Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Уральский колледж технологий и предпринимательства»
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ИСТОРИЯ УРАЛА
для профессий:
08.01.08 Мастер отделочных строительных работ
08.01.14 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования
08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ
Екатеринбург
2018
Пояснительная записка
Настоящий фонд оценочных средств регламентирует проведение различных видов промежуточной аттестации - контроля знаний студентов в соответствии с утвержденным учебным планом по специальности среднего профессионального образования очной формы обучения, рабочей учебной программой по предмету, графиком учебного процесса, расписанием учебных занятий.
Целью разработки настоящего фонда оценочных средств является совершенствование заданий и инструментария контроля, используемых в процедурах промежуточной аттестации обучающихся колледжа, учитывая результаты текущего контроля.
Настоящий фонд оценочных средств составлен в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования, Уставом ГАПОУ СПО СО «Уральский колледж технологий и предпринимательства», Рекомендациями по организации промежуточной аттестации обучающихся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования Свердловской области , Положением о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся в Уральском колледже технологий и предпринимательства в группах ССЗ, рабочей программой дисциплины « История».
Настоящий фонд оценочных средств содержит: вид промежуточной аттестации, объём времени на подготовку и проведение промежуточной аттестации, сроки проведения, необходимые контрольные материалы, примеры заданий; критерии оценки, протоколы, оценочные листы по предмету. Программа содержит все необходимые проверочные задания по темам, выносимым на промежуточную аттестацию и систему оценивания учебных достижений студентов по контрольным точкам.
Материалы фонда оценочных средств разрабатывает преподаватель. При разработке материалов определяется их содержание, объем, структура аттестации. Материалы фонд оценочных средств должны быть направлены на выявление соответствия уровня достижений обучающихся требованиям учебной программы, отражать объем компетенций, уровни освоения компетенций через контрольные точки, обозначенные преподавателем.
В период промежуточной аттестации учитываются результаты соответствия знаний и умений обучающихся требованиям стандарта к уровню теоретических знаний, умению применять их в процессе решения практических задач на основе конкретных форм, таких как аудиторные самостоятельные работы, эссе, результаты тестирования в рамках текущего контроля успеваемости обучающихся. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация представляют собой единый непрерывный процесс оценки знаний обучающихся.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих вопросах отечественной истории, как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
- владеть системными историческими знаниями, понимать место и роль России в мировой истории;
- владеть приёмами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;
- уметь оценивать различные исторические версии.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- место и роль исторической науки в системе научных дисциплин, значение историографии;
- методы исторического познания и их роль в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
- сведения об истории России и человечества в целом, обладать представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды.
Содержание промежуточной аттестации ориентировано на формирование перечня компетенций, таких как:
- работа с профессионально-ориентированной информацией: провести объективный анализ источников информации по изучаемым темам, сделать обоснованные и лаконичные обобщения и выводы, умение представить собственную позицию на исследуемую тему, аргументировать ответы на вопросы преподавателя;
- решение профессиональных проблем: чёткое формулирование проблемы, решение практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, обоснованность решения проблемы;
- организация профессиональных коммуникаций: формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; осуществление конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением; успешное выполнения типичных социальных ролей; сознательное взаимодействие с различными социальными институтами;
- осуществление социально-профессионального саморазвития: проведение самопрезентации своих достижений при обучении, совершенствование собственной познавательной деятельности; ориентирование в актуальных общественных событиях, определение личной гражданской позиции.
Через содержание фонда оценочных средств выпускнику Уральского колледжа технологий и предпринимательства обеспечивается возможность его готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных проблемных ситуациях на основе компетенций: готовность к осуществлению поиска и использованию информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач, способность использовать информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности.
Предметная компетенция заключается в саморазвитии и социальной самореализации (участие в олимпиадах, конкурсах, выставках, конференциях, общественных мероприятиях).
Предметом оценивания на промежуточной аттестации обучающихся в колледже являются знания, умения, компетенции.
