СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонд оценочных средств по русскому языку и литературе для 11 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фонд оценочных средств по русскому языку для 11 класса

Просмотр содержимого документа
«Фонд оценочных средств по русскому языку и литературе для 11 класса»



















ФОНД

ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ



по учебным предметам 11 класса

(русский язык, литература)



























Паспорт

фонда оценочных средств

по дисциплине «русский язык»


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Контролируемые разделы (темы) дисциплины

Наименование

оценочного средства


Словосочетание

Стартовая диагностическая работа.


Простое предложение

1. Диктант с грамматическим заданием № 1.

2.Контрольная работа №1.

Тест по изученным темам в форме ЕГЭ.

Контрольное сочинение – рассуждение.

Контрольное изложение.


Сложное предложение

3.Диктант с грамматическим заданием №2.

4.Контрольная работа №2. Тест по изученным темам в форме ЕГЭ.

Контрольное сочинение.

Контрольное изложение.

Стилистика. Функциональные стили речи

5.Контрольная работа №3. Тест по изученным темам в форме ЕГЭ.


Обобщение изученного

Итоговая контрольная работа.

Контрольное сочинение-рассуждение.








Примерный перечень оценочных средств



п/п

Наименование оценочного средства

Краткая характеристика оценочного средства

Представление оценочного средства в фонде оценочных средств


Контрольная работа

Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определённого типа по теме или разделу

Комплект контрольных заданий по вариантам


Круглый стол (дискуссия, диспут, дебаты)

Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения

Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, диспута, дебатов.


Рабочая тетрадь

Дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень освоения им учебного материала.

Образец рабочей тетради


Разноуровневые задачи и задания

Различают задачи и задания:

  • репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностровать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определённого раздела учебного предмета;

  • реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей;

  • творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения.

Комплект разноуровневых задач, заданий


Реферат

Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определённой исследовательской темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственный взгляд на неё.

Темы рефератов


Доклад, сообщение

Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов изучения определённой исследовательской темы.

Темы докладов, сообщений


Тест

Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося.

Фонд тестовых заданий


Эссе

Средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно анализировать эту проблему, делать выводы. Обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Тематика эссе

  
























  1. Стартовая диагностическая работа


НЕТ КОНЦА МИРУ…


Теперь конец сентября, но ветлы ещё не пожелтели. Зато из-за домов, с задворков, проглядывают верхушки жёлтых и багрово-красных деревьев.

Травка, которой заросло всё село, тоже, как и ветлы, была бы совершенно зелёная, если бы старые липы, растущие в ограде, не начали ронять пожелтевшей листвы. А так как вчера был сильный ветер, листьев хватило на то, чтобы запорошить всё село, и теперь уже сквозь опавшие листья проглядывает зелень травы. Среди жёлто-зелёного ярко поблескивает неширокая проезжая дорога.

В небе какое-то странное сочетание наивной голубизны и тёмных, аспидных туч. Временами проглядывает ясное солнце, и тогда ещё чернее делаются тучи, еще голубее чистые участки неба, ещё желтее листва, ещё зеленее трава. А вдали проглядывает сквозь полуопавшие липы старенькая колокольня.

Если с этой колокольни, забравшись по полуистлевшим балкам и лестницам, поглядеть теперь во все стороны белого света, то сразу расширится кругозор. Мы охватим взглядом весь холм, на котором стоит село, увидим, может быть, речку, обвивающую подножие холма, деревни, стоящие по реке, лес, подковой охвативший весь пейзаж.

Воображение может поднять нас повыше колокольни, тогда вновь раздадутся горизонты, и село, которое только что было вокруг нас, покажется как бы состоящим из игрушечных домиков, слившихся в небольшую стайку посреди земли, имеющей заметную планетарную кривизну.

Мы увидим, что земля оплетена множеством тропинок и дорог. Те, что поярче, пожирнее, уводят к городам, которые теперь можно увидеть с нашей высоты.


(По В. Солоухину.)

(245 слов.)

Грамматическое задание.

1. Сделать синтаксический разбор 1 предложения.

2. Разобрать по составу выделенные слова.




  1. Контрольная работа №1.

Диктант с решением тестовых задач на знание орфоэпической нормы.

Диктант

         Утром  я,  выспавшийся,  полный  свежих  сил,  вышел  на  вахту.  До  чего  же  хорошо,  когда  в  воздухе  разливается  запах  йода  и  океан  расстилается  вокруг,  как  зелёный  шёлк.

        В  свежем  воздухе  чувствовалась,  однако,  примесь  какого-то  странного  запаха,  и  я  не  мог  понять,  чем  пахнет.  Оглядев  горизонт,  я  заметил  вдалеке  тёмную  полоску,  вроде  как  от  набежавшей тучки.  Небо  по-прежнему  сияло  голубизной,  и  всё  же  там,  на  блестящей  поверхности  моря,  что-то  темнело.  Подходим  к  другой  глубине  или  приближается  шторм?  Теряясь  в догадках,  я  вдруг  вижу:  навстречу  нам  мчатся  дельфины.  В  чётком  строю,  то  выныривая,  то пропадая,  они  промелькнули  по  левому  борту,  и  мне  показалось,  что  они  бегут,  будто  спасаясь от  чего-то.

        Штурман,  в  течение  долгого  времени  смотревший  в  бинокль,  наконец  догадался:  нефть!  Понятно,  какой  запах  примешивался  к  свежести  океана.   Нефтяные  разводы  встречались  нам   в  плавании  не  раз,  однако  такое   я  видел  впервые:  впереди  было  сплошное  нефтяное  поле.  Сначала  появились радужные разводы  -  оранжевые,  сине-фиолетовые,  затем  какие-то  серебристые  пятна,  которых  становилось  всё  больше.  Вскоре  мы  увидели:  это  была  дохлая  рыба,  плавающая  кверху  брюхом.

  (167  слов)                                                                                  (По  А. Соболеву)

                                                     Грамматические  задания

1. Объяснить  графически  знаки  препинания  в  выделенном    предложении.

2. Выписать  из  текста  по  два  словосочетания  на  все  виды  подчинительной  связи  и  разобрать  их:

В  первом  и  втором  абзаце  -  1-й  вариант                        в  третьем  абзаце  -  2-й  вариант

3. Разобрать  слова   по  составу:

Выспавшийся,  расстилается,  теряясь  -  1-й  вариант   

 голубизной,  оглядев,  плавающая  -  2-й   вариант

4.Оглядев  горизонт,  я  заметил  вдалеке  тёмную  полоску,  вроде  как  от  набежавшей тучки. – 1-й  вариант

Утром  я,  выспавшийся,  полный  свежих  сил,  вышел  на  вахту.  -  2-й  вариант

  1. Проверка орфоэпической нормы


1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?


1) прИбыв

2) тамОжня

3) прОживший

4) сОздана


2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?


1) озлОбить

2) обОдрить

3) черпАть

4) прИданое


3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?


1) убрАла

2) шарфЫ

3) отрОчество

4) щавЕль


4. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?


1) тортЫ

2) снЯта

3) прИняли

4) свеклА


5. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?


1) полОжил

2) стАтуя

3) цЕмент

4) плодонОсить


6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?


