МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯРОВСКОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» |
Согласовано Зам.директора по ООД _________ Г.М.Заболотникова « августа 2018г | Утверждено приказом директора № от « »__08__2018 г. |
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОУДБ.16. ГЕОГРАФИЯ
ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
среднего профессионального образования
базовой подготовки ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
09.02.05 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (ПО ОТРАСЛЯМ)
Рассмотрено на заседании
методической комиссии
протокол № _1_
от «_ _» _августа_ 2018 г.
Яровое
2018
РАЗРАБОТЧИКИ:
КГБПОУ «Яровской политехнический техникум» преподаватель__ ГГ Ворфоломеева
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Фонд контрольно-оценочных средств по дисциплине ОУДБ.16 ГЕОГРАФИЯ предназначен для осуществления текущего контроля знаний обучающихся.
1.2 В результате текущей аттестации по дисциплине осуществляется проверка следующих предметных результатов:
Результаты обучения |
владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества; |
владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем; |
сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; |
владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; |
владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях; |
владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; |
владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий; |
сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем. |
2 ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА.
№ п/р | наименование темы (раздела) | код котролируемых знаний, умений | Оценочные средства |
Индивидуальные задания | практическая работа | Тестирование с элементами практической работы | И др |
1 | Тема 1.1 Пр.р.№1 Источники географической информации. | | | + | | |
2 | Тема 1.1 Пр.р.№2 Источники географической информации. | | | + | | |
3 | Тема 1.1 Пр.р. №3 Источники географической информации. | | | + | | |
4 | Тема 2.1 Пр.р.№4 Формирование политической карты мира | | | + | | |
5 | Тема 2.2 Пр.р.№5 Типология стран мира | | | + | | |
6 | Тема 3.1 Пр.р.№6 Мировые природные ресурсы | | | + | | |
7 | Тема 3.1 Пр. р. № 7 Мировые природные ресурсы | | | + | | |
8 | Тема 4.1 Пр.р.№8 Численность населения и его воспроизводство | | | + | | |
9 | Тема 4.2 Пр.р.№9 Состав населения. | | | + | | |
10 | Тема 5.8 Пр.р.№10 География отраслей третичной сферы | | | + | | |
11 | Тема 5.9 Пр.р.№11 Дифференциация стран по уровню развития услуг | | | + | | |
12 | Тема 6.15 Пр.р.№12 Австралия и Океания | | | + | | |
13 | Тема 7.1 Пр.р. №13 Россия в современном мире | | | + | | |
14 | Тема 8.1 Пр. р. № 14 Глобальные проблемы современности | | | + | | |
3. ЛИТЕРАТУРА:
Обязательная литература:
В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира»: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений; 15 издание, - М.: Просвещение, 2011. – 398с.
Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров «Экономическая и социальная география мира»: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений; - 11 издание. – М.: Просвещение, 2010. – 286с.
А.Э. Фромберг «Практические и проверочные работы по географии»: 10 кл.: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2003.- 127с.
Е.В.Баранчиков Экономическая и социальная география мира», учебник, М.: издательский центр «Академия», 2013- 304с.
Интернет – ресурсы
Электронный ресурс «География», «1 сентября»
http://www.geogsite.com/ - географический портал «Все о географии»
www.geo2000.ru – географический сайт «География мира»
http://geo.1september.ru/index.php - официальный сайт газеты «География»
http://spatial-economics.com/ - официальный сайт экономического журнала «Пространственная география»
http://www.terrus.ru/begin.shtml - официальный сайт справочника-каталога "Вся Россия" по экономическим районам "Территориальное устройство России"
http://www.rgo.ru/rgo/ - официальный сайт Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество»
http://www.bibliotekar.ru/economicheskaya-geografia/index.htm - электронная библиотека, раздел «Экономическая география России»
http://bongeo.ru/p88aa1.html - официальный сайт газеты «География»
Электронный ресурс «География», «1 сентября»
http://olympiad.rgo.ru/
http://14geografi.ucoz.ru/dir/3
http://kafioo.edurm.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=79:2010-08-27-15-48-30&catid=7:2009-10-02-03-07-54&Itemid=7
http://ggrf.blogspot.ru/p/blog-page_14.html
http://project.1september.ru/?p=work
http://pedsovet.su/load/93
http://festival.1september.ru/?rules=1
http://project.1september.ru/
Дополнительная литература
1. А.П.Кузнецов Экономическая и социальная география мира. Книга для учащихся из серии «За страницами учебника», 10кл., М.: Просвещение, 2000-191с., ил.
2. О.Н.Богданович, Ю.А.Дрозд Энциклопедический справочник «Страны мира» Смоленск, Русич, 2001-624с
3. Р.А.Знаменская Все предметы школьной программы в схемах и таблицах. География. М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997.- 240с.
4.А.Тарасов География. Книга для учащихся и учителей. Веселый урок. Смоленск: Русич, 1999. – 256с.
5. Е.А.Окладникова Занимательное страноведение. География глазами этнографа. СПб. : Издательство РГПУ им. Герцена, 1999. – 135с.; ил.
6. Г.П.Аксакалова, Э.М.Амбарцумова, В.В.Барабанова, С.Е.Дюкова
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену по географии. М.: Интеллект-Центр. 2004-192с.
7. А.Э.Фромберг Практические и проверочные работы по географии. 10кл. : Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2003.- 127с. : ил.
8. В.И.Сиротин Сборник заданий и упражнений по географии. 6-10кл. – М. : Дрофа, 2003. - 256 с.: ил.
Комплект практических работ предназначен в качестве методического пособия при проведении практических работ по программе дисциплины «География» к учебнику В.П.Максаковского Е.В. Баранчикова.
В пособие включены задания разных уровней сложности, связанные с работой по карте, работа с тестами, требующие от студентов использования различных методов поиска ответа и активизации творческого мышления.
Требования к знаниям и умениям при выполнении практических работ.
В результате выполнения практических работ, предусмотренных программой по данным специальностям, студент должен знать:
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
-особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
-географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
-особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь:
-определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
-применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
-составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
-сопоставлять географические карты различной тематики;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
-нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
-понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Правила выполнения практических работ.
Студент должен выполнить все практические работы в полном объеме.
Задания практической работы выполняются в специальной тетради, предназначенной для выполнения практических работ. После выполнения работы тетрадь сдается на проверку преподавателю.
Если студент не выполнил практическую работу или часть работы, то он может выполнить работу или оставшуюся часть работы во внеурочное время, согласованное с преподавателем.
Оценку по практической работе студент получает с учетом выполненной работы в указанный срок, если:
- задания выполнены правильно и в полном объеме;
- студент может пояснить выполнение любого этапа работы;
- работа выполнена в соответствии с требованиями к выполнению работы.
Зачет по практическим работам студент получает при условии выполнения всех предусмотренных программой работ при удовлетворительных оценках.
Критерии оценивании практических работ.
Отметка "5"
Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Студенты работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно.
Отметка "4"
Практическая работа выполнена студентами в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена студентами с помощью учителя. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Студенты показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда студенты оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
4.КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ
4.1. Практическая работа №1
Тема: Ознакомление с географическими картами различной тематики
Цели: уметь отбирать необходимую информацию для анализа географических карт; оценивать и объяснять полученную информацию.
Время выполнения: 10 минут
Ход работы: На основе анализа карт:
определить библиографические показатели атласа (название, авторы, год и место издания)
определить структуру атласа (виды карт, порядок их размещения)
определить совокупность дополнительных материалов на карте (дополнительный текст, рисунки, численные данные, географические названия)
Ключ ответов:
экономическая и социальная география мира с комплектом контурных карт; НН Полункина, НН Сарвас; 2007; Г.Новосибирск
физические, экономические; п/к, природные ресурсы, население мира, региональная география
легенда карты; диаграммы; статистическая информация
4.1. Практическая работа №2
Тема: Составление картосхем, отражающих различные географические явления и процессы
Цели: должны уметь отбирать необходимую информацию, выявлять и объяснять политико-географические аспекты текущих событий и ситуаций.
