МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯРОВСКОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» |
Согласовано Зам.директора по ООД _________ Г.М.Заболотникова « 28» августа 2017г | Утверждено приказом директора № 231 от « 29 »__08__2017 г. |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОУДБ.16. ГЕОГРАФИЯ
ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
среднего профессионального образования
базовой подготовки ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
22.02.06 Сварочное производство
Рассмотрено на заседании
методической комиссии
протокол № _1_
от «_28_» _августа_ 2017 г.
Яровое
2017
РАЗРАБОТЧИКИ:
КГБПОУ «Яровской политехнический техникум» преподаватель__ ГГ Ворфоломеева
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Фонд контрольно-оценочных средств по дисциплине ОУДБ.16 ГЕОГРАФИЯ предназначен для осуществления текущего контроля знаний обучающихся.
2 ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА.
№ п/р | наименование темы (раздела) | код котролируемых знаний, умений | Оценочные средства |
Индивидуальные задания | практическая работа | Тестирование с элементами практической работы | И др |
1 | Тема 1.1 Источники географической информации. | | | + | | |
2 | Тема 1.1 Источники географической информации. | | | + | | |
3 | Тема 1.1 Источники географической информации. | | | + | | |
4 | Тема 2.1 Формирование политической карты мира | | | + | | |
5 | Тема 2.2 Типология стран мира | | | + | | |
6 | Тема 3.1 Мировые природные ресурсы | | | + | | |
7 | Тема 3.1 Мировые природные ресурсы | | | + | | |
8 | Тема 4.1 Численность населения и его воспроизводство | | | + | | |
9 | Тема 4.2 Состав населения. | | | + | | |
10 | Тема 5.8 География отраслей третичной сферы | | | + | | |
11 | Тема 5.9 Дифференциация стран по уровню развития услуг | | | + | | |
12 | Тема 6.15 Австралия и Океания | | | + | | |
13 | Тема 7.1 Россия в современном мире | | | + | | |
14 | Тема 8.1 глобальные проблемы современности | | | + | | |
3. ЛИТЕРАТУРА:
Обязательная литература:
В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира»: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений; 15 издание, - М.: Просвещение, 2011. – 398с.
Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров «Экономическая и социальная география мира»: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений; - 11 издание. – М.: Просвещение, 2010. – 286с.
А.Э. Фромберг «Практические и проверочные работы по географии»: 10 кл.: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2003.- 127с.
Е.В.Баранчиков Экономическая и социальная география мира», учебник, М.: издательский центр «Академия», 2013- 304с.
Интернет – ресурсы
Электронный ресурс «География», «1 сентября»
http://www.geogsite.com/ - географический портал «Все о географии»
www.geo2000.ru – географический сайт «География мира»
http://geo.1september.ru/index.php - официальный сайт газеты «География»
http://spatial-economics.com/ - официальный сайт экономического журнала «Пространственная география»
http://www.terrus.ru/begin.shtml - официальный сайт справочника-каталога "Вся Россия" по экономическим районам "Территориальное устройство России"
http://www.rgo.ru/rgo/ - официальный сайт Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество»
http://www.bibliotekar.ru/economicheskaya-geografia/index.htm - электронная библиотека, раздел «Экономическая география России»
http://bongeo.ru/p88aa1.html - официальный сайт газеты «География»
Электронный ресурс «География», «1 сентября»
http://olympiad.rgo.ru/
http://14geografi.ucoz.ru/dir/3
http://kafioo.edurm.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=79:2010-08-27-15-48-30&catid=7:2009-10-02-03-07-54&Itemid=7
http://ggrf.blogspot.ru/p/blog-page_14.html
http://project.1september.ru/?p=work
http://pedsovet.su/load/93
http://festival.1september.ru/?rules=1
http://project.1september.ru/
Дополнительная литература
1. А.П.Кузнецов Экономическая и социальная география мира. Книга для учащихся из серии «За страницами учебника», 10кл., М.: Просвещение, 2000-191с., ил.