1) оптОвый

2) пАртер

3) цЕпочка

4) укрЕпит


7. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?


1) создАла

2) пОнявший

3) дОсуг

4) жалюзИ


8. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) бАлованный

2) аэропОрты

3) вероисповедАние

4) диспАнсер


9. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?


1) лекторОв

2) мусоропрОвод

3) лыжнЯ

4) засЕлен


10. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?


1) зАнята

2) завИдно

3) намерЕние

4) квАртал



  1. Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями № 2.


Восстановительный диктант


Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания.

Цифры запишите словами.

Ладожское озеро



Самое б..льшое оз..ро в Европе ра..кинулось на площади в..л..чиной с пол..Швейцарии у самого края Б..лтийского щ..та. С юга на север пр..тянулось оно на двест.. два..цать кил..метр..в а в ш..рину д..стигает 80. Глубина Ладоги м..стами пр..вышает 200 метров.

На Ладог.. много ..стровов, самый знам..нитый Валаам. Ск..листые б..рега остр..ва круто поч..ти отвес..но опускают..ся в воду и уходят на п..лтораста метр..в в глубину. (З/С)десь новг..ро..ские м..нахи осн..вали монастырь ещ.. в 14век... Уд..вит..льные по своей кр..соте бронзовые мач..товые сосны на гранитных куп..лах скал и памятники ст..рины пр..влекают сюда множ..ство туристов.

В южной ч..сти оз..ра есть не..обычный мал..нький остр..вок Сухо. Это единствен..ый ..десь остров ис..кус..твен..ого прои..х..ждения. В 18 век.. по приказу Петра I его с..орудили из камен..ых глыб на мест.. опас..ной мелик..торая м..шала суд..хо..ству.

(По материалам «100 великих чудес природы») (120 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выпишите заимствованные слова, подчеркните часть слова, указывающую на заимствование.

  1. Подберите синонимы ко всем словам (если возможно) из данного предложения:Уд..вит..льные по своей кр..соте бронзовые мач..товые сосны на гранитных куп..лах скал и памятники ст..рины пр..влекают сюда множ..ство туристов.

  1. Подберите антонимы ко всем словам (если возможно) из данного предложения:Ск..листые б..рега остр..ва круто поч..ти отвес..но опускают..ся в воду и уходят на п..лтораста метров в глубину.

  1. Замените фразеологизмы одним словом: без пяти минут, откуда ветер дуетрасной нитью, правая рука, на разных языках, на глаз, намылить голову.


ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО

Самое большое озеро в Европе раскинулось на площади величиной с пол-Швейцарии у самого края Балтийского щита. С юга на север протянулось оно на двести двадцать километров, а в ширину достигает восьмидесяти. Глубина Ладоги местами превышает двести метров.

На Ладоге много островов, самый знаменитый – Валаам. Скалистые берега острова круто, почти отвесно, опускаются в воду и уходят на полтораста метров в глубину. Здесь новгородские монахи основали монастырь еще в четырнадцатом веке. Удивительные по своей красоте бронзовые мачтовые сосны на гранитных куполах скал и памятники старины привлекают сюда множество туристов.

В южной части озера есть необычный маленький островок Сухо. Это единственный здесь остров искусственного происхождения. В восемнадцатом веке по приказу Петра Первого его соорудили из каменных глыб на месте опасной мели, которая мешала судоходству.

  1. Контрольное изложение № 1.

Озаглавьте текст и перескажите его подробно. Ответьте на вопрос: «Как вы думаете, почему доктора Янсена еще при жизни назвали святым?». Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Выскажите свое впечатление о рассказе.

О докторе Янсене из книги «Летят мои кони...» (Васильев)

Я уже смутно помню этого сутулого худощавого человека, всю жизнь представлявшегося мне стариком. Опираясь о большой зонт, он неутомимо от зари до зари шагал по обширнейшему участку. Это был район бедноты, сюда не ездили извозчики, да у доктора Янсена на них и денег-то не было. А были неутомимые ноги, великое терпение и долг. Неоплатный долг интеллигента перед своим народом. И доктор бродил по доброй четверти губернского города Смоленска без выходных и без праздников, потому что болезни тоже не знали ни праздников, ни выходных, а доктор Янсен сражался за людские жизни. Зимой и летом, в слякоть и вьюгу, днём и ночью.
Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. Он обладал редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. Такие люди перестают быть только специалистами: людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. И доктор Янсен не избежал этого. Человек, при жизни возведенный в ранг святого, уже не волен в своей смерти, если, конечно, этот ореол святости не создан искусственным освещением. Доктор Янсен был святым города Смоленска, а потому и обреченным на особую, мученическую смерть. Нет, не он искал героическую гибель, а героическая гибель искала его.
Доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая детей.
В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоянно рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. Над колодцами устанавливался ворот с бадьей, которой откачивали просочившиеся сточные воды. Процедура была длительной, рабочие в одну смену не управлялись, все замирало до утра, и тогда бадьей и воротом завладевали мы. Нет, не в одном катании — стремительном падении, стоя на бадье, и медленном подъеме из тьмы — таилась притягательная сила этого развлечения.
Провал в преисподнюю, где нельзя дышать, где воздух перенасыщен метаном, впрямую был связан с недавним прошлым наших отцов, с их риском, их разговорами, их воспоминаниями. Наши отцы прошли не только гражданскую, но и мировую, «германскую» войну, где применялись реальные отравляющие вещества.
И мы, сдерживая дыхание, с замирающим сердцем летели в смрадные дыры, как в газовую атаку.
Обычно на бадью становился один, а двое вертели ворот. Но однажды решили прокатиться вдвоем, и веревка оборвалась. Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое пацанов. Отправив их за помощью, доктор тут же спустился в колодец, нашел уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного и, не отдохнув, полез за вторым. Спустился, понял, что еще раз ему уже не подняться, привязал мальчика к обрывку веревки и потерял сознание. Мальчики пришли в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось.
Так погиб последний святой города Смоленска, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков, и меня потрясла не только его смерть, но и его похороны. Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего Доктора. (455 слов)

(По Б. Л. Васильеву. «Летят мои кони..».)





Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ.

Морфология

Данная проверочная работа составлена на материале романа Д. Гранина «Мой лейтенант». Обращение к произведениям современной литературы на уроках русского языка позволит не только проверить и закрепить знания десятиклассников раздела «Морфология», но и откроет перед старшеклассниками новое для них имя и произведение, приобщит к чтению современной литературы, представит еще один взгляд на события Великой Отечественной войны.

Вариант 1

(1) В первую разведку повел нас Володя Бескончин. (2) Было это в конце июля 1941 года. (3) Ни он, ни мы никогда в разведку не ходили, надо было выяснить, куда немцы движутся, не заходят ли нам во фланг. (4) Воевать мы не умели, связи с соседями не установили, кто справа, кто слева, не знали. (5) Бескончину даже пистолета не дали, предложили ручной пулемет, с этой дурой, значит, в разведку.

