СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Фонематический слух - основа правильной речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

выступление-консультация для педагогов.

Просмотр содержимого документа
«"Фонематический слух - основа правильной речи"»

МБДОУ «Иланский детский сад № 20» Фонематический слух –  основа правильной  речи Подготовила : учитель-логопед Криворотова В.В.

МБДОУ «Иланский детский сад № 20»

Фонематический слух – основа правильной речи

Подготовила :

учитель-логопед

Криворотова В.В.

Что такое фонематический слух? Фонематический слух  - это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематическое восприятие   — это способность воспринимать звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Фонематический анализ   – это разложение слова на составляющие его фонемы. Функция фонематического анализа не только сложная, но и многоплановая. Выделяют следующие формы оперирования фонемами: 1. узнавание звука на фоне слова; 2. выделение первого и последнего звуков из слова; 3. определение последовательности, количества звуков, их места в слове по отношению к другим звукам. 

Что такое фонематический слух?

  • Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
  • Фонематическое восприятие   — это способность воспринимать звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
  • Фонематический анализ   – это разложение слова на составляющие его фонемы. Функция фонематического анализа не только сложная, но и многоплановая. Выделяют следующие формы оперирования фонемами: 1. узнавание звука на фоне слова; 2. выделение первого и последнего звуков из слова; 3. определение последовательности, количества звуков, их места в слове по отношению к другим звукам. 
Диагностика  сформированности фонематического слуха у детей.   Узнавание неречевых звуков. Различение высоты, силы, тембра голоса. Различение слов, близких по звуковому составу. Дифференциация слогов. Дифференциация фонем. Навыки элементарного звукового анализа.

Диагностика сформированности фонематического слуха у детей.

  • Узнавание неречевых звуков.
  • Различение высоты, силы, тембра голоса.
  • Различение слов, близких по звуковому составу.
  • Дифференциация слогов.
  • Дифференциация фонем.
  • Навыки элементарного звукового анализа.
Узнавание неречевых звуков.  Отгадай, что звучит?

Узнавание неречевых звуков. Отгадай, что звучит?

Различение слов, близких по звуковому составу Покажи картинку

Различение слов, близких по звуковому составу Покажи картинку

Назови пары предметов, похожих по звучанию.

Назови пары предметов, похожих по звучанию.

Дифференциация слогов  Повтори, как я скажу   Цель – выявить умение детей запоминать на слух и повторять слоговые цепочки с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости, мягкости/твердости.   Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками: та – то – ту…  Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости: та – да – та …  Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости/твердости: тя – та – тя …

Дифференциация слогов Повтори, как я скажу

Цель – выявить умение детей запоминать на слух и повторять слоговые цепочки с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости, мягкости/твердости.

  • Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками: та – то – ту…

  • Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости: та – да – та …

  • Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости/твердости: тя – та – тя …
 Поймай звук в ладошку  Цель: выявить умение различать звуки родного языка.   Гласные звуки – А У О Ы И Э

Поймай звук в ладошку Цель: выявить умение различать звуки родного языка. Гласные звуки – А У О Ы И Э

Игры и упражнения на узнавание согласных звуков Игра «Поймай звук в ладошку» Игра «Хлопай, топай – не зевай» Игра «Подними флажок (фонарик) Игра «Светофор» Игра «Внимательное ушко» Игра «Найди картинку» Игра «Различай и повторяй»

Игры и упражнения на узнавание согласных звуков

  • Игра «Поймай звук в ладошку»
  • Игра «Хлопай, топай – не зевай»
  • Игра «Подними флажок (фонарик)
  • Игра «Светофор»
  • Игра «Внимательное ушко»
  • Игра «Найди картинку»
  • Игра «Различай и повторяй»
Помоги Незнайке собрать портфель Р

Помоги Незнайке собрать портфель

Р

Ц С З

Ц

С

З

Навыки элементарного звукового  анализа и синтеза Выделение гласного звука из начала слова   (Аня, утка). Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков; Определение гласного звука в середине   (дом, мак, танк). Выделение гласного звука из конца слова   (окно, вода). Выделение согласного звука из начала слова   (мак, дом). Выделение согласного звука из конца слова   (мак, кот). Определение позиции согласного звука в словах . Звуковой анализ и синтез слов из трех звуков.

Навыки элементарного звукового анализа и синтеза

  • Выделение гласного звука из начала слова   (Аня, утка).
  • Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;
  • Определение гласного звука в середине   (дом, мак, танк).
  • Выделение гласного звука из конца слова   (окно, вода).
  • Выделение согласного звука из начала слова   (мак, дом).
  • Выделение согласного звука из конца слова   (мак, кот).
  • Определение позиции согласного звука в словах .
  • Звуковой анализ и синтез слов из трех звуков.
Игры и упражнения с гласными звуками Назови первый звук в слове

Игры и упражнения с гласными звуками

Назови первый звук в слове

Какой гласный звук спрятался в середине слова? И Ы А О У

Какой гласный звук спрятался в середине слова?

И

Ы

А

О

У

Где же место звука [И] в словах ива, кит, коньки ?

Где же место звука [И] в словах ива, кит, коньки ?

Игра «Сколько звуков?» А У

Игра «Сколько звуков?»

А У

Собери урожай

Собери урожай

Какой последний звук в словах съел Дракоша?

Какой последний звук в словах съел Дракоша?

Магазин  Оплатите первым звуком в названии покупки

Магазин Оплатите первым звуком в названии покупки

Новоселье в зоопарке определение места звука в слове (начало, середина, конец) Р Р Р

Новоселье в зоопарке

определение места звука в слове (начало, середина, конец)

Р

Р

Р

Сколько звуков в слове? Составь звуковую схему слов.

Сколько звуков в слове? Составь звуковую схему слов.

Отгадай загадку (составьте слово по первым звукам слов)

Отгадай загадку (составьте слово по первым звукам слов)

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!