. Учебник для студентов СПО. М, Академа, 2015
1 Назначение
Спецификацией устанавливаются требования к содержанию и оформлению вариантов аналитического задания.
Аналитическое задание 2 входит в состав комплекса оценочных средств и предназначено для текущего контроля и оценки знаний и умений обучающихся, соответствующих основным показателям оценки результатов подготовки по программе учебной дисциплины «Химия » программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:
11.02.13 «Твердотельная электроника», 11.02.01 «Радиоаппаратостроение», 11.02.02 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)», 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)», 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)», 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет».
2 Контингент аттестуемых: студенты ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж».
3 Условия аттестации: после тем 2.1; 3.1; 5.2; 6.6 – в форме практического занятия.
4 Время контроля: выполнение 1 час.
5 Структура варианта аналитического задания 2
Основная задача: оценка знаний и умений обучающихся в соответствии с основными показателями оценки результатов подготовки по программе учебной дисциплины
Краткая характеристика Задание состоит из трех вариантов, каждый вариант состоит из одной задачи, задача представляет собой действия, характеризующие умения применять теоретическую информацию для ее практического решения.
Задание
Вариант 1
Задача №1 Пользуясь периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева определите относительную атомную массу (Аr) элементов в следующих веществах: CaO, FeO, SiO2, Ca3P2, CaSO3, MgSO4, Ca(OH)2, Ca3(PO4)2, Fe(NO3)3, Al(ClO4)3. Рассчитайте относительную молекулярную массу (Мr) этих веществ. Вычислите массовые доли (w) каждого элемента в веществах.
Вариант 2
Задача№1 Рассчитайте и сравните относительные молекулярные массы а) Н2S и FeO; b) CaCO3 и MgSO4; c) MgCO3 и H3PO4; d) Ca(OH)2 и Fe(OH)3; e) Cu(NO3)2 и Zn(NO2)2. Определите, какая молекула тяжелее? (Вставьте знак « » или «
Вариант 3
Задача №1 Выведите формулу соединения, если известна его относительная молекулярная масса и элементарный состав:
30,4% азота и 69,6% кислорода; Mr=46.
53% алюминия и 77% кислорода; Mr=102.
36,5% натрия, 25,4% серы и 38,1% кислорода; Mr=126.
65,7% цинка, 32,3% кислорода и 2,0% водорода; Mr=99.
25,8% калия, 53% брома и 31,2% кислорода; Mr=151.
6 Система оценки решения задач, ответов на вопросы, выполнения заданий
Без ошибок или 1 неточность – «отлично»
2 ошибки и 1 неточность – «хорошо»
3 ошибки и 3-4 неточности – «удовлетворительно»
4 ошибки – «неудовлетворительно
7 Трудоёмкость
Трудоемкость выполнения/решения, мин (час) | Количество задач |
| 1 |
Одной задачи | 1 час |
8 Перечень используемых нормативных документов
Стандарт среднего (полного) общего образования по химии. Базовый уровень.
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия».
Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации колледжа.
9 Рекомендуемая литература для разработки оценочных средств и подготовки обучающихся к аттестации
Габриелян О.С. Химия: учебник для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. - М., 2015.
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М., 2014.
Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М., 2014
О.Е. Саенко. Химия для колледжей. Учебник для студентов СПО. Ростов-на Дону, Феникс, 2014
Ю.М. Ерохин. Химия. Учебник для студентов СПО. М, Академа, 2015
Комплекты вариантов оценочных средств
Аналитическое задание 3
(промежуточная аттестация)
Вариант 1
Задача №1 Составьте электронно-графические формулы для следующих элементов: H, Be, C, O, Ne.
Задача №2 Определите сколько граммов соли и миллилитров воды нужно взять для приготовления 20 г 3%-ого раствора.
Задача №3 Осуществите цепочку химических превращений
Na → NaOH →Na2SO4→BaSO4
↓
NaCl → NaNO3
Задача № 4 Составьте структурные формулы всех возможных изомеров гексана, дайте им названия.
Задача №5 Из перечня формул, приведенных ниже, выберите формулы веществ, относящиеся к гомологическому ряду алканов, алкенов и алкинов: CH4, C6H12, C3H8, C2H4, C3H6, C4H8, C2H2, C3H4, C5H8. Составьте структурные формулы этих соединений, дайте им названия.
Вариант 2
Задача №1 Составьте электронно-графические формулы для следующих элементов: He, Mg, P, Cl, Ar.
Задача №2 Определите сколько граммов соли и миллилитров воды нужно взять для приготовления 40 г 5%-ого раствора.
Задача №3 Осуществите цепочку химических превращений:
CaCO3
↑
Ca → Ca(OH)2→CaSO4
↓
CaCl2
↓
CaSO4
Задача № 4 Составьте структурные формулы всех возможных изомеров гептана, дайте им названия.