Время выполнения: 10 минут
Ход работы:
Изучите карту «Минеральные ресурсы»
С помощью атласа определите страны – лидеры добычи нефти
Составьте картосхему «Основные грузопотоки нефти», для этого соедините стрелками основные районы добычи нефти с главными районами её потребления.
Критерии оценки
Отметка «5» ставится за 91-100%
отметка «4» ставится за 81-90%
отметка «3» ставится за 71-80%
отметка «2» ставится за 70% и менее
4.1. Практическая работа №3
Тема: Использование статистических материалов и геоинформационных систем
Время выполнения: 15 минут
Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных и статистических материалов с целью отбора и фиксации на контурной карте
Ход занятия: С помощью карт атласа, текста учебника и статистических материалов выполните предложенные задания:
Изучите карту «Минеральные ресурсы», нанесите на контурную карту основные месторождения природного газа.
С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите 5 стран – лидеров по добыче газа, обозначьте их границы на контурной карте.
С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите основные регионы потребления газа, обозначьте их на контурной карте.
Составьте картосхему «Основные грузопотоки природного газа», для этого соедините стрелками основные районы добычи газа с главными районами его потребления.
Критерии оценки
Отметка «5» ставится за 91-100%
отметка «4» ставится за 81-90%
отметка «3» ставится за 71-80%
отметка «2» ставится за 70% и менее
4.1. Практическая работа № 4
Тема: Ознакомление с политической картой мира.
Время выполнения:
Цель работы: научиться отражать результаты работы с помощью картографических средств;
Средства обучения: карты атласа (стр. 2-3); учебник Баранчикова Е В, тема «Современная политическая карта мира»; контурная карта.
Задание: нанесите на контурную карту страны мира:
Страны-архипелаги (3)
Полуостровные страны (3)
Островные государства (3)
Критерии оценки
Отметка «5» ставится за 91-100%
отметка «4» ставится за 81-90%
отметка «3» ставится за 71-80%
отметка «2» ставится за 70% и менее
4.1. Практическая работа №5
Тема: Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально- экономического развития.
Время выполнения:
Ход выполнения работы: используя учебник Е.В.Баранчикова, картосхему, политическую карту мира атласа составьте таблицу, характеризующую различные типы стран по уровню социально-экономического развития на основе ВВП из расчета на душу населения(в долларах США):
Более 30 000:
20 000 – 30 000:
10 000 – 20 000:
5 000 – 10 000:
1 000 – 5 000:
300 – 1 000:
Менее 300:
На каждый пункт обозначьте по три страны.
Сделайте вывод
Критерии оценки
Отметка «5» ставится за 91-100%
отметка «4» ставится за 81-90%
отметка «3» ставится за 71-80%
отметка «2» ставится за 70% и менее
4.1. Практическая работа № 6
Тема: Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.
Время выполнения:
Оборудование: стат. материалы, тетрадь, калькулятор
Вариант №1. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
Ход работы:
1.Используя имеющиеся стат. данные, заполните таблицу, рассчитайте обеспеченность стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов. Вычисления сделайте по формуле:
Р = з:д , где Р- ресурсообеспеченность( в годах), З- запасы, Д- добыча.
2.Выявите отдельные страны и группы стран с мах. и мин. показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья.
3.Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.
Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
Страна | Запасы млрд.т. | Добыча млн.т. | Ресурсообеспеченность Р=З:Д |
| Нефть | Уголь | Желез. руды | Нефть | Уголь | Желез. руды | Нефть | Уголь | Желез. руды |
Весь мир | 139,7 | 1725 | 394 | 3541 | 4700 | 906 | | | |
Россия | 6,7 | 200 | 71,0 | 304 | 246 | 107 | | | |
Германия | 0,2 | 111 | 2,9 | 12 | 247 | 0 | | | |
Китай | 3,9 | 272 | 40,0 | 160 | 1416 | 170 | | | |
Саудовская Аравия | 35,5 | 0 | 0 | 404 | 0 | 0 | | | |
Индия | 0,6 | 29 | 19,3 | 36 | 310 | 60 | | | |
США | 3,0 | 44,5 | 25,4 | 402 | 991 | 58 | | | |
Канада | 0,7 | 50 | 25,3 | 126 | 73 | 42 | | | |
Бразилия | 0,7 | 12 | 49,3 | 61 | 29 | 162 | | | |
ЮАР | 0 | 130 | 9,4 | 0 | 220 | 33 | | | |
Австрал. | 0,2 | 90 | 23,4 | 29 | 257 | 112 | | | |
Вариант №2. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья на душу населения.
Ход работы:
1.Используя имеющиеся стат. данные , заполните таблицу, рассчитайте обеспеченность на душу населения стран отдельными видами минеральных ресурсов. Вычисления сделайте по формуле:
Р= З : Н, где Р - ресурсообеспеченность ( в годах), З- запасы, Н-численность населения страны.
2.Выявите отдельные страны и группы стран с мах. и мин. показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья.
3. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов отдельными видами минеральных ресурсов.
Ресурсообеспеченность отдельных стран минеральным сырьем на душу населения.
Страна | Запасы, млрд. тонн | Население, млн. чел. | Ресурсообеспеченность, тонн на душу населения Р= З:Н |
| нефть | уголь | желез. руды | | нефть | уголь | желез. руды |
Весь мир | 139,7 | 1725 | 394 | 6015 | | | |
Россия | 6,7 | 200 | 71,0 | 145 | | | |
Германия | 0,2 | 111 | 2,9 | 82 | | | |
Китай | 3,9 | 272 | 40,0 | 1275 | | | |
Саудовская Аравия | 35,5 | 0 | 0 | 20 | | | |
Индия | 0,6 | 29 | 19,3 | 1010 | | | |
США | 3,0 | 44,5 | 25,4 | 280 | | | |
Канада | 0,7 | 50 | 25,3 | 30 | | | |
Бразилия | 0,7 | 12 | 49,3 | 170 | | | |
ЮАР | 0 | 130 | 9,4 | 41 | | | |
Австралия | 0,2 | 90 | 23,4 | 19 | | | |
Ключ ответов:
Страна | Запасы | Добыча | Ресурсообеспеченность |
| Нефть | Уголь | Желез. руды | Нефть | Уголь | Желез. руды | Нефть | Уголь | Желез руды |
Весь мир | 139,7 | 1725 | 394 | 3541 | 4700 | 906 | 39 | 367 | 435 |
Россия | 6,7 | 200 | 71,0 | 304 | 246 | 107 | 22 | 813 | 663 |
Германия | 0,2 | 111 | 2,9 | 12 | 247 | 0 | 17 | 449 | 0 |
Китай | 3,9 | 272 | 40,0 | 160 | 1416 | 170 | 24 | 192 | 235 |
Саудовская Аравия | 35,5 | 0 | 0 | 404 | 0 | 0 | 88 | 0 | 0 |
Индия | 0,6 | 29 | 19,3 | 36 | 310 | 60 | 17 | 94 | 322 |
США | 3,0 | 44,5 | 25,4 | 402 | 991 | 58 | 7 | 449 | 438 |
Канада | 0,7 | 50 | 25,3 | 126 | 73 | 42 | 6 | 685 | 602 |
Бразилия | 0,7 | 12 | 49,3 | 61 | 29 | 162 | 11 | 414 | 304 |
ЮАР | 0 | 130 | 9,4 | 0 | 220 | 33 | 0 | 591 | 285 |
Страна | Запасы, млрд. тонн | Население, млн. чел. | Ресурсообеспеченность, тонн на душу населения |
| нефть | уголь | желез. руды | | нефть | уголь | желез. руды |
Весь мир | 139,7 | 1725 | 394 | 6015 | 23 | 287 | 66 |
Россия | 6,7 | 200 | 71,0 | 145 | 46 | 1379 | 490 |
Германия | 0,2 | 111 | 2,9 | 82 | 2 | 1354 | 35 |
Китай | 3,9 | 272 | 40,0 | 1275 | 3 | 213 | 31 |
Саудовская Аравия | 35,5 | 0 | 0 | 20 | 1775 | 0 | 0 |
Индия | 0,6 | 29 | 19,3 | 1010 | 0,6 | 29 | 19 |
США | 3,0 | 44,5 | 25,4 | 280 | 11 | 1589 | 91 |
Канада | 0,7 | 50 | 25,3 | 30 | 23 | 1667 | 843 |
Бразилия | 0,7 | 12 | 49,3 | 170 | 4 | 71 | 290 |
ЮАР | 0 | 130 | 9,4 | 41 | 0 | 3095 | 224 |
Австралия | 0,2 | 90 | 23,4 | 19 | 11 | 4737 | 1232 |
Ключ ответов: проверка индивидуальна.
Критерии оценки
Отметка «5» ставится за 91-100%
отметка «4» ставится за 81-90%
отметка «3» ставится за 71-80%
отметка «2» ставится за 70% и менее
4.1. Практическая работа № 7
Тема: Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов.
Время выполнения: 45 мин.
Задание: экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт атласа, материала учебника, справочных и статистических материалов с целью оценки использования природных ресурсов; проводить необходимые расчеты, сравнивать полученные результаты и выбирать оптимальный способ решения поставленной задачи.
Ход работы:
Решите задачу: Каменный уголь из Австралии в Великобританию доставляется на крупных судах – балкерах грузоподъемностью 120 тыс.тонн. Стоимость одного рейса такого судна – 6 млн. долл. США.
Какой – местный или австралийский – каменный уголь выгоднее использовать на ТЭС Великобритании, если известно, что добыча 1 тонны каменного угля в Великобритании обходится в 150 дол. США за одну тонну, а в Австралии – в 50 дол. США за одну тонну?
Пользуясь текстом учебника Е.В.Баранчикова (стр.33-34) и Ю.Н.Гладкого (стр.34-38): составьте в тетради классификационную таблицу «Природные ресурсы Мирового океана».
Примените её для доказательства положения о том, что Мировой океан является кладовой разнообразных природных ресурсов.
Вид ресурса | Характеристика |
Ресурсы Мирового океана | 1. 2. 3. ……… |
Ответ:
150 дол. США х 120 тыс.т. = 18 млн.дол – в Великобритании
50 дол. США х 120 тыс.т. = 6млн.дол. – в Австралии
Выгоднее - местный
Критерии оценки
Отметка «5» ставится за 91-100%
отметка «4» ставится за 81-90%
отметка «3» ставится за 71-80%
отметка «2» ставится за 70% и менее
4.1. Практическая работа № 8
Тема: Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах.
Время выполнения:
Цель: работа над формированием понятия «демографическая политика», формирование умения выявлять аспекты демографической политики для стран с разным типом воспроизводства населения.
Ход работы: Используя материал учебника Е.В.Баранчикова (стр.38445) и картосхему (стр.63 учебника В.П. Максаковского), карты атласа (стр.10-11):
Заполните таблицу
Дайте определения понятиям «1 тип воспроизводства населения», «2 тип воспроизводства населения», демографическая политика, естественный прирост населения.
Сделайте вывод о том, в каких регионах преобладает первый и второй типы воспроизводство населения.