2. О.Н.Богданович, Ю.А.Дрозд Энциклопедический справочник «Страны мира» Смоленск, Русич, 2001-624с
3. Р.А.Знаменская Все предметы школьной программы в схемах и таблицах. География. М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997.- 240с.
4.А.Тарасов География. Книга для учащихся и учителей. Веселый урок. Смоленск: Русич, 1999. – 256с.
5. Е.А.Окладникова Занимательное страноведение. География глазами этнографа. СПб. : Издательство РГПУ им. Герцена, 1999. – 135с.; ил.
6. Г.П.Аксакалова, Э.М.Амбарцумова, В.В.Барабанова, С.Е.Дюкова
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену по географии. М.: Интеллект-Центр. 2004-192с.
7. А.Э.Фромберг Практические и проверочные работы по географии. 10кл. : Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2003.- 127с. : ил.
8. В.И.Сиротин Сборник заданий и упражнений по географии. 6-10кл. – М. : Дрофа, 2003. - 256 с.: ил.
Комплект практических работ предназначен в качестве методического пособия при проведении практических работ по программе дисциплины «География»к учебнику Е.В.Баранчикова.
В пособие включены задания разных уровней сложности, связанные с работой по карте, работа с тестами, требующие от студентов использования различных методов поиска ответа и активизации творческого мышления.
Требования к знаниям и умениям при выполнении практических работ.
В результате выполнения практических работ, предусмотренных программой по данным специальностям, студент должен знать:
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
-особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
-географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
-особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь:
-определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
-применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
-составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
-сопоставлять географические карты различной тематики;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
-нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
-понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Правила выполнения практических работ.
Студент должен выполнить все практические работы в полном объеме.
Задания практической работы выполняются в специальной тетради, предназначенной для выполнения практических работ. После выполнения работы тетрадь сдается на проверку преподавателю.
Если студент не выполнил практическую работу или часть работы, то он может выполнить работу или оставшуюся часть работы во внеурочное время, согласованное с преподавателем.
Оценку по практической работе студент получает с учетом выполненной работы в указанный срок, если:
- задания выполнены правильно и в полном объеме;
- студент может пояснить выполнение любого этапа работы;
- работа выполнена в соответствии с требованиями к выполнению работы.
Зачет по практическим работам студент получает при условии выполнения всех предусмотренных программой работ при удовлетворительных оценках.
Критерии оценивании практических работ.
Отметка "5"
Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Студенты работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно.
Отметка "4"
Практическая работа выполнена студентами в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена студентами с помощью учителя. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Студенты показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда студенты оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
4.КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ
4.1. Практическая работа №1
Тема: ознакомление с географическими картами различной тематики
Время выполнения: 10 минут
Ход работы: На основе анализа карт:
определить библиографические показатели атласа (название, авторы, год и место издания)
определить структуру атласа (виды карт, порядок их размещения)
определить совокупность дополнительных материалов на карте (дополнительный текст, рисунки, численные данные, географические названия)
Ключ ответов:
экономическая и социальная география мира с комплектом контурных карт; НН Полункина, НН Сарвас; 2007; Г.Новосибирск
физические, экономические; п/к, природные ресурсы, население мира, региональная география
легенда карты; диаграммы; статистическая информация
Практическая работа №2
Тема: Составление картосхем, отражающих различные географические явления и процессы (обучающая)
Время выполнения: 10 минут
Ход работы:
Изучите карту «Минеральные ресурсы»
С помощью атласа определите страны – лидеры добычи нефти
Составьте картосхему «Основные грузопотоки нефти», для этого соедините стрелками основные районы добычи нефти с главными районами её потребления.
4.1. Практическая работа №3
Тема: Использование статистических материалов и геоинформационных систем
Время выполнения: 15 минут
Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных и статистических материалов с целью отбора и фиксации на контурной карте
Ход занятия: С помощью карт атласа, текста учебника и статистических материалов выполните предложенные задания:
Изучите карту «Минеральные ресурсы», нанесите на контурную карту основные месторождения природного газа.