Предметом оценки промежуточной аттестации является достигнутый результат образования на момент её проведения, полученный конкретным обучающимся колледжа в результате сравнения с планируемым результатом образования в соответствии с установленными государственными образовательными требованиями.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля работы обучающихся, оценивает результаты их учебной деятельности за учебный период.
Основными формами промежуточной аттестации студента по дисциплине «История» являются:
- дифференцированный зачет по учебной дисциплине состоящий из двух заданий по окончанию семестра;
В период промежуточной аттестации учитываются результаты соответствия знаний и умений и компетенций обучающихся требованиям стандарта к уровню теоретических знаний, умению применять их в процессе решения практических задач на основе конкретных форм, таких как аудиторные самостоятельные работы, результаты тестирования в рамках текущего контроля успеваемости обучающихся. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация представляют собой единый непрерывный процесс оценки знаний обучающихся.
Для осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся на соответствие их индивидуальных образовательных достижений поэтапным или конечным требованиям государственного образовательного стандарта (федерального государственного образовательного стандарта) создается фонд оценочных средств, включающий задания и оценочный материал ко всем контрольным точкам (формам) промежуточной аттестации, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.
Целью текущего контроля успеваемости является оценка качества освоения обучающимися содержания учебной дисциплины в течение всего периода обучения. К главной задаче текущего контроля относится повышение мотивации обучающихся к регулярной учебной работе, самостоятельной работе, углублению знаний, дифференциации итоговой оценки знаний и умений.
Текущий контроль успеваемости осуществляется систематически, преподавателем, ведущим занятия. Текущий контроль осуществляется путем проверки преподавателем письменных работ (контрольных, самостоятельных, творческих, тестовых заданий).
Формами текущего контроля могут быть доклады, сообщения на учебных занятиях, опросы, аудиторные и внеаудиторные контрольные работы, рефераты, результаты тестирования и т.д. Конкретные виды, формы и методы осуществления текущего контроля определяются в соответствии с темами.
Преподаватель, осуществляющий текущий контроль, на первом занятии доводит до сведения обучающихся требования и критерии оценки знаний по предмету. В целях предупреждения возникновения академической задолженности (либо своевременной ее ликвидации) преподаватель проводит регулярные консультации и иные необходимые мероприятия в пределах учебных часов, предусмотренных рабочим учебным планом.
Каждая форма текущего контроля оценивается в баллах («5», «4», «3», «2»). Результаты текущего контроля служат основанием для прохождения обучающимся промежуточной аттестации.
Обучающиеся, пропустившие без уважительной причины занятия, должны их выполнить до начала проведения промежуточной аттестации.
Сроки проведения промежуточной аттестации устанавливаются в соответствии с графиком организации учебного процесса, рабочим учебным планом и доводятся до сведения обучающихся в первый месяц обучения.
Текущий контроль успеваемости
Проведение текущего контроля успеваемости проводится поэтапно. Для этого определены контрольные точки по изучаемым темам программы и разработано их содержание. В соответствии с этим разработаны темы текущего контроля и определён вид контроля на весь период обучения.
Виды текущего контроля
Устный опрос – контроль, проводимый после изучения материала по одному или нескольким темам (разделам) дисциплины в виде ответов на вопросы и обсуждения ситуаций;
Письменный контроль – контроль, предполагающий работу с поставленными вопросами, решением задач, анализом ситуаций, выполнением практических заданий по отдельным темам (разделам) курса;
Комбинированный опрос – контроль, предусматривающий одновременное использование устной и письменной форм оценки знаний по одной или нескольким темам;
Тесты – совокупность заданий определенной формы (открытые, закрытые, комбинированные), позволяющие объективно и качественно оценить учебные достижения обучающихся.
Возможны и другие виды текущего контроля знаний, которые определяются педагогами по согласованию с методическими объединениями педагогических работников.
Проведение текущего контроля успеваемости проводится поэтапно. Для этого определены контрольные точки по изучаемым темам программы и разработано их содержание. Результаты текущего контроля заносятся в оценочную ведомость «Контроль текущей успеваемости».
В соответствии с этим разработаны формы текущего контроля в виде примерных тем докладов по реферативным работам, тестовых заданий, вопросов к контрольным работам текущего контроля и за весь курс обучения истории.
№ п/п задания | Тема текущего контроля | Вид контроля | |
| Глава 1. Происхождение народов Урала | |
1 | 1.1 Древнейшие жители нашего края. | Устный опрос |
2 | 1.2. Первые уральские металлурги. | Устный опрос |
| Глава 2. Вхождение народов Урала в состав России. Освоение края. | |
3 | 2.1. Урал и Русь в 9-15 вв. | Тест |
4 | 2.2. Освоение Урала и завоевание Сибири. | Доклад |
5 | 2.3. Урал в 17 столетии. | Устный опрос | |
6 | 2.4. Культура Урала 15-17 вв. | Доклад | |
| Глава 3. Урал в 18 веке. | | |
7 | 3.1. Создание крупной, горнозаводской промышленности. | Письменный контроль | |
8 | 3.2. Оренбургская экспедиция. | Устный опрос | |
9 | 3.3. Экономика Урала в 18 веке. | Устный опрос | |
10 | 3.4. Культура Урала в 18 веке. | Доклад | |
| Раздел 4. Урал в 19 веке. | | |
11 | 4.1. Урал в первой половине 19 века. | Устный опрос | |
12 | 4.2. Урал во второй половине 19 века. | Доклад | |
| Глава 5. Развитие Урала в 20 веке. | | |
13 | 5.1. Развитие Урала в начале 20 века. | Устный опрос | |
14 | 5.2. Урал в условиях НЭП. | Устный опрос | |
15 | 5.3. Урал во Второй Мировой войне. | Тест | |
16 | 5.4. Уральский край в первые послевоенные годы. | Устный опрос | |
17 | 5.5. Урал в период кризисных явлений и жизни советского общества. | Устный опрос | |
18 | 5.6. Урал в условиях перестройки и в последние десятилетия. | Доклад | |
12 | Дифференцированный зачет | Защита реферата по данному курсу | |
Глава 2.
2.1. Урал и Русь в 9-15 вв. Тест.
Вариант 1.
1. Средний каменный век иными словами получил название:
А) неолит
Б) мезолит
В) энеолит
Г) палеолит
2. Какой скульптурой представляется Шигирский идол?
А) амбивалентной
Б) монументальной
В) антропоморфной
Г) станковой
3. Одной из известнейших уральских пещер с наскальными рисунками является:
А) Ахштырская
Б) Капова
В) Кашкулакская
Г) Кунгурская
4. Главным достижением эпохи неолита стало изобретение:
А) арбалета
Б) нуклеуса
В) керамики
Г) алфавита
5. Поселение Аркаим является частью:
А) турбинской культуры
Б) иткульской культуры
В) ананьинской культуры
Г) синташтинской культуры
6. В железный век народы Урала вступили в:
А) VIII веке до н.э.
Б) VII веке до н.э.
В) VI веке до н.э.
Г) V веке до н.э.
7. Гунны попали на территорию Урала в:
А) II веке до н.э.
Б) I веке до н.э.
В) I веке н.э.
Г) II веке н.э.
8. В конце I тысячелетия крупным государством в Приуралье была(о):
А) Монгольская империя
Б) Волжская Булгария
В) Новгородская земля
Г) Владимиро-Суздальское княжество
9. Первое упоминание о походе русской дружины на Урал относится к:
А) 988 году
Б) 1032 году
Б) 1183 году
Г) 1455 году
10. «Пермскую азбуку» для коми-зырян изобрел:
А) епископ Стефан Пермский
Б) Михаил Ермолич
В) епископ Питирим
Г) епископ Иона
Вариант 2.
