СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонды оценочных средств к промежуточной аттестации учащихся по предмету «Специальность и чтение с листа»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Согласно федеральным государственным требованиям к минимуму содержания, структуре и условиям реализации предпрофессиональных программ  данные программы  содержат раздел «система и критерии оценок промежуточной аттестации обучающихся», а учебные планы предпрофессиональных программ должны предусматривать раздел «промежуточная аттестация». Фонды оценочных средств должны соответствовать целям и задачам предпрофессиональной программы и ее учебному плану.

Просмотр содержимого документа
«Фонды оценочных средств к промежуточной аттестации учащихся по предмету «Специальность и чтение с листа»»

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования детей «Шипуновская детская школа искусств им. В.Т.Христенко»






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»









Фонды оценочных средств

к промежуточной аттестации учащихся по предмету «Специальность и чтение с листа»




















Шипуново

2019


Принято:

Методическим советом МКУДО «ШДШИ им.В.Т.Христенко»

Протокол № __от «___» 201 г.














Утверждаю:

Директор МКУДО «ШДШИ им.В.Т.Христенко»

/Н.В.Мальцева/

« » 201 г.








Разработчик:

Уколова О.А., преподаватель по классу фортепиано.





Рецензент:











СОДЕРЖАНИЕ


I.Паспорт комплекта оценочных средств

II.Требования по всем формам промежуточной аттестации


I. Паспорт комплекса оценочных средств

Фонды оценочных средств разработаны с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 №163. Фонды оценочных средств соответствуют целям и задачам дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и ее учебному плану.

Реализация программы учебного предмета «Специальность и чтение с листа» способствует целостному развитию комплекса общих художественно-эстетических и специальных музыкальных способностей. Результатом освоения программы является приобретение обучающимися сформированного комплекса исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих  реализовать многообразные возможности фортепиано в музыкальном исполнительстве.

Согласно федеральным государственным требованиям к минимуму содержания, структуре и условиям реализации предпрофессиональных программ данные программы содержат раздел «система и критерии оценок промежуточной аттестации обучающихся», а учебные планы предпрофессиональных программ должны предусматривать раздел «промежуточная аттестация». Фонды оценочных средств должны соответствовать целям и задачам предпрофессиональной программы и ее учебному плану.

Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным общеобразовательным предпрофессиональным программам в области искусств, оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года или по окончании четверти. Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:

  • качества реализации образовательного процесса;

  • качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;

  • уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения.

Промежуточная аттестация проводится в форме текущего контроля, контрольных уроков, прослушиваний, зачетов, академических концертов, конкурсов и переводных экзаменов.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих четверть или полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Переводные экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

При проведении промежуточной аттестации в форме конкурса качество подготовки обучающегося фиксируется в зачетных ведомостях и оценивается по 10-бальной шкале, все остальные формы аттестации – по 5-бальной.

Оценивание проводит комиссия из числа преподавателей фортепианного отделения и администрации школы на основании ФОС.

График промежуточной аттестации



№ п/п

Форма проведения

Что исполняется

Класс, группа

Срок

1.

Текущий контроль

Самостоятельно выученное произведение

3-7 класс, Группы А, Б, В

Сентябрь

2.

Зачет

1.Этюд

2.Этюд (виртуозная пьеса)

2- 7 (8) кл.

Группа А, Б, В

Ноябрь




4.

Школьный конкурс на лучшее исполнение этюда «Юный виртуоз»

Этюд

1-9 кл.

Декабрь

5.

Академический концерт

1.Полифония

2.Пьеса

2-7 (8)кл


Декабрь

1.Два и более произведе-

ний


1 кл.

8.

Конкурс на лучшее исполнение двух разнохарактерных произведений «Волшебный рояль» (для тех кто не участвует в конкурсе,- зачет)

Два разнохарактерных произведения


1-9 класс


Март

9.

Технический зачет

1.Чтение с листа

Анализ

Транспорт

2.Подбор по слуху

3.Гаммы

1-9 кл.

Группы А,Б ,В


Май

4.Колоквиум


11.

Переводные экзамены

1.Крупная форма (или полифония)

2.Пьеса

3.Этюд

Количество произведений не ограничивается

________________

1.Два (и более) произведения


2-7 (8)кл,





___________________

1класс

Май





II. Требования по все формам промежуточной аттестации



Контрольный урок по проверке самостоятельно выученному произведению в летний период

Зачет проводится в классном порядке. Выбор произведения на лето должно соответствовать уровню природных способностей ребенка и уровню его развития на данном этапе. Преподаватель должен быть уверен в том, что ребенок справится с поставленной задачей. Тем самым, в начале учебного года создается ситуация успеха.

Зачет: два этюда или этюд и виртуозная пьеса

С целью эффективного развития исполнительской техники учащихся, при выборе этюдов и виртуозной пьесы к зачету, необходимо учитывать разные виды фортепианной техники и последовательность ее освоения.

Примерные программы

2класс

Вариант1

Гречанинов А. соч.98 Этюд №1(чередование рук)

Лекуппе Ф. соч.17 Этюд №6 (позиционные последовательности)

Вариант 2

Черни-Гермер К. ч.I Этюд №25 (подкладывание и перекладывание пальцев)

Шитте А. соч.108 Этюд №11 ((репетиции)


Вариант3

Шульгин Л. Муха-цокотуха (сочетание различных технических задач)

Гедике А. соч.32 Этюд №13 (певучий звук)


3класс

Вариант1

Лемуан А соч.37 Этюд №35 (аккорды)

Беркович И. Маленькие этюды Этюд № 34 (позиционные последовательности)


Вариант2

Черни К. (ред.Гермер) ч.I Этюд №43 (подкладывание и перекладывание пальцев)

Лекуппе Ф. соч.24 Этюд № 10 (трели)


Вариант3

Ган Н. Дождик начался (стаккато)

Гедике А. соч.47 Этюд №10 (чередование рук)


4класс

Вариант1

Кабалевский Д. соч.27 Этюд №3 (подкладывание и перекладывание пальцев)

Шитте Л. Соч.68 Этюд №7 (арпеджио)


Вариант2

Бургмюллер Ф. соч.100 Этюд №23 (стаккато и аккорды)

Лемуан А. соч.37 Этюд №42 (двойные ноты)


Вариант3

Гнесина Е. Педальный этюд (чередование и перекладывание рук)

Барток Б. Вечное движение (двойные ноты)


5класс


Вариант1

Черни К. (ред.Гермер) ч.I Этюд №13(позиционные последовательности)

Лекуппе Ф. соч.20 Этюд №17 (репетиции)


Вариант2

Гедике А. соч.8 Миниатюра (чередование и перекладывание рук)

Бертини А. соч.32 Этюд №39



Вариант3

Копылов А. соч.52 Игра в пятнашки №2 (Стаккато и аккорды)

Лядова Л. Этюд (сочетание различных технических задач)


6класс


Вариант1

Мошковский М. соч.72 Этюд №4 (октавы)

Бертини А. соч.32 Этюд №48 (позиционные последовательности)


Вариант2

Черни К. сос.299 Этюд №13 (ротационные движения)

Раухвергеп М. Этюд ля мажор

Вариант3

Майкопар С. Русалка (чередование и перекладывание рук)

Лешгорн А. соч.136 Этю№21 (сочетание различных технических задач)


7класс

Вариант1

Черни К. соч.299 Этюд №41 (октавы)

Крамер И. Этюд №10 (позиционные последовательности)


Вариант2

Бургмюллер Ф. соч109 Этюд №6 (двойные ноты)

Лист Ф. оп.1 Юношеский этюд №12 (арпеджио)

Вариант3

Пахульский Г. соч.12 Фантастическая сказка №1(аккорды)

Аренский А. соч.19 Этюд №1 (сочетание различных технических задач)


Конкурс на лучшее исполнение этюда


В конкурсе предоставляется возможность участия всех желающим с 1 по 9 класс. Конкурсный этюд выбирается из этюдов, представленных на зачете.