(6) Пошли ночью. (7) Идет по шоссе немецкая колонна. (8) Чего они шли, непонятно. (9) Но когда свернули на проселок, стало ясно, что они в тыл нам заходят. (10) И тогда Бескончин велел пристроиться к немцам. (11) Отчаянная затея, но мы с ним зашагали в хвосте колонны. (12) Бескончин послал двоих предупредить наших, что так, мол, и так, заходят к нам в тыл, мы следуем за ними... (13) Послал к командиру батальона Чернякову, но тот испугался и дал команду во что бы то ни стало отступать. (14) Тем временем Бескончин стал шухер в колонне наводить. (15) Каждый гранаты швырял. (16) Вперед и по бокам. (17) Немцы никак не разберутся. (18) Суета началась. (19) Раздалась команда. (20) Побросали они свои пулеметы, рацию и бегом. (21) Мы все это в кучу, подожгли. (По Д.Гранину)


Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.


1. Из второго абзаца выпишите существительные, не имеющие формы множественного числа.

2. Укажите склонение всех существительных предложений 7, 14.

3. Запишите поморфемно все прилагательные текста. Какое из них образовалось путем перехода из причастия?

4. Из второго абзаца выпишите определительные местоимения.

5. Подчеркните все числительные текста как члены предложения, образуйте от одного из них однокоренные слова разных частей речи.

6. Запишите поморфемно все глаголы из предложений 13-14. Укажите среди них постоянные грамматические признаки.

7. От глаголов предложения 9 образуйте все возможные формы деепричастий и причастий. Выделите суффиксы, укажите вид.

8. Из предложений 6-10 выпишите все наречия и определите их разряд по значению.

9. Из первого абзаца выпишите союз, омонимичный частице. Какие еще случаи омонимии частицы и союза вам известны? Приведите примеры.

10. Сгруппируйте по видам орфограмм случаи раздельного написания НЕ и НИ. Обозначьте графически условия выбора, укажите части речи.


Вариант 2

(1) Подошли к Пулкову, с высоты открылась равнина, посреди густо вся усеянная фигурками людей.(2) Сотни, тысячи солдат стекались с разных сторон в город. (3) По заросшим полям, исчерченным проселками, тянулись повозки с пулеметами, снарядными ящиками, телеги со скарбом беженцев, они везли детские коляски, велосипеды, увешанные узлами. (4) То было наглядное зрелище всеобщего отступления, картина, которая напоминала огромное полотно Брюллова «Последний день Помпеи». (5) Никто не останавливал эти массы отступающих. (6) Кое-где выделялись группы солдат, сохраняющих строй, маленькие отряды в десять-пятнадцать человек, они шагали, не смешиваясь с этим муравейником.

(7) Показались немецкие самолеты. (8) Сперва несколько, потом небо загудело, их налетели десятки. (9) В поле укрыться негде, был виден каждый человечек. (10) Сперва посыпались небольшие бомбы, затем свинцовые очереди, штурмовики били бесприцельно, оставляя вокруг на земле лежащих, ползущих.

(11) Бежали кто куда, но всё к городу, к горизонту, обозначенному каменными корпусами. (12) С ревом, на бреющем полете, самолеты неслись прямо над головами, поливая свинцом бегущих. (По Д.Гранину)


Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.


1. Выпишите из текста существительные, образованные путем перехода из других частей речи.

2. Запишите поморфемно все прилагательные первого абзаца. Укажите среди них относительные.

3. Из предложений 4-6 выпишите все местоимения и укажите их падеж.

4. Из предложений 8-11 выпишите все местоимения и укажите их разряд по значению.

5. Подчеркните все числительные текста как члены предложения, образуйте от одного из них однокоренные слова разных частей речи.

6. Запишите поморфемно все глаголы из предложений 1-2. Укажите их постоянные грамматические признаки.

7. От глаголов предложений 10, 11 образуйте все возможные формы деепричастий и причастий. Выделите суффиксы, укажите вид.

8. Из предложений 6-9 выпишите все наречия и определите их разряд по значению.

9. Выпишите из текста наречия, омонимичные предлогу. Какие еще случаи омонимии наречия и предлога вам известны? Приведите примеры.

10. Выпишите из текста слово(а), в котором(ых) правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН». Орфограмму обозначьте графически.





Функциональные стили речи

Перескажите текст подробно.
Ответьте на вопрос: «Почему, на ваш взгляд, Ф. Кривин назвал это произведение полусказкой?»
Перескажите текст сжато.
Ответьте на вопрос: «Как вы понимаете смысл этой полусказки?»

«Полуправда» из кн. «Полусказки» (Кривин)

Купил Дурак на базаре Правду. Удачно купил, ничего не скажешь. Дал за нее три дурацких вопроса да еще два тумака сдачи получил и — пошел.
Но легко сказать — пошел! С Правдой-то ходить — не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжелая. Поехать на ней — не поедешь, а на себе нести — далеко ли унесешь?
Тащит Дурак свою Правду, мается. А бросить жалко. Как-никак, за нее заплачено.
Добрался домой еле живой.
— Ты где, Дурак, пропадал? — набросилась на него жена.
Объяснил ей Дурак все, как есть, только одного объяснить не смог: для чего она, эта Правда, как ею пользоваться.
Лежит Правда среди улицы, ни в какие ворота не лезет, а Дурак с женой держат совет — как с нею быть, как ее приспособить в хозяйстве.
Крутили и так и сяк, ничего не придумали. Даже поставить Правду, и то негде. Что ты будешь делать — некуда Правду деть!
— Иди, — говорит жена Дураку, — продай свою Правду. Много не спрашивай — сколько дадут, столько и ладно. Все равно толку от нее никакого.
Потащился Дурак на базар. Стал на видном месте, кричит:
— Правда! Правда! Кому Правду — налетай! Но никто на него не налетает.
— Эй, народ! — кричит Дурак. — Бери Правду — дешево отдам!
— Да нет, — отвечает народ. — Нам твоя Правда ни к чему. У нас своя Правда, не купленная.
Но вот к Дураку один Умник подошел. Покрутился возле Правды, спрашивает:
— Что, парень, Правду продаешь? А много ли просишь?
— Немного, совсем немного, — обрадовался Дурак. — Отдам за спасибо.
— За спасибо? — стал прикидывать Умник. — Нет, это для меня дороговато.
Но тут подоспел еще один Умник и тоже стал прицениваться. Рядились они, рядились и решили купить одну Правду на двоих. На том и сошлись.
Разрезали Правду на две части. Получились две полуправды, каждая и полегче, и поудобнее, чем целая была. Такие полуправды — просто загляденье.
Идут Умники по базару и все им завидуют. А потом и другие Умники, по их примеру, стали себе полуправды мастерить.
Режут Умники правду, полуправдой запасаются.
Теперь им куда легче разговаривать между собой.
Там, где надо бы сказать: «Вы подлец!» — можно сказать: «У вас трудный характер». Нахала можно назвать шалуном, обманщика — фантазером.
И даже нашего Дурака теперь никто дураком не называет.
О Дураке скажут: «Человек, по-своему мыслящий».
Вот как режут Правду!

(359 слов) (По Ф. Д. Кривину. Полусказки)





КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ»


ВАРИАНТ 1

I. ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ


1. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ


1. В каком слове пишется И?