С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите 5 стран – лидеров по добыче газа, обозначьте их границы на контурной карте.
С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите основные регионы потребления газа, обозначьте их на контурной карте.
Составьте картосхему «Основные грузопотоки природного газа», для этого соедините стрелками основные районы добычи газа с главными районами его потребления.
4.1. Практическая работа №4
Тема: Ознакомление с политической картой мира.
Время выполнения:
Цель работы: научиться отражать результаты работы с картографическими средствами;
Средства обучения: карты атласа (стр. 2-3); учебник Максаковского В П , тема «Современная политическая карта мира»; контурная карта.
Задание: нанесите на контурную карту страны мира:
Страны-архипелаги (3)
Полуостровные страны (3)
Островные государства (3)
4.1. Практическая работа №5 (проверочная)
Тема: Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально- экономического развития.
Время выполнения:
Ход выполнения работы: используя учебник В.П.Максаковского, картосхему, составьте таблицу, характеризующую различные типы стран по уровню социально-экономического развития на основе ВВП из расчета на душу населения(в долларах США):
Более 30 000:
20 000 – 30 000:
10 000 – 20 000:
5 000 – 10 000:
1 000 – 5 000:
300 – 1 000:
Менее 300:
На каждый пункт обозначьте по три страны.
Сделайте вывод
4.1. Практическая работа №6 (проверочная)
Тема: Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.
Время выполнения:
Оборудование: стат. материалы, тетрадь, калькулятор
Вариант №1. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
Ход работы:
1.Используя имеющиеся стат. данные, заполните таблицу, рассчитайте обеспеченность стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов. Вычисления сделайте по формуле:
Р = з:д , где Р- ресурсообеспеченность( в годах), З- запасы, Д- добыча.
2.Выявите отдельные страны и группы стран с мах. и мин. показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья.
3.Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.
Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
Страна | Запасы млрд.т. | Добыча млн.т. | Ресурсообеспеченность Р=З:Д |
| Нефть | Уголь | Желез. руды | Нефть | Уголь | Желез. руды | Нефть | Уголь | Желез. руды |
Весь мир | 139,7 | 1725 | 394 | 3541 | 4700 | 906 | | | |
Россия | 6,7 | 200 | 71,0 | 304 | 246 | 107 | | | |
Германия | 0,2 | 111 | 2,9 | 12 | 247 | 0 | | | |
Китай | 3,9 | 272 | 40,0 | 160 | 1416 | 170 | | | |
Саудовская Аравия | 35,5 | 0 | 0 | 404 | 0 | 0 | | | |
Индия | 0,6 | 29 | 19,3 | 36 | 310 | 60 | | | |
США | 3,0 | 44,5 | 25,4 | 402 | 991 | 58 | | | |
Канада | 0,7 | 50 | 25,3 | 126 | 73 | 42 | | | |
Бразилия | 0,7 | 12 | 49,3 | 61 | 29 | 162 | | | |
ЮАР | 0 | 130 | 9,4 | 0 | 220 | 33 | | | |
Австрал. | 0,2 | 90 | 23,4 | 29 | 257 | 112 | | | |
Вариант №2. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья на душу населения.
Ход работы:
1.Используя имеющиеся стат. данные , заполните таблицу, рассчитайте обеспеченность на душу населения стран отдельными видами минеральных ресурсов. Вычисления сделайте по формуле:
Р= З : Н, где Р - ресурсообеспеченность ( в годах), З- запасы, Н-численность населения страны.
2.Выявите отдельные страны и группы стран с мах. и мин. показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья.
3. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов отдельными видами минеральных ресурсов.
Ресурсообеспеченность отдельных стран минеральным сырьем на душу населения.