Страна | Рождаемость | Смертность | Естественный прирост населения | Тип воспроизводства населения |
Мексика | | | | |
Германия | | | | |
Нигерия | | | | |
Бангладеш | | | | |
Чили | | | | |
Мали | | | | |
Исландия | | | | |
Аргентина | | | | |
Таиланд | | | | |
Критерии оценки
Отметка «5» ставится за 91-100%
отметка «4» ставится за 81-90%
отметка «3» ставится за 71-80%
отметка «2» ставится за 70% и менее
4.1. Практическая работа № 9
Тема: Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира.
Время выполнения:
Цель: формирование умений сравнивать обеспеченность трудовыми ресурсами отдельных стран (регионов) мира, используя различные источники информации: текст учебника, картосхемы, таблицы, карты географического атласа.
Ход работы:
Ход работы:
Изучите текст учебника В.Е.Баранчикова (стр. 47)
Сравните обеспеченность трудовыми ресурсами стран разного уровня социально - экономического развития
Заполните таблицу
Ответьте на вопросы:
А) на какие возрастные группы принято делить население?
Б) какой возрастной интервал в странах мира считают трудоспособным возрастом?
В) какие страны являются потенциальными донорами дешевой рабочей силы?
Г) в каких странах высокий естественный прирост обостряет проблему занятости населения?
№ п/п | Показатель | Япония | Индия |
1 | Доля детей % | | |
2 | Доля людей трудоспособного возраста | | |
3 | Доля пожилых людей % | | |
Критерии оценки
Отметка «5» ставится за 91-100%
отметка «4» ставится за 81-90%
отметка «3» ставится за 71-80%
отметка «2» ставится за 70% и менее
Практическая работа № 10
Тема: Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства
Время выполнения:
Цель: закрепление и развитие умений работать с различными источниками гео. информации; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность стран и регионов мира; сравнивать и анализировать различные статистические материалы; составлять карты, таблицы (краткие конспекты) по текстовым материалам.
Задание: для выполнения используйте рисунки 6 - 12 цв. вкл. учебника Е.В.Баранчикова и карту атласа с.2-3 «Политическая карта мира». Заполните таблицу «Уровни развития отраслей промышленности в регионах мира».
Отрасли промышленности | Регионы мира |
С высоким уровнем развития отрасли | С низким уровнем развития отрасли |
Лесная промышленность | | |
Топливная промышленность | | |
Электроэнергетика | | |
Черная металлургия | | |
Цветная металлургия | | |
Машиностроение и металлообработка | | |
Химическая промышленность | | |
Критерии оценки
Отметка «5» ставится за 91-100%
отметка «4» ставится за 81-90%
отметка «3» ставится за 71-80%
отметка «2» ставится за 70% и менее
4.1. Практическая работа № 11
Тема: Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.
Цели: закрепить умения работать с различными источниками гео. информации; оценивать и объяснять причины формирования сложившихся направлений международной торговли товарами; определять факторы, формирующие международную специализацию стран на производство того или иного вида товаров; сравнивать и анализировать различные статистические материалы.
Время выполнения:
Ход работы: Используя материал учебника и справочные материалы, выполните задания:
1. Используя карты атласа, текст учебника и справочную литературу, на контурной карте мира стрелками различного цвета нанесите пути транспортировки основных экспортных товаров Австралии.
2. Подпишите названия стран - основных потребителей австралийской продукции.
3. Нанесите стрелками разного цвета основные пути австралийского импорта;
4. Подпишите названия основных стран – поставщиков Австралии.
5. Сделайте вывод о главных внешнеэкономических партнёрах Австралии и о структуре её импорта и экспорта.
6.Укажите решающий фактор в формировании специализации Австралии.
Критерии оценки
Отметка «5» ставится за 91-100%
отметка «4» ставится за 81-90%
отметка «3» ставится за 71-80%
отметка «2» ставится за 70% и менее
4.1. Практическая работа № 12
Тема: Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства.
Время выполнения:
Цель: Развитие и конкретизация знаний учащихся о неравномерности социально-экономического развития отдельных стран и регионов мира (районов внутри страны), о тесных взаимосвязях между природно – ресурсным потенциалом территории, ее населением и хозяйством.