1) ящич...к 2) кресл...це 3) нож...нька 4) тяж...сть


2. Какое существительное относится к мужскому роду?

1) контральто 2) мышь 3) тюль 4) мозоль


3. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -Ы (-И)?

1) договор... 2) вексель... 3) паспорт... 4) профессор...


4. В каком слове окончание Е?

1) в комментари... 2) присутствовать на заседани... 3) по алле... 4) о благосостояни...


2. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ


1. В каком варианте пишется Е?

1) в бескрайн...м просторе 2) укрыться заячь...м тулупом

3) проснуться ранн...м утром 4) будь хорош...м мальчиком


2. В каком слове есть суффикс -СК-?

1) матрос...кая служба 2) вес...ие доказательства 3)  ни...кое давление 4) калмы...ие песни


3. Укажите относительные прилагательные.

1) молодой (человек), красивый (рисунок), белый (снег)

2) деревянный (дом), лисий (хвост), мамин (шарф)

3) весеннее (утро), железный (гвоздь), спортивная (одежда)


3. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ


1. Найдите словосочетание с числительным.

1) «тройка» за ответ 2) третий по списку 3) утроить усилия 4) трёхэтажный дом


2. Найдите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) четырьмястами строчками 2) шестьюстами учениками

3) свыше пятисот шестидесяти тысяч километров 4)  в двух тысячи восьмом году


4. МЕСТОИМЕНИЕ


1. Найдите лишнее слово, учитывая разряды местоимений.

1) свой 2) собой 3) мой 4) наш


2. В каком варианте пишется буква Е?

1) н... кто не знает 2) н.. за что на свете 3) н... чего раздумывать 4) н.. до чего нет дела


3. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Подойди к нему. 2) У их все не так! 3) У него все в порядке.



5. ГЛАГОЛ


1. В каком ряду все слова являются глаголами?


1) выписал, замерз, куплю, забыт 2) построен, нарисовала, берег, сшит

3) одет, смел, съел, сходите 4) выдержишь, дам, отбил, сотри


2. От каких глаголов нельзя образовать форму 1-го лица настоящего или будущего времени?

1) бежать 2) победить 3) бриться 4) мурлыкать


6. ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ


1. В каком ряду все слова являются причастиями?

1) перевернув, посидев, невпопад, раскидистый

2) перепрыгнувший, решаемый, вынув, несчастный

3) гонимый, затемнена, нагретая, назначено

4) разделенный, держащий, расставаясь, увлекая


2. Во всех словах строчки в суффиксе пишется буква Я

1) расстрел...нный, дремл...щий, леле...л, хвал...щийся

2) почу...в, пил...щий, раска...лся, раскле...в

3) прола...л, прома...вшись, стел...щийся, раскле...нный

4) вид..щий, чу..л, просе...нный, затее...в


7. НАРЕЧИЕ


1. В каком слове на конце пишется А?

1) вправ... 2) сначал... 3) занов... 4) запрост...


2. В каком варианте наречие пишется через дефис?

1) в...трое 2) в...третьих 3) в...догонку 4) в... начале подумай


3. В каком варианте наречие пишется раздельно?

1) в...правду важный 2) по...одиночке 3) сдал во...время 4) на...лету


8. ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ


1. В каком слове пишется одна Н?

1) закопчен...ые стены 2) трава подстрижен...а 3) неждан...ый 4) слышан...ая мною история


2. В каком слове пишется НН?

1) ранен...ый боец 2) кожан...ое кресло 3) юн...ый возраст 4) воспитан...ый человек


9. ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ


1. В каком ряду все слова пишутся раздельно?

1) (ново)сибирский, (глухо)немой, (выше)указанный

2) (плохо)скрываемый, (всемирно)известный, (мало)пригодный для жизни

3) (дико)растущий,(близ)лежащий, (ясно)видящий

4) (пепельно)серый, (выпукло)вогнутый, (исторически)значимый


2. Укажите номер предложения, в котором выделенное слово пишется слитно.

1) Я пройду тихонько (В)ДОЛЬ забора.

2) Самые высокие порывы человеческой души связаны с чувством Родины, которое ВРЯД(ЛИ)можно выразить обычными словами.

3) (ПО)ВИДИМОМУ, наша поездка приближалась к концу.

4) Я молчу, глядя (В)ДАЛЬ моря.


II. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ


1. ПРЕДЛОГ


1. Укажите предлоги, которые пишутся слитно.


1) (в)близи 2) (в)продолжение 3) из(за) 4) (на)встречу 5) (по)мере 6) (в)следствие


2. В каком предложении выделенное слово является предлогом и пишется СЛИТНО?

1) (В)ТЕЧЕНИЕ всего пути он хранил молчание.

2) Что вы имеете В(ВИДУ)?

3) Плавать в этой реке опасно (В)СЛЕДСТВИЕ  быстрого течения и водоворотов.

4) (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ разговора малыш с интересом посматривал на взрослых.


2. СОЮЗ


1. Отметьте предложения, в которых слова пишутся раздельно.

1) Что(б) других учить, надо свой разум наточить.

2) И что(бы) она ни делала, всё выходило красиво.

3) Что(бы) ни произошло, можешь на меня рассчитывать.

4) Что(бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.


2. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Глаза ломило, будто КТО(ТО) нажимал на них (ПО)ВЕРХ век пальцами.

2) (В)ДАЛИ шёл теплоход, и (ОТ)ТУДА доносилась тихая музыка.

3) Подбородок его выступал очень далеко вперёд, ТАК(ЧТО) он всякий раз закрывал его платком, ЧТО(БЫ) не заплевать.

4) Молчаливо и КАК(ТО) иначе, чем днём, стояли (МНОГО)ОКОННЫЕ дома с их обитателями.


3. ЧАСТИЦА


1. В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1) (не)прерывное (не)домогание 2) мне это вовсе (не)интересно

3) (не)вежда 4) это было (не)избежно


2. НИ пишется в предложении

1) Н... мы одни обсуждали происшествие.

2) Татаринов н... мог внутренне не согласиться с тем, что сказанное вполне справедливо.

3) Как н... стремились мы быть первыми, но не смогли преодолеть препятствия.

4) Он был н... только музыкант, но и композитор.


III. ОРФОГРАФИЯ


1. В каком ряду во всех словах пропущены двойные согласные?

1) ко…ичество, га…ерея, дра…а 2) ба…он, режи…ер, пре…а

3) а…юминий, гра…отность, ре…урс 4) а…отация, моногра...а, ди...еренцировать


2. В каком слове на месте пропуска пишется О?

1) ж._лоб   2) печ._нка;  3) ц._коль    4) ш_.пот


3. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1) препод...вать, пол...гается, упр...щать 2) предст...влять, предназн...чение, дек...рация

3) д...роженька, ф...нтазия, л...боратория 4) пригл...шать, уг...сать, выр...сти     


4.  Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня?

1) сокр...щать, р...скошный, избирательная к…мпания

2) ск...кать,  отр...сль, безотл...гательный

3) благосл...вить, предв...рительно, ди...гональ

4) предпол...жительно, прор...стать, п...норама


5. В каком слове пишется приставка ПРЕ-?

