Фонетика. Орфография
Цель:
- систематизация и обобщение изученного по фонетике
Ход урока
1. Синтаксическая 5-минутка
Запись под диктовку:
Русский язык располагает большим запасом слов. Он звучен и мелодичен. Отнеситесь бережно к языку.
Выделите в них грамматические основы, дайте характеристику предложений по цели высказывания.
(Повествовательные предложения).
Что составляет грамматическую основу предложений?
(Главные члены предложения или 1 главный член).
Чем могут быть выражены главные члены предложения?
(Подлежащее – существительным или словосочетанием из прилагательного и существительного, или местоимением.
Сказуемое – глаголом, кратким прилагательным).
Что образуют эти предложения?
(Текст).
Докажите
(Предложения связаны между собой по смыслу).
Какова основная мысль этого текста?
2. Беседа по вопросам:
2.1. Какой раздел лингвистики изучает звуковой строй языка?
2.2. Для чего служат звуки в языке?
2.3. На какие 2 группы делятся согласные?
2.4. На какие группы делятся согласные по звонкости и мягкости?
2.5. Какие вы знаете шипящие согласные?
2.6. Когда вместо звонких согласных произносятся парные или глухие, а когда вместо глухих – парные или звонкие?
Итак, что же такое фонетика и что она изучает?
3. Запись под диктовку:
- Русский язык – это сказочное сокровище, это богатство, которое с каждым днем пополняется, это счастье бесконечных открытий и встреч с прекрасным.
(Ф. Видрашку)
- Одни слова рождают другие, и поток их нарастает.
3.1. Выпишите 2-3 слова с проверяемой безударной гласной в корне, объясните графически выбор гласной.
3.2. Найдите слова с чередующимися гласными в корне.
3.3. Найдите слова, в которых не совпадает количество букв и звуков.
3.4. Найдите слова, в которых все согласные звонкие.
3.5. Найдите слова, в которых все согласные глухие
4. Запись под диктовку (с объяснением):
Шествовