© 2023, Швецова Валентина Викторовна 508 0
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по учебной дисциплине
ОГСЭ.05. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
общеобразовательного цикла
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТРОГАНОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора
ГБПОУ «Строгановский колледж»
_________________ Т.Л. Кузьмина
__________________
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по учебной дисциплине
ОГСЭ.05. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
общеобразовательного цикла
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании
2019
Фонд оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании
Разработчик:В.В.Швецова, преподаватель высшей категории ГБПОУ «Строгановский колледж»
1. Паспорт фонда оценочных средств
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
3. Оценка освоения учебной дисциплины
3.1. Формы и методы оценивания
3.2. задания для оценки освоения учебной дисциплины
4. материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине
5. Приложения. Задания для оценки освоения дисциплины
Паспорт фонда оценочных средств
В результате освоения учебной дисциплины РУССКИЙ ЯЗЫК икультура речи обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании
следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:
У1- пользоваться толковыми, фразеологическими, орфографическими и орфоэпическими словарями;
У 2 - создавать тексты в устной и письменной форме;
У 3 - определять лексическое значение слова;
У 4 - находить и исправлять в тексте лексические ошибки;
У 5- редактировать собственные тексты и тексты других авторов; - пользоваться правилами правописания;
З 1- различия между языком и речью, функция языка, признаки литературного языка и типы речевой нормы;
З 2- особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;
З 3 - лексические и фразеологические единицы языка;
З 4- способы словообразования;
З 5- самостоятельные и служебные части речи;
З 6- синтаксический строй предложения;
З 7- правила правописания, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания;
З8- функциональные стили литературного языка
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Таблица 1.1
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умеет: УУ1- извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры; УУ2-выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста; • характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста; УУ3- извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности; • строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; | 1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. 2. Стартовая диагностика подготовки обучающихся по школьному курсу русского языка; выявление мотивации к изучению нового материала. 3. Текущий контроль в форме: - защиты практических работ; - контрольных работ по темам разделов дисциплины; - тестирования; - домашней работы; - отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции (представление пособия, презентации /буклета, информационное сообщение). 4. Итоговая аттестация в форме экзамена.
|
Знает: З.1. Связь языка и истории, культуры русского и других народов. З.2. Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи. З.3. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь. З.4. Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. З.5.Нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
|
3. Оценка освоения учебной дисциплины:
3.1. Формы и методы оценивания
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине «Русский язык и культура речи», направленные на формирование общих компетенций.
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
Таблица 2.2
Элемент учебной дисциплины | Формы и методы контроля
| |||
Текущий контроль | Промежуточная аттестация | |||
Форма контроля | Проверяемые ОК, У, З | Форма контроля | Проверяемые ОК, У, З | |
Раздел 1.Литературный язык - высшая форма развития национального языка. | |
|
|
|
Тема 1.1.Литературный язык - высшая форма развития национального языка. Основные признаки литературного языка Тема 1.2.Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка. Тема 1.3.Язык и речь. Смысл понятий: речевая ситуация и еѐ компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи. Тема 1.4.Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
| Устный опрос домашняя работа; Устный опрос домашняя работа; Устный опрос домашняя работа; Устный опрос домашняя работа; Устный опрос | У3, З1, ОК1-9 У1, У3, ОК1-9 У1, У3, ОК1-9 У1, У3, ОК1-9 У1, У3, ОК1-9
| фронтальный опрос фронтальный опрос Работа с текстом Карточки с заданиями
| У1,У2,З1-5, ОК1-9 У1,У2,З1-5, ОК1-9 У1,У2,З1-5, ОК1-9 У1,У2,З1-5, ОК1-9
|
Раздел 2 . Литературный язык и языковые нормы | |
|
|
|
Тема 2.1. Фонетика, орфоэпия. Орфоэпические и фонетические нормы.
Тема 2.2. Лексические и фразеологические единицы русского языка. Лексическое значение.
Тема 2.3. Лексико-фразеологическая норма. Заимствованные слова в современном языке.
Тема 2.4. Лексика с точки зрения ее употребления. Активный и пассивный словарный запас.
Тема 2.5. Лексические ошибки и их виды: тавтология, алогизмы. Тема 2.6. Синтаксис. Синтаксические и пунктуационные нормы русского языка.
| домашняя работа; Устный опрос
домашняя работа; Устный опрос
домашняя работа; Устный опрос
практическая работа домашняя работа;
практическая работа домашняя работа; домашняя работа; Устный опрос
| У3, ОК1-9 У3, ОК1-9 У3, ОК1-9
У3, ОК1-9
У3, ОК1-9
У3, ОК1-9 З1,ОК1-9 З1,ОК1-9
| Фонетический разбор слова Карточки с заданиями Карточки с заданиями фронтальный опрос Карточки с заданиями Устные сообщения обучающихся (доклады) фронтальный опрос | У1,У2,З1-5, ОК1-9 У1,У2,З1-5, ОК1-9 У1,У2,З1-5, ОК1-9 У1,У2,З1-5, ОК1-9 У1,У2,З1-5, ОК1-9 У1,У2,З1-5, ОК1-9
|
Раздел 3. Текст и его особенности Тема 3.1. Текст как речевое произведение. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение Тема 3.3. Орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения Тема 3.4. Функциональные стили русского языка. Официально-деловой стиль. Тема 3.8. Лексические средства и приемы выразительности речи. Использование тропов и фигур в художественной речи.
|
практическая работа домашняя работа; домашняя работа; Устный опрос
практическая работа; практическая работа домашняя работа;
| З1,ОК1-9 З1,ОК1-9 З1,ОК1-9 З1,ОК1-9 З1,ОК1-9
| Карточки с заданиями Карточки с заданиями Карточки с заданиями фронтальный опрос
| У1,У2,З1-5, ОК1-9 У1,У2,З1-5, ОК1-9 У1,У2,З1-5, ОК1-9 У1,У2,З1-5, ОК1-9
|
Комплект контрольно - измерительных материалов
Задания для входного контроля
Вариант №1,2,3
Задания с выбором ответа (с разным количеством правильных ответов)
Вариант I
Отметьте слово с ударением на первом слоге.
А) договор В) искра Б) газопровод Г) жалюзи
Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.
А) чёрный рояль В) белая тюль
Б) вкусный кофе Г) огромный мозоль
Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р.п. от
существительных мн. числа.
А) килограмм помидоров В) несколько башкиров Б) пара носков Г) герои басней
Отметьте неправильное сочетание слов.
А) принять меры В) принять решение Б) предпринять меры Г) предпринять шаги
Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.
А) Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко. Б) Проснувшись от холода, я увидел, что уже семь часов.
В) В комнате был камин, в котором уже давно не разжигали огонь и служивший жильцам полкой.
Г) Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности полтора года.
Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Писатель подробно описывает о жизни
Б) Эта истина очевидна для всех.
В) Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей?
Г) В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Италия, Франция и др.
Д) Все десять победителей конкурса были награждены специальными призами.
Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Я согласился на это скрипя сердцем.
Б) Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень. В) Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.
Г) Я знаю родной город как свои пять пальцев.
Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Наконец его давнее стремление стать лётчиком осуществилось Б) Популярность этой певицы растёт с каждым днём.
В) Нам нужно взаимно помогать друг другу, взаимно поддерживать друг
друга.
Г) Всем хорошо известны ранние романтичные произведения Горького.
Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Незнакомая женщина сказала, что знает о готовящемся спектакле и хотела бы встретиться с исполнительницей главной роли.
Б) Лес тянется вдоль реки и очень живописный.
В) Определяя творческую задачу, молодой поэт восклицает, что « хочу воспеть свободу миру!..».
Г) Главным объектом искусства всегда остаётся человек, его духовный мир.
Отметьте неправильную форму мн. числа им.п.
А) офицера
Б) корректоры
В) колокола
Г) директора
Вариант II
Отметьте слово с ударением на втором слоге.
А) звонит В) каталог Б) кухонный Г) алфавит
Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.
А) жареный картофель В) чёрное кофе
Б) густой вуаль Г) престижный вуз
Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.
А) килограмм мандаринов В) пара чулков
Б) пара резиновых сапогов Г) отряд солдат
Отметьте неправильное сочетание слов.
А) надеть шляпу В) одеть очки
Б) надеть на палку Д) одеть ребёнка
Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.
А) Создавая ценности, человек обновляет себя.
Б) Стоя у двери в гостиную, мне был ясно слышен весь их разговор.
В) Этот новый роман, опубликованный в журнале «Юность» и который рассказывает о событиях последних лет, очень понравился мне.
Г) Неожиданно пришедшая в голову свежая идея целый день не давала мне
покоя.
Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Комедия «Горе от ума» и сегодня сохранила свою актуальность.
Б) Море глаз устремились на знаменитого актёра.
В) Кротким характером девушка выдалась в отца.
Г) В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя плохо.
Д) Банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям.
Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Ваше предложение мне совсем не по душе.
Б) В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю. В) Наша поездка на Кавказ оставила неизгладимое впечатление.
Г) Эти стихи я очень хорошо выучил назубок.
Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Большинство летних месяцев я провёл на даче.
Б) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.
В) Аспирант предоставил реферат диссертации в срок.
Г) Дипломник своевременно представил руководителю свою работу.
Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Диктор сообщил телезрителям, что вновь встретится с ними только через месяц, так как уходит в отпуск.
Б) Татьяна говорит Онегину, что «я другому отдана; я буду век ему верна».
В) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.
Г) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.
Отметьте неправильную форму мн. числа им.п.
А) докторы В) повара
Б) кондукторы Г) профессора
Вариант III
Отметьте слово с ударением на третьем слоге.
А) премировать В) ходатайствовать Б) индустрия Г) обеспечение
Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.
А) моют шампунью В) вкусный какао Б) полученная бандероль Г) новый тюль
Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.
А) пара туфлей В) пара ботинок
Б) жилище якутов Г) забрал из ясель
Отметьте неправильное сочетание слов.
А) проявить способности В) проявить интерес
Б) проявить образцы труда Г) проявить сознательность
Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.
А) Не восстановив своего здоровья, не сможешь серьёзно заниматься спортом.
Б) На почте упаковывали посылки, отправляющиеся беженцам. В) Приехав в Париж, его пригласили в посольство.
Г ) Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и который притягивал его.
Отметьте предложения с речевыми ошибками
А) Бездна звёзд смотрели на меня в ночной тиши.
Б) В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.
В) Думаю, что мой любимый писатель в некоторых своих произведениях недалёк к истине.
Г) Витя – ужасный невежда в музыке.
Д) Девочка окунула мордочку голодного котёнка в молоко.
Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Ему везёт: что бы он ни натворил, всё сходит с рук.
Б) Прошло всего лишь несколько часов.
В) Всегда и во всём надо понимать меру.
Г) Пологий берег реки зарос густыми зарослями.
Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Этот человек произвёл на меня большое воздействие.
Б) Сегодня праздник, но у меня самое будничное настроение.
В) Он быстро заполнил анкету, написал свою автобиографию и сдал все документы.
Г) За торт можно оплатить в первой кассе.
Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Сократ знал, что «я знаю, что я ничего не знаю».
Б) Главный герой романа не только убил старуху-процентщицу, но и её
сестру.
В) Франция, в особенности Париж, давно привлекает русских художников. Г) Паренёк поинтересовался у нас, как долго мы ещё будем заняты и
сможем ли ему помочь.
Отметьте неправильную форму мн. числа им.п.
А) профессоры В) доктора
Б) полисы Г) бухгалтеры
Ключ проверки входного контроля
Вариант I
в
в,г
в,г
б
а,г
а,б,в,г
а,б
а,в,г
б,в
а
Вариант II
а
б,в
б,в
в
б,в
б, в, г, д
б, г
а, б, в
б, в
а
Вариант III
г
а,в
а,г
б
в, г
а,б,в
в,г
а,в,г
а, б,в
а
Задания для проведения текущего контроля (содержание всех заданий для текущего
Вариант №1
Задания с выбором ответа (с разным количеством правильных ответов)
Отметьте номера слов, где пишется Ь:
молодёж_
с_язвить
чёрная туш_
лиш_
с плеч_
Отметьте номера слов, где пишется Е:
пр_пятствие
пр_брежный
пр_одолеть
пр_вратить
пр_гнать
Отметьте номера слов, где пишется НН:
преда_ый
сви_ой
глиня_ый
песча_ый
тума_ый
Отметьте номера слов, где пишется А:
з_ря
подск_чил
приг_реть
зар_сли
выр_щенный
Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится двоеточие.
Приметы осени связаны со всем _ с цветом неба, с росой, с туманами.
Одиночество в творчестве _ тяжёлая штука.
Вдруг я чувствую _ кто-то берёт меня за плечо.
Птиц не было слышно _ они не поют в часы зноя.
Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая.
Он не хотел знать _ что думает сейчас о нём Ефросинья.
Трескотня кузнечиков, дёрганье коростелей _ и крик перепелов не нарушали ночной тишины.
Днём случилось _ и другое радостное событие.
Август был с тёплыми дождиками _ как будто нарочно выпадавшими для сева.
Укажите, какое слово является числительным.
единожды
единица
одинокий
оба
двойня
Укажите, в каких словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
завИдно
зАвидно
стОляр
столЯр
Среди приведенных слов найдите диалектизмы:
державка (приспособление для того, чтобы носить кувшин)
звуковуха (звуковая плата)
фонема
баской (красивый)
Среди приведенных слов найдите просторечия.
свякрова
компетенция
забегаловка
кажись
Укажите правильный вариант произношения.
[тэ]рмос
[т,э]рмос
ши[нэ]ль
ши[н,э]ль
Вариант № 2
Отметьте номера слов, где пишется Ы:
небез_нтересный
спорт_нвентарь
без_сходный
вз_мать
под_тожить
Отметьте номера слов, где пишется ДЕФИС:
пол_арбуза
полу_остров
пол_Москвы
пол_литра
пол_страны
Отметь номера слов, где пишется А:
затемн_
изредк_
издалек_
вправ_
снов_
Отметьте номера слов, где пишется О:
п_ромщик
к_нтинент
м_нтажник
к_лоссальный
трансп_ранты
Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире.
Для рыбы нужна чистая вода _ будем охранять наши водоёмы.
В полверсте, в кустах _ противник.
Напротив, тут действовал дух принципа _ слепого уважения к преданию.
Ничтожной властвуя землёй _ он сеял зло без наслажденья.
Отметьте номера предложений, в которых слова, набранные курсивом,
выделяются запятыми (запятой).
Дайте мне на родине любимой всё любя спокойно умереть.
– Плывём Митраша!
Но лечить этот безумный мир Толстой пытался наивным способом.
Высказывания и суждения приводимые Булгаковым дают отчётливое
представление о неразрешимых противоречиях.
Подберите к выделенным курсивом словам из левого столбика соответствующие антонимы из правого столбика:
1. | сильный художник | а) неубедительный |
|
| б) заурядный |
|
| в) поверхностный |
2. | суровый тон | а) лёгкий |
|
| б) мягкий |
|
| в) тихий |
Укажите, в каких словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
диспАнсер
диспансЕр
цемЕнт
цЕмент
Среди приведённых слов найдите термин.