Страна | Запасы, млрд. тонн | Население, млн. чел. | Ресурсообеспеченность, тонн на душу населения Р= З:Н |
| нефть | уголь | желез. руды | | нефть | уголь | желез. руды |
Весь мир | 139,7 | 1725 | 394 | 6015 | | | |
Россия | 6,7 | 200 | 71,0 | 145 | | | |
Германия | 0,2 | 111 | 2,9 | 82 | | | |
Китай | 3,9 | 272 | 40,0 | 1275 | | | |
Саудовская Аравия | 35,5 | 0 | 0 | 20 | | | |
Индия | 0,6 | 29 | 19,3 | 1010 | | | |
США | 3,0 | 44,5 | 25,4 | 280 | | | |
Канада | 0,7 | 50 | 25,3 | 30 | | | |
Бразилия | 0,7 | 12 | 49,3 | 170 | | | |
ЮАР | 0 | 130 | 9,4 | 41 | | | |
Австралия | 0,2 | 90 | 23,4 | 19 | | | |
Ключ ответов:
Страна | Запасы | Добыча | Ресурсообеспеченность |
| Нефть | Уголь | Желез. руды | Нефть | Уголь | Желез. руды | Нефть | Уголь | Желез руды |
Весь мир | 139,7 | 1725 | 394 | 3541 | 4700 | 906 | 39 | 367 | 435 |
Россия | 6,7 | 200 | 71,0 | 304 | 246 | 107 | 22 | 813 | 663 |
Германия | 0,2 | 111 | 2,9 | 12 | 247 | 0 | 17 | 449 | 0 |
Китай | 3,9 | 272 | 40,0 | 160 | 1416 | 170 | 24 | 192 | 235 |
Саудовская Аравия | 35,5 | 0 | 0 | 404 | 0 | 0 | 88 | 0 | 0 |
Индия | 0,6 | 29 | 19,3 | 36 | 310 | 60 | 17 | 94 | 322 |
США | 3,0 | 44,5 | 25,4 | 402 | 991 | 58 | 7 | 449 | 438 |
Канада | 0,7 | 50 | 25,3 | 126 | 73 | 42 | 6 | 685 | 602 |
Бразилия | 0,7 | 12 | 49,3 | 61 | 29 | 162 | 11 | 414 | 304 |
ЮАР | 0 | 130 | 9,4 | 0 | 220 | 33 | 0 | 591 | 285 |
Страна | Запасы, млрд. тонн | Население, млн. чел. | Ресурсообеспеченность, тонн на душу населения |
| нефть | уголь | желез. руды | | нефть | уголь | желез. руды |
Весь мир | 139,7 | 1725 | 394 | 6015 | 23 | 287 | 66 |
Россия | 6,7 | 200 | 71,0 | 145 | 46 | 1379 | 490 |
Германия | 0,2 | 111 | 2,9 | 82 | 2 | 1354 | 35 |
Китай | 3,9 | 272 | 40,0 | 1275 | 3 | 213 | 31 |
Саудовская Аравия | 35,5 | 0 | 0 | 20 | 1775 | 0 | 0 |
Индия | 0,6 | 29 | 19,3 | 1010 | 0,6 | 29 | 19 |
США | 3,0 | 44,5 | 25,4 | 280 | 11 | 1589 | 91 |
Канада | 0,7 | 50 | 25,3 | 30 | 23 | 1667 | 843 |
Бразилия | 0,7 | 12 | 49,3 | 170 | 4 | 71 | 290 |
ЮАР | 0 | 130 | 9,4 | 41 | 0 | 3095 | 224 |
Австралия | 0,2 | 90 | 23,4 | 19 | 11 | 4737 | 1232 |
Ключ ответов: проверка индивидуальна.
4.1. Практическая работа № 7
Тема: Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов.
Время выполнения:
Задание: экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт атласа, материала учебника, справочных и статистических материалов с целью оценки использования природных ресурсов.
Ход работы: пользуясь текстом учебника В.П.Максаковского (стр.38-40) и Ю.Н.Гладкого (стр.34-38):
составьте в тетради классификационную таблицу «Природные ресурсы Мирового океана».