Задача №5 Из перечня формул, приведенных ниже, выберите формулы веществ, относящиеся к гомологическому ряду алканов, алкенов и алкинов: CH4, C2H6, C3H8, C2H4, C3H6, C4H8, C2H2, C3H4, C4H6. Составьте структурные формулы этих соединений, дайте им названия.
Вариант №3
Задача№1 Составьте электронно-графические формулы для следующих элементов: Li, B, N, F, Na.
Задача №2 Определите сколько граммов соли и миллилитров воды нужно взять для приготовления 60 г 7%-ого раствора
Задача №3 Осуществите цепочку химических превращений:
CuO→Cu → CuO → CuSO4 → Cu(OH)2 →CuO
Задача № 4 Составьте структурные формулы всех возможных изомеров гексена, дайте им названия.
Задача №5 Из перечня формул, приведенных ниже, выберите формулы веществ, относящиеся к гомологическому ряду алканов, алкенов и алкинов: C2H6, C6H12, C3H8, C2H4, C3H6, C4H8, C2H2, CH4, C5H8. Составьте структурные формулы этих соединений, дайте им названия
Вариант №4
Задача№1 Составьте электронно-графические формулы для следующих элементов: Si, S, Al, P, Cl.
Задача №2 Определите сколько граммов соли и миллилитров воды нужно взять для приготовления 80 г 9%-ого раствора
Задача №3 Осуществите цепочку химических превращений:
P → P2O5 → H3PO4 → Ca3 (PO4)2 → H3PO4 → Na3PO4
Задача № 4 Составьте структурные формулы всех возможных изомеров гептена, дайте им названия.
Задача №5 Из перечня формул, приведенных ниже, выберите формулы веществ, относящиеся к гомологическому ряду алканов, алкенов и алкинов: C2H4, C2H6, C3H8, C2H4, C3H6, C4H8, C2H2, C3H4, C4H6. Составьте структурные формулы этих соединений, дайте им названия.
Аналитическое задание 1
(лабораторная работа)
Лабораторная работа №1
«Исследование химических свойств кислот и оснований»
Задание
Вариант 1
Задача№1 Проделайте описанные ниже опыты. Свои наблюдения и уравнения химических реакций запишите в таблицу:
№ опыта | Уравнения реакций | Наблюдения | Выводы |
| | | |
ОПЫТ№1: Выявление кислот и щелочей с помощью индикатора.
Налейте в две пробирки по несколько капель кислоты и щелочи. В каждую пробирку опустите лакмусовую бумажку. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакций диссоциации кислоты и щелочи.
ОПЫТ№2: Взаимодействие кислоты с металлами.
В пробирку аккуратно поместите 1 гранулу цинка. В нее же налейте 2 мл раствора серной кислоты. Во вторую пробирку поместите медную стружку (медную проволоку). В нее же налейте 2 мл раствора серной кислоты. Для ускорения реакции пробирки подогрейте. Запишите наблюдения, составьте уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
ОПЫТ №3: Взаимодействие кислоты с основным оксидом.
В пробирку насыпьте немного порошка оксида меди (II) и добавьте серной кислоты. Чтобы реакция началась, подогрейте пробирку. Запишите наблюдения, составьте уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
ОПЫТ №4: Взаимодействие кислоты со щелочью.
В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте 2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете? По каплям добавьте раствор соляной кислоты, пробирку слегка встряхните. Запишите наблюдения, составьте уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
ОПЫТ №5: Взаимодействие кислоты с солью.
В пробирку налейте 1-2 мл хлорида бария, затем добавьте 1-2 мл серной кислоты. Запишите наблюдения, составьте уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
ОПЫТ №6: Получение нерастворимого основания.
В пробирку налейте 1 мл раствора сульфата меди (II). Добавьте 1 мл раствора гидроксида натрия. Какие произошли изменения? Запишите наблюдения, составьте уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.
Вариант 2
Задача №1 Пронаблюдайте изменение окраски индикаторов в растворах гидроксида натрия и соляной кислоты. Результаты оформите в виде таблицы.
Индикатор | Цвет индикатора в средах | |
| Кислой | Щелочной |
Лакмус | | |
Фенолфталеин | | |
Метилоранж | | |
Запишите уравнение диссоциации данных веществ. Охарактеризуйте: а) отношение соляной кислоты к цинку; б) отношение гидроксида натрия к соляной кислоте; в) отношение соляной кислоты к хлориду бария; г) отношение гидроксида натрия к сульфату меди (II). Запишите уравнения проделанных реакций. Сделайте выводы.