крали (бусы)
морфема
ляп (опечатка)
баксы
Укажите, в каких словах допущены ошибки при употреблении паронима.
отрывной календарь
отрывистая речь
удачный рыболов
командированный лист
Укажите правильный вариант произношения.
анти[тэ]за
анти[т,э]за
фа[нэ]ра
фа[н ,э]ра
Вариант № 3
Отметьте номера слов, где пишется О:
распол_жить
изл_жение
к_сание
прил_гательное
заг_раться
Отметьте номера слов, где пишется И:
он кол_т
мы пиш_м
она держ_т
он се_т рожь
он вид_т
Отметьте номера слов, где пишется НЕ:
Н_ привык к порядку.
Н_важная весть.
Н_ умею лгать.
Н_кого там не было.
Н_что не забыто.
Отметьте номера слов, где пишется Ы:
ц_клоп
танц_
аукц_он
ц_гане
ц_линдр
Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире.
Он всегда умел поддержать разговор _ шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе, говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания.
К каждому из них Иван Петрович обращал смеющиеся глаза и говорил _
«Здравствуйте, пожалуйста!»
Раз солгал _ навек лгуном остался.
Васнецов _ замечательный русский художник.
Отметьте номера предложений, в которых слова, набранные курсивом,
выделяются запятыми.
Да и теперь видно как местами по берегам озёр почва изломана и точно готова осесть тоже вниз в пропасть.
Странное чувство, подобное чувству испытанному в сновидениях охватывало
его.
В столицу Индии мы прилетели вечером, на закате.
Речь часто заходила об искусстве науке состоянии временной цивилизации.
Выберите из слов в скобках слово, соответствующее словосочетанию:
у него (а) скрытые; б) скрытные) друзья;
ни на чём не (а) обоснованные; б) основанные) претензии.
Укажите, в каких словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
досУг
дОсуг
искрА
Искра
Среди приведенных слов найдите диалектизмы:
косинус
салага (молодой неопытный моряк)
майдан (площадь)
панева (женская одежда)
Среди приведенных слов найдите речевые ошибки.
дискутировать
дискуссировать
ложить
прибраться
Укажите правильную морфологическую характеристику слова включенным.
отглагольное прилагательное
деепричастие совершенного вида
страдательное причастие
действительное причастие
Эталон ответов:
№ задания |
| Ответы |
|
|
|
|
|
| 1 вариант | 2 вариант | 3вариант |
|
|
|
|
1 | 1 3 4 | 1 3 5 | 1 2 5 |
|
|
|
|
2 | 1 3 4 | 1 3 4 | 3 5 |
|
|
|
|
3 | 1 5 | 2 3 5 | 1 2 3 |
|
|
|
|
4 | 1 5 | 2 3 4 | 2 4 |
|
|
|
|
5 | 1 3 4 | 1 2 | 3 4 |
|
|
|
|
6 | 1 4 | 1 2 4 | 1 2 4 |
|
|
|
|
7 | 4 | 1б 2б | 1б 2б |
|
|
|
|
8 | 1 4 | 2 3 | 1 4 |
|
|
|
|
9 | 1 4 | 2 | 3 4 |
|
|
|
|
10 | 3 4 | 3 4 | 3 4 |
|
|
|
|
11 | 1 4 | 1 4 | 3 |
|
|
|
|
Критерии оценки:
Каждое правильно выполненное задание – 1 балл.
Оценка | Количество правильных | Количество правильных | |
| ответов в баллах | ответов в процентах | |
5 (отлично) | 10-11 баллов | от 91% до 100% | |
4 (хорошо) | 8 - 9 | баллов | от 71% до 90 % |
3 (удовлетворительно) | 6 -7 | баллов | от 51% до 70% |
2 (неудовлетворительно) | менее 6 баллов | от 0% до 50% |
Темы 1. 1. – 2.3
Вариант №1
Задания с выбором ответа (с разным количеством правильных ответов)
1) Установите соответствия между выделенными словами (сочетаниями) и
средством выразительности.
Дома до звёзд, а небо ниже, земля в чаду его близка. (М.И.Цветаева)
2.Стояла в небе разноцветная радуга, пила воду из Москвы-реки. (М.А.Булгаков)
Ты живёшь лишь днём. Я - только ночью. (О.М.Селицкая)
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания.
гипербола антитеза
олицетворение аллегория
Раздел языкознания, изучающий связный строй речи, называется…
Варианты ответов
синтаксисом орфоэпией
орфографией пунктуацией
Высшей формой национального русского языка является...
Варианты ответов
литературный язык
диалекты
жаргоны
просторечие
4)В
каком
предложении
вместо
слова
ЕДИНЫЙ
нужно
употребить
ЕДИНИЧНЫЙ?
Варианты ответов
После долгой дискуссии на Учёном совете была сформулирована ЕДИНАЯ
позиция по обсуждаемому вопросу.
Вокруг голубовато-белая пустыня без ЕДИНОЙ складочки— ни бугров, ни впадин.
Горький советовал критикам обращать внимание на литературу в целом, а не на ЕДИНЫЕ явления её.
Почему-то ночью нам представляется, будто ёлки в лесу держат ЕДИНУЮ правильную форму.
Умение последовательно, непротиворечиво и аргументированно оформлять выражаемое содержание - это ________речи.
Варианты ответов
чистота богатство
уместность логичность
Какие из данных пар слов являются антонимами?
Варианты ответов
глубокий - бездонный
вьюга - метель
дряхлый - обветшалый
труд - безделье
Верно выделена буква, обозначающая ударный звук, в словах…
Укажите не менее двух вариантов ответа
| звонИт |
|
|
| хвоЯ |
|
|
|
|
| |||
|
|
| ||||
| пломбирОванный |
|
|
| пАртер |
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
Отметьте неверные высказывания
Варианты ответов
Плеоназм – это употребление в речи логически излишних слов.
Лексическая норма регламентирует произношение.
При выборе слова из ряда синонимов следует учитывать их функционально-стилистическую окраску.
Диалекты – это территориально ограниченные разновидности языка.
Определите, в каком ряду профессиональные слова
Варианты ответов
учитель, наставник, педагог
овощи, ягоды, фрукты
буран, метель, вьюга
мольберт, аккорд, вокализ
Норма употребления форм числа выделенных существительных нарушена в предложениях…
Укажите не менее двух вариантов ответа
Рассказывая такие страшные истории, вы треплете мне нерв.
Пушкинские прозы можно сравнить с Ветхим Заветом.
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Автор умело использует книжную лексику.
Найдите архаизмы
Укажите не менее двух вариантов ответа
| городничий |
| царевна |
|
|
|
| ||
| брадобрей |
| льзя |
|
|
|
| ||
|
|
| ||
|
|
|
|
|
. Отметьте предложения, где есть тавтология
Укажите не менее двух вариантов ответа
Он всего лишь описал случай, который случился с ним.
Я подняла голову, а у него шапки нет
Она по праву завоевала первое место и призовой кубок.
Необходимо поурочное планирование уроков.
Определите, в каких предложениях имеется фразеологизм.
Укажите не менее двух вариантов ответа
Влажный ветерок набегает лёгкой волной.
В этот день ни свет ни заря поднялись дети.
Господин был встречен трактирным слугой.
Зги не видно, ночь вокруг.
Омонимами являются слова…
Варианты ответов
длинный - длительный
горн (кузнечный) - горн (духовой инструмент) представить - предоставить невежа - невежда
Однажды, когда мы всем классом ходили в поход, вдруг началась гроза -
атмосферное явление, при котором в кучево-дождевых облаках или между облаком и земной поверхностью возникают молнии.
