Просмотр содержимого документа
«"Фонематический слух - основа правильной речи"»
МБДОУ «Иланский детский сад № 20»
Фонематический слух – основа правильной речи
Подготовила :
учитель-логопед
Криворотова В.В.
Что такое фонематический слух?
- Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
- Фонематическое восприятие — это способность воспринимать звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
- Фонематический анализ – это разложение слова на составляющие его фонемы. Функция фонематического анализа не только сложная, но и многоплановая. Выделяют следующие формы оперирования фонемами: 1. узнавание звука на фоне слова; 2. выделение первого и последнего звуков из слова; 3. определение последовательности, количества звуков, их места в слове по отношению к другим звукам.
Диагностика сформированности фонематического слуха у детей.
- Узнавание неречевых звуков.
- Различение высоты, силы, тембра голоса.
- Различение слов, близких по звуковому составу.
- Дифференциация слогов.
- Дифференциация фонем.
- Навыки элементарного звукового анализа.
Узнавание неречевых звуков. Отгадай, что звучит?
Различение слов, близких по звуковому составу Покажи картинку
Назови пары предметов, похожих по звучанию.
Дифференциация слогов Повтори, как я скажу
Цель – выявить умение детей запоминать на слух и повторять слоговые цепочки с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости, мягкости/твердости.
- Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками: та – то – ту…
- Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости: та – да – та …
- Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости/твердости: тя – та – тя …
Поймай звук в ладошку Цель: выявить умение различать звуки родного языка. Гласные звуки – А У О Ы И Э
Игры и упражнения на узнавание согласных звуков
- Игра «Поймай звук в ладошку»
- Игра «Хлопай, топай – не зевай»
- Игра «Подними флажок (фонарик)
- Игра «Светофор»
- Игра «Внимательное ушко»
- Игра «Найди картинку»
- Игра «Различай и повторяй»
Помоги Незнайке собрать портфель
Р
Ц
С
З
Навыки элементарного звукового анализа и синтеза
- Выделение гласного звука из начала слова (Аня, утка).
- Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;
- Определение гласного звука в середине (дом, мак, танк).
- Выделение гласного звука из конца слова (окно, вода).
- Выделение согласного звука из начала слова (мак, дом).
- Выделение согласного звука из конца слова (мак, кот).
- Определение позиции согласного звука в словах .
- Звуковой анализ и синтез слов из трех звуков.
Игры и упражнения с гласными звуками
Назови первый звук в слове
Какой гласный звук спрятался в середине слова?
И
Ы
А
О
У
Где же место звука [И] в словах ива, кит, коньки ?
Игра «Сколько звуков?»
А У
Собери урожай
Какой последний звук в словах съел Дракоша?
Магазин Оплатите первым звуком в названии покупки
Новоселье в зоопарке
определение места звука в слове (начало, середина, конец)
Р
Р
Р
Сколько звуков в слове? Составь звуковую схему слов.
Отгадай загадку (составьте слово по первым звукам слов)
Спасибо за внимание!