На конкурсе должна быть дана всесторонняя оценка исполнению. Критерии оценки должны трактоваться однозначно, так как в объективной оценке выступления каждого учащегося всегда присутствует доля субъективизма, обусловленная исполнительским и педагогическим опытом каждого педагога.


Критерии оценки исполнения этюда на конкурсе:

  • посадка и постановка рук,

  • темп исполнения,

  • звуковая ровность и артикуляционная ясность,

  • метроритм исполнения (соблюдение единого темпа и точности ритма, но это относится только к инструктивным этюдам),

  • баланс и координация рук (согласованность рук),

  • точность исполнения текста(это относится не только к нотам, но и к паузам, штрихам, длительностям, динамике),

  • художественность исполнения (музыкальное мышление, чувство формы, кульминация, яркость и рельефность игры).

Выступление учащихся оценивается во 10-бальной шкале.

Таким образом, наивысшая оценка качества исполнения этюда может быть оценено в 10 баллов, средний уровень может оцениваться в 6 баллов, а низкий уровень исполнения - в 2 балла.

Для конкурса может быть подготовлена стандартная карточка оценки выступления.


Фамилия учащегося

Критерии оценки исполнения

Балл

1.

посадка и постановка рук


2.

темп исполнения


3.

звуковая ровность и артикуляционная ясность


4.

метроритм исполнения


5.

баланс и координация рук


6.

точность исполнения текста


7.

художественность исполнения


Средний балл




Академический концерт (1 класс - декабрь) и переводной экзамен (май)


Объект оценивания: исполнение сольной программы в соответствии с разработанными требованиями.

Предмет оценивания: уровень знаний умений и навыков.

Качество подготовки обучающегося фиксируется в зачетных ведомостях и оценивается по пятибалльной шкале:

5 («отлично»):

- выступление может быть названо концертным, талантливость ученика проявляется в увлеченности исполнением, артистизме, в своеобразии и убедительности интерпретации;

- ученик владеет исполнительской техникой, богатством и разнообразием звуковой палитры, передает стиль композитора;

- в программе представлены произведения различных стилей высокого уровня сложности.

4 («хорошо»):

- в целом, игра с ясной художественной трактовкой, но не все технически проработано;

- интонационная и ритмическая сторона исполнения может носить неубедительный характер;

- определенное количество недочетов не дает возможность оценить на «отлично».

3 («удовлетворительно»):

- однообразное исполнение, неточность штрихов и ритмического рисунка, неточная динамика;

- определенные проблемы в исполнительском аппарате не дают ученику донести до слушателя художественный замысел произведения;

- не владеет навыками педализации, недоученный текст, исполнение нестабильно;

- уровень сложности программы не соответствует требованиям по году обучения.

2 («неудовлетворительно»):

- комплекс серьёзных недостатков в исполнении программы вследствие плохой посещаемости аудиторных занятий и серьезных проблем в пианистическом аппарате;

- исполнения с частыми остановками, однообразной динамикой, с ритмическими и текстовыми неточностями;

- исполнения без личного участия в творческом процессе.


1 класс


Обучающийся должен знать:

-строение инструмента, его выразительные возможности;

-основы нотной грамоты;

-правила посадки за инструментом, положение корпуса, рук, ног;

-элементарные музыкальные термины;

-основные способы звукоизвлечения;

-правила поведения на сцене.

Уметь:

-правильно и удобно сидеть за инструментом;

-контролировать свободу аппарата;

-воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах;

-читать с листа легкий нотный текст;

-подбирать и транспонировать от разных звуков короткие попевки и знакомые мелодии;

-выразительно исполнять несложные музыкальные произведения в полном соответствии с их художественными и техническими задачами;

-осмысленно воспринимать, разбирать и выучивать нотный текст;

-слушать мелодическую линию, соотношение мелодии и аккомпанемента;


Примерные программы академического концерта в конце первого полугодия


Вариант 1

Берлин П. Пони Звездочка

Теличеева Е. Летние цветы

ГнесинаЕ. Этюд № 19


Вариант 2

Красев М.Конь

Ляховицкая С.Мячик

Гнесина М. Этюд №20

Майкопар С. Пастушок


Вариант3

Любарский Н. Курочка

Ляховицкая С. Где ты Лека?

Визная И. Этюд G dur

Майкопар С. Этюд ля минор

Примеры экзаменационных программ Вариант1 Геталова О. Мишка в цирке Лонгшамп-Друшкевичова К. Из бабушкиных воспоминаний Николаев АЭтюд Cdur Роули А. В стране гномов
Вариант2

Филипп И. Колыбельная

Берлин П. Марширующие поросята

Ф.Каттинг Куранта Беренс Г. оп.70 Этюд №12
Вариант3 Жилинский А. Веселые ребята Б. Шеломов Павлин Черни Гермер К. ч.I Этюды № 1,2

Игнатьева В. Тихая песня

2 класс


Обучающийся должен знать:

- музыкальные формы и жанры.

-основы нотной грамоты;

-приемы организации пианистического аппарата;

-основные музыкальные термины;

-строение простых музыкальных форм;

- основные аппликатурные формулы.

Уметь:

-совершенствовать виды исполнения: нон легато, легато, стаккато;

-владеть пальцевой техникой на примере исполнения гамм и этюдов;

-слушать мелодическую линию, работать над её выразительностью, слышать соотношение мелодии и аккомпанемента;

-контролировать свободу аппарата, контролировать слухом звуковой результат пианистических движений;

-словесно охарактеризовать исполняемые произведения;

-выразительно исполнять более сложные музыкальные произведения в полном соответствии с их художественными и техническими задачами;

-слушать мелодическую линию, соотношение мелодии и аккомпанемента.

-пользоваться первоначальными навыками исполнения с педалью;

-анализировать музыкальные произведения;

-более свободно читать ноты с листа, транспонировать;

-самостоятельно выучивать несложные произведения;

-подбирать по слуху с несложным аккомпанементом;

-готовить произведение к концертному выступлению.

Примеры экзаменационных программ
Вариант 1

Руднев Н. Щебетала пташечка

Беркович И. Вариации на тему р.н.п. «Во саду ли в огороде»

Металлиди Ж. Мой конь

Лекуппе Ф. оп.17 Этюд №6



Вариант 2

Моцарт Л. Менуэт ре минор

Черни-Гермер К.ч.1 Этюд №10

Дюбюк А. Вариации на тему р.н.п.

Шостакович Д. Марш



Вариант 3

Сперонтес С. Менуэт G dur

Чичков Ю. Маленькая сонатина

Майкопар С. Пастушок

Майкопар С. Этюд ля минор


3 класс


Обучающийся должен знать:

-художественно-исполнительские возможности фортепиано;

-основные виды техники;

-основные аппликатурные принципы;

-стили и жанры музыкальных произведений различных эпох и направлений;

- музыкальные формы произведений;

-основные принципы фразировки, правила применения педализации,

-выразительные средства художественного исполнения музыкального произведения.

Уметь:

-самостоятельное и грамотно прочитать авторский текст;

-выразительно и артистично исполнять произведения повышенной сложности;

-применять навык разновесовой игры в пьесах с развитой линией аккомпанемента;

-применять основные аппликатурные принципы в исполнении;

-исполнять основные технические формулы в быстром темпе;

- переходить от состояния рабочего тонуса мышц к их расслаблению и наоборот.

-пользоваться различными видами педали;

-совершенствовать исполнительскую технику;

-анализировать исполняемое произведение;

-различать стили и жанры музыкальных произведений различных эпох и направлений;

-использовать исполнительские средства выразительности в соответствии с художественными задачами музыкального произведения;

-проявлять индивидуальность в исполнительстве, творческое начало в передаче образного строя музыкального произведения;

-применять навык слухового контроля в его взаимодействии с игровыми движениями;

-сочинять простейшие мелодии;

-читать с листа, подбирать по слуху мелодии в сопровождении аккордов, транспонировать простые попевки, сочиненять музыку на заданное стихотворение.