В отрывке из школьного сочинения нарушена _______ речи
Варианты ответов
точность
правильность
чистота
уместность
Слово имеет лексическое значение «последовательный»
Варианты ответов
патриархальный ортодоксальный
превентивный индифферентно
Вариант №2
Задания с выбором ответа (с разным количеством правильных ответов)
Найдите историзмы
Укажите не менее двух вариантов ответа
| глаголит |
| князь |
|
|
|
| ||
| ланиты |
| боярин |
|
|
|
| ||
|
|
| ||
|
|
|
|
|
Отметьте предложения, где есть тавтология
Укажите не менее двух вариантов ответа
Более полно и ярко Некрасов изобразил образы крестьян-борцов.
Когда выступающий выступал, все внимательно слушали.
Все материалы о выставке мы отдали классному руководителю класса.
В нашем классе Настя несет ответственность за дежурство.
Отметьте неверные высказывания
Укажите не менее двух вариантов ответа
Лексическая норма регламентирует ударение.
Паронимы – это близкие по звучанию слова с разными лексическими значениями.
Тавтология – это употребление в речи логически излишних слов.
При выборе слова следует учитывать не только значение слова, но и его лексическую сочетаемость.
Нормы, рассматривающие постановку ударений, называются…
Варианты ответов
синтаксические акцентологические
орфографические пунктуационные
Умение ясно, полно и лаконично оформлять выражаемое содержание - это
________речи.
Варианты ответов
чистота богатство
точность правильность
Полюбил богатый - бедную,
Полюбил учёный - глупую,
Полюбил румяный - бледную,
Полюбил хороший - вредную:
Золотой - полушку медную.
(М.И.Цветаева)
Выделенные слова являются…
Варианты ответов
омонимами
общеязыковыми антонимами
общеязыковыми синонимами
контекстными антонимами
В каком предложении вместо слова ПОСТУПОК нужно употребить
ПРОСТУПОК?
Варианты ответов
Слова безвольного человека никогда не превращаются в действия, в
ПОСТУПКИ.
Этот юноша способен на благородные ПОСТУПКИ.
Ребята с восторгом обсуждали самоотверженный ПОСТУПОК одноклассника.
В прежние времена за большие ПОСТУПКИ наказывали студентов солдатчиной.
Определите, в каком ряду неологизмы
Варианты ответов
псалтырь, светлица, кафтан опосля, прислухаться, не серчай
бартер, кастинг, файл кардиолог, универсам, инфаркт
9) Установите соответствия между выделенными словами (сочетаниями) и средством выразительности.
Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь. (С.А.Есенин)
Как простор наших горестных нив, Вы окутаны грустною дымкой. (М.И.Цветаева)
В сто сорок солнц закат пылал... (В.В.Маяковский)
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания
гипербола сравнение
олицетворение метонимия
Верно выделена буква, обозначающая ударный звук, в словах…
Укажите не менее двух вариантов ответа
| танцОвщица |
| катАлог |
|
|
|
| ||
| искрА |
| столЯр |
|
|
|
| ||
|
|
| ||
|
|
|
|
|
Выделенная буква обозначает твёрдый согласный звук в словах…
Укажите не менее двух вариантов ответа
Одесса свитер
фонетика шинель
Укажите стилистически нейтральный фразеологизм
Варианты ответов
сдержать слово
во веки веков
вступить в брак
втирать очки
Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм стреляный воробей?
Укажите не менее двух вариантов ответа
глупый человек
трусливый человек
весёлый человек
бывалый человек
14) Какие из данных пар слов являются синонимами?
Варианты ответов
трусливый - несмелый
длинный - короткий
громадный - маленький
громадный - крошечный
Какой аспект культуры речи рассматривает речевое поведение?
Варианты ответов
нормативный
этический
коммуникативный
16) Слово имеет лексическое значение «стремление к отделению» Варианты ответов
превентивный
толерантность
геноцид
сепаратизм
Эталон ответов:
вариант
1) Установите соответствия между выделенными словами (сочетаниями) и
средством выразительности.
Дома до звёзд, а небо ниже, земля в чаду его близка. (М.И.Цветаева)
2.Стояла в небе разноцветная радуга, пила воду из Москвы-реки. (М.А.Булгаков)
Ты живёшь лишь днём. Я - только ночью. (О.М.Селицкая)
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания.
1
2
гипербола | 3 | антитеза |
олицетворение аллегория
Раздел языкознания, изучающий связный строй речи, называется…
Варианты ответов
синтаксисом
орфоэпией
орфографией пунктуацией
Высшей формой национального русского языка является...
Варианты ответов
литературный язык
диалекты
жаргоны
просторечие
4)В каком предложении вместо слова ЕДИНЫЙ нужно употребить
ЕДИНИЧНЫЙ?
Варианты ответов
После долгой дискуссии на Учёном совете была сформулирована ЕДИНАЯ позиция по обсуждаемому вопросу.
Вокруг голубовато-белая пустыня без ЕДИНОЙ складочки— ни бугров, ни впадин.
Горький советовал критикам обращать внимание на литературу в целом, а не на ЕДИНЫЕ явления её.
Почему-то ночью нам представляется, будто ёлки в лесу держат ЕДИНУЮ правильную форму.
Умение последовательно, непротиворечиво и аргументированно оформлять выражаемое содержание - это ________речи.
Варианты ответов
чистота богатство
уместность логичность
Какие из данных пар слов являются антонимами?
Варианты ответов
глубокий - бездонный
вьюга - метель
дряхлый - обветшалый
труд - безделье
Верно выделена буква, обозначающая ударный звук, в словах…
Укажите не менее двух вариантов ответа
| звонИт |
|
|
| хвоЯ |
|
|
|
|
| |||
|
|
| ||||
| пломбирОванный |
|
|
| пАртер |
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
Отметьте неверное высказывание
Варианты ответов
Плеоназм – это употребление в речи логически излишних слов.
Лексическая норма регламентирует произношение.
При выборе слова из ряда синонимов следует учитывать их функционально-стилистическую окраску.
Диалекты – это территориально ограниченные разновидности языка.
Определите, в каком ряду профессиональные слова
Варианты ответов
учитель, наставник, педагог овощи, ягоды, фрукты
буран, метель, вьюга мольберт, аккорд, вокализ
Норма употребления форм числа выделенных существительных нарушена в предложениях…
Укажите не менее двух вариантов ответа
Рассказывая такие страшные истории, вы треплете мне нерв.
Пушкинские прозы можно сравнить с Ветхим Заветом.
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Автор умело использует книжную лексику.
Найдите архаизмы
Укажите не менее двух вариантов ответа
городничий | царевна |
брадобрей | льзя |
. Отметьте предложения, где есть тавтология
Укажите не менее двух вариантов ответа
Он всего лишь описал случай, который случился с ним.
Я подняла голову, а у него шапки нет
Она по праву завоевала первое место и призовой кубок.
Необходимо поурочное планирование уроков.
Определите, в каких предложениях имеется фразеологизм.
Укажите не менее двух вариантов ответа
Влажный ветерок набегает лёгкой волной.
В этот день ни свет ни заря поднялись дети.
Господин был встречен трактирным слугой.
Зги не видно, ночь вокруг.
Омонимами являются слова…
Варианты ответов
длинный - длительный
горн (кузнечный) - горн (духовой инструмент) представить - предоставить невежа - невежда
Однажды, когда мы всем классом ходили в поход, вдруг началась гроза -
атмосферное явление, при котором в кучево-дождевых облаках или между облаком и земной поверхностью возникают молнии.