1. Первые люди на Урале появились:
А) 100 тысяч лет назад
Б) 200 тысяч лет назад
В) 300 тысяч лет назад
Г) 400 тысяч лет назад
2. Ритуальные обряды древнейшими жителями Урала проводились в:
А) городах
Б) святилищах
В) туесах
Г) лагерях
3. Одной из известнейших уральских пещер с наскальными рисунками является:
А) Кунгурская
Б) Батовская
В) Воронцовская
Г) Игнатьевская
4. Вера древних людей в животных – защитников рода получила название:
А) анимизм
Б) фетишизм
В) тотемизм
Г) альтруизм
5. На Урале люди научились активно использовать медь в период:
А) энеолита
Б) мезолита
В) неолита
Г) палеолита
6. Ананьинская культура прекратила свое существование в:
А) I веке до н.э.
Б) II веке до н.э.
В) III веке до н.э.
Г) IV веке до н.э.
7. Гляденовская культура сооружала:
А) костища
Б) курганы
В) пирамиды
Г) мавзолеи
8. Какой город был столицей Волжской Булгарии?
А) Чердынь
Б) Пермь
В) Булгар
Г) Сыктывкар
9. Наибольшее влияние на Приуралье в XI веке имел(а):
А) Москва
Б) Суздаль
В) Владимир
Г) Новгород Великий
10. Какой народ оказывал наибольшее сопротивление русским миссионерам?
А) Ханты
Б) Вогулы
В) Манси
Ключ:
1 вариант: 1) Б; 2) В; 3) Б; 4) В; 5) Г; 6) А; 7) Г; 8) Б; 9) Б; 10) А
2 вариант: 1) В; 2) Б; 3) Г; 4) В; 5) А; 6) В; 7) А; 8) В; 9) Г; 10) Б
Тема 2.2. Освоение Урала и завоевание Сибири. Темы докладов.
1. Владения Строгановых в Приуралье.
2. Походы Ивана IV Грозного на Казань и присоединение Башкирии.
3. Образ атамана Ермака Тимофеевича в произведениях искусства.
4. Русские остроги в Приуралье в XVI веке.
5. Чердынский кремль – первый на Урале.
6. Великопермская династия и ее значение в освоении уральских земель.
7. Христианизация Прикамья в XV-XVI вв.
8. Стефан Пермский в народных преданиях.
9. Русская колонизация Уральского края.
10. Ермак и Кучум – хроника противостояния.
11. Роль Верхотурья в развитии Урала в XVI-XVII вв.
12. Артемий Бабинов – «сибирский вож».
13. Бабиновская дорога – путь из Европы в Азию.
14. Значение Бабиновской дороги.
15. Солеваренная промышленность Строгановых в Приуралье.
16. Ермак Тимофеевич – герой легенд и преданий.
17. Первые русские города в Сибири
18. Бой у Чувашского мыса и взятие Ермаком Кашлыка.
19. Легенды о горе Полюдов Камень.
20. Образ первых русских поселенцев на Урале.
Интернет-ресурсы:
http://www.ihist.uran.ru - Институт истории и археологии Уральского отделения РАН.
http://www.history-ural.ru/ - История Урала. От древности до ХХ века.
Литература:
Оборин В.А. Заселение и освоение Урала в конце XI — начале XVII в. Иркутск, 1990.
Предания и легенды Урала. Свердловск, 1991.
Энциклопедия уральских мифологий: Мифология коми. М.; Сыктывкар, 1999.
История Урала с древнейших времен до 1861 г. М., Наука, 1989. 608 с.
История Урала. В 2 т. Пермь, 1963.
Шашков А. Т., Редин Д. А. История Урала с древнейших времен до конца XVIII века: Учебное пособие. Екатеринбург, БКИ, 1996. 127 с.
Чагин Г.Н. На древней Пермской земле. М., 1988.
Мурзин А. А. Когда предания сложились в историю... – Екатеринбург, 2010. – 64 с.
Архипова Н.П., Ястребов Е.В. Как были открыты Уральские горы. 3-е изд. Свердловск. 1990.
Чагин Г.Н. На земле-то было той, да на язьвинской. Пермь, 1997.
Чагин Г.Н. Язьвинские пермяки: История и традиции. Пермь, 1993.