- освоение навыка ритмических особенностей несложных джазовых пьес.

Примеры экзаменационных программ Вариант 1

Бах И. С. Маленькая прелюдия ми минор

Черни-Гермер К. Этюды №№1- 4(2ч.)

Моцарт В.А. Сонатина №6 Cdur

Жилинский А. Марш зайчиков

Вариант 2

Бах И. С. Маленькая прелюдия фа мажор

Черни-Гермер К.Этюды №№18, 24

Чимароза Д. Сонатина d moll

Металлиди Ж. Танцущие светлячки

Вариант 3

Бах И.С. Маленькая прелюдия ля минор

Клементи М. Сонатина До мажор, 1-я часть

Черни К. оп.718 Этюд №7

Лепин А. Полька

4 класс


Обучающийся должен :

-более цельно охватывать текст при чтении с листа, транспонировать и подбирать по слуху;

-понимать стилевые особенности исполняемого произведения;

-понимать содержание и средства художественной выразительности для воплощения музыкальных образов;

-знать закономерности ладотональных соотношений;

-владеть комплексом художественно-технических задач;

-соблюдать метроритмическую организацию в произведениях крупной формы;

-ориентироваться в тональностях;

-анализировать форму музыкальных произведений;

-бегло исполнять и ясно артикулировать при игре на фортепиано, осваивается все большее количество технических формул.

-воплощать основные звуковые задачи, стоящие перед пианистом.

-владеть навыками педализацией;

-концентрировать внимание при выступлении на сцене;

-показывать собственное творческое отношение к исполняемым произведениям;

-развивать чувство артистизма, преодоление эстрадного волнения.


Примеры экзаменационных программ Вариант 1

Бах И. С. Маленькая прелюдия До мажор

Любарский Я. Вариации на тему р.н.п. «Коровушка»

Геталова О. Утро в лесу

Черни-Гермер К. IIч. Этюд №10

Вариант2

Бах И. С. Маленькая прелюдия d moll

Бетховен Л. Сонатина Gdur, 1-я часть

Черни-Гермер К. Iч. Этюд №43

Шуберт Ф. Два экосеза

Вариант3

Бах И.С. Двухголосная инвенция До мажор

Моцарт В. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»

Гурилев А. Полька-мазурка

Шитте Л. Оп.68 Этюд №2

5 класс


Обучающийся должен :

- накапливать фортепианный репертуар;

-знать авторов исполняемых произведений и их основные произведения;

-уверенное знание терминологии;

-понимать особенности содержания и стиля исполняемого произведения;

-применять исполнительские и технические приемы работы над произведениями;

-применять рациональные методы самостоятельной домашней работы над произведениями;

-знать строение музыкальной формы, закономерности динамического развития;

-осознанно контролировать пианистические движения и двигательные ощущениями;

-понимать многообразие звуковых задач, стоящих перед пианистом;

-реализовывать выразительные возможности фортепиано при исполнении;

-представлять целесообразность использования исполнительских и технических приемов работы над произведениями;

-развивать навык разновесовой игры в партии одной руки;

-передавать самостоятельность голосоведения при исполнении полифонических произведений;

-охватить в целом произведения крупной формы;

-расширять навыки самостоятельного творчества;

-углублять навыки чтения с листа, транспонирования, подбора по слуху.


Примеры экзаменационных программ Вариант 1

Бах И.С. Двухголосная инвенция Bdur

Моцарт В.А. Сонатина Adur

Дебюсси К. Маленький негритенок

Лешгорн А. соч. 66 Этюд №9


Вариант2

Бах И.С. Двухголосная инвенция a moll

Клементи М. соч.36 Сонатина №4

Кабалевский Д. соч.61 Токкатина


Вариант3

Мясковский Н. В старинном стиле (фуга)

Шуман Р. Соч.118 Соната для юношества Gdur

Бетховен соч.119 Багатель gmoll

Шитте Л. Соч.68 Этюд № 19

6 класс

Обучающийся должен:

-ориентироваться в стилях и направлениях на лучших образцах классической и современной музыки;

-применять исполнительские и технические приемы работы над произведениями;

-контролировать полифоническое звучание, владеть тембровой окраской звуковой палитры;

-воспитывать художественный вкус на лучших образцах классической и современной музыки;

-развивать технические и творческие навыки;

-стремиться реализовать исполнительский замысел;

-владеть навыками репеционно-концертной работы в подготовке к публичному выступлению;

-уметь настраиваться перед концертным выступлением;

-проявить свою индивидуальность в самостоятельном творчестве;

-передать характерные жанровые особенности при чтении с листа, транспонировать иподбирать по слуху.

Примеры экзаменационных программ Вариант 1

Бах И.С. Трехголосная фуга №4 Cdur

Моцари В. Соната №1 Cdur

Чайковский П. соч.40 Песня без слов

Мошковский М. соч.18 Этюд №3


Вариант2

Бах И.С. Трехголосная инвенция №10 Gdur

Клементи М. соч.38 Сонатина №3

Шуман Р. Соч.124 Листки из альбома Экспромт №1 dmoll

Черни К. оп.299 Этюд №5


Вариант3

Пахульский Г. Канон a moll

Бортнянский Д. Соната Cdur

Хачатурян А. Детский альбом Музыкальная картина

Лешгорн А. соч.66 Этюд №15


7 класс

Обучающийся должен:

-самостоятельно накапливать фортепианный репертуар;

-донести до слушателя концепцию музыкального произведения;

-исполнять программы большей степени сложности и объема;

-преодолеть волнение в концертном выступлении;

-проявить свою индивидуальность в самостоятельном творчестве;

-передать характерные жанровые особенности при чтении с листа в более сложных произведениях.

Примеры экзаменационных программ Вариант 1

Бах И. С. Трехголосная инвенция c moll

Черни К. Соч.299 этюд №33

Бетховен Л. Соната №1 f moll Iч.

Чайковский П. соч. 5 Романс f moll

Вариант 2

Бах И. С. ХТК 1-й том, Прелюдия и фуга D dur

Мошелес М. Соч.70 Этюд №6

Гайдн Й. Соната C dur№35 Iч.

Мендельсон Ф. соч.38 Песня без слов №15

Вариант 3

Бах-Кабалевский. Органная прелюдия и фуга C dur

Моцарт В. Соната №18 Bdur

Шопен Ф. Ноктюрн до-диез минор

Мошковский М. соч.72 Этюд №2

Академический концерт


На академический концерт должна быть представлена полифония и пьеса любого жанра, стиля и характера.

Критерии оценки исполнения полифонии:

- понимание стиля произведения и умение его передать,

- уровень музыкально-слуховых представлений и способность оперировать ими,

- физическое удобство в исполнении,

-умение одновременно вести несколько мелодических линий, сообщая каждой свойственное ей туше, динамический план, фразировку, соединяя их вместе в единый процесс.

Критерии оценки исполнения пьесы:

- уровень владения музыкальным инструментом (качество звукоизвлечения, музыкальный строй, чистота интонации, тембровое разнообразие);

-уровень владения техникой исполнения (качество постановки игрового аппарата, ритмичность, штрихи, приёмы игры, аппликатура);

-музыкальность (выразительность исполнения музыкального произведения, артикуляция, стиль, нюансировка, фразировка);

-эмоциональность исполнения (агогика, трактовка, характерные особенности исполняемого произведения);

- воплощение замысла композитора, формы и стиля произведения;

- артистичность и стабильность исполнения.