В отрывке из школьного сочинения нарушена _______ речи
Варианты ответов
точность
правильность
чистота
уместность
Слово имеет лексическое значение «последовательный»
Варианты ответов
патриархальный ортодоксальный
превентивный индифферентно
Вариант №2
Найдите историзмы
Укажите не менее двух вариантов ответа
глаголит | князь |
ланиты боярин
Отметьте предложения, где есть тавтология
Укажите не менее двух вариантов ответа
Более полно и ярко Некрасов изобразил образы крестьян-борцов.
Когда выступающий выступал, все внимательно слушали.
Все материалы о выставке мы отдали классному руководителю класса.
В нашем классе Настя несет ответственность за дежурство.
3) Отметьте неверные высказывания
Укажите не менее двух вариантов ответа
Лексическая норма регламентирует ударение.
Паронимы – это близкие по звучанию слова с разными лексическими
значениями.
Тавтология – это употребление в речи логически излишних слов.
При выборе слова следует учитывать не только значение слова, но и его
лексическую сочетаемость.
Нормы, рассматривающие постановку ударений, называются…
Варианты ответов
синтаксические акцентологические
орфографические пунктуационные
Умение ясно, полно и лаконично оформлять выражаемое содержание - это
________речи.
Варианты ответов
чистота богатство
точность
правильность
Полюбил богатый - бедную,
Полюбил учёный - глупую,
Полюбил румяный - бледную,
Полюбил хороший - вредную:
Золотой - полушку медную.
(М.И.Цветаева)
Выделенные слова являются…
Варианты ответов
омонимами
общеязыковыми антонимами
общеязыковыми синонимами
контекстными антонимами
В каком предложении вместо слова ПОСТУПОК нужно употребить
ПРОСТУПОК?
Варианты ответов
Слова безвольного человека никогда не превращаются в действия, в
ПОСТУПКИ.
Этот юноша способен на благородные ПОСТУПКИ.
Ребята с восторгом обсуждали самоотверженный ПОСТУПОК одноклассника.
В прежние времена за большие ПОСТУПКИ наказывали студентов солдатчиной.
Определите, в каком ряду неологизмы
Варианты ответов
псалтырь, светлица, кафтан бартер, кастинг, файл
опосля, прислухаться, не серчай кардиолог, универсам, инфаркт
9) Установите соответствия между выделенными словами (сочетаниями) и средством выразительности.
Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь. (С.А.Есенин)
Как простор наших горестных нив, Вы окутаны грустною дымкой. (М.И.Цветаева)
В сто сорок солнц закат пылал... (В.В.Маяковский)
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания
3 | гипербола | 2 | сравнение |
|
| олицетворение |
| метонимия |
|
1 |
|
|
Верно выделена буква, обозначающая ударный звук, в словах…
Укажите не менее двух вариантов ответа
|
|
| танцОвщица |
|
| катАлог |
| ||
|
|
|
|
| |||||
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
| искрА |
|
|
| столЯр |
| |
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выделенная буква обозначает твёрдый согласный звук в словах…
Укажите не менее двух вариантов ответа
Одесса свитер
фонетика шинель
Укажите стилистически нейтральный фразеологизм
Варианты ответов
сдержать слово
во веки веков
вступить в брак
втирать очки
Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм стреляный воробей?
Укажите не менее двух вариантов ответа
глупый человек трусливый человек
весёлый человек бывалый человек
14) Какие из данных пар слов являются синонимами?
Варианты ответов
трусливый - несмелый
длинный - короткий
громадный - маленький
громадный - крошечный
Какой аспект культуры речи рассматривает речевое поведение?
Варианты ответов
нормативный
этический
коммуникативный
Слово имеет лексическое значение «стремление к отделению»
Варианты ответов
превентивный
толерантность
геноцид
сепаратизм
Критерии оценки:
Каждое правильно выполненное задание – 1 балл.
Оценка | Количество правильных | Количество правильных |
| ответов в баллах | ответов в процентах |
5 (отлично) | 15-16 баллов | от 91% до 100% |
4 (хорошо) | 12-14 баллов | от 71% до 90 % |
3 (удовлетворительно) | 9-11 баллов | от 51% до 70% |
2 (неудовлетворительно) | менее 6 баллов | от 0% до 50% |
Тема 2.4-3.3
вариант
1) Определите род существительных и запишите словосочетания: красив…
тюль, широк… авеню, красив… фламинго, ВГТРК показал… цикл программ о
Высоцком, удобн… кресло-кровать.
Найдите ошибки в образовании формы слова.
а) с двадцати пятью рублями
б) килограмм мандарин
в) длиньше всего
г) не кладите сюда тетради
д) пара туфлей
е) печет пироги
3) Укажите неправильное грамматическое использование существительных в форме мн.ч. им.п.
а) договоры, инструкторы, авторы
б) бухгалтеры, торты, полисы
в) диспетчера, договора, крема
г) инспекторы, диспетчеры, ректоры
4) Нормативная форма родительного падежа у существительных:
а) несколько пар носок
б) хороших кухней
в) пара валенок
г) рота солдат
д) килограмм баклажанов
Поставьте числительное восемьсот шестьдесят девять в творительном падеже
6) Укажите ошибки в управлении.
а) плата проезда
б) вопреки распоряжения
в) доказательство о моей правоте
г) сойти с поезда
7) Найдите ошибки в образовании форм сравнительной степени прилагательных.
А) бойчее
Д) длиньше
Б) самый красивейший
Е) самый величайший
В) благороднее
Ж) более мудрый
Г) более добрее
З) красивее
8) Выберите правильный вариант
а) По завершении работы
б) По завершению работы
все собрались уходить.
в) По приезде
г) По приезду
он сразу позвонил родственникам.
9) Отметьте словосочетания, где допущены ошибки в управлении.
а) согласно распоряжения директора
б) благодаря хорошей погоде
в) любоваться морем
г) поступить наперекор судьбы
10) Отметьте предложения, в которых нарушены нормы русского языка. Исправьте и запишите правильный вариант. 1. Пятьдесят один спортсмен участвовали в соревнованиях по лыжным гонкам. 2. Посетив краеведческий музей, мы обогатили свой кругозор. 3. Разговариваю с коллегой по работе. 4. Более восемьсот тысяч пенсионеров могут жить теперь достойно. 5. Введение другой валюты (кроме рубля) пагубно для обоих стран.
11). От приведенных ниже слов образуйте родительный падеж множественного числа.
Абрикосы, ананасы, апельсины, баклажаны, бананы, барышни, басни, башни, бланки, гектары, грузины, карты, килограммы, мандарины, носки, оладьи, осетины, погоны, полотенца, простыни, сапоги, туфли, чулки, яблони.
12).Определите, к какому языковому уровню относятся следующие речевые ошибки.
А. Орфоэпический.
Б. Лексический.
В. Морфологический.
Г. Синтаксический.
1.На обеих берегах реки располагались палатки..
2.Оплата за проезд во время движения запрещена.
Туристское агентство
Трое подруг пошли в кино.
вариант
1) Определите род существительных и запишите словосочетания: вкусн… кофе, свеж… салями, огромн… шимпанзе, престижн… вуз, ООН принял… решение. 2) Найдите ошибки в образовании формы слова а) в обеих сумках
б) с пятидесятью пятью рублями
в) берегет
г) положи на стол
д) килограмм помидор
е) несколько басней
3) Укажите неправильное грамматическое использование существительных в форме мн.ч. им.п.
а) договоры, инструкторы, лекторы
б) шоферы, бухгалтеры, инженеры
в) договора, инструктора, лектора
г) тренеры, директора, средства
4) Нормативная форма родительного падежа у существительных:
а) шесть пар чулков
б) пять вафлей
в) пара сапог
г) отряд партизанов
д) сто англичан
5). Поставьте числительное восемьсот шестьдесят девять в дательном падеже
6) Укажите ошибки в управлении
а) оплата за телефон
б) согласно распоряжения
в) пойти на факультет
г) любоваться на море
7) Найдите ошибки в образовании форм сравнительной степени прилагательных.