1) пр…брежный 2) пр…остановиться 3) пр…прятать 4) пр…увеличить


6. В каком слове приставка оканчивается на глухую согласную?

1) пре…шествовать состязанию 2) по…толкнуть локтем 3) о…бежать от дома 4) на…писать адрес.


7. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ъ?

1)  раз...емный, без...ядерный, изголов...е 2)  в...езжающий, из...ятый меж...этажный

3)  с...емный, об...ектив, двух...ярусный 4)  необ...ятный, бул...онный кон...юнктивит




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ»


ВАРИАНТ 2


I. ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ


1. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ


1. В каком слове пишется И?

1) француж…нка 2) виш…нка 3) нищ…нка 4) солом…нка


2. Какое существительное относится к женскому роду?

1) толь 2) бандероль 3) бра 4) лебедь


3. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -Ы (-И)?

1) бухгалтер... 2) округ... 3) парус... 4) отпуск...


4. В каком слове окончание Е?

1) сообщить о метел... 2) в ближнем зарубежь...

3) отправить письмо Анастаси... 4) свидетельство о рождени...


2. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ


1. В каком варианте пишется И?

1) думать о вчерашн...м событии 2) гордиться могуч...м богатырем

3) мечтать о хорош...м друге 4) вспоминать о син...м море


2. В каком слове есть суффикс -СК-?

1) голанд…кий сыр 2) рез…ий звук 3) вяз…ий ил 4) батра....кие песни


3. Укажите притяжательные прилагательные.

1) весенняя (песня), зимнее (утро), добрый (мальчик)

2) колючий (ёж), свежий (воздух), бежевый (цвет)

3) ослиные (уши), волчий (след), отцов (шарф)


3. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ


1. Найдите собирательное числительное.

1) двадцать учеников 2) две десятых урожая 3) одиннадцать экземпляров 4) двое очков


2. Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка.

1) пятидесятью 2) шестьюдесятью 3) восемьюдесятью.


4. МЕСТОИМЕНИЕ


1. Укажите ошибку в определении разряда местоимений.

1) сколько-нибудь – неопределённое 2) ваш – личное

3) такой – указательное 4) всякий – определительное



2. В каком варианте пишется буква И?

1) н... кому остаться дома 2)  н... за что не скажу

3) н... у кого попросить денег 4) н...которые люди


3. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) У его отца была старинная книга. 2) У его была старинная книга

3) От них ничего не дождешься.


5. ГЛАГОЛ


1. В каком ряду глаголы относятся к одному виду?

1) люблю, придумывал, работать, спел 2) заснул, открылся, бегите, ищу

3) вспомню, покорми, прошелся, увижу 4) вылез, зажмурился, подрабатывал, ем


2. В каком случае форма повелительного наклонения глагола образована правильно?

1) положь 2) ляг 3) езжай 4) вылазь


6. ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ


1. Сколько причастий в двух приведенных предложениях? Выпишите их.

Это были опаленные летним солнцем, утомленные тяжелым трудом люди. Руки их были исцарапаны, ноги испачканы землей.

1) 2 2) 3 3) 4 4) 5

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Во всех словах строчки в суффиксе пишется буква Е

1) ненавид..вший, рассе..нный, постро..в, посеребр..ны

2) увид..в, завис..л, постро..нный, закле..на

3) завис..мый, разве..в, объезд..вший, раска..лся

4) нахмур..нный, отча..вшись, зате..л, застав..в


7. НАРЕЧИЕ


1. В каком слове на конце пишется А?

1) засветл... 2) наскор... 3) досух... 4) накрепк...


2. В каком варианте наречие пишется через дефис?

1) он в...правду честен 2) говорить по...корейски

3) действовать в...тайне 4) выступать по...очереди


3. В каком варианте наречие пишется слитно?

1) играть в...открытую 2) на...совесть 3) в...последствии 4) кофе по...турецки


8. ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ


1. В каком слове пишется одна Н?

1) свежезаморожен...ые овощи 2) швы отстрочен...ы

3) перевязан...ая рука 4) вязан...ые бабушкой носки


2. В каком предложении содержится слово с двумя НН?

1) Работа выполнен...а безупречно. 2) Задача решен...а правильно.

3) Девушка хорошо воспитан...а родителями. 4) Учительница строга и сдержан...а

9. ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ


1.В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (пол)листа, (хлебо)завод, (северо)запад;

2) (плащ)палатка, (вечно)зелёный, (еле)еле;

3) (крепко)накрепко, (штаб)квартира, (тёмно)зелёный;

4) (железо)бетонный, (скоро)спелый, (кино)студия.


2. Укажите номер предложения, в котором выделенное слово пишется слитно.

1) ЧТО(БЫ) он ни читал, его нельзя было слушать без волнения.

2) (ОТ)ТОГО дома до нашего совсем близко.

3) (ИЗ)ПОД обрыва начали вылетать стрижи.

4) Дни бегут (В)ПРИПРЫЖКУ.


II. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ


1. ПРЕДЛОГ


1. В каком варианте предлог пишется слитно?

1) (не) смотря на погоду 2) (за) счет усердия 3) (в)течение года 4) (из)за помарок


2. В каком предложении выделенное слово является предлогом и пишется СЛИТНО?

1) Я всматривался (В)ТЕЧЕНИЕ реки, медленное и величавое.

2) Он вел разговор, (НЕ)СМОТРЯ НА собеседника.

3) (В)ВИДУ приближающегося шторма рыбакам запретили выходить в море.

4) Девушка поднялась со скамьи и сделала несколько шагов (НА)ВСТРЕЧУ.


2. СОЮЗ


1. Отметьте предложения, в которых слова пишутся слитно.

1) За(то) время, что вы потратили, можно было многое успеть.

2) У правды язык суров, за(то) душа добрая.

3) Не за(то) волка бьют, что сер, а за(то), что овцу съел.

4) Весна была ранняя, за(то) суровая, как зима.


2. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Папа попросил, ЧТО(БЫ) она (С)НАЧАЛА поздоровалась с Софьей Филипповной.

2) Потом до самой ночи (НЕ)МОГ он унять в теле (НЕ)ПОНЯТНУЮ эту дрожь.

3) (ВО)ВРЕМЯ путешествия скучать (СО)ВСЕМ не приходилось.

4) Она старалась НИ(О)ЧЁМ не думать, но воспоминания плыли ей (НА)ВСТРЕЧУ.


3. ЧАСТИЦА


1. В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1) совершить (не)лепый поступок 2) бормотать что-то (не)внятное

3) ничем (не)оправданный риск 4) юноша крайне (не)вежлив


2. НИ пишется в предложении

1) Он не знал н... правил, н.. простейших теорем.

2) Он не мог н... слышать своего собеседника.

3) На вид он казался ничуть  н... моложе брата.

4) Выбирай подарок н... по цене, а по ценности


III. ОРФОГРАФИЯ


1. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

1) вес...ник, двухмес...ный, декаден...ский

2) гиган...ский, глас...ность, великовозрас...ный

3) древес...ный, доблес...ный, съес...ной

4)  надкос...ница, искус...ный, завис...ник


2. В каком слове на месте пропуска пишется О?

1) трущ…ба    2) зач…т    3) ж…сткий    4) кош….лка


3. В каком ряду во всех словах пропущено И?