Примените её для доказательства положения о том, что Мировой океан является кладовой разнообразных природных ресурсов.
Вид ресурса | Характеристика |
| |
| |
4.1. Практическая работа №8
Тема: Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах.
Время выполнения:
Цель: работа над формированием понятия «демографическая политика», формирование умения выявлять аспекты демографической политики для стран с разным типом воспроизводства населения.
Ход работы: Используя материал учебника В.П.Максаковского (стр.57-65) и картосхему (стр.63), карты атласа (стр.10-11):
Заполните таблицу
Дайте определения понятиям «1 тип воспроизводства населения», «2 тип воспроизводства населения», демографическая политика, естественный прирост населения.
Сделайте вывод о том, в каких регионах преобладает первый и второй типы воспроизводство населения.
Страна | Рождаемость | Смертность | Естественный прирост населения | Тип воспроизводства населения |
Мексика | | | | |
Германия | | | | |
Нигерия | | | | |
Бангладеш | | | | |
Чили | | | | |
Мали | | | | |
Исландия | | | | |
Аргентина | | | | |
Таиланд | | | | |
Критерии оценки
Отметка «5» ставится за 91-100%
отметка «4» ставится за 81-90%
отметка «3» ставится за 71-80%
отметка «2» ставится за 70% и менее
4.1. Практическая работа № 9
Тема: Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира.
Время выполнения:
Цель: формирование умений сравнивать обеспеченность трудовыми ресурсами отдельных стран (регионов) мира, используя различные источники информации.
Ход работы:
Изучите текст учебника Ю.Н.Гладкого (стр. 54-55) и В.П.Максаковского (стр.65) , карты атласа (стр.14-15);
Определите две страны для сравнения, одну страну, относящуюся к первому типу воспроизводства населения, другую – ко второму типу воспроизводства населения.
Используя возрастно-половые пирамиды, сделать вывод об отличии в доле молодых и старших возрастов стран 1 и 2 типов воспроизводства населения
Сравнить доли экономически активного населения, характерные для развитых и развивающихся стран.
Сделать вывод о причинах отличия в структуре занятости населения.
Сделать сравнительную оценку обеспеченности трудовыми ресурсами, заполнив таблицу.
Страна | Численность населения | Естественный прирост | Возрастной состав | Половой состав | Занятость населения |
в пром- сти | в с/х-ве | в сфере услуг |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
4.1. Практическая работа № 10
Тема: Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства.
Время выполнения:
Задание: Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства (на примере отрасли «Машиностроение»).
Оборудование: географический атлас мира за 10 класс, контурная карта, тетрадь для практических работ, цветные карандаши.
Цель: Развитие умений комплексного использования материала учебника, справочных и статистических материалов с целью определения стран – экспортеров различных товаров и услуг.
Ход работы:
1. Используя карты атласа, заштрихуйте страны с высоким уровнем развития машиностроения;
2. Условными знаками нанесите на карту и подпишите названия крупнейших центров машиностроения мира;
3. Стрелками покажите основные пути транспортировки продукции машиностроения;
4. Сделайте вывод о размещении отраслей машиностроения по странам и регионам мира.
Критерии оценки
Отметка «5» ставится за 91-100%
отметка «4» ставится за 81-90%
отметка «3» ставится за 71-80%
отметка «2» ставится за 70% и менее
4.1. Практическая работа № 11
Тема: Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.
Время выполнения:
Цель: Развитие умений комплексного использования материала учебника, справочных и статистических материалов с целью определения основных направлений международной торговли и факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.
Ход работы: Используя материал учебника и справочные материалы, выполните задания:
1. Используя карты атласа, текст учебника и справочную литературу, на контурной карте мира стрелками различного цвета нанесите пути транспортировки основных экспортных товаров Австралии.
2. Подпишите названия стран - основных потребителей австралийской продукции.
3. Нанесите стрелками разного цвета основные пути австралийского импорта;
4. Подпишите названия основных стран – поставщиков Австралии.