Примерные исполнительские программы

2класс

Вариант1

Беркович И. Полифонические пьесы Игра в зайчика

Волков В. Вечерняя песня


Вариант2

Гендель Г. Менуэт e moll

Любарский Н. На лошадке


Вариант3

Павлюченко В. Фугетта

Моцарт В. Аллегретто


3класс

Вариант1

Щуровский Ю. Песня

Косенко В. Соч. 15 Полька


Вариант2

Бах И.С. Нотная тетрадь А.М.Бах Полонез№19

Чайковский П.И. Немецкая песенка


Вариант3

Майкопар С. Прелюдия и фугетта cis moll

Шуман Р. Соч.68 Смелый наездник №8


4класс

Вариант1

Глинка М. Двухголосная фуга a moll

Кабалевский Д. соч.27 Шуточка


Вариант2

Моцарт В. Жига

Гречанинов А. соч.117 Облака плывут


Вариант3

Мясковский Н. соч.43 Элегическое настроение

Чайковский П.И. соч.39 Неаполитанская песенка


5класс

Вариаант1

Фрид Г. Инвенция C dur

Майкопар С. Соч.8 Токкатина


Вариант2

Гендель Г. Маленькая фуга №3 D dur

Чайковский П.И. соч.39 Баба-яга


Вариант3

Бах И.С. Двухголосная инвенция B dur

Шуман Р. Соч.68 ч.2 Отзвуки театра №25


6класс


Вариант1

Гендель Г. Каприччио F dur

Хачатурян А. Музыкальная картина


Вариант2

Бах И.С. Трехголосная инвенция c moll №2

Прокофьев П.И. соч.65 Тарантелла


Вариант3

Мясковский Н. соч.78 Фуга h moll

Шопен Ф. соч.28 Прелюдия №7

7класс

Вариант1

Лядов А. соч.34 Канон c moll №2

Григ Э.соч.38 Мелодия


Вариант2

Бах И.С. Трехголосная инвенция d moll

Чайковский П.И. соч.37 Вальс


Вариант3

Бах И.С. ХТК т.II Прелюдия и фуга G dur

Шопен Ф. Ноктюрн cis moll



Школьный конкурс на лучшее исполнение двух разнохарактерных произведений «Волшебный рояль)


Цель этого конкурса – подготовка на зональный конкурс, либо на другие, - более высокого уровня. Поэтому исполнительская программа продумывается задолго, она соответствует требованиям зонального конкурса и является частью программы переводных экзаменов.

Критерии оценки исполнения исполнительской программы на конкурсе:

  • артистизм и свобода исполнения,

  • уровень владения исполнительской техникой,

  • соответствие темпа художественному замыслу произведения,

  • передача стилевых особенностей,

  • разнообразие звуковой палитры,

  • точность исполнения текста (это относится не только к нотам, но и к паузам, штрихам, длительностям, динамике),

  • художественность исполнения (интонационная осмысленность и выразительность,чувство формы, кульминация, яркость и рельефность игры).

Выступление учащихся оценивается во 10-бальной шкале.

Таким образом, наивысшая оценка качества исполнения может быть оценено в 10 баллов, средний уровень оценивается в 6 баллов, а низкий уровень исполнения - в 2 балла.

Для конкурса может быть подготовлена стандартная карточка оценки выступления.


Фамилия учащегося

Критерии оценки исполнения

Балл

1.

артистизм и свобода исполнения


2.

уровень владения исполнительской техникой


3.

соответствие темпа художественному замыслу произведения


4.

передача стилевых особенностей произведения


5.

разнообразие звуковой палитры


6.

точность исполнения текста


7.

художественность исполнения


Средний балл





Технический зачет (чтение с листа, анализ нотного текста, транспонирование, подбор по слуху, гаммы, коллоквиум)


Технический зачет представляет собой комплекс следующих форм:

-гаммы,

-чтение с листа, анализ музыкальной формы, транспонирование,

-подбор по слуху,

-коллоквиум.

Такой подход обеспечивает целостный, системный подход в обучении.

Зачет проводится с целью комплексного развития творчески потенциала учащихся, формирования навыков практического музицирования, способствуют организации игрового аппарата, техническому развитию.

В 1, 8, 9 классах этот зачет проводится в классном порядке.

Коллоквиум во всех классах так же проводится в классном порядке.

Репертуар по чтению с листа, транспонированию, анализу музыкального произведения выбирается на 2-3 класса ниже.

Для беглого чтения необходимо:

  • оперативно ориентироваться в ладо-гармоничесткой и ритмической структуре текста;

  • воспринимать нотную запись не позвучно, а комплексами – блоками: техническими формулами, гармоническими структурами, фортепианными фактурными формулами;

  • иметь навыки аппликатурной реализации различных типов движений и видов фактуры;

  • видеть структурный «синтаксис» пьесы (фразировка, мотивное членение, повторность, вариационность);

  • видеть и выполнять авторские указания, связанные с артикуляцией, динамикой, обозначения характера и темпа;

  • уметь выполнить подробный анализ текста, обращающая внимание на все его элементы.

План анализа нотного текста:

  • тональность,

  • темп, характер

  • размер, ритм

  • термины,

  • форма,

  • фактура,

  • интонационные особенности мелодии (поступенное движение, терцовые ходы, скачки, вспомогательные звуки, опевание, хроматизмы, движение по звукам аккордов…)

  • гармонический анализ,

  • вид музыкального изложения.

Транспонирование

1-3 класс: транспорт на пол тона выше и ниже

4-9 класс: на тон выше и ниже

1класс

Чтение с листа.

Подготовительные упражнения на развитие чувства ритма и первых навыков чтения с листа:

  1. Чтение метроритмического рисунка ритмослогами, со счетом, с опорой на движение (хлопки, постукивания).

  2. Ритмические остинато под музыку в исполнении преподавателя.

  3. Чтение с листа на двух нотных станах в двух ключах, начиная с простейших примеров на несколько звуков. Постепенное расширение диапазона в мелодиях до позиции в левой и правой руке.

  4. Чтение с листа мелодии с аккомпанементом в виде квинты, отдельными звуками, крупными длительностями.

Требования для зачѐта по чтению с листа

Чтение ритмических рисунков на одном звуке, мелодий из двух звуков, мелодий в пределах одной аппликатурной позиции, мелодий с различным направлением движений звуков, одноголосных пьес с несложной мелодической линией, распределение одноголосной мелодии между руками.

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (коллоквиум)
  1. Как называется инструмент, на котором вы обучаетесь? Почему он так называется?

  2. Какие разновидности фортепиано вы знаете?

  3. Объясните, почему фортепиано является струнным ударно-клавишным инструментом?

  4. Что такое «регистр»? Какими они бывают?

  5. Назовите и покажите на фортепианной клавиатуре октавы.

  6. В каких нотных ключах записывается музыкальное произведение для фортепиано?

  7. Какие вы знаете длительности? Для чего они используются?

  8. На что указывает точка, расположенная справа от ноты?

  9. Что такое «размер»? Какие размеры вы знаете?

  10. Какие музыкальные лады вы знаете? Сравните, что у них общего и чем они различаются.

  11. Какие знаки альтерации используются в нотной записи? Что они обозначают?

  12. Что такое «мелодия»?

  13. Что такое «аккомпанемент»?

  14. Перечислите темпы, которые вы знаете. Как и где они указываются в нотах?

  15. Перечислите музыкальные термины, с которыми вы познакомились на уроках. Что они обозначают?

  16. Перечислите приемы фортепианной игры (штрихи), с которыми вы познакомились.

  17. Какими знаками композитор указывает на то, что произведение или его какая-то определенная часть должны быть повторены

  18. Какие музыкальные инструменты вы знаете?

  19. Как называют человека, который сочиняет музыку?