Вариант 3
Задача №1 Из перечня имеющихся реактивов составить описания опытов, подтверждающих химические свойства кислот и оснований. Составить уравнения возможных химических реакций. Выполнить эксперимент, записав признаки химических реакций.
Лабораторная работа №2
«Исследование химических свойств солей. Гидролиз солей»
Задание
Вариант 1
Задача №1 Проделайте перечисленные опыты, запишите уравнения химических реакций наблюдения для каждого опыта, сделайте вывод о химических свойствах солей. Отчет оформите в виде таблицы:
№ опыта | Уравнения реакций | Наблюдения | Выводы |
| | | |
ОПЫТ№1 Взаимодействие солей с металлами.
В голубой раствор сульфата меди (II) опустите 2-3 кусочка цинка, нагрейте жидкость до кипения. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции, сделайте вывод.
ОПЫТ№2 Взаимодействие солей со щелочами.
В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия и добавьте несколько капель сульфата меди (II). Отметьте цвет выпавшего осадка, какие соли при этом образовались? Напишите уравнение реакции, сделайте вывод.
ОПЫТ№3 Взаимодействие солей с кислотами.
В пробирку налейте 1 мл серной кислоты и добавьте несколько капель хлорида бария. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции, сделайте вывод.
ОПЫТ№4 Взаимодействие солей между собой.
В пробирку налейте 1 мл раствора хлорида кальция и добавьте немного карбоната натрия. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции, сделайте вывод.
ОПЫТ№5 Гидролиз солей.
В 3 отдельные пробирки налейте по 2-3 мл разбавленных растворов следующих солей: в первую - раствор карбоната натрия, во вторую - сульфата меди (II), в третью – хлорида натрия. В каждую пробирку опустите поочередно универсальную индикаторную бумажку. Как изменится окраска индикаторной бумажки в каждой из пробирок? Напишите в молекулярном и ионном виде уравнения реакций гидролиза солей. В какой пробирке гидролиз не происходит? Определите рН растворов.
Вариант 2
Задача №1 Исследуйте растворы предложенных солей. На полоску универсальной индикаторной бумаги нанесите пипеткой по одной капли раствора каждой соли. Результаты занести в таблицу
Формула | Цвет индикатора | | | Какими основаниями и кислотами (сильными или слабыми) образована соль. |
| Нейтральная | Кислая | Щелочная | |
| | | | |
Составьте уравнения реакций гидролиза солей, растворы которых имели кислую или щелочную среду.
Проделайте реакции, характеризующие свойства сульфата меди (II): взаимодействие с металлами, щелочами, кислотами и солями. Запишите уравнения реакций и наблюдения.
Вариант 3
Задача №1 Из перечня имеющихся реактивов составьте описания опытов, подтверждающих химические свойства солей. Составьте уравнения возможных химических реакций. Выполните эксперимент, записав признаки химических реакций.
Лабораторная работа №3
«Выявление зависимости скорости взаимодействия веществ
от их природы, концентрации и температуры»
Вариант 1
Задача №1 Проделайте перечисленные ниже опыты. Свои наблюдения и уравнения химических реакций запишите в таблицу:
№ опыта | Уравнения реакций | Наблюдения | Выводы |
| | | |
ОПЫТ№1 Реакции обмена между растворами электролитов, идущие с образованием осадка.
В пробирку налейте 1 мл раствора карбоната натрия, а затем несколько капель хлорида бария. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной форме.
ОПЫТ№2 Реакции обмена между растворами электролитов, идущие с образованием газообразного вещества.
В пробирку налейте 1 мл раствора карбоната натрия, затем 1 мл раствора соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной форме.
ОПЫТ№3 Реакции обмена между растворами электролитов, идущие с образованием малодиссоциирующего вещества.
В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте 2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете? Затем добавьте по каплям раствор соляной кислоты до исчезновения окраски. Напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной форме.
ОПЫТ №4 Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ.
В 2 пробирки налейте по 1 мл соляной кислоты. В первую пробирку опустите гранулу цинка, а во вторую кусочек железа. Что наблюдаете? Какая из реакций самая быстрая? Запишите уравнение реакции.
ОПЫТ №5 Зависимость скорости химических реакций от концентрации реагирующих веществ.
В первую пробирку налейте 5% раствор серной кислоты, а во вторую 2% раствор серной кислоты. Опустите в каждую пробирку по грануле цинка. Что наблюдаете? В какой пробирке реакция идет быстрее? Запишите уравнение реакции.
ОПЫТ №6 Зависимость скорости химических реакций от температуры.