Чагин Г.Н., Черных А.В. Народы Прикамья: Этнокультурное развитие в XIX-XX вв. Пермь, 2002.
Тема 2.4. Культура Урала 15-17 вв. Темы докладов.
1. Взаимодействие русской культуры и национальных культур коренных народов Урала.
2. Пермская деревянная скульптура.
3. Уральские деревянные церкви XVII века.
4. Архитектурно-этнографический комплекс «Хохловка».
5. Соликамск – уральский «Суздаль».
6. Дом воеводы в Соликамске.
7. Строгоновская школа иконописи.
8. Строгановское лицевое шитье.
9. Книги старого Урала.
10. Уральские сторожевые башни и остроги XV-XVII вв.
11. Русские крестьянские жилища XV-XVII вв. на Урале.
12. Появление старообрядцев на Урале.
13. Ирбитская слобода – опорный торговый пункт России на Урале.
14. Ирбитская ярмарка в XVII веке.
15. Истоки истории Алапаевска.
16. Семен Будаков – основатель Камышловской слободы.
17. Пермская соль в истории русской кулинарии.
18. Далматовский монастырь – центр местного старообрядчества.
19. Быт коренных народов Приуралья, Урала и Зауралья в XVII века.
20. Керка – коми-пермяцкое жилище.
Интернет-ресурсы:
https://nashural.ru - Наш Урал. Большой объем информации по уральскому краеведению.
https://uralvonline.ru - Урал в online – Уральские горы, достопримечательности и города Урала.
Литература:
Ожегова М.Н. Коми-пермяцкие предания о Кудым-Оше и Пере-богатыре. Пермь, 1971.
Пермская деревянная скульптура. Пермь, 1985.
Народная роспись по дереву / Сост. В.А. Барадулин. Пермь, 1987. Народное творчество. 1997. № 2.
Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 2000 (2-е изд.).
Хрестоматия по истории Урала/под ред. Главацкого – Екатеринбург, 1999.
Мурзина И.Я., Мурзин А.Э. Очерки истории культуры Урала. – Екатеринбург, "Форум-книга", 2008. – 412 с.
История Урала с древнейших времен до 1861 г. М., Наука, 1989. 608 с.
История Урала. В 2 т. Пермь, 1963.
Глава 3.
Тема 3.4. Культура Урала в 18 веке. Темы докладов.
1. Невьянская башня – уральская Пиза.
2. Екатеринбург – «заводская столица» Урала.
3. Уральское краеведение в XVIII веке.
4. Свято-Троицкий собор Верхотурского кремля.
5. Успенский собор Далматовского монастыря.
6. Архитектурные особенности уральских городов XVIII века.
7. Уральская иконопись XVIII века.
8. Горные школы на Урале.
9. Иван Ползунов – уральский самородок.
10. Научные экспедиции по уральским землям в XVIII веке.
11. Тагильские лаковые подносы.
12. Камнерезное искусство на Урале в XVIII веке.
13. Превращение Урала в колокольную столицу России.
14. Демидовы и появление самоварного производства на Урале.
15. Место и роль Демидовых в развитии уральской культуры XVIII века.
16. Нижнетагильский музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала.
17. И.И. Лепихин и П.С. Паллас – исследователи Южного и Среднего Урала.
18. Кирша Данилов – собиратель и хранитель русского фольклора.
19. Быт уральского рабочего люда в XVIII века.
20. Церковь Иоанна Богослова в Чердыни.
Интернет-ресурсы:
https://uraloved.ru/ - Ураловед. Портал знатоков и любителей Урала.
http://urbibl.ru/ - Уральская библиотека. Лучшие статьи и книги об Урале.
Литература:
Каптиков А.Ю. Архитектура Урала (XVII – первая половина XIX в.) / Очерки истории Урала. Вып.5. Екатеринбург, 1997.
Металлургические заводы Урала: энциклопедия. Екатеринбург, 2001.
Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 1-е изд.1998; 2-е изд. 2000.
Чагин Г.Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVI - первой пол. XIX века. Пермь, 1995.
Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 2000 (2-е изд.).
История Урала с древнейших времен до 1861 г. М., Наука, 1989. 608 с.
История Урала. В 2 т. Пермь, 1963.
Очерки истории Урала: Духовная культура Урала. Екатеринбург, 1997. Вып.З.
Традиционная культура Урала. Альманах. Вып. I. Екатеринбург, 2001.
Шакинко И. Невьянская башня. Свердловск: Средне-Уральское кн. издательство, 1989. - 304 с.
Глава 4.
Тема 4.2. Урал во второй половине 19 века. Темы докладов.
1. Отмена крепостного права на Урале.
2. Развитие аграрных технологий на Урале во второй половине XIX века.
3. Активная урбанизация в уральском регионе во второй половине XIX века.
4. Формирование свободного предпринимательства на Урале.
5. Появление рабочего класса в горнозаводской промышленности Урала.
6. Выдающиеся уральские предприниматели второй половины XIX века.
7. Деятельность народников на Урале.
8. Революционные движения, марксизм на Урале во второй половине XIX века.
9. Революционно-демократическая организация Перми.
10. А.П. Карпинский – выдающийся уральский горный инженер и геолог.
11. Уральское общество любителей естествознания.
12. О.Е. Клер – отец уральского краеведения.
13. Каслинский чугунный павильон.
14. Дом Севастьянов в свете развития уральской архитектуры XIX века.
15. Уральская экспедиция Д.И. Менделеева.
16. Начало творческого пути А.К. Денисова-Уральского.
17. Уральская периодическая печать второй половины XIX века.
18. Д.Н. Мамин-Сибиряк и его наследие.
19. Творческий путь Ф.М. Решетникова.
20. Вклад А.Б. Турчевича в формирование архитектурного облика уральских городов.
Интернет-ресурсы:
http://uralsky.info - Урал. Sky. Инфо. Уральский туристический региональный справочник.
http://www.uraledu.ru - Образование Урала. Свердловская область.
Литература:
История Урала с древнейших времен до 1861 г. М., Наука, 1989. 608 с.
История Урала. В 2 т. Пермь, 1963.
Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 2000 (2-е изд.).
Образ Урала в документах и литературных произведениях (от древности до конца XIX века) / сост. Е. П. Пирогова. Екатеринбург, Сократ, 2007. 384 с.
Традиционная культура русского крестьянства Урала XVIII—XIX вв. Екатеринбург, 1996.
Урал в прошлом и настоящем. Ч. 1, 2. Екатеринбург, 1998.
Архипова Н.П., Ястребов Е.В. Как были открыты Уральские горы. 3-е изд. Свердловск. 1990.
Екатеринбург: листая страницы столетий (1723–2003). Екатеринбург, 2003.
Историки Урала XVIII—XX вв. Екатеринбург, 2003.
Литература Урала. Очерки и портреты. Екатеринбург, 1998.
Глава 5.
5.3. Урал во Второй Мировой войне.
Вариант 1
1. Более всего среди депортированных на Урал было:
А) ненцев
Б) немцев
В) крымских татар
Г) узбеков
2. Указ о формировании УДТК был издан в:
А) январе
Б) феврале
В) марте
Г) апреле
3. Сколько миллиардов пожертвований, собранных в СССР в годы Великой Отечественной войны, приходилось на Урал?