2 класс

Термины



f

фортэ

громко

ff

фортиссимо

очень громко

mf

мэцо фортэ

не очень громко

p

пиано

тихо

pp

пианиссимо

очень тихо

mp

мэцо пиано

очень тихо

non legato

нон легато

не связно

legato

легато

связно

staccato

стаккато

отрывисто

ritenuto

ритэнуто

замедляя

diminuendo

диминуэндо

постепенно уменьшая силу звука

crescendo

крещендо

постепенно увеличивая силу звука


Требования для зачѐта по чтению с листа

Умение сыграть одноголосную пьесу с несложной мелодической линией (расширение диапазона до октавы) в пределах 8-16 тактов с репризами на legato или staccato в тональностях до 2-х знаков. Умение определять характер произведения. Чтение мелодий на 2-х нотных станах.

Коллоквиум

  1. Назовите мажорные и минорные гаммы, которые были пройдены вами в этом году. Расскажите об особенностях аппликатуры.

  2. Что такое аккорд? Из каких интервалов он состоит? Какой ступенью отличаются тонические трезвучия в мажоре и миноре?

  3. На каких ступенях лада строятся тоническое, субдоминантовое и доминантовое трезвучия?

  4. Вспомните существующие знаки альтерации. Что означают знаки дубль диез и перечислите известные вам музыкальные термины.

  5. С какими приемами фортепианной игры вы познакомились в этом году?

  6. Что такое «фермата»?

  7. Что такое «этюд»? Назовите композиторов, чьи этюды вы изучаете на уроках фортепиано.


3класс

Термины



дольче

нежно

andante

андантэ

спокойно

andantino

андантино

быстрее, чем андантэ

allegro

аллегро

скоро

allegretto

аллегретто

оживленно

moderato

модэрато

умеренно

a tempo

а тэмпо

в прежнем темпе


При проверке терминов, использовать термины 2 класса.


Требования для зачѐта по чтению с листа

Умение сыграть более объемную пьесу (16-32 такта) с несложным ритмическим рисунком, включающим длительности как в поступенном движении, так и со скачками, в медленном темпе. Игра несложных мелодий на 2-х нотных строчках со случайными знаками в тексте или с выделенными нотами в аккомпанементе. Игра мелодий с параллельным движением голосов в октаву, сексту, терцию.

Коллоквиум
  1. Что такое «хроматическая гамма»? Расскажите основные аппликатурные правила игры хроматической гаммы.

  2. Что такое «обращение трезвучия»? Назовите их.

  3. Что такое «арпеджио»?

  4. Что такое «секвенция»?

  5. Что такое «канон»? В каких жанрах он чаще встречается?

  6. Что такое «полифония»? Расскажите об особенностях ее исполнения.

  7. Какие виды старинных танцев вы знаете?

  8. Что такое «ансамбль»? Какие виды ансамблей вы знаете?

  9. Какие композиторы писали фортепианные циклы для детей? Перечислите их. Какие произведения из этих циклов вы играли?

  10. Какие пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского вы знаете? Расскажите о понравившихся.

  11. К каким музыкальным жанрам относятся произведения, над которыми вы работали в этом году? Расскажите о жанровых особенностях.

  12. Музыку каких жанров вы слушаете дома? Творчество каких композиторов вам наиболее интересно?

  13. Какие концерты вы посетили в этом году? Расскажите о своих.


  1. класс

Термины




grazioso

грациозо

грациозно

ledgiero

леджьеро

легко

cantabile

кантабиле

певуче

vivo

виво

живо

vivace

виваче

живее, чем виво

presto

прэсто

очень быстро

adagio

адажио

медленно

largo

лярго

очень медленно



При проверке терминов, использовать термины предыдущих классов.


Требования для зачѐта по чтению с листа

Чтение несложных пьес в умеренном темпе в тональностях до 3-х знаков с интервальным аккомпанементом.

Коллоквиум

  1. Что такое «кульминация»?

  2. Какие тональности называются одноименными?

  3. Какие тональности называются параллельными?

  4. Что обозначают следующие музыкальные термины – pio mosso, meno mosso, simile, allalgando, portamento.

  5. Расскажите о педали. Для чего она используется? Каковы основные правила использования педали.

  6. Что такое «программная музыка»?

  7. Расскажите об особенностях строения вариационной формы.

  8. Что такое «кода»?

  9. Какие концерты вы посетили в этом году? Расскажите о своих впечатлениях от концертов.

  10. Проанализировать одно из исполняемых музыкальных произведений и ответить на следующие вопросы:

  • назвать композитора и его современников, его национальную принадлежность, годы жизни или век.

  • определить характер, образное содержание произведения

  • назвать жанр произведения

  • определить тональность, размер, темп, форму

  • проанализировать динамический план, указать кульминацию

  • назвать, какие средства выразительности использует композитор для создания данного образа (в т.ч. особенности ритма (пунктирный, равномерный и т.д.), типы движения мелодии (поступенное движение, широкие ходы), ключевые интонации

  • назвать знаменитых современников композитора, произведение которого исполняли

  • назвать другие произведения этого автора


5класс

Термины




piu mosso

пиу моссо

более подвижно

accelerando

аччелерандо

ускоряя

meno mosso

Мэно моссо

менее подвижно

da capo al fine

дэ капо эль финэ

повторить с начала до слова конец

agitato

аджитато

взволнованно

marcato

маркато

подчеркивая

maestoso

маэстозо

торжественно

molto

мольто

очень, весьма

grave

гравэ

тяжело

sostenuto

состэнуто

сдержанно



При проверке терминов, использовать термины предыдущих классов.

Требования для зачета по чтению с листа:

Чтение с листа пьес, пройденных в начальных классах. Чтение с листа незнакомых пьес в тональностях до 3-х знаков (2-3 класс). Чтение с листа аккомпанемента знакомых популярных мелодий. Анализ аккордов. Форма простая двухчастная, трехчастная.

Коллоквиум

  1. Назовите буквенное обозначение пройденных вами в этом году тональностей.

  2. Перечислите известные вам интервалы, которые шире октавы.

  3. Расскажите о существующих приемах фортепианной игры.

  4. Каких композиторов называют «венскими классиками». Расскажите об особенностях их творчества и стиле исполнения.

  5. Назовите русских композиторов, произведения которых вы исполняли?

  6. Расскажите об инструментах-предшественниках фортепиано.

  7. Перечислите известные вам клавирные произведения Баха И.С. Расскажите о них.

  8. Назовите известных вам современных исполнителей-пианистов. Какие из исполняемых ими произведений вы слышали?

  9. Назовите крупнейшие фортепианные конкурсы.

  10. Проанализировать одно из исполняемых музыкальных произведений и ответить на следующие вопросы:

  • назвать композитора и его современников, его национальную принадлежность, годы жизни или век.

  • определить характер, образное содержание произведения

  • назвать жанр произведения

  • определить тональность, размер, темп, форму

  • проанализировать динамический план, указать кульминацию

  • назвать, какие средства выразительности использует композитор для создания данного образа (в т.ч. особенности ритма (пунктирный, равномерный и т.д.), типы движения мелодии (поступенное движение, широкие ходы), ключевые интонации

  • назвать знаменитых современников композитора, произведение которого исполняли

  • назвать другие произведения этого автора


6класс

Термины



ritardando

ритэрдандо

замедляя

allargando

алляргандо

расширяя

calando

саляндо

затихая

assai

ассаи

весьма

giocoso

джиокозо

игриво

una corde

уна кордэ

взять левую педаль

tre corde

трэ кордэ

взять правую педаль

espressivo

эспрэссиво

выразительно

risoluto

ризолюто

решительно

brilliante

брильянтэ

блестяще

animato

анимато

воодушевленно

morendo

морэндо

замирая

pesante

пэзантэ

тяжело

scherzando

скерцандо

шутливо

tranguillo

транкуилло

спокойно

sempre

сэмпрэ

все время

con anima

кон анима

с душой

non troppo

нон троппо

не слишком

simile

симиле

также

tempo prima

тэмпо прима

в прежнем темпе



При проверке терминов, использовать термины предыдущих классов.