В 2 пробирки налейте по 2 мл соляной кислоты. Поместить в каждую пробирку по одной грануле цинка. Первую пробирку нагрейте. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
Вариант 2
Задача №1 Проделайте опыты и составить молекулярные уравнения, выражаемые следующими ионными уравнениями:
Ba2+ + SO42- = BaSO4
Zn2+ + 2OH- = Zn(OH)2
Ca2+ + CO32- = CaCO3
Приготовьте растворы следующих солей:
Нитрата серебра и хлорида бария;
Карбоната натрия и хлорида бария;
Нитрата кальция и хлорида бария.
Какие из проделанных реакций идут до конца? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме.
Сделайте вывод о том какие факторы влияют на скорость химических реакций?
Вариант 3
Задача№1 Из перечня имеющихся реактивов составьте описание опытов, подтверждающих зависимость скорости химических реакций от различных факторов. Составьте уравнения проделанных реакций, записать признаки реакций. Сделайте вывод о том какие факторы влияют на скорость химических реакций?
Лабораторная работа №4
«Решение экспериментальных задач на определение анионов и катионов»
Задание
Вариант 1
Задача №1 Проделайте перечисленные ниже опыты. Свои наблюдения ,уравнения химических реакций и выводы запишите в таблицу:
№ опыта | Уравнения реакций | Наблюдения | Выводы |
| | | |
ОПЫТ№1: Качественная реакция на сульфат-ионы SO42-.
Налейте в пробирку раствор сульфата натрия. По каплям добавляйте раствор хлорида бария. Запишите наблюдения. Составьте уравнение реакции в молекулярной и ионной форме.
Вывод по опыту №1: какое соединение может служить реактивом на распознавание сульфат-ионов?
ОПЫТ№2: Качественная реакция на хлорид-ионы Cl-.
Налейте в пробирку раствор хлорида натрия. По каплям добавляйте раствор нитрата серебра. Запишите наблюдения. Составьте уравнение реакции в молекулярной и ионной форме.
Вывод по опыту №2: какое соединение может служить реактивом на распознавание хлорид-ионов?
ОПЫТ№3: Качественная реакция на карбонат–ионы CO32-.
Налейте в пробирку раствор карбоната натрия. По каплям добавляйте раствор соляной кислоты. Запишите наблюдения. Составьте уравнение реакции в молекулярной и ионной форме.
Вывод по опыту №3: какое соединение может служить реактивом на распознавание карбонат-ионов?
ОПЫТ №4: Обнаружение катионов железа Fe3+.
Налейте в пробирку раствор хлорида железа (III). По каплям добавляйте щелочь. Запишите наблюдения. Составьте уравнение реакции в молекулярной и ионной форме.
Вывод по опыту №4: какое соединение может служить реактивом на распознавание катионов железа (III)?
Вариант 2
Задача №1 Используя таблицу растворимости и выданные вам справочные таблицы «Определение ионов», при помощи имеющихся у вас реактивов докажите: а) наличие в растворе хлорида натрия хлорид-анионов Cl-; б) наличие в растворе сульфата меди (II) катионов меди Cu2+ и сульфат-анионов SO42-; в) наличие в растворе карбоната натрия карбонат-анионов CO32-.
Запишите ход работы и наблюдения. Составьте уравнения проделанных реакций в ионной и молекулярной форме. Опираясь на наблюдения, сделайте вывод о наличии в растворах распознаваемых ионов.
№ опыта | Уравнения реакций | Наблюдения | Выводы |
| | | |
Вариант 3
Задача№1 В трех пробирках даны растворы веществ: хлорида бария, сульфата магния, карбоната аммония. Опытным путем определить, какие вещества находятся в каждой из пробирок. Экспериментально подтвердить качественный состав твердой соли – хлорида аммония – NH4Cl. Проделанные опыты подтвердить уравнениями реакций.
Лабораторная работа №5
«Получение и свойства предельных и непредельных углеводородов»
Задание
Вариант 1
Задача №1 Проделайте перечисленные ниже опыты. Свои наблюдения ,уравнения химических реакций и выводы запишите в таблицу
№ опыта | Уравнения реакций | Наблюдения | Выводы |
| | | |
ОПЫТ№1: Получение и свойства этилена.
Соберите прибор, как показано на рисунке (Рисунок 2).
В пробирку №1 налейте заранее приготовленной смеси из 1 части этилового спирта и 3-х частей концентрированной серной кислоты. На дно пробирки поместите немного битого стекла для равномерного кипения при нагревании. Смесь нагрейте, следя за тем, чтобы жидкость не выбросило из пробирки, и выделяющийся этилен пропустите через бромную воду и раствор KMnO4 до их обесцвечивания.
Подожгите выделяющийся этилен у конца газоотводной трубки. Напишите уравнения обесцвечивания этиленом бромной воды и раствора KMnO4, горения этилена.
ОПЫТ №2: Получение этина и его свойства.