1) проб...раться, соед...нение, от...гощать

2)  забл...стел, разв...вать ум, приор...тет

3) прив...легированный, пост...лать,  изв...нился

4) прост...рается, пал...садник, пренебр...жительно


4.  В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

1) д...монстрация, зам...реть, ж...лтизна 2)  выч...тать, д...сант, ч...рстветь

3)  заст…лать, бл…стать, зап...рать 4)  д...алог, бл...снуть, д...серт


5. В каком слове пишется приставка ПРИ-?

1) пр…успеть 2) пр…вращать 3) пр…жать 4) пр…провождать.


6. В каком слове приставка оканчивается на звонкую согласную?

1) сделать и...подтишка 2) не...держанный 3) чере...чур строгий 4) бе...возмездный


7. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

1)  бьющий ключ..., любимая вещ..., глубоких луж..., распростиш...ся с людьми

2)  стало невмоч..., голос певуч..., громкий плач..., оденеш...ся потеплее

3)  промаж... клеем, удивительный товарищ..., грозовых туч..., печ... рулет

4)  разреж...те лист, достучиш...ся до соседа, бежать вскач..., помощ… преподавателя


























Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ.

Ответом к заданиям 1—24 является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Не копируйте слова-ответы из браузера, вписывайте их, набирая с клавиатуры. При записи ответов пробелы не используйте.

Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Многим представителям разных европейских стран приходила идея создать танк, однако первым это сделал немецкий молодой капитан Э. Суинтон, когда находился в Южной Африке.

2) Несмотря на множественные попытки европейских наций заявить, что изобретение танка принадлежит именно им, исторически доказано, что идея боевой гусеничной машины появилась в 1900 году и принадлежит она британцу Э. Суинтону, который в годы Первой мировой войны успешно реализовал задумку.

3) Изобретение танка произошло одновременно сразу в нескольких европейских государствах, о чём свидетельствуют многочисленные проекты гусеничных машин, найденные в разных точках Европы.

4) Изобретение танка, как говорят исторические факты, принадлежит британцу Э. Суинтону, который в 1900 году сделал первый набросок этой боевой машины, а в годы Первой мировой войны успешно реализовал свою идею.

5) Изобретение танка произошло совершенно случайно, когда британский капитан Э. Суинтон находился в Южной Африке и думал о том, какой должна быть машина, способная передвигаться через рвы, окопы и проволочные заграждения.

Задание 2

Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Кроме того,

Однако

Иными словами,

Даже если

В том числе

Задание 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАССА. Определите, в каком значении это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МАССА, -ы, ж. р.

1) Одна из основных величин механики – величина, измеряющая коли- чество вещества в теле, мера инерции тела по отношению к действующей на него силе. Единица массы. (спец.)

2) Тестообразное бесформенное вещество, густая смесь. Древесная м.

3) Какое-либо целое, обладающее значительным физическим объёмом, размером, громада, глыба. Величавая м. церковного собора.

4) ед. Множество, большое количество кого-чего-н. (разг.). М. народу.

5) мн. Широкие, трудящиеся круги населения, народ. Книгу – в массы.

Задание 4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Иксы

вручИт

кровотОчащий

насорИт

кремнЯ

Задание 5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

Он, подумав немного, выкинул ОБРЫВОК шнурка в открытое окно.

От женевского салона высокого часового искусства, проходящего ежегодно в январе, базельская выставка отличается тем, что на ней представлены как люксовые, так и более ДЕМОКРАТИЧНЫЕ бренды.

Не получив никакого образования, он оставался полным НЕВЕЖДОЙ во всех науках.

Это был необыкновенный человек, который имел решительное и БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЕ влияние на мой характер. СЛОВАРНЫЙ запас мой расширялся день ото дня, «свободный разговор» на разные темы стал ещё свободнее, и углублённое изучение грамматики нашло своё реальное практическое применение.

Задание 6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ВОСЬМЬЮСТАХ копиях

выбрали место ПОСУШЕ

осенние МЕСЯЦЫ

ПОДОЖЖЁШЬ хворост

в ОБОИХ отзывах

Задание 7

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильный выбор предложно-падежной формы существительного.

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с причастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с однородными членами

1) Рассматривая антикварные вещи, понимаешь, как много ценного они хранят.

2) Мотив безумия в романе «Мастер и Маргарита» тесно связан с мотивом беззвучия.

3) Исследуя нравственные изъяны современного общества, В. Пьецух в своих произведениях часто обращается к классическим сюжетам и классическим героям, отмечая, что «фабульная основа – категория бессмертная».

4) М. Веллер пишет: «Шукшин не судит героев, а понимает их, и это даёт двойственный взгляд о предмете рассказа».

5) Платонов в повести «Котлован» не только ведёт спор с философией Нового времени на уровне содержания, но и на уровне формы.

6) Долгое время вопрос о датировке поэмы Есенина «Чёрном человеке» оставался дискуссионным.

7) В мировой литературе есть огромное количество произведений, посвящённым женщине.

8) Приятно смотреть со стороны, когда по морю плывёт корабль, окрылённый белыми парусами, словно лебедь.

9) Закончив все сборы, по громкой связи было объявлено о том, что на первом этаже корпуса №1 состоится общая заключительная встреча.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Задание 8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

соч..тание

покл..ниться (в пояс)

рец..нзент

изл..жение

выск..чивший

Задание 9

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

об..ск, спорт..гра

пр..бой, пр..вратно (истолковать)

пр..нудил, пр..права

чере..чур, во..звал

с..ел (яблоко), б..ющий (в глаза свет)

Задание 10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

застр..вать

обессил..ть (от усталости)

эмал..вый

милост..вый

ружь..цо

Задание 11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

расстро..вшись

вылет..шь (первым рейсом)

(он) мел..т (кофе)

прикле..в (деталь)

размен..нные (на мелкие купюры)

Задание 12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Тот долгий, нисколько (НЕ)ПОНЯТНЫЙ чужим ушам разговор сблизил Олега и Настю.

(НЕ)СОМНЕВАЯСЬ в своём решении ни минуты, Аркаша вышел из дома.

Василию (НЕ)ДОСТАВАЛО смелости признаться себе самому, что уже пора отступить, сдаться.

(НЕ)ЗАРОСШИЙ камышом берег привлёк нас, и мы решили переночевать здесь.

Меня оскорбило (НЕ)ВЕЖЛИВОЕ замечание приятеля, а то, каким ледяным тоном оно было сделано.

Задание 13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

На улице начинало (ПО)НЕМНОГУ темнеть, и мы двигались по дороге уже без карты, надеясь найти верный путь (ПО)ПАМЯТИ.

По мостику все проходили (ПО)ОДИНОЧКЕ, ЧТО(БЫ) не сломать хрупкую от ветхости конструкцию.

Кот отлично понимал, что напроказничал, когда (С)РАЗБЕГУ запрыгнул на этажерку с сувенирами и разбил одну фарфоровую статуэтку, – (ОТ)ТОГО и залез под диван.

(ПО)НАЧАЛУ я безрадостно воспринял известие о переформировании нашей группы, но потом оказалось, что жить (ПО)НОВОМУ очень интересно.