Требования для зачета по чтению с листа:

Чтение с листа незнакомых пьес в тональностях до 4-х знаков со сложным ритмическим рисунком, включающим в себя синкопы, залигованные ноты, триоли. Аккомпанемент с несложной аккордовой фактурой. Чтение с листа пьес пройденного репертуара за 3-5 классы. Чтение с листа аккомпанемента знакомых популярных мелодий. Гармонический анализ.

Коллоквиум

  1. Расскажите о сепаккордах. Какие они бывают? Перечислите все обращения.

  2. Перечислите музыкальные термины, с которыми вы познакомились в этом году?

  3. Выделите основные правила исполнения длинных арпеджио.

  4. Расскажите о характерных особенностях музыкальных жанров.

  5. Перечислите великих исполнителей-пианистов прошлого и настоящего.

  6. Назовите художников и поэтов второй половины XIX века.

  7. Проанализировать одно из исполняемых музыкальных произведений и ответить на вопросы предыдущего класса.


7класс

Термины




rubato

рубато

свободно

con brio

кон брио

с жаром

appassionato

аппасионато

страстно

con fuoco

кон фуоко

с огнем

veloce

вэлоче

быстро, скоро

comodo

комодо

удобно

spirituoso

спиритозо

увлеченно

deciso

дэчизо

решительно, смело

secco

сэкко

жестко. Коротко

ad libitum

ад либитум

по желанию, по усмотрению. Свободно

amoroso

аморозо

страстно, любовно

capriccioso

каприччиозо

капризно, причудливо

festivo

фестиво

празднично, радостно

furioso

фуриозо

яростно, неистово

lacrimoso

лакримозо

печаль, жалобно

severo

сэвэро

строго, серьезно

stringendo

стринжендо

ускоряя

tempo giusto

темпо джусто

строго в темпе



При проверке терминов, использовать термины предыдущих классов.

Требования для зачета по чтению с листа:

Чтение с листа незнакомых пьес в тональностях до 5-ти знаков со сложным ритмическим рисунком, аккордовой фактурой. Размер 2/4, ¾, 4/4, 6/8. Чтение с листа пройденного материала в 3-6 классах. Анализ музыкальной формы.

Коллоквиум

  1. Расскажите о жанрах фортепианной музыки и строении классических музыкальных форм.

  2. Перечислите основные приемы исполнения различных аккомпанементов, специфических фактурных формул.

  3. Выделите основные правила использования педали в сольных и ансамблевых произведениях.

  4. Сформулируйте основные правила чтения с листа сольных и ансамблевых произведений.

  5. Расскажите о фортепианных произведениях П.И. Чайковского. Какие из них вы исполняли?

  6. Вспомните отечественных композиторов рубежа XIX-XX вв., внесших знаменательный вклад в развитие фортепианной музыки. Назовите известные вам произведения этих композиторов.

  7. Назовите основоположников национальных школ.

  8. Назовите победителей международного конкурса им. П.И. Чайковского.

  9. Перечислите известных вам современных исполнителей-пианистов, скрипачей, виолончелистов, певцов.

  10. Какие симфонические оркестры вам знакомы? Назовите ведущих дирижеров современности.

  11. Расскажите об известных музыкальных театрах мира.


8класс

Требования для зачета по чтению с листа:

Чтение с листа незнакомых пьес со сложным ритмическим рисунком, аккордовой фактурой. Мелодия с украшениями: мордент, трель, форшлаг, группетто. Размер 2/4, ¾, 4/4, 6/8. Чтение с листа пройденного материала в 5-7 классах. Анализ музыкальной формы. Расшифровка мелизмов.

Коллоквиум

Проанализировать одно из исполняемых музыкальных произведений и ответить на следующие вопросы:

  • назвать композитора и его современников, его национальную принадлежность, годы жизни или век

  • охарактеризуйте эпоху

  • определить характер, образное содержание произведения

  • назвать жанр произведения, назовите жанровые признаки,

расскажите об особенностях строения формы

  • определить тональность, размер, темп, основные средства выразительности

  • в чем заключаются ритмические особенности (затакт, синкопа, пунктирный ритм)? Объясните выразительное значение ритма.

  • Какой тип мелодии использует композитор? Есть ли модуляции и отклонения? В какие тональности?

  • К какому стилю относится произведение? В чем конкретно проявляются стилевые черты?

  • В чем заключаются особенности динамического развития?

Где находится кульминация?

  • Определить тип изложения (гомофонно-гармонический, полифонический)

  • В чем заключаются гармонические особенности? Какие аккорды встречаются?


9класс


Требования для зачета по чтению с листа:

Чтение с листа незнакомых пьес со сложным ритмическим рисунком, аккордовой фактурой. Чтение с листа пройденного материала в 6-8 классах. Анализ музыкальной формы.

Коллоквиум проводится после исполнения экзаменационной программы
  1. Произведения каких композиторов ты сегодня исполнял?

  2. Какое произведение из экзаменационной программы тебе понравилось больше других? Почему?

  3. Расскажи поподробнее об этом произведении: особенности музыкального языка, какими средствами композитор передает содержание этого произведения?

  4. Играл ли ты еще произведения этого композитора? Назови их.

  5. Что такое полифония? Какие полифонические произведения ты играл, пока учился в музыкальной школе? Тебе нравятся полифонические произведения? Почему?

  6. Что такое крупная форма? Чем произведение крупной формы отличаются от пьес? Какие виды крупной формы ты знаешь? Какие произведения крупной формы ты играл?

  7. Что такое этюды? Для чего мы их играем? На какие виды техники бывают этюды? Какие этюды у тебя лучше получались? Почему?

  8. Какие старинные танцы ты знаешь из перечисленных? Расскажи о некоторых из них (характерные особенности): менуэт, полонез, сарабанда, аллеманда, жига, ригодон, гавот, экосез, куранта.

  9. Что такое симфония, увертюра, баллада, серенада, оратория, кантата, реквием, либретто, сюита, вариации, кульминация, инвенция, скерцо, имитация, токката, баркарола, партитура, фуга, речитатив, месса, ода, маэстро, диссонанс, попурри, фантазия, юмореска?

  10. Какую популярную музыку ты любишь? Назови свои любимые произведения.

  11. Каковы твои планы на будущее?

  12. Как ты его себе представляешь?


Программные требования по гаммам


Работа над техникой в 1классе классе начинается задолго до игры гамм – это цикл упражнений на non legato, где усваиваются удобные, свободные движения рук, воспитывается хорошее ощущение клавиатуры, устойчивость пальцев, гибкость запястья. Затем осваиваются упражнения на legato – последовательности из 2-х, 3-х, 4-х нот и, наконец, пятипальцевые последовательности, которые и являются основой для того, чтобы начать изучение гамм. Гаммы – следующий этап работы над техникой. Здесь закрепляются и развиваются навыки игры legato, вырабатывается плавность и ровность мелодической линии, осваиваются основные аппликатурные принципы и различные технические формулы.

Последовательность работы над гаммами:

- знакомство со звучанием мажорной гаммы;

- пение гаммы До мажор;

- подбор по слуху этой гаммы 3 пальцем non legato;

- подбор мажорных гамм от 3-5 белых клавиш отдельно каждой рукой (затем вместе) non legato;

- освоение мажорных гамм на legato отдельно каждой рукой в пределах октав;

- далее вводятся короткие арпеджио по звукам тонического трезвучия в разных октавах отдельно каждой рукой или чередуя руки.

К концу года: Мажорные гаммы: до, соль, ре, ля, ми двумя руками в две октавы в прямом и противоположном движении.

Тоническое трезвучие с обращениями аккордами и арпеджио по три звука каждой рукой отдельно.

Хроматические гаммы каждой рукой отдельно от 2-3х клавиш в одну октаву.


Группа А


2 класс. Мажорные гаммы: до, соль, ре, ля, ми двумя руками в прямом и противоположном движении в две октавы (можно 1-2 гаммы в четыре октавы).