Соберите прибор как показано на рисунке (Рисунок 3).
Поместите вначале в пробирку стеклянную трубку, затем налейте ¼ пробирки воды. На стеклянную трубочку положите кусочек карбида кальция СаС2. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, имеющей оттянутый конец. Наклоните пробирку, чтобы вода смочила кусочек карбида кальция. Наблюдайте происходящую реакцию. Подожгите выделяющийся газ. Напишите уравнения реакции получения и горения ацетилена.
Пропустите полученный ацетилен через бромную воду и раствор KMnO4 до их обесцвечивания. Объясните наблюдаемые явления. Напишите уравнения реакций взаимодействия ацетилена с бромом, обесцвечивания раствора KMnO4.
Вариант 2
Задача №2 Проведите сравнительную характеристику углеводородов (на примере алканов, алкенов, алкинов). Оформить отчет в виде таблицы «Сравнительная характеристика углеводородов»:
Элемент характеристики | Алканы | Алкены | Алкины |
Общая формула | | | |
Отличительные признаки | | | |
Тип связи | | | |
Химические свойства (уравнения реакций) | | | |
Отношение к раствору KMnO4 | | | |
Отношение к бромной воде Br2 | | | |
Вариант 3
Задача №1 Из приведенного перечня реакций, выберите реакции характерные для предельных и непредельных углеводородов; составить соответствующие уравнения с указанием условий проведения реакций:
Нитрование.
Полимеризация.
Гидратация.
Хлорирование.
Гидрирование.
Объясните, почему происходит обесцвечивание бромной воды и перманганата калия при пропускании этилена и ацетилена. Напишите уравнения реакций.
Лабораторная работа №6
«Получение уксусной кислоты и ее свойства»
Задание
Вариант 1
Задача №1 Проделайте перечисленные ниже опыты. Свои наблюдения ,уравнения химических реакций и выводы запишите в таблицу
№ опыта | Уравнения реакций | Наблюдения | Выводы |
| | | |
ОПЫТ№1: Свойства уксусной кислоты.
Полученную кислоту разбавьте в 2 раза и разделите на 4 пробирки. В одну из них добавьте раствор Na2CO3, в другую порошок магния, в третью CuO, в четвертую 2-3 капли синего лакмуса. В чистую пробирку налейте 2-3 капли гидроксида натрия, добавьте 1 каплю фенолфталеина и приливайте по каплям уксусную кислоту до обесцвечивания раствора. Напишите уравнения реакций взаимодействия уксусной кислоты с Mg, CuO, Na2CO3, NaOH. Составьте схему диссоциации уксусной кислоты. К каким электролитам относится уксусная кислота?
Вариант 2
Задача №1 Сравните химические свойства органических и неорганических кислот. Уравнения реакций записать в таблице:
Общие свойства органических и неорганических кислот | Особые свойства органических кислот |
Диссоциация: (уравнение реакции) Взаимодействие с металлами: (уравнение реакции) Взаимодействие с оксидами металлов: (уравнение реакции) Взаимодействие с основаниями: (уравнение реакции) Взаимодействие с солями: (уравнение реакции) | Горение: (уравнение реакции) Восстановление: (уравнение реакции) Этерификация: (уравнение реакции) |
Проделайте опыты, иллюстрирующие отношение уксусной кислоты к активным металлам, основным оксидам, основаниям и солям.
Вариант 3
Задача №1 С помощью характерной реакции распознайте, в какой из трех пробирок находится раствор уксусной кислоты. Экспериментально подтвердить сходство органических и неорганических кислот, запишите уравнения проделанных реакций.
Лабораторная работа №7
«Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ»
Задание
Вариант 1
Задача №1 Проделайте перечисленные ниже опыты. Свои наблюдения ,уравнения химических реакций и выводы запишите в таблицу
№ опыта | Уравнения реакций | Наблюдения | Выводы |
| | | |
ОПЫТ№1: Качественная реакция на многоатомные спирты.
В пробирку налейте 2-3 капли раствора сульфата меди (II), 4-5 капель раствора гидроксида натрия. Наблюдайте образование голубого осадка гидроксида меди (II). Составьте уравнение реакции.
К полученному осадку прилейте 1 мл раствора глицерина. Обратите внимание на исчезновение осадка и цвет образовавшегося раствора. Напишите уравнение реакции взаимодействия глицерина с гидроксидом меди (II).
ОПЫТ№2: Окисление водного раствора формальдегида гидроксидом меди (II).
В пробирку налейте 2-3 капли раствора сульфата меди (II), 4-5 капель раствора гидроксида натрия. К выпавшему осадку гидроксида меди (II) прибавьте 3-4 капли формалина, взболтайте и нагрейте смесь. Наблюдайте образование желтого осадка гидроксида меди (I), переходящего в красный оксид меди (I) Cu2O. Напишите уравнения реакций.