А) 13
Б) 15
В) 18
Г) 20
4. В Нижнем Тагиле в годы войны танки собирались на:
А) Уралмашзаводе
Б) Уралвагонзаводе
В) Кировском заводе
Г) Уральском алюминиевом заводе
5. Политотделы МТС были созданы в:
А) 1939 году
Б) 1941 году
В) 1943 году
Г) 1944 году
6. Курганская область была образована в:
А) 1941 году
Б) 1942 году
В) 1943 году
Г) 1944 году
7. УДТК принял боевое крещение в ходе:
А) Московской битвы
Б) Курской битвы
В) Сталинградской битвы
Г) Битвы за Севастополь
8. Танки «Ис» на Урале стали выпускать с:
А) 1940 года
Б) 1943 года
В) 1944 года
Г) 1945 года
9. Первый лагерь для военнопленных немцев на Урале в годы ВОВ был создан в районе:
А) Асбеста
Б) Нижнего Тагила
В) Алапаевска
Г) Каменска-Уральского
10. За годы Великой Отечественной войны рождаемость на Урале:
А) снизилась примерно в 4 раза
Б) выросла на 4 процента
В) осталась на прежнем уровне
Г) выросла примерно в 4 раза
Вариант 2
1. Более всего среди депортированных на Урал было:
А) немцев
Б) итальянцев
В) украинцев
Г) латвийцев
2. Указ о формировании УДТК был издан в:
А) 1940 году
Б) 1941 году
В) 1942 году
Г) 1943 году
3. Сколько миллиардов пожертвований, собранных в СССР в годы Великой Отечественной войны, приходилось на Урал?
А) 18
Б) 17
В) 15
Г) 19
4. В Свердловске в годы войны танки собирались на:
А) Уралмашзаводе
Б) Уралвагонзаводе
В) Кировском заводе
Г) Уральском алюминиевом заводе
5. Политотделы МТС были созданы в:
А) 1939 году
Б) 1941 году
В) 1943 году
Г) 1944 году
6. Административно-территориальные преобразования на Урале в период ВОВ проходили в:
А) 1941-42 годах
Б) 1942-43 годах
В) 1943-44 годах
Г) 1944-45 годах
7. УДТК принял боевое крещение в ходе:
А) Московской битвы
Б) Курской битвы
В) Сталинградской битвы
Г) Битвы за Севастополь
8. Танки «Ис» на Урале стали выпускать с:
А) 1940 года
Б) 1943 года
В) 1944 года
Г) 1945 года
9. Первый лагерь для военнопленных немцев на Урале в годы ВОВ был создан в районе:
А) Асбеста
Б) Нижнего Тагила
В) Алапаевска
Г) Каменска-Уральского
10. За годы Великой Отечественной войны рождаемость на Урале:
А) снизилась примерно в 4 раза
Б) выросла на 4 процента
В) осталась на прежнем уровне
Г) выросла примерно в 4 раза
Ключ:
Вариант 1: 1) Б; 2) Б; 3) В; 4) Б; 5) Б; 6) В; 7) Б; 8) В; 9) В; 10) А
Вариант 2: 1) А; 2) Г; 3) А; 4) А; 5) Б; 6) Б; 7) Б; 8) В; 9) В; 10) А
Тема 5.6. Урал в условиях перестройки и в последние десятилетия. Темы докладов.
1.Э.Э. Россель в политической истории Свердловской области.
2. Восприятие перестройки гражданами СССР и Урала.
3. Культурная жизнь региона в период перестройки.
4. Оппозиционные КПСС силы на Урале на рубеже 1980-х – 1990-х годов.
5. Август 1991 года на Урале.
6. Феномен Б.Н. Ельцина: от опального коммуниста до президента России.
7. Уральская республика: нереализованный проект 1993 года.
8. Свердловский рок-клуб в 1980-х – 1990-х годах.
9. Визит Э. Неизвестного в Екатеринбург в 1990 году.
10. Политическая активность жителей Урала в 1990-х годах.
11. Перемены в быт уральцев в условиях рыночных реформ 1990-х годов.
12. Уральский федеральный округ: появление и развитие в XXI веке.
13. Общественная и творческая деятельность Е.В. Ройзмана.
14. Храм на Крови – символ духовного возрождения на Урале.
15. Волна реконструкции храмов в Екатеринбурге в начале XXI века.
16. Свердловская киностудия в переходный период (рубеж XX – XXI веков).
17. Подъем оборонно-промышленного комплекса Урала в начале XXI века.
18. Выставка вооружений «Russia Arms Expo» в Нижнем Тагиле: значение в экономике региона.
19. Свердловская телебашня. История незавершенного возведения.
20. Образ Б.Н. Ельцина в культуре Свердловской области.