5. Сделайте вывод о главных внешнеэкономических партнёрах Австралии и о структуре её импорта и экспорта.
4.1. Практическая работа № 12
Тема: Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства.
Время выполнения:
Цель: Развитие и конкретизация знаний учащихся о неравномерности социально-экономического развития отдельных стран и регионов мира (районов внутри страны), о тесных взаимосвязях между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.
Ход работы:
Выберите один из макрорегионов США, выполните предложенные задания:
Вариант 1. Северо-Восток США.
Вариант 2. Средний Запад США.
Вариант 3. Юг США.
Вариант 4. Запад США.
Используя текст учебника и дополнительную литературу, в зависимости от номера варианта раскройте содержание предложенной схемы, для чего:
а) выделите характерные черты экономико-географического положения;
б) назовите особенности природных условий (рельефа и климата), влияющих на жизнь, быт и деятельность человека и развитие хозяйства региона;
в) перечислите природные ресурсы, которыми обеспечен данный регион;
г) опишите особенности размещения, состава, городского и сельского населения, трудовых ресурсов, жизни и деятельности населения региона и назовите крупнейшие города региона;
д) назовите отрасли промышленной и сельскохозяйственной специализации региона;
е) охарактеризуйте развитие транспорта и туризма в регионе.
Сделайте вывод о влиянии природных условий и ресурсов на особенности жизни и быта населения и хозяйство региона.
4.1. Практическая работа № 13
Тема: Определение роли России и её отдельных регионов в международном географическом разделении труда.
Время выполнения:
Цель: Развитие умений комплексного использования материала учебника, справочных и статистических материалов с целью определения основных направлений международной торговли и факторов, определяющих международную специализацию страны. Развитие умений оценивать основные показатели экономико-географической характеристики страны, используя различные источники информации
Ход работы: Используя текст учебника и карты атласа, применяя знания, полученные в 8-9 классах, выполните задания:
1. На контурной карте мира нанесите границы России и границы её главных экономических районов, подпишите названия соседних с Россией стран и регионов, моря и океаны, омывающие её берега.
2. Используя карты атласа, условными знаками нанесите важнейшие месторождения полезных ископаемых.
3. Условными знаками отметьте регионы, обладающие лесными, рыбными, агроклиматическими, гидроэнергетическими и рекреационными ресурсами.
4. Условными знаками нанесите на карту основные районы добывающей и обрабатывающей промышленности, отразив специализацию каждого промышленного района.
5. Штриховкой одного цвета обозначьте сельскохозяйственные районы с преобладанием растениеводства, а другого цвета - животноводства.
6. Сделайте вывод о развитии и специализации промышленности и сельского хозяйства России.
7. Обозначьте на карте страны, которые являются торговыми партнерами России в качестве экспортеров или импортеров какой-либо продукции.
8. Стрелками различного цвета показать экспортируемую и импортируемую продукцию и сырье.
9. Сделайте вывод о структуре российского экспорта и импорта.
4.1. Практическая работа № 14
Тема: Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт атласа, материала учебника, справочных и статистических материалов с целью определения основных регионов с неблагоприятной экологической ситуацией и выявления причин появления таких регионов.
Оборудование:
Ход работы: Используя карты атласа и учебник, выполните задания:
1. Нанесите на контурную карту Р.Ф. государственные границы страны.
2. Используя атлас и учебник В.П. Максаковского или В.В. Баранчикова, условными знаками обозначьте на контурной карте важнейшие районы добычи минеральных ресурсов
3. Различными цветами заштрихуйте основные районы деградации природной среды в результате деятельности человека: под воздействием добывающей промышленности, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, танкерного флота, испытаний ядерного оружия и аварий на АЭС и т.д.
4. Подпишите названия наиболее загрязнённых рек, озёр, каналов и морских акваторий.
5. Назовите пути решения экологических проблем в Р.Ф. и меры, которые следует предпринять правительству России для улучшения экологического состояния страны.
6. Сделайте вывод о перспективах развития экологической ситуации в России.