ОПЫТ№3: Качественная реакция на карбоновые кислоты.
В пробирку налейте 1 мл уксусной кислоты и добавьте 2-3 капли синего лакмуса. Запишите наблюдения. Составьте схему диссоциации уксусной кислоты.
ОПЫТ№4: Доказательство многоатомности глюкозы.
К 6-8 каплям раствора глюкозы добавьте 5-8 капель щелочи и 2-3 капли раствора сульфата меди (II). Встряхните содержимое пробирки до растворения образовавшегося осадка и получения раствора синего цвета. Напишите уравнения реакций. Сделайте вывод, какие функциональные группы есть в молекуле глюкозы.
ОПЫТ№5: Обнаружение альдегидной группы в глюкозе.
Полученный в опыте №4 синий раствор нагрейте до кипения. Наблюдайте переход синей окраски в зеленую, а затем появление желтого, кирпично-красного осадка. Напишите уравнение реакции.
ОПЫТ№6: Качественная реакция на крахмал.
Насыпьте в пробирку 0,5 г крахмала, перемешайте с ¼ пробирки холодной воды и хорошо взболтайте. Приготовленную смесь перемешайте в пробирке с горячей водой, все время помешивая. Дайте смеси остыть. В пробирку с небольшим количеством крахмального клейстера прибавьте 1 каплю йодной воды. Запишите наблюдения.
Вариант 2
Задача №1 С помощью характерных реакций распознайте, в какой из пробирок находятся водные растворы: уксусной кислоты, глицерина, глюкозы. Опишите алгоритм распознавания веществ, запишите соответствующие уравнения реакций, сделайте вывод о качественных реакциях на функциональные группы различных органических веществ.
Вариант 3
Задача №1Используя одну и ту же реакцию, но разные условия ее протекания, распознайте, в какой из двух пробирок находится раствор глицерина, а в какой раствор формалина. Докажите опытным путем, что картофель и белый хлеб содержат крахмал. Выберите необходимые реактивы для проведения опытов, запишите уравнения проведенных реакций, сделайте вывод о качественных реакциях на функциональные группы различных органических веществ.
Лабораторная работа №8
«Исследование химических свойств белков.
Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне»
Задание
Вариант 1
Задача №1 Проделайте перечисленные ниже опыты. Свои наблюдения ,уравнения химических реакций и выводы запишите в таблицу
№ опыта | Уравнения реакций | Наблюдения | Выводы |
| | | |
ОПЫТ№1: Свертывание белков при нагревании.
Налейте в пробирку 1 мл раствора яичного белка и нагрейте в пламени горелки до кипения. Обратите внимание на образование хлопьев в пробирке. Попробуйте растворить выпавший белок, добавляя воду в пробирку. Растворяется ли он? Обратима или необратима данная реакция?
ОПЫТ№2: Биуретовая реакция.
Внесите в пробирку 1 мл свежеприготовленного раствора белка, добавьте 5-6 капель раствора гидроксида натрия и 5-6 капель раствора сульфата меди (II). Наблюдайте появление фиолетовой окраски раствора. На преобладание каких группировок указывает эта окраска?
ОПЫТ№3: Ксантопротеиновая реакция.
Внесите в пробирку 1 мл раствора яичного белка и 2 капли HNO3 (конц.). Нагрейте содержимое пробирки до кипения и прокипятите 1-2 минуты. Наблюдайте появление желтой окраски раствора. Охладите смесь и осторожно добавьте несколько капель концентрированного раствора аммиака. Запишите наблюдения.
Лабораторная работа №9
«Распознавание пластмасс и волокон»
Задание
Вариант 1
Задача №1 Проделайте перечисленные ниже опыты. Свои наблюдения ,уравнения химических реакций и выводы запишите в таблицу
№ опыта | Уравнения реакций | Наблюдения | Выводы |
| | | |
ОПЫТ№1: Отношение полимерных соединений к нагреванию и горению.
В фарфоровую чашку поместите поочередно по кусочку образца и нагревайте на электроплитке. Через несколько минут прикоснитесь к образцам стеклянной палочкой. Отметьте скорость размягчения образцов и характер этого размягчения в зависимости от степени нагревания. Кусочки этих же пластмасс закрепите в проволоке и вносите в пламя спиртовки. Обратите внимание на характер горения.
ОПЫТ№2: Отношение полимерных соединений к щелочам и кислотам.
В три пробирки поместите по кусочку образца и приливайте 1 – 2 мл концентрированной серной кислоты. Содержимое пробирок осторожно встряхните. Через несколько минут определите их растворимость в кислоте.