А) звончее
Д) длиньше
Б) красивее
Е) менее интереснее
В)более лучший
Ж) самый тончайший
Г) благороднее
З) более уверенный
8) Выберите правильный вариант
а) По окончании лекции
б) По окончанию лекции
все собрались уходить.
в) По приезде
г) По приезду
он сразу позвонил родственникам
Отметьте словосочетания, где допущены ошибки в управлении.
а) занять место согласно боевого расписания
б) сдать вовремя благодаря четкой работе
в) сделать вопреки неблагоприятному прогнозу
г) поступить наперекор установленных принципов
10). Отметьте предложения, в которых нарушены нормы русского языка. Исправьте и запишите правильный вариант. 1.Это был самый старейший житель села. 2. Новая директорша Сидорова была требовательной. 3. В обоих квартирах проживали одинокие старушки. 4.Двадцать одна делегация участвовали в заседании.
Согласно приказа директора заведующая отделения уехала в командировку.
ица, щавель, кухонный.
11). От данных слов образуйте формы именительного падежа множественного
числа.
Автор, адрес, берег, бухгалтер, вексель, директор, договор, доктор, инструктор, катер, конструктор, инспектор, корректор, лектор, трактор, прожектор, торт, цех.
12).Определите, к какому языковому уровню относятся следующие речевые ошибки.
А. Орфоэпический.
Б. Лексический.
В. Морфологический.
Г. Синтаксический.
1.По выходным я со своим классом гуляем, ходим в кино.
2.Вдруг послышались крики, свисты и топоты.
3.В завершении обеих дней этого мероприятия – концерт для детей.
4.Мотоциклист одел шлем.
Критерии оценки:
Каждое правильно выполненное задание – 1 балл.
Оценка | Количество правильных | Количество правильных |
| ответов в баллах | ответов в процентах |
5 (отлично) | 11-12 баллов | от 91% до 100% |
4 (хорошо) | 9-10 баллов | от 71% до 90 % |
3 (удовлетворительно) | 6-8 баллов | от 51% до 70% |
2 (неудовлетворительно) | менее 6 баллов | от 0% до 50% |
|
|
|
Дифференцированный зачет
Тест включает 60 заданий закрытого типа. В каждом задании (с 1 по 42 ) предусматривается 4 варианта ответов, из которых только один является правильным. Каждый ответ оценивается одним баллом. В последующих заданиях (с 43 по 60) нужно сопоставить вопросы и ответы.
Критерии оценки зачета:
54 - 60 - «отлично»
45 - 53 -«хорошо»
35 - 44 - «удовлетворительно».
Менее 35 – «неудовлетворительно».
1. Язык является:
а) средством общения;
б) предметом речи;
в) способом общения;
г) наукой о языке.
2. Литературным языком необходимо считать:
а) используемый только в официальной обстановке;
б) состоящий из специальных терминов;
в) нормативный, соответствующий установленным правилам;
г) применяемый в средствах массовой информации.
3. Функциональные стили можно разделить на:
а) разговорный и научный;
б) публицистический и художественный;
в) книжный и официально-деловой;
г) разговорный, публицистический, официально-деловой и научный.
4. В определённой среде профессиональной деятельности человека используется лексика:
а) общеупотребительная;
б) диалектная;
в) профессиональная;
г) жаргонная.
5. Диалектные слова – это слова:
а) употребляемые жителями той или иной местности;
б) вышедшие из активного употребления;
в) используемые людьми определённой профессии;
г) имеющие несколько лексических значений.
6. Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, называется:
а) морфология;
б) фонетика;
в) графика;
г) синтаксис.
7. Орфоэпия изучает:
а) соотношение звуков и букв;
б) лексическое значение слова;
в) правила литературного произношения;
г) части речи.
8. Морфологический, фонетический и традиционный – это принципы:
а) морфологии;
б) словообразования;
в) орфографии;
г) синтаксиса.
9. Выбор гласных Е или И в корнях с чередованием зависит от:
а) ударения;
б) наличия после корня суффикса –а;
в) смысла слова;
г) других буквосочетаний после корня.
10. Написание букв З и С в приставках на согласный зависит от:
а) глухости и звонкости последующей согласной;
б) ударной или безударной позиции приставки;
в) наличия гласной после приставки;
г) значения приставки.
11. В словах шорох, крыжовник, капюшон после шипящих пишется –о, потому что:
а) это соответствует установленному правилу;
б) эти слова являются исключениями;
в) написание их можно проверить ударением;
г) эти слова иноязычного происхождения.
12. Через дефис со словами пишутся частицы:
а) -бы, -ли, -же;
б) -ка, -таки, -то;
в) -не, -ни;
г) -разве, -что за.
13. Имена существительные имеют категории:
а) рода, числа, падежа;
б) спряжения, наклонения;
в) вида, склонения;
г) времени, лица.
14. Такие существительные, как брюки, весы, часы, имеют форму:
а) единственного и множественного числа;
б) только единственного числа;
в) не имеют категории числа;
г) только множественного числа.
15. Предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные на основе:
а) цели высказывания;
б) соотношения главных и второстепенных членов;
в) количества грамматических основ;
г) эмоциональной окраски.
16. Словосочетания строятся на основе:
а) сочинительной связи между словами;
б) подчинительной связи между словами;
в) характера главного слова;
г) смыслового вопроса.
17. В сложноподчинённом предложении то предложение, к которому ставится вопрос, называется:
а) главным;
б) придаточным;
в) зависимым;
г) независимым.
18. Все знаки препинания делятся на:
а) заключительные, разделительные и отделительные;
б) отделительные, уточняющие и заключительные;
в) отделительные, разделительные и выделительные;
г) уточняющие, выделительные и отделительные.
19. Нормативной формой повелительного наклонения глагола ехать является форма:
а) ехай(те);
б) езжай(те);
в) едь(те);
г) поезжай(те).
20. При образовании превосходной степени прилагательного красивый нормативной будет являться форма:
а) красивейший;
б) самый красивейший;
в) самый наикрасивейший;
г) наиболее красивейший.
21. Правильным является произношение следующих существительных:
а) Ильини[чн]а, скворе[шн]ик, яи[чн]ица, ве[чн]ый;
б) Ильини[шн]а, скворе[шн]ик, яи[шн]ица, ве[чн]ый;
в) Ильини[чн]а, скворе[чн]ик, яи[шн]ица, ве[чн]ый;
г) Ильини[шн]а, скворе[чн]ик, яи[чн]ица, ве[чн]ый.
22. В данной группе правильно определён род существительных:
а) просторное авеню, розовая шампунь, солнечный Сочи, один туфель;
б) просторная авеню, розовая шампунь, солнечное Сочи, один туфель;
в) просторная авеню, розовый шампунь, солнечный Сочи, одну туфлю;
г) просторное авеню, розовый шампунь, солнечное Сочи, одну туфлю;
23. Устав, договор, меморандум, служебная записка – жанры:
а) официально-делового стиля;
б) публицистического;
в) художественного;
г) научного.
24. Речь – это:
а) процесс общения;
б) лексический запас языка;
в) интонация голоса;
г) мыслительная деятельность.
25. Типы речи можно разделить на:
а) повествование, восклицание и побуждение;
б) описание, повествование, рассуждение;
в) воздействие, убеждение и рассуждение;
г) повествование, описание и восклицание.
26. Лексика представляет собой:
а) грамматическую оформленность слова;
б) словарный состав языка;
в) связь между значениями слова;
г) систему словообразования.
27. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются:
а) омонимы;
б) синонимы;
в) паронимы;
г) антонимы.
28. Устойчивые сочетания слов называются:
а) неологизмы;
б) заимствованные;
в) фразеологизмы;
г) устаревшие.
29. Гласные звуки делятся на:
а) твёрдые и мягкие;
б) ударные и безударные;
в) звонкие и глухие;
г) парные и непарные.
30. Значимые части слова – это:
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) основа, окончание;
г) приставка, корень, суффикс.
31. Основными орфографическими единицами являются:
а) звуки и буквы;
б) орфограммы;
в) части слова;
г) слова и предложения.
32. Словари русского языка можно отнести к:
а) справочной литературе;
б) научно-популярной;
в) художественной;
г) публицистике.
33. Проверить наличие или отсутствие непроизносимых согласных в корне можно:
а) только по словарю;
б) запомнив написание слов;
в) поставив проверяемые согласные в сильной позиции;
г) подобрав синонимы.
34. Все части речи делятся на:
а) главные и второстепенные;
б) значимые и незначимые;
в) самостоятельные, служебные и междометия;
г) самостоятельные и служебные.
35. Существительные на –МЯ называются:
а) разносклоняемые;
б) разноспрягаемые;
в) несклоняемые;
г) неизменяемые.
36. Имена числительные двое, трое, пятеро называются:
а) собирательными;
б) количественными;
в) дробными;
г) порядковыми.
37. Слова лаборант – лаборантша, секретарь – секретарша различаются:
а) лексическим значением;
б) морфологическими признаками;
в) стилевой окраской;
г) синтаксической ролью.
38. Исторически сложившаяся высшая форма национального языка называется:
а) литературным языком;
б) диалектом;
в) жаргоном;
г) просторечием.
39. Все нормы литературного языка делятся на:
а) постоянные и непостоянные;
б) изменяемые и неизменяемые;
в) императивные и диспозитивные;
г) современные и устаревшие.
40. Нормативными являются следующие формы окончаний на –А(Я) и –Ы(И) существительных 2-го склонения в именительном падеже множественного числа:
а) докторы, учители, инженера, слесари;
б) доктора, учителя, инженера, слесаря;
в) доктора, учителя, инженеры, слесари;
г) докторы, учителя, инженеры, слесаря.
41. Укажите, в какой группе правильно определён род существительных:
а) иваси плавал, забавное пони, тёплый Батуми, белая тюль;
б) иваси плавало, забавная пони, тёплое Батуми, белый тюль;
в) иваси плавала, забавный пони, тёплое Батуми, белая тюль;
г) иваси плавала, забавный пони, тёплый Батуми, белый тюль;
42. Доклад, реферат, тезисы, монографии, лекции – это жанры:
а) разговорного стиля;
б) научного;
в) публицистического;
г) официально-делового.
43. Выберите вариант, как правильно сказать:
А | Б | В | Г | Д | Е |
а) икОнопись б) Иконопись | а) каталОг б) катАлог | а) обеспЕчение б) обеспечЕние | а) вероисповедАние б) вероисповЕдание | а) зАвидно б) завИдно | а) освЕдомить б) осведомИть |
Ж | З | И | К | Л | М |
а) срЕдства б) средствА | а) стОляр б) столЯр | а) облЕгчить б) облегчИть | а) нефтепровОд б) нефтепрОвод | а) партЕр б) пАртер | а) укрАинский б) украИнский |
Н | О | П |
|
|
|
а) кУхонный б) кухОнный | а) ходАтайствовать б) ходатАйствовать
| а) завсегдАтай б) завсЕгдатай
|
|
|
|
44. Определите значение следующих слов:
А) выборочный Б) цельный
В) человечный Г) нетерпимый
Д) рекламация Е) меценат
Ж) кортеж
А | Б | В |
а) частичный б) относящийся к выборам
| а) состоящий, сделанный из одного куска; б) неповрежденный, неразрушенный. | а) свойственный, присущий человеку; б) внимательный, отзывчивый, гуманный; |
Г | Д | Е |
а) такой, который невозможно стерпеть, перенести; б) с которым нельзя мириться, недопустимый; | а) объявление, служащее средством привлечения внимания покупателей; б) официальная претензия к качеству товара; | а) деловой партнер, вкладывающий средства с целью коммерческой рекламы; б) покровитель наук и искусств;
|
Ж |
|
|
а) торжественное шествие, процессия; б) военный конвой, охрана, сопровождающая кого-то |
|
|
45. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова – паронимы
А) Мы живем в одном доме, но на … этажах.
Б) В квартире требуется … ремонт.
В) Стены были покрашены …краской.
Г) Учитель … был еще раз объяснить новый материал.
Д) Ученый стоял у … ракетостроения.
Е) Главное для писателя - … мир человека.
Ж) Она пришла в … платье.
З) Невдалеке мы увидели высокий …холм.
А | Б | В |
а) различных б) разных | а) произвести б) провести | а) масляной б) масленой |
Г | Д | Е |
а) принужден б) вынужден | а) источников б) истоков | а) духовный б) душевный |
Ж | З |
|
а) цветастом б) цветистом | а) земельный б) земляной |
|
46. Выберите правильную форму числительного:
А) Они вырастили и воспитали … детей.
Б) У … претенденток на медаль шансы примерно равны.
В) … наших спортсменок прошли во второй тур.
Г) … слонов размещены на новой территории зоопарка.
Д) В классе обучается … ученика.
А | Б | В |
а) двух б) двоих | а) четыре б) четверых | а) пятеро б) пять |
Г | Д | Е |
а) семеро б) семь | а) тридцать два б) тридцать двое |
|
47. Выберите правильный вариант:
А) До экзамена …всего 3 дня.
Б) Сто сорок один депутат … в работе сессии.
В) Полгорода … на демонстрацию.
Г) Кто-то из студенток…. шарф в аудитории.
Д) Выбрать верную линию поведения мне … не кто иной, как мама.
Е) Кондуктор Маша вежливо … нас оплатить проезд.
Ж) Инна Петрова, ведущий очеркист нашей газеты, недавно … из дальней командировки.
З) Я и ты … это сделать.
А | Б | В |
а) осталось б) остались | а) участвовал б) участвовали | а) вышло б) вышли |
Г | Д | Е |
а) забыли б) забыла | а) помог б) помогла | а) попросил б) попросила |
Ж | З |
|
а) вернулся б) вернулась | а) сумеешь б) сумеем |
|
48. Укажите правильный вариант:
А) Нам не хватает …
Б) Студент решил около … задач.
В) Им не хватило около … рублей, чтобы купить словарь.
Г) В Индии насчитывается около…языков и диалектов.
Д) Он приехал в Москву с …
А | Б | В |
а) шестиста рублей б) шестьюста рублей в) шестисот рублей | а) полтора десятков б) полутора десятков в) полуторых десятков | а) полтораста б) полутораста в) полуторасот |
Г | Д | Е |
а) восьмиста сорока пяти б) восьмисот сорока пяти в) восьмисот сорока пяти | а) пятидесяти рублями б) пятидесятью рублями в) пятьюдесятью рублями |
|
49. Определите управление следующих глаголов:
А) гарантировать Б) различать
В) быть уверенным Г) уделить внимание
Д) сомневаться Е) оплатить
Ж) тревожиться З) отчитаться
А | Б | В |
а) кого от чего б) кому что | а) что от чего б) что и что | а) о чем б) в чем |
Г | Д | Е |
а) на кого б) кому | а) в чем б) о чем | а) проезд б) за проезд |
Ж | З |
|
а) за сына б) о сыне | а) о работе б) за работу |
|
50. Употребите правильный падеж после предлога:
А) благодаря Б) несмотря на
В) в силу Г) по причине
Д) по Е) по
А | Б | В |
а) чему б) что | а) чего б) что | а) чему б) чего |
Г | Д | Е |
а) чего б) чему | а) окончании б) окончанию | а) приезду б) приезде |
51. Определите стиль следующего отрывка:
Основной источник финансовых ресурсов западных фондов прямых инвестиций – долгосрочные ресурсы зарубежных пенсионных фондов и страховых компаний. Этот тип участников финансового рынка работает, как правило, с наименее рискованными государственными ценными бумагами. Однако для повышения общего уровня доходности они выделяют определенные лимиты на осуществление инвестиций через ФПИ, при этом учитывая не только макроэкономическую и политическую ситуацию в каждой стране-реципиенте, но и историю данного фонда прямых инвестиций.