Интернет-ресурсы:
http://uralograd.ru/ - История Урала от зарождения до наших дней.
http://book.uraic.ru/ - Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В.Г. Белинского
Литература:
Урал в панораме ХХ века. Екатеринбург: СВ-96, 2000.
История Урала ХХ в. Кн. 2. Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург, 1998.
Урал. XX век. Книга для чтения по истории. Екатеринбург, 1997.
Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 2000 (2-е изд.).
Урал: век двадцатый. Люди. События. Жизнь. Очерки истории. Екатеринбург, 2000.
Историческое краеведение Урала. Учебное пособие для студентов / под ред. Г. Е. Корнилова. Екатеринбург, УрГПУ, 2015. 254 с.
Екатеринбург: исторические очерки (1723–1998). Екатеринбург, 1998.
История Урала с середины XIX в. до нашего времени. Екатеринбург, 2003.
Екатеринбург: листая страницы столетий (1723–2003). Екатеринбург, 2003.
Вопросы к дифференцированному зачету.
Периодизация и хронология истории Урала.
Основные источники по истории Урала.
Урал в эпоху камня, энеолита, бронзового и железного века.
Летописи о походах новгородцев и дружин владимиро-суздальских князей на Урал в конце XI–ХIII вв.
Начало заселения русскими Южного Урала.
Поход дружины Ермака.
Строительство Бабиновской дороги и ускорение общероссийского миграционного процесса в «восточном» направлении.
Церковь и освоение Урала.
Распространение русской культуры на Урале и ее смешение с местными национальными в XV-XVII вв.
Государственная промышленная политика и строительство заводов в первой половине XVIII в.
Роль В. Н. Татищева и В. Г. де Геннина в создании уральской горнозаводской промышленности.
Превращение Урала в ведущий горнозаводской район России.
Реформы управления XVIII в. на Урале.
Крестьянская война 1773–1775 гг. на Урале.
Горнозаводское искусство на Урале в XVIII веке.
Династия Демидовых.
Промышленная революция. Внедрение паровых двигателей, пудлингования, бессемеровского и мартеновского методов.
Уральская школа металлургов первой половины XIX века.
Камнерезные и металлообрабатывающие промыслы на Урале.
Каслинское чугунное литье.
Златоустовская живопись на металле.
Отмена крепостного права на Урале.
Проведение судебной, земской, городской, церковной реформ на Урале.
Развитие пароходства и железнодорожное строительство на Урале.
Места сбыта уральской продукции. Экспорт уральской продукции за рубеж в XIX веке.
Урал на рубеже веков: особенности модернизации.
Революционное движение на Урале 1905 г.
Техническая реконструкция уральских заводов в начале XX века.
Экономический рост на Урале в 1911–1914 гг., его масштабы и особенности.
Аграрная реформа П.А. Столыпина в уральских губерниях.
Февральские события 1917 г. на Урале.
Установление советской власти в промышленных центрах Урала в октябре 1917 - начале 1918 г.
Гражданская война на Урале.
Изменение административно-территориального деления Урала в советский период.
Восстановление экономики Урала в годы НЭПа.
Индустриализация на Урале.
Коллективизация на Урале.
Репрессии 1930-х гг. на Урале.
Вклад Урала в победу в Великой Отечественной войне.
Эвакуация промышленных предприятий на Урал в годы Великой Отечественной войны.
Создание новых отраслей и производств на Урале в годы Великой Отечественной войны.
Сельское хозяйство Урала в середине 1940-х – середине 1980-х гг.
Промышленное развитие Урала в середине 1940-х – середине 1980-х гг.
Создание и развитие ядерного производства на Урале.
Социально-экономическое развитие Урала в годы перестройки.
Социально-политическое развитие Урала в годы перестройки.
Провозглашение Уральской республики.
Радикальная экономическая реформа начала 1990-х гг. на Урале.
Социально-экономическое развитие Урала на рубеже XX–XXI вв.
Социально-политическое развитие Урала на рубеже XX–XXI вв.