Опыт повторите с теми же образцами, заменив кислоту на 20 %-ный раствор гидроксида натрия. Сделайте вывод о действии щелочей на исследуемые образцы.
Вариант 2
Задача №1 Проанализируйте свойства пластмасс и волокон, результат занесите в таблицы:
Свойства пластмасс
№ п/п | Название образца | Внешний вид | Отношение к нагреванию и горению | Действие растворителя |
| | | | |
Свойства волокон
№ п/п | Название образца | Характер горения | Действие кислот и щелочей |
| | | |
Вариант 3
Задача №1 Распознайте предложенные волокна и пластмассы с помощью известных вам химических реакций. Результаты занесите в таблицу:
№ образца | Характер горения | Действие кислот и щелочей | Название образца |
| | | |
Аналитическое задание 2
(практическое занятие)
Практическое занятие №1
«Нахождение относительной молекулярной массы сложных веществ,
определение массовой доли химических элементов в сложном веществе»
Задание
Вариант 1
Задача №1 Пользуясь периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева определите относительную атомную массу (Аr) элементов в следующих веществах: CaO, FeO, SiO2, Ca3P2, CaSO3, MgSO4, Ca(OH)2, Ca3(PO4)2, Fe(NO3)3, Al(ClO4)3. Рассчитайте относительную молекулярную массу (Мr) этих веществ. Вычислите массовые доли (w) каждого элемента в веществах.
Вариант 2
Задача №1 Рассчитайте и сравните относительные молекулярные массы а) Н2S и FeO; b) CaCO3 и MgSO4; c) MgCO3 и H3PO4; d) Ca(OH)2 и Fe(OH)3; e) Cu(NO3)2 и Zn(NO2)2. Определите, какая молекула тяжелее? (Вставьте знак « » или «
Вариант 3
Задача №1 Выведите формулу соединения, если известна его относительная молекулярная масса и элементарный состав:
30,4% азота и 69,6% кислорода; Mr=46.
53% алюминия и 77% кислорода; Mr=102.
36,5% натрия, 25,4% серы и 38,1% кислорода; Mr=126.
65,7% цинка, 32,3% кислорода и 2,0% водорода; Mr=99.
25,8% калия, 53% брома и 31,2% кислорода; Mr=151.
Практическое занятие №2
«Составление электронно-графических формул элементов I-III периодов.
Характеристика элемента и его соединений по положению в периодической системе»
Задание
Вариант 1
Задача №1 Пользуясь периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева, опишите местоположение следующих элементов: H, Be, C, O, Ne, Mg, P, Cl, Ar, Al. Укажите количество энергетических уровней в атомах элементов, заряд ядра, число протонов, число электронов и число нейтронов. Запишите электронные формулы элементов. Составьте и запишите электронно-графические формулы элементов.
Вариант 2
Задача №1 Составьте электронные формулы атомов элементов с порядковыми номерами 7, 10, 11, 15, 18 . Дайте характеристику Mg и Si по следующему плану:
название, химический знак, относительная атомная масса, порядковый номер;
номер периода, большой или малый, номер группы, главная или побочная подгруппа;
заряд ядра, число электронов вокруг ядра, число протонов, нейтронов в ядре, распределение электронов по энергетическим уровням;
металл или неметалл;
формула высшего оксида;
формула летучего водородного соединения.
Вариант 3
Задача №1 Определите положение элементов в периодической системе по электронным формулам: 1s22s22p3; 1s22s22p5; 1s22s22p63s1; 1s22s22p63s23p1; 1s22s22p63s23p3. Назовите их. Охарактеризуйте эти элементы по плану:
название, химический знак, относительная атомная масса, порядковый номер;
номер периода, большой или малый, номер группы, главная или побочная подгруппа;
заряд ядра, число электронов вокруг ядра, число протонов, нейтронов в ядре, распределение электронов по энергетическим уровням;
металл или неметалл;
формула высшего оксида;
формула летучего водородного соединения
Практическое занятие №3
«Расчет массовой доли растворенного вещества.
Приготовление раствора заданной концентрации»
Задание
Вариант 1
Задача №1 Рассчитайте, какую массу хлорида натрия, и какой объем воды надо взять для приготовления 50 г 10%-ого раствора.
Приготовьте этот раствор, выполнив следующую последовательность действий:
привести в равновесия чашки весов;
взвесить рассчитанную массу соли;
мерным цилиндром отмерить рассчитанный объем воды;
в химическом стакане растворить соль в воде, перемешивая раствор стеклянной палочкой.
Рассчитайте массу воды, которую необходимо добавить к первому раствору, чтобы получить раствор меньшей концентрации
(6%-ый раствор). Переведите вычисленную массу воды в объем, отмерьте его с помощью мерного цилиндра и добавьте к первому раствору. (Сколько граммов раствора №2 получено?)
Рассчитайте массу твердого вещества, которую следует добавить к раствору №2, чтобы получить раствор №3 большей концентрации (8%-ый раствор). На весах отмерьте необходимую массу вещества, добавьте его в раствор №2 и перемешайте до полного растворения. (Сколько граммов раствора №3 получено?)
Вариант 2
Задача №1 Рассчитайте сколько граммов соли и миллилитров воды нужно взять для приготовления:
50 г 6%-ого раствора;
80 г 9%-ого раствора;
150 г 6%-ого раствора.
Приготовьте эти растворы. Рассчитайте, как изменится массовая доля вещества в растворах, если к каждому из них добавить по 50 мл воды.
Вариант 3
Задача №1 Рассчитайте сколько граммов соли и миллилитров воды нужно взять для приготовления: 100 г 10%-ого и 200 г 20% раствора соли. Смешайте приготовленные растворы. Определить массовую долю растворенного вещества в полученном растворе.
Практическое занятие №4
«Изготовление моделей молекул органических веществ,
составление сокращенных структурных формул изомеров»
Задание
Вариант 1
Задача №1 Соберите две шаростержневые модели молекулы метана. (Для построения моделей используйте детали готовых наборов или пластилин с палочками. Шарики, имитирующие атомы углерода, готовят обычно из пластилина темной окраски, шарики, имитирующие атомы водорода, - из пластилина светлой окраски. Для соединения шариков используют палочки.)
Запишите молекулярную и структурную формулу метана.
Из каждой модели уберите один светлый шарик.
Запишите молекулярную и структурную формулу частицы, модель которой вы собрали. Назовите частицу.
Соедините между собой модели двух радикалов.
Запишите молекулярную, полную структурную и сокращенную структурную формулу вещества, модель молекулы которого вы собрали. Назовите вещество.
Вариант 2
Задача №1 Используя пластилин разного цвета и палочки, составьте шаростержневые и масштабные модели молекул метана, этана, пропана.
Запишите молекулярные и структурные формулы этих веществ.
Сравните шаростержневые и масштабные модели между собой. Какая модель более реально передает строение молекулы? Дайте пояснение.
Вариант 3
Задача №1 Используя пластилин разного цвета и палочки, составьте шаростержневые постройте модель молекулы этилена.
Изобразите молекулярную и структурную формулу этого вещества в тетради.
Как называют химическую связь, образующуюся между атомами углерода в молекуле, модель которой вы составили?
Объясните, являются этан и этилен гомологами или изомерами.
Практическое занятие №5
«Составление молекулярных, развернутых и сокращенных структурных формул
гомологов алканов, алкенов, алкинов»
Задание
Вариант 1
Задача №1 Из перечня формул, приведенных ниже, выберите формулы веществ, относящиеся к гомологическому ряду алканов, алкенов и алкинов: CH4, C2H6, C3H8, C2H4, C3H6, C4H8, C2H2, C3H4, C4H6, C5H8, C5H10, C4H10. Составьте разветвленные и сокращенные структурные формулы этих соединений,дайте им названия.
Вариант 2
Задача №1 Составьте молекулярные формулы алканов, алкенов и алкинов, в молекулах которых число атомов углерода равно: 3; 4; 6; 8. Дайте им названия и запишите их разветвленные и сокращенные структурные формулы.
Вариант 3
Задача №1 Составьте и запишите молекулярные, разветвленные и сокращенные структурные формулы первых пяти членов гомологического ряда алканов, алкенов и алкинов. Дайте им названия.
Практическое занятие №6
«Составление сокращенных структурных формул и названий изомеров
предельных и непредельных углеводородов»
Задание
Вариант 1
Задача №1 Определите количественный состав пентана, гексена и гептина. Запишите все возможные разветвленные цепи (изомеры) пентана, все возможные структурные изомеры и изомеры положения двойной (тройной) связи. Дайте им названия.
Вариант 2
Задача №1 Определите, к какому классу углеводородов относятся следующие соединения: С6Н14, С5Н10, С7Н12. Назовите их. Запишите все возможные изомеры для этих веществ. Дайте название каждому изомеру.
Вариант 3
Задача №1 Определите какие из приведенных ниже соединений являются изомерами. Составьте структурные формулы этих изомеров.
2-метилпентан; 2,2-диметилбутан; 2-метилбутан.
3-метилгексен-1; 2,3-диметилпентен-1; пентен-1;
Пентин-2; 3-метилгексин-1; 2-метилгексин-3.
2-метилбутан; 2-метилпентен-1; 2,2-диметилпропан.
2-метилпентен-1; 2,3-диметилбутан; 3-метилпентен-1.
1