Минорные гаммы: ля, ми, ре (нат., гарм., мелод.) двумя руками в прямом движении в две октавы.

Тонические трезвучия с обращениями аккордами и арпеджио двумя руками.

Хроматические гаммы двумя руками от нескольких клавиш в одну октаву.


3 класс. Мажорные гаммы: до, соль, ре, ля, ми, фа в прямом и противоположном движении (с симметричной аппликатурой) в 4 октавы.

Минорные гаммы: ля, ми, соль, ре, фа, до в прямом движении в 4 октавы (1 гамму – в противоположном).

Хроматические гаммы двумя руками в две октавы в пройденных тональностях.

Тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука двумя руками.

Арпеджио короткие по 4 звука отдельно каждой рукой.


4 класс. Мажорные гаммы: с симметричной аппликатурой (до, соль, ре, ля, ми), со смешанной (фа, си), от чёрных (си бемоль, ми бемоль, ля бемоль) в прямом и противоположном движении (с симметричной аппликатурой) в 4 октавы; 2-3 гаммы в терцию и дециму.

Минорные гаммы: от всех белых клавиш в прямом движении в 4 октавы.

Хроматические гаммы двумя руками в прямом движении в 4 октавы ( от Ре – в противоположном).

Аккорды по 3 (4) звука.

Арпеджио короткие по 4 звука двумя руками.

Арпеджио ломаные отдельно каждой рукой.

Арпеджио длинные по звукам тонического трезвучия в гаммах с симметричной аппликатурой отдельно каждой рукой.


5 класс. Мажорные гаммы: все в прямом и противоположном движении (кроме фа диез); в терцию и дециму в гаммах с симметричной аппликатурой.

Минорные гаммы: от всех белых клавиш и от фа диез в прямом движении ((1-2 гаммы в противоположном).

Хроматические гаммы в прямом движении в 4 октавы (от ре и соль диез – в противоположном).

Аккорды по 4 звука.

Арпеджио короткие и ломаные двумя руками.

Арпеджио длинные по звукам тонического трезвучия от белых клавиш двумя руками.

Доминантовый септаккорд и уменьшенный септаккорд короткими арпеджио отдельно каждой рукой от белых клавиш.


6 класс. Мажорные гаммы: все в прямом и противоположном движении; в терцию и дециму от белых клавиш; 2-3 гаммы в сексту.

Минорные гаммы все в прямом и противоположном движении (с симметричной аппликатурой); 2-3 гаммы в терцию и дециму.

Хроматические гаммы в прямом и противоположном движении (от нескольких клавиш).

Аккорды.

Арпеджио короткие, ломаные, длинные по звукам тонического трезвучия двумя руками.

Доминантовый септаккорд и уменьшенный септаккорд короткими арпеджио двумя руками, а длинными – отдельно каждой рукой.


7 класс. Все мажорные и минорные гаммы в прямом и противоположном движении; в терцию и дециму во всех гаммах в прямом движении; в сексту от белых клавиш.

Хроматические гаммы в прямом и противоположном движении.

Тонические трезвучия аккордами и всеми видами арпеджио во всех тональностях.

Доминантовый и уменьшенный септаккорды короткими и длинными арпеджио двумя руками.

11 длинных арпеджио от 2-3х клавиш (до, фа, соль).


8,9 класс. Учащиеся должны совершенствовать техническую подготовку, добиваясь при исполнении гамм, арпеджио и других технических формул более быстрого темпа, хорошего звукоизвлечения.

К требованиям по гаммам в объёме 7 класса добавляются: гаммы в сексту во всех тональностях; хроматические гаммы в терцию, дециму, сексту; 11 длинных арпеджио от всех белых.


Группа Б


2 класс. Мажорные гаммы: до, соль, ре, ля, ми двумя руками в прямом и противоположном движении в две октавы.

Минорные гаммы (три вида): ля, ми двумя руками в прямом движении в две октавы.

Тонические трезвучия с обращениями аккордами и арпеджио по три звука отдельно каждой рукой.

Хроматические гаммы двумя руками от нескольких клавиш в одну октаву.


3 класс. Мажорные гаммы: до, соль, ре, ля, ми в прямом и противоположном движении в 4 октавы.

Минорные гаммы: ля, ми, соль, ре в прямом движении в 4 октавы.

Хроматические гаммы двумя руками в две октавы в пройденных тональностях.

Тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука двумя руками.

Арпеджио короткие по 4 звука отдельно каждой рукой.


4 класс. Мажорные гаммы: до, соль, ре, ля, ми, фа в прямом и противоположном движении (с симметричной аппликатурой) в 4 октавы; 1-2 гаммы в терцию и дециму.

Минорные гаммы: ля, ми, соль, ре, до, фа в прямом движении в 4 октавы.

Хроматические гаммы в прямом движении двумя руками в 4 октавы.

Тонические трезвучия с обращениями аккордами по 3 (4) звука двумя руками.

Арпеджио короткие по 4 звука двумя руками.

Арпеджио ломаное отдельно каждой рукой.


5 класс. Мажорные гаммы: до, соль, ре, ля, ми, си, фа, си бемоль, ми бемоль в прямом и противоположном движении (с симметричной аппликатурой); 2-3 гаммы - в терцию и дециму.

Минорные гаммы: от всех белых клавиш в прямом движении в 4 октавы.

Хроматические гаммы: в прямом движении (от ре – в противоположном) во всех пройденных тональностях.

Аккорды, арпеджио короткие, ломаные и длинные по звукам тонического трезвучия двумя руками.

Доминантовый септаккорд короткими арпеджио отдельно каждой рукой от белых клавиш.


6 класс. Все мажорные гаммы в прямом и противоположном движении (с симметричной аппликатурой); в терцию и дециму в гаммах с симметричной аппликатурой; 1-2 гаммы в сексту.

Минорные гаммы: от всех белых клавиш и от фа диеза в прямом движении, 1-2 гаммы – в противоположном.

Хроматические гаммы: в прямом движении, от ре, соль диез – в противоположном.

Аккорды, арпеджио короткие, ломаные, длинные по звукам тонического трезвучия во всех тональностях.

Доминантовый и уменьшенный септаккорды короткими арпеджио двумя руками от белых клавиш, длинные – отдельно каждой рукой.


7,8 (9)классы. Повторять гаммы в объёме 6 класса, добиваясь более высокого технического уровня исполнения.


Группа В


2 класс. Мажорные гаммы: до, соль, ре, ля, ми двумя руками в прямом движении в две октавы.

Минорные гаммы: ля (три вида) отдельно каждой рукой в одну октаву.

Тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука каждой рукой отдельно.

Хроматические гаммы от нескольких клавиш отдельно каждой рукой в одну октаву.


3 класс. Мажорные гаммы: до, соль, ре, ля, ми двумя руками в прямом и противоположном движении в две октавы.

Минорные гаммы: ля, ми двумя руками в прямом движении в две октавы.

Хроматические гаммы: в пройденных тональностях двумя руками в одну октаву.

Тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука двумя руками, арпеджио – по три звука каждой рукой отдельно.


4 класс. Мажорные гаммы: до, соль, ре, ля, ми в прямом и противоположном движении в 4 октавы.

Минорные гаммы: ля, ми, соль, ре в прямом движении в 2-4 октавы.

Хроматические гаммы: двумя руками в две октавы.

Тонические трезвучия с обращениями аккордами и арпеджио по три звука двумя руками.


5 класс. Мажорные гаммы: до, соль, ре, ля, ми, фа в прямом и противоположном движении (с симметричной аппликатурой) в 4 октавы; 1-2 гаммы в терцию и дециму.

Минорные гаммы: ля, ми, соль, ре, фа, до в прямом движении в 4 октавы.

Хроматические гаммы: в прямом движении в 4 октавы.