Времени было (В)ОБРЕЗ: до намеченной встречи оставалось не более (ПОЛУ)ЧАСА.

Задание 14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Почти все купле(1)ые товары оказались бракова(2)ыми; качестве(3)ыми были только глиня(4)ые горшки, которые закупали маленькими партиями у одного ремесле(5)ика.

Задание 15

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Дед Митяй неотрывно смотрел в окно и то покряхтывал то ворчал что-то себе под нос.

2) На новогоднем карнавале весело и задорно подмигивали красные и жёлтые синие и зелёные огоньки гирлянд.

3) Вечерами бабушка топила печку и взрослые играли в умную карточную игру – преферанс.

4) На столе лежали только книги да подшивки старых газет.

5) Акулину в нашем доме любили не столько за умение готовить вкусные обеды сколько за добродушие тепло и ласковость.

Задание 16

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На берегу реки (1) склонившись над самой водой (2) росла старая ива; сгорбленная и поникшая (3) она будто скорбела – так, как скорбят матери (4) по погибшим на войне (5) сыновьям.

Задание 17

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Серебристая (1) дорога (2)

Ты (3) зовёшь меня куда?

Свечкой чисточетверговой (4)

Над тобой (5) горит звезда.

Дай (6) ты (7) мне зарю на дровни,

Ветку вербы на узду.

Может (8) быть (9) к вратам Господним

Сам себя я приведу.

(С. Есенин)

Задание 18

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мартынов (1) умственное и нравственное понимание (2) которого (3) не выходило за пределы общепринятых понятий (4) давно уже раздражался против Лермонтова (5) которого он в душе считал и по «карьере», и по талантам «салонным».

Задание 19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Анастасия сказала (1) что трава – это зарастание памяти о человеке (2) и (3) что (4) пока есть кому с этой травою справляться (5) человек каким-то образом на земле ещё присутствует.

Задание 20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.









Литература

Контрольная работа.

Литература первой половины ХIХ века

Вариант 1


Задание


Часть 1


А 1

Укажите, эпоху, которой принадлежит творчество А.С.Пушкина.

1) вторая половина ХVIII века

2) первая половина ХIХ века

3) вторая половина ХIХ века

4) конец ХIХ – начало ХХ века



А 2

Какой этап творческого пути А.С.Пушкина соотнесён с периодом 1820 –1824 гг.?

      1. лицейский

      2. южная ссылка

      3. ссылка в Михайловское

      4. Болдино



А 3

В каком варианте ответа указаны стихотворения, принадлежащие А.С. Пушкину?

А) «Анчар» В) « Вновь я посетил…»

Б) «Мадонна» Г) «Выхожу один я на дорогу…»

1) А, Б 2) Б, В 3) А, Б, В 4) А, В, Г


А 4

В каком стихотворении Пушкина символически выражена мысль об особой судьбе поэта?

1) «Арион» 3) «Элегия»

2) «Вольность» 4) «Погасло дневное светило»



А 5

Укажите название поэмы Пушкина, в которой дана оценка личности и деятельности Петра I

1) «Пророк»

2) «Медный всадник»

3) «Свободы сеятель пустынный»

4) «Бахчисарайский фонтан»



А 6

Какой творческий метод позволил Пушкину изображать жизненные явления посредством типизации фактов действительности?

1) классицизм

2) сентиментализм

3) романтизм

4) реализм








Прочитайте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В1 - В6; С1.




1 Безумных лет угасшее веселье

2 Мне тяжело, как смутное похмелье.

3 Но, как вино – печаль минувших дней

4 В моей душе чем старе, тем сильней.

5 Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

6 Грядущего волнуемое море.


7 Но не хочу, о други, умирать;

8 Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

9 И ведаю, мне будут наслажденья

10 Меж горестей, забот и треволненья:

11 Порой опять гармонией упьюсь,

12 Над вымыслом слезами обольюсь,

13 И может быть – на мой закат печальный

14 Блеснёт любовь улыбкою прощальной.

А.С.Пушкин



В 1

Какой художественный приём, основанный на сопоставлении, использован в 1 – 4 строках стихотворения?



В 2

Как называются художественные образные определения «угасшее» (веселье), «печальный» (закат), «прощальной» (улыбкою) и др., несущие экспрессивно-эмоциональную нагрузку в стихотворении А.С.Пушкина?



В 3

Какие строки раскрывают содержание, которое вкладывает поэт в понятие «наслажденья». Запишите номера этих строк.



В 4

Укажите термин, которым в литературоведении называют художественный приём противопоставления, в данном стихотворении выявляющего конфликт в душе лирического героя («веселье» – «печаль», «умирать» – «жить»).



В 5

Какое чувство, упоминаемое в конце стихотворения, озаряло жизнь Пушкина, было той путеводной звездой, которая вела поэта на протяжении всего творческого пути?



В 6

Выпишите из данного стихотворения строку, которая как нельзя лучше выражает суть всего пушкинского творчества.



С 1

Дайте связный ответ на вопрос в объёме 5-8 предложений, опираясь на конкретный литературный материал.


  1. Что лежит в основе стихотворения А.С.Пушкина: банальные сетования на жизнь или философские размышления (о чём)?

2. Назовите сходные темы и мотивы в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.





Часть 2


А 7


Укажите место рождения и годы жизни Н.В.Гоголя.

1) Москва . 1809 – 1841

2) Миргородский уезд Полтавской губернии. 1809 – 1852

3) Киев. 1815 – 1860

4) Петербург. 1820 – 1862



А 8

Н.В.Гоголь вошёл в русскую литературу как писатель -

1) романтик

2) реалист

3) классицист

4) модернист



А 9

Укажите название литературного направления, связанного с критическим отношением к изображаемой действительности, основоположниками которого считаются Н.В.Гоголь и В.Г.Белинский.

1) «новая школа»

2) «школа сатиры»

3) «натуральная школа»

4) «реалистическая школа»



А 10

Герой какой повести Н.В.Гоголя пополнил галерею «маленьких людей» в русской литературе?

1) «Шинель»

2) « Миргород»

3) «Тарас Бульба»

4) «Ночь перед Рождеством»



А 11

Главная мысль, которую хочет донести до читателя Гоголь: «маленький человек»

1) достоин уважения

2) достоин презрения

3) сам виноват в своей «малости»

4) является продуктом бесчеловечного государства



А 12

В каком варианте ответа указаны произведения, в которых предмет художественного изображения – Петербург?

А) «Портрет»

Б) «Страшная месть»

В) «Нос»

Г) «Записки сумасшедшего»


1) А, Б, В 2) А, В, Г 3) Б, В, Г 4) А, Б ,Г




Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В7 – В12; С2.






О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртуке, очень богат? – Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящеюся церковью, судят об архитектуре её? Совсем нет, они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой…

Вы думает, что эти дамы… но дамам меньше всего верьте. Менее заглядывайте в окна магазинов: безделушки, в них выставленные, прекрасны, но пахнут страшным количеством ассигнаций. Но боже вас сохрани заглядывать дамам под шляпки! Как ни развевайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пойду за нею любопытствовать. Далее, ради бога далее от фонаря! и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастие ещё, если отделаетесь тем, что он зальёт щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом. Но и кроме фонаря, всё дышит обманом. Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект…

Н.В.Гоголь


В 7

Как называется повесть, из которой взят отрывок?



