1. Индивидуальные задания 1) Работа у доски. Карточка с заданием: расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы предложений, начертите схему, определите вид подчинения придаточных предложений. Вокруг так светло что трудно угадать близко ли утро или все еще продолжается вечер. 2) Индивидуально на местах Карточка 1 Спишите предложения, расставьте знаки препинания. 1. Еще напор и враг бежит. (А. Пушкин.) 2. По корням упругим топор застучал и пали без жизни питомцы столетий. (Н. Некрасов.) 3. Может быть гости не хотят есть рыбу и им нужно приготовить что-нибудь овощное? 4. А там уж и люди гнездятся в горах и ползают овцы по злачным стремнинам и пастырь нисходит к веселым долинам. (А. Пушкин.) 5. Челкаш рассердился и острое жжение в груди и у горла передернуло его. (М. Горький) Работа у доски. Карточка с заданием: над подчеркнутыми буквами напишите звуки. Бассейн, академия, сонет, демагог, патент, амбре, бизнесмен, грейпфрут, партер, декаданс Индивидуально на местах (работа по карточкам, приготовленным учащимися (1 вариант), или по карточкам учителя (2 вариант). Задание: Вставьте пропущенные буквы и дайте толкование слов: Деб..тор, к..нтракт, кр..дитор, пр..дюсер, товарооб..рот, макл..р, н..минал, п..ритет (валютный), с..ртификат, т..раж.( Вторая карточка с ответами дается другому ученику) Самостоятельная работа. Слайды 1-6 (Индивидуальные задания и самостоятельная работа выполняются одновременно) Проверка 1. Слайды 7-12 (за каждое правильно выполненное задание ставим 1 балл, суммируем) 2. Задание 1 (предложение) 3. Толкование слов с консультантом |
II. Работа по теме урока Проверка Задания 3. Фронтальный опрос С каким разделом науки о языке связано это задание? Запись темы урока в тетрадь Что такое фонетика? А что такое фонема? (Кратчайшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки (звуковую сторону звучания) разных слов.) Что такое орфоэпия? (Слайд 13) На какие два раздела распадается орфоэпия? (слайд 14) Как вы думаете, что называется орфоэпическими нормами? (Слайд 16) Что, на ваш взгляд, является отличительной особенностью русского ударения? (Слайд 17) Правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм составляют (отражают) свойственные языку орфоэпические нормы Где закреплены орфоэпические нормы? Для чего они нужны? Материал для учителя Уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Неточное произнесение звуков затрудняет понимание между людьми, создает препятствия для эффективного и адекватного общения. Неверное ударение в слове, нарушение норм, правил произношения режет слух, создает помехи конструктивному взаимодействию в деловом и личном общении. Понятна значимость овладения нормами правильного произношения. Существуют общие произносительные нормы, регламентирующие произношение целого ряда звуков, охватывающие большое число слов, и существуют нормы, относящиеся только к ряду сочетаний звуков, характерные для ряда грамматических форм. Все эти нормы создают произносительную систему языка. Выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Наиболее часты ошибки в постановке ударения, вызывает затруднение произнесение заимствованных слов, которых в последнее время становится все больше. Неразборчивость произношения сродни неразборчивости в построении письменного текста, так как отражает недостаточный уровень культуры, личностную незрелость. Твердости, четкости дикции способствуют артикуляционные упражнения (например, знакомые всем скороговорки). А точность постановки ударения и произнесения отдельных звуков или их сочетаний можно уточнить по словарю. С каким разделом орфоэпии мы работали, выполняя 3 задание? (нормы произношения) Работа по презентации НОРМЫ УДАРЕНИЯ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО (Слайды 18-22) Закрепление изученного материала Потренируемся (Слайд 23-29) (за каждое правильно выполненное задание поставьте по 1 баллу, баллы суммируйте) Спишите, расставьте ударение в существительных, объясните его постановку. (Слайды 30-31) (если вы не сделали ни одной ошибки, поставьте 5 баллов, 1-2 – 4 балла, 3-4 – 3 балла, 5 и более 2 балла) Проверочная работа «Нормы ударения имен существительных» (Слайды 32-43) (за каждое правильно выполненное задание поставьте по одному баллу, баллы суммируйте) Подведем итоги. Подсчитайте баллы за работу в течение урока и разделите их на 4. Полученная оценка – это ваша оценка за урок. Что у вас не получилось? А в каких заданиях вы были более успешными? |