Аккорды и короткие арпеджио по 4 звука отдельно каждой рукой.

Арпеджио длинное по звукам тонического трезвучия отдельно каждой рукой от 2-3х клавиш.


6 класс. Мажорные гаммы6 до, соль, ре, ля, ми, фа, си в прямом и противоположном движении (симметричной аппликатурой) в 4 октавы; в терцию и дециму в гаммах с симметричной аппликатурой.

Минорные гаммы: от белых клавиш в прямом движении в 4 октавы.

Хроматические гаммы в прямом движении.

Аккорды, арпеджио короткое по 4 звука двумя руками.

Арпеджио ломаное и длинное по звукам тонического трезвучия отдельно каждой рукой.


7,8,9 классы. Все мажорные гаммы в прямом и противоположном движении (с симметричной аппликатурой); в терцию и дециму в гаммах от белых клавиш.

Минорные гаммы: от белых клавиш в прямом движении в 4 октавы.

Хроматические гаммы в прямом движении.

Аккорды, арпеджио короткие, ломаные, длинные по звукам тонического трезвучия двумя руками.

Арпеджио длинное по звукам доминантового и уменьшенного септаккордов отдельно каждой рукой от белых клавиш.


Программные требования по подбору по слуху

1 год обучения

Подбор по слуху попевок и детских песен.


Подбор по слуху аккомпанемента:

  • Один звук на главных ступенях лада

  • Квинты на главных ступенях лада

  • Гармоническая формула на основе тонической квинты, сексты на I и сексты на VII ступенях

Примерный репертуарный список

Д.п. Ах ты, совушка – сова

Словенская н.п. Белка пела и плясала

Французская н.п. Большой олень

Д.п. Василёк

Д.п. Я гуляю во дворе

Витлин В. Серенькая кошечка

Д.п. Дин – дон

У.н.п. Два весёлых гуся

Польская песня Два кота

Р.н.п. Калинка

Р.н.п. Как у наших у ворот

Кочурбина М. Мишка с куклой.

Амер.п. Колокольчики

Красев М Елочка

У.н.п. Птичка

Филиппенко А. Весёлый музыкант, По малину в сад пойдём, Про лягушек и комара, Цыплята

2 класс

Подбор по слуху мелодий с более сложными интонационными особенностями, которые можно гармонизовать, используя полный функциональный оборот.

Подбор по слуху аккомпанемента:

  • на основе главных трезвучий лада (аккорды в основном виде),

  • игра гармонических цепочек по цифровому обозначению.


Примерный репертуарный список


Смирнова Н. Хорошее настроение

Спадавеккиа Г. Добрый жук

Грузинская .н.п. Сулико

Томпсон Э. Вальс гномов

Р.н.п. Тонкая рябин

Шаинский В. Песенка про кузнечика

Эрнесакс Г. Паровоз

Р.н.п. Ах вы, сени мои, сени

Блантер М. Катюша

Паулс Р. Колыбельная

Ромберг С. Тихо, как при восходе солнца

Рыбников А. Романс черепахи Тортиллы

Роджерс С. Голубая луна

Неаполитанская н.п. Санта – Лючия

Чичков Ю. Самая счастливая

Струве Г. Так уж получилось


3класс

Подбор по слуху:

  • мелодии в переменном ладу, более интонационно развитые,

  • мелодии с ритмическими сложностями (пунктирный ритм, внутритактовая синкопа)

Транспонирование мелодий от всех звуков с определением тональности.



Подбор по слуху аккомпанемента:

  • Трезвучия на главных ступенях лада и их обращений в разложенном виде

  • Использование кадансового оборота, доминантсептаккорда,

  • Знакомство с фактурой аккомпанемента.



Примерный репертуарный список


Шаинский В. Улыбка, Чунга-Чанга

Р.н.п. Степь да степь кругом

Хренников Т. Колыбельная Светланы

Шмитц Л. Принцесса танцует вальс

Крылатов Е. Кабы не было зимы

Савельев Б. Настоящий друг, Если добрый ты

Р.н.п. Вот мчится тройка почтовая

Гладков Г. Песенка Львенка и Черепахи

Абаза В. Утро туманное

Варламов А. На заре ты её не буди

Высоцкий В. Песня о друге

Визбор Ю. Солнышко лесное

Гурилёв А. Однозвучно гремит колокольчик

Де Милано Ф. «Город золотой»

Зацепин А. Песенка о медведях



4 год обучения

Подбор по слуху:

  • мелодий, более интонационно развитых, в тональностях до 4-х знаков,

  • ритмические усложнения: триоли, пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, размеры - три восьмых, шесть восьмых.

Подбор по слуху аккомпанемента:

  • закрепление позиционно удобных гармонических формул,

  • использование трезвучий побочных ступеней,

  • знакомство с понятиями «отклонение» и «модуляция»,

  • знакомство с буквенным обозначением звуков, а также аккордов.

Примерный репертуарный список

Шаинский В. Голубой вагон, Чему учат в школе, Песенка Чебурашки

Зубков И. Школьная пора

Колмановский Э. Белое и чёрное

Крылатов Е. Колыбельная медведицы, Лесной олень

Минков М. Дорогою добра

Миляев В. Приходит время

ПаулсР. Золотая свадьба, Листья жёлтые

Потёмкин Б. Наш сосед

5год обучения

Подбор по слуху:

  • мелодий, более интонационно развитых, в тональностях до 5 знаков,

  • мелодий с отклонениями в параллельную тональность и тональности первой степени родства.

Подбор аккомпанемента:

  • использование доминантсептаккорда и его обращений, вводные септаккорды,

  • усложнения в фактурных формулах: разложенные трезвучия и септаккорды в тесном расположении, знакомство с более широким расположением,

  • использование в аккомпанементе синкопированного рисунка.

Примерный репертуарный список

Пахмутова А. Нежность

Рэм и Рэнд Э. Только ты

Там, за туманами (Из репертуара группы «Любэ»)

Таривердиев М. Маленький принц

Фельцман О. Огромное небо

Шварц И. Ваше благородие

Рыбников А. Я тебя никогда не забуду

Гладков Г. Песня друзей, Серенада Трубадура


6 год обучения

Подбор по слуху:

  • мелодий, более интонационно развитых, в тональностях до 6 знаков,

  • ритмические усложнения: междутактовые синкопы, четверть с точкой и две шестнадцатые и др.

Подбор аккомпанемента:

  • использование побочных доминант,

  • использование двойной доминанты.



Примерный репертуарный список



Фрадкин М. Случайный вальс

Богословский Н. Спят курганы темные

Шевчук Ю. Осень (из репертуара группы «ДДТ»)

Ф.де Милано Город (из репертуара группы «Аквариум»)

Дунаевский И. Песенка о капитане

Туликов С. Не повторяется такое никогда

Ножкин М. Последний бой



7класс

В исполняемых мелодиях использовать элементы импровизации, более развёрнутую форму, разнообразную фактуру в аккомпанементе.

Подбор сопровождения к песням, содержащим отклонение в тональности первой степени родства.


Примерный репертуарный список

Макаревич А. Пока горит свеча

Листов К. В землянке

Николаев И. Мельница

Паулс.Р. Еще не вечер

Лей Ф. История любви

Леннон Дж. И Маккартни П. Вчера

Листов Н. Я помню вальса звук прелестный

Обухов А. Калитка

Зубов Н. Побудь со мной

8,9 классы

На данном этапе развития ученик закрепляет навыки, полученные в 6 и 7 классах.


Примерный репертуарный список

Вальдтейфель Э. Милая

Петров А. Шмель

Визбор Ю. Наполним музыкой сердца

Меладзе К. Она вернется, Метель

Снежина Т. Позови меня с собой

Корнелюк И. Город, которого нет

Ваенга Е. Шопен

Фадеев М. Прости за любовь

Кристовский В. Проститься

Мелодия из к/ф «Лестница в небеса»