В 8

Напишите название цикла произведений, в который входит данная повесть.


В 9

Сколько произведений входит в названный цикл?



В 10


Какое лексическое средство использовано в предложении 3 данного фрагмента («Всё обман…».)?



В 11


Какое средство художественной выразительности использует автор, говоря о господине, гуляющем «в отлично сшитом сюртуке» («он весь состоит из своего сюртучка»)?


В 12


Какое изобразительно-выразительное средство использовано в последнем предложении текста?



С 2

Дайте развёрнутый ответ в объёме 5-8 предложений на один из предложенных вопросов.

  1. В каких произведениях русской литературы ХIХ века (или других произведениях Н.В.Гоголя) выражено аналогичное отношение к Петербургу?


  1. Как реализуется сочетание лиризма, юмора и сатиры в творчестве Н.В.Гоголя (на примере одной из «петербургских повестей»)?



Вариант 2

Задание


Часть 1



А 1

Творчество М.Ю.Лермонтова принадлежит эпохе

1) вторая половина ХVIII века

2) первая половина ХIХ века

3) вторая половина ХIХ века

4) конец ХIХ – начало ХХ века



А 2

Какое литературное направление оказало влияние на поэтическое творчество М.Ю. Лермонтова?

1) романтизм

2) реализм

3) сентиментализм

4) модернизм



А 3

В каком из названных стихотворений Лермонтова звучит тема изгнанничества?

1) «Дума»

2) «Тучи»

3) «Пророк»

4) «И скучно и грустно…»



А 4

Укажите адресата любовной лирики М.Ю.Лермонтова.

1) А. Керн 3) Е.Сушкова

2) Е.Денисьева 4) А.Панаева




А 5

Определите лейтмотив лирики Лермонтова

1) поэт и поэзия

2) пейзажная лирика

3) тема любви

4) мотив разочарования, одиночества



А 6

Укажите вид книжной лирики, стихотворение, проникнутое настроением задумчивости, мечтательности, грусти, скорби.

1) дума

2) ода

3) элегия

4) идиллия




Прочитайте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В1 – В5; С1.




Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.


В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём?


Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!


Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;


Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел.

М.Ю. Лермонтов


В 1

Какой приём использует М.Ю.Лермонтов, размышляя об одиночестве человека и гармонии мира и природы?



В 2

Выпишите слово-образ, которое повторяется дважды в 1 строфе и выражает жизненные искания лирического героя.



В 3

Назовите стилистический приём, которым воспользовался автор в последней строфе стихотворения («всю ночь, весь день, вечно»)?



В 4

Какое синтаксическое средство выразительности неоднократно использовано во второй строфе стихотворения для отражения внутреннего конфликта лирического героя?


В 5

Назовите литературное направление, с которым в литературу пришло понятие «лирический герой».



С 1*

Дайте развёрнутый ответ (в объёме 5-10 предложений) на один из предложенных вопросов, опираясь на конкретный литературный материал.

  1. Какими чувствами проникнуто данное стихотворение?

  2. Какие нравственные убеждения поэтов ХIХ века сохранили ценность до нашего времени?








Часть 2



А 7

Кто из поэтов-романтиков оказал наибольшее влияние на творчество А.С.Пушкина? Выберите правильный вариант ответа.

А) К.Н.Батюшков

Б) В.А.Жуковский

В) К.Ф.Рылеев

Г) П.Шелли


  1. А, Б 2) А, В 3) Б, В 4) В, Г



А 8

А.С.Пушкин неоднократно обращался к образу царя-реформатора. Укажите название произведения (1829г.), в котором Пётр изображён как романтический герой, исключительная историческая личность?

1) «Пророк»

2) «Полтава»

3) «Вновь я посетил»

4) «Свободы сеятель пустынный»



А 9

Определите жанр поэмы «Медный всадник»» А.С.Пушкина.

1) романтическая поэма

2) философская поэма

3) социально-бытовая поэма

4) историческая повесть в стихах



А 10

Каким изображается Петербург в «Медном всаднике»?

1) Петербург – парадный город

2) Петербург – центр науки и культуры

3) Петербург – город «униженных и оскорблённых»

4) Петербург – фон разворачивающихся событий



А 11

Какую оценку даёт автор Петру в поэме «Медный всадник»?

1) великая личность

2) деспот, тиран

3) любимец простого народа

4) двойственная оценка: Пётр – Наполеон и Робеспьер

одновременно


А 12

Чем завершается поэма «Медный всадник» А.С.Пушкина?

    1. свадьбой героя

    2. отъездом Евгения

    3. смертью героя

    4. гибелью памятника в результате наводнения




Прочитаёте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В6 – В12; С2.




Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса. А.С.Пушкин



В 6

Какая часть поэмы А. С.Пушкина «Медный всадник» содержит приведённый отрывок? Ответ запишите цифрой.



В 7

К какому литературному роду относится жанр поэмы?



В 8


Как называется стилистический приём, использованный в словосочетании «Петра творенье»?



В 9

Выпишите из предложенного текста 2-3 примера олицетворения.



В 10

Какая стилистическая фигура речи использована в строках 1-2, 5-6 данного отрывка?


В 11

Как называется образное определение, используемое в словосочетаниях («прозрачный сумрак», «блеск безлунный, «золотые небеса»)?



В 12

Как называется торжественный, возвышенный стиль, который используется поэтом в приведённом отрывке из поэмы?



С 2

Дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений на один из предложенных вопросов, опираясь на конкретный литературный материал.


  1. Что символизирует Медный всадник в поэме А.С.Пушкина?

  2. Каково отношение автора к Петру первому в поэме «Медный всадник»? Сравните с трактовкой образа Петра в других произведениях А.С.Пушкина.












ОТВЕТЫ


Литература I половины ХIХ века

Вариант 1


А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

А 10

А 11

А 12


1




+






+



2

+

+



+


+

+




+

3



+






+




4






+





+



В 1

сравнение

В 2

эпитеты

В 3

11, 12, 13, 14

В 4

антитеза

В 5

любовь

В 6

«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…»

В 7

«Невский проспект»

В 8

«Петербургские повести»

В 9

5

В 10

повтор

В 11

гипербола

В 12

олицетворение

«3» – 11- 17

«4» – 18- 27

«5» – 28- 30


За каждое из заданий типа С (C1,C2) выставляется по 3 балла

Вариант 2



А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

А 10

А 11

А 12


1


+





+



+



2

+


+





+

+




3




+


+






+

4





+






+



В 1

противопоставление

В 2

путь-дорога

В 3

градация

В 4

риторический вопрос

В 5

романтизм

В 6

вступление

В 7

лиро-эпический

В 8

метонимия

В 9

«задумчивых ночей», «спящие громады», «заря спешит»

В 10

анафора

В 11

эпитет

В 12

одический

* «3» – 11- 17

«4» – 18- 27

«5» – 28- 30

За каждое из заданий типа С (С1, С2) выставляется по 3 балла.






2