Ход работы:
1.Для выполнения задания используйте материалы учебника и географического атласа.
2.Заполните приведенную далее таблицу (страна ). Укажите обеспеченность природными ресурсами, наиболее крупные месторождения.
Таблица. Природные ресурсы страны
Вид природных ресурсов | Краткая характеристика |
Минеральные ресурсы | |
Агроклиматические ресурсы | |
Земельные ресурсы | |
Водные и гидроэнергетические ресурсы | |
Лесные ресурсы | |
3.Заполните таблицу «Особенности населения страны»
Таблица. Особенности населения страны.
Показатель | Краткая характеристика |
Естественное движение населения | |
Трудовые ресурсы | |
Расовый и этнический состав населения | |
Размещение населения и миграции | |
Урбанизация | |
4.Заполните таблицу «Сферы хозяйства страны»
Сфера хозяйства | Краткая характеристика |
Первичная | |
Вторичная | |
Третичная | |
5.Проанализировав результаты вашей работы над заданиями 2,3,4 , установите и объясните взаимосвязь между природно - ресурсным потенциалом, особенностями населения и хозяйства изученных стран или регионов мира. Запишите выводы.
Критерии оценки
Отметка «5» ставится за 91-100%
отметка «4» ставится за 81-90%
отметка «3» ставится за 71-80%
отметка «2» ставится за 70% и менее
4.1. Практическая работа № 13
Тема: Определение роли России и её отдельных регионов в международном географическом разделении труда.
Время выполнения:
Цель: Развитие умений комплексного использования материала учебника, справочных и статистических материалов с целью определения основных направлений международной торговли и факторов, определяющих международную специализацию страны. Развитие умений оценивать основные показатели экономико-географической характеристики страны, используя различные источники информации
Информационные материалы: учебник Е.В.Баранчикова, географический атлас мира, географический атлас России, справочники, энциклопедии.
Ход работы: Используя текст учебника и карты атласа, применяя знания, полученные в 8-9 классах, выполните задания:
1.Заполните таблицу «Международная хозяйственная специализация России»
Сфера хозяйства | Отрасли хозяйственной специализации или виды экспортируемой продукции |
Первичная | |
Вторичная | |
2.Используя материалы учебника и прилагаемой информации в виде таблицы, заполните таблицу «Международная хозяйственная специализация регионов России»
Федеральный округ России | Отрасли хозяйственной специализации или виды экспортируемой продукции |
Северо – Западный | |
Центральный | |
Южный | |
Приволжский | |
Уральский | |
Сибирский | |
Дальневосточный | |
Северо – Кавказский | |
Крымский | |
4.Выделите регионы России с наиболее высоким уровнем развития отраслей международной хозяйственной специализации.
Критерии оценки
Отметка «5» ставится за 91-100%
отметка «4» ставится за 81-90%
отметка «3» ставится за 71-80%
отметка «2» ставится за 70% и менее
4.1. Практическая работа № 14
Тема: Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.
Цель: Развитие умений комплексного использования карт атласа, материала учебника, справочных и статистических материалов с целью определения основных регионов с неблагоприятной экологической ситуацией и выявления причин появления таких регионов.
Оборудование:
Ход работы:
1.Для выполнения задания используйте материалы географического атласа – стр.48
2. В таблицу впишите названия стран с наиболее экологическими проблемами в разных частях света.
Вид загрязнения | Регионы мира |
Европа | Азия | Африка | Америка |
Выбросы промпредприятий | | | | |
Радиоактивное загрязнение | | | | |
Сведение лесов | | | | |
Загрязнение вод | | | | |
Комплексное нарушение земель | | | | |
3.Выявите закономерности распространения регионов с наиболее неблагоприятной экологической ситуацией. Запишите ответ.
Критерии оценки
Отметка «5» ставится за 91-100%
отметка «4» ставится за 81-90%
отметка «3» ставится за 71-80%
отметка «2» ставится за 70% и менее