СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонетика. Орфография

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематизация и обобщение изученного по фонетике

Просмотр содержимого документа
«Фонетика. Орфография»

Фонетика. Орфография


Цель:

- систематизация и обобщение изученного по фонетике


Ход урока

1. Синтаксическая 5-минутка

Запись под диктовку:

Русский язык располагает большим запасом слов. Он звучен и мелодичен. Отнеситесь бережно к языку.

Выделите в них грамматические основы, дайте характеристику предложений по цели высказывания.

(Повествовательные предложения).

Что составляет грамматическую основу предложений?

(Главные члены предложения или 1 главный член).

Чем могут быть выражены главные члены предложения?

(Подлежащее – существительным или словосочетанием из прилагательного и существительного, или местоимением.

Сказуемое – глаголом, кратким прилагательным).

Что образуют эти предложения?

(Текст).

Докажите

(Предложения связаны между собой по смыслу).

Какова основная мысль этого текста?


2. Беседа по вопросам:

2.1. Какой раздел лингвистики изучает звуковой строй языка?

2.2. Для чего служат звуки в языке?

2.3. На какие 2 группы делятся согласные?

2.4. На какие группы делятся согласные по звонкости и мягкости?

2.5. Какие вы знаете шипящие согласные?

2.6. Когда вместо звонких согласных произносятся парные или глухие, а когда вместо глухих – парные или звонкие?

Итак, что же такое фонетика и что она изучает?


3. Запись под диктовку:

- Русский язык – это сказочное сокровище, это богатство, которое с каждым днем пополняется, это счастье бесконечных открытий и встреч с прекрасным.

(Ф. Видрашку)

- Одни слова рождают другие, и поток их нарастает.

3.1. Выпишите 2-3 слова с проверяемой безударной гласной в корне, объясните графически выбор гласной.

3.2. Найдите слова с чередующимися гласными в корне.

3.3. Найдите слова, в которых не совпадает количество букв и звуков.

3.4. Найдите слова, в которых все согласные звонкие.

3.5. Найдите слова, в которых все согласные глухие


4. Запись под диктовку (с объяснением):

Шествовать по улице, лестный отзыв, чувство радости, блеснуть на солнце, ровесник отца, участвовать в соревновании, удивительное происшествие.


5. Запись (под диктовку) в «Этимологический словарик» (Этимология – отдел языкознания, изучающий происхождение слов.)

Ровесник («ровный по годам»)

Сверстник («сверстный» - одинаковый по возрасту – от «верста» - мера длины, возраст)

Устно составить с этими словами предложения.


6. Запись под диктовку:

Вечный, бренчать, кости, песни, резьба, возьми, серьга, сельдь, мостик, моська.

Назовите мягкие согласные.

Почему в одних случаях их мягкость обозначается мягким знаком, в других – нет?

(В середине слов перед м,г,б,к пишется ь

Не пишется ь в сочетаниях нч, чн, нщ, рщ, щн)


7. Фонетический разбор слова.

Образец фонетического разбора слова резьба

Резьбá - [рис'ба]

Резь-ба

р - [р] – согл., непарн., зв.

е - [и] – гл.

з - [с] – согл., парн., глух.

ь -

б - [б] – согл., парн., зв.

а - [а] – гл., ударн.

2 слога, 6 букв, 5 звуков.


8. Д/з упр.

Запомнить, как пишутся слова из ученического «Этимологического словаря»