А) художественный стиль
Б) публицистический стиль
В) научный стиль
52. Определите стиль следующего отрывка:
Из опыта жизни вы прекрасно знаете: человек всегда чувствует, как относится к нему собеседник. Даже когда на улице к нам подходит незнакомый человек, мы чувствуем, с агрессивными он подошел намерениями или просто для того, чтобы спросить дорогу, еще до того, как он произнес первые слова.
Когда вы подходите к продавцу с внутренним посылом: «Здравствуйте, это вы!» - он это обязательно почувствует, и это даст вам некоторую форму при получении информации. Если же ваш посыл: «Здравствуйте! Это я – весь такой крутой – пришел к вам» - вы вряд ли получите подлинную информацию, зато услышите множество подобострастных слов.
А ) публицистический стиль
Б) художественный стиль
В) разговорный стиль
53. Определите стиль следующего отрывка:
За последние годы русский язык превратился в неблагозвучную смесь нецензурной брани, бандитского жаргона, искаженных «американизмов» и безграмотно употребляемых русских слов. Люди, продолжающие говорить на «архаичном» русском языке, часто не понимают своих соотечественников. Например, чем «круто» отличается от «прикольно» или « в натуре» от «чисто конкретно»? Сейчас не услышишь сочетания «в жизни», а почему-то лишь «по жизни». Ранее употребляемый глагол «класть» исчез вообще и почти повсеместно заменен уродливым «ложить».
Любой язык изменяется, обновляется, обогащается. Но во всем должны быть логика, здравый смысл, чувство меры.
А) публицистический стиль
Б) научный стиль
В) разговорный стиль
54. Определите стиль следующего отрывка:
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенными учредительными документами.
А) публицистический стиль
Б) научный стиль
В) официально-деловой стиль
55. Какой тип документа следует использовать в следующих ситуациях:
А) Вы опоздали на работу
Б) Ваши родственники просят вас помочь им в продаже и приобретении квартиры.
а) заявление
б) объяснительная записка
в) доверенность
56. Вставьте предлоги:
А) ….. реформ; Б) … с трудностями;
В) …сокращения инвестиций; Г) договорить … кредита;
Д) … недостатка времени
А | Б | В |
а) в преддверие б) в преддверии в) в преддверии | а) всвязи с б) в связи с
| а) ввиду б) в виду
|
Г | Д |
|
а) на счет б) насчет
| а) вследствие б) в следствие в) в следствии |
|
57. Расставьте запятые:
А) Если человек видит смысл жизни в зарабатывании денег (1) ему бывает довольно затруднительно поверить в то (2) что можно (3) действительно (4) быть счастливым (5) занимаясь (6) творчеством (7) даже (8) если ты не получаешь за это ни рубля.
Б) Крупнейшие банки имеют значительный вес в своих странах (1) составляя стержень экономической и политической силы великих наций (2) и (3) простирая свои производственные и сервисные сети по всему миру (4)приобретают транснациональный характер.
А | Б |
а) 1, 2, 3, 5, 7, 8 б) 1, 2, 3, 4, 5, 7 в) 1, 2, 5, 6, 7, 8 | а) 1,2,3,4 б) 1,4
|
58. Определите значение следующих слов:
А) образы Б) пропуски
В) тормозы Г) тоны
Д) счеты Е) сыны
Ж) ордены
А | Б | В |
а) типы, характеры в художественной литературе; б) иконы;
| а) незаполненное место в тексте; б) документы на право входа
| а) помехи, препятствия, возникающие в процессе работы; б) механизм для уменьшения скорости или остановки |
Г | Д | Е |
а) переливы цвета; б) музыкальный звук
| а) приспособление для подсчета; б) документы о финансовых расчетах и обязательствах | а) мужчины, мальчики по отношению к родителям; б) представители своего народа |
Ж | З |
|
а) награды за выдающиеся заслуги; б) организации, общины с определенным уставом |
|
|
59. Определите значение следующих иностранных слов:
А) дефолт Б) инаугурация
В) вернисаж Г) нессесер
Д) визави
А | Б | В |
а) отказ от выполнения финансовых обязательств; б) ликвидация промышленного предприятия
| а) торжественная церемония вступления нового президента в должность; б) выражение недоверия президенту | а) торжественное открытие выставки; б) выставка художественных произведений
|
Г | Д |
|
а) чемоданчик для хранения разных мелких вещей; б) набор принадлежностей для маникюра, шитья в специальном футляре | а) оппонент; б) собеседник
|
|
60. Укажите ошибку в образовании формы слова:
а) более глубочайший
б) лягте на пол
в) шофёры
г) в трехстах метрах
Рекомендуемая литература
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
Антонова Е. С. , Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: ОИЦ «Академия»2018.
Введенская Л.А, Черкасова М.Н Русский язык и культура речи. Учебное пособие.- Феникс, 2018.
Власенков А.И. Рыбченкова Л.М. Русский язык. Учебник. Базовый уровень. 10-11 классы. М., 2019.
Черняк В.Д. Русский язык и культура речи. Учебник и практикум для СПО, Юрайт,2019.
Дополнительные источники
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2018.
Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2019.
Гвоздарев Ю.А. Современный русский язык Лексикология и фразеология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018.
Граудина Л.К. Культура русской речи, М., 2018.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка, М., 2019.
Лекант П.А., Самсонов Н.Б., Маркелова Т.В. Русский язык и культура речи: Учебник для ссузов – М.: Дрофа, 2018.
Мальцева Л.И. Русский язык 10-11 класс. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. - М.:НИИ школьных технологий, 2019.
Рахманин Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: пособие для сред. уч. заведений. М., 2018.
Словари
Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2019.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи.2019
Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2018.
Иванова О. Е., Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / под ред. В. В. Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2019.
Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2018.
Лекант П. А., Леденева В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2018.
Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2018.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. — 25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л. И. Скворцова. — М., 2019.
Розенталь Д. Э., Краснянский В. В. Фразеологический словарь русского языка. — М., 2019.
Скворцов Л. И. Большой толковый словарь правильной русской речи. — М., 2019.
Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. — М., 2019.
Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка / сост. В. В. Бурцева. — М., 2018.
Интернет-ресурсы
www. eor. it. ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная
система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).
www. russkiyjazik. ru (энциклопедия «Языкознание»).
www. etymolog. ruslang. ru (Этимология и история русского языка).
www. rus.1september. ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
www. uchportal. ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).
www. Ucheba. com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www. uroki. ru)
www. metodiki. ru (Методики).
www. posobie. ru (Пособия).
www. it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).
www. prosv. ru/umk/konkurs/info. aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель — учителю» издательства «Просвещение»).
www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка).
www. slovari. ru/dictsearch (Словари. ру).
www. gramota. ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты).
www. gramota. ru (Справочная служба).
www. gramma. ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы)
6