Родная литература 5-9 (программа Н.В. Беляевой)
Фонд оценочных средств
5 класс
Темы творческих работ:
1 раздел
Придумайте сказочный сюжет, в котором мог бы появиться один из героев сказки К.Г. Паустовского «Дремучий медведь».
Презентация на тему «Любимые места А.С. Пушкина и /или М.Ю. Лермонтова в Москве» или «Москва в пословицах и поговорках» (по кн. А. Балдина «Москва. Портрет города в пословицах и поговорках В. Даля, а также сборниках И. Сахарова, И. Снегирева, Ф. Буслаева, А. Афанасьева и др.
Выберите одну из картин с изображением леса русских художников И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, И.Э. Грабаря. Опишите картину, используя примеры из прочитанных произведений.
2 раздел
Групповое задание. Тематический журнал «Рождественское колядование» (Сделать вертеп, собрать тексты колядок и рождественских песнопений.)
Составить альбом из картин русских художников, где изображена традиционная русская семья.
Напишите эссе о правилах и традициях вашей семьи.
3 раздел
Опишите облик генерала М.А. Милорадовича (портрет в учебнике). Подготовьте небольшой доклад о нем.
Мини-сочинение на тему «Какие загадки русской души открывает читателю К.Г. Паустовский в сказке о жуке-носороге. / «Как проявились в героях рассказа Ю.Я. Яковлева «Сыновья Пешеходова» черты русского характера?»
Нарисуйте иллюстрацию к эпизоду «Телефон» повести К.И. Чуковского «Серебряный герб», подобрав к ней цитату.
(Групповая работа») Спектакль по рассказу А.А. Гиваргизова «Контрольный диктант».
Напишите и оформите свой призыв к одноклассникам на тему сохранения русской речи, используя цитаты из прочитанных произведений.
6 класс
Темы творческих работ
1 раздел
Составить цифровой диктант по былине «Илья Муромец и Святогор» и произведениям И.А Бунина «Святогор и Илья» и М.М. Пришвина «Певец былин», (0 – если утверждение неверное и 1– если оно верно).
Презентация «Русские богатыри в фольклоре и живописи»
Составить словарик диалектных слов северян-поморов, проиллюстрировать примерами из прочитанных произведений.
Презентация русский север в живописи.
Презентация «Русская зима» (представления русского народа о зиме: приметы, поверья, праздники, загадки, пословицы и поговорки.
Подготовить и провести викторину «Зимние сказки»
2 раздел
Календарь-путеводитель «Масленица» (отразить название каждого дня, использовать пословицы, поговорки, масленичные песни и иллюстрации).
Написать рассказ, сказку о понравившемся цветке, растении, дереве.
3 раздел
Иллюстрированный альбом «Героическая оборона Севастополя в русской поэзии» (Использовать цитаты из произведений).
Конкурс творческих работ (сочинений, презентаций, рисунков) на темы: «Почему люди верят в чудеса? (по рассказу Н.С. Лескова «Неразменный рубль»), «Чудеса нужно делать своими руками» (по рассказу В.П. Астафьева «Бабушка с малиной»).
Составить толковый словарь космических терминов, упоминаемых в произведении Е.С. Велтистова «Миллион и один день каникул».
Составить электронный историко-культурный словарь стихотворения К.Д. Бальмонта «Русский язык» / Словарик метафорических выражений из стихотворения Ю. П. Мориц «Язык обид – язык не русский».
Знаменитые поэты и писатели моего города.
7 класс
Темы творческих работ
1 раздел
Подготовьте литературно-музыкальную композицию «Русская песня-душа народа» (народные песни, песни и романсы композиторов на стихи русских поэтов. В основу которых положены литературные произведения.
Электронный буклет «Главные города Сибири» (включить рассказ о Тобольске и других сибирских городах, их прошлое и настоящее. Проиллюстрировать примерами из литературных произведений им посвященным).
Презентация «Русское поле в литературных произведениях и живописи» (к картинам русских художников подобрать фрагменты из прозаических произведений русских писателей.
2 раздел
Составить иллюстрированный словарик церковных слов (по прочитанным произведениям на тему «Праздники русского мира. Пасха»)
Презентация «Библейская основа празднования Пасхи»/ «Традиции празднования Пасхи в моей семье».
Буклет «Церковь Покрова на Нерли в литературе и искусстве»
3 раздел
Подготовить литературно-музыкальную композицию «Русские поэты о Первой мировой войне».
Электронный альбом «Памятники русским женщинам» (включить изображения памятников и стихи).
Конкурс буктрейлеров «Современные писатели – подросткам».
Мои ровесники в литературных произведениях писателей Свердловской области.
8 класс
Темы сочинений
1 раздел
«История подвига Ивана Сусанина в художественной литературе:правда и вымысел».
«Золотое кольцо в русской литературе»
«Много песен про Волгу пропето»
2 раздел
Картина христианского праздника (по прочитанным произведениям).
Троицын день в душе главной героини рассказа И. А. Новикова «Троицкая кукушка».
Судьба героини рассказа Ф. А. Абрамова «Валенки».
3 раздел
«Просто был выбор: я или Родина» (по роману Э.Н. Веркина «Облачный полк»
Черты русского характера в рассказе Ф.М. Достоевского «Мужик Марей»
«Жизненные ценности героев повести «Завтра была война»: за и против»
«Отцы и дети: взгляд на первую любовь» (по повести Г.Н. Щербаковой «Вам и не снилось»)
9 класс
Темы сочинений
1 раздел
Война 1812 года в литературных произведениях. (по прочитанному)
«Певец во стане русских воинов» (значение ратной темы для современников)
Литературный Петербург.
«Степь» - повесть о русской земле.
2 раздел
Символическая роль яблока в мифах, легендах и сказках разных народов.
Сочинение-рассуждение «Надо относиться к людям по-отцовски» (по рассказу А.П. Платонова «На заре туманной юности»)
Роль музыки в судьбе человека (по рассказу Виктора Петровича Астафьева "Далекая и близкая сказка").
3 раздел
Памяти погибших поэтов (о советских поэтов, павших в ВОВ)
Страницы жизни русских эмигрантов (по прочитанным произведениям)
Сочинение-рассуждение «Я –русский. Мне так повезло».
Что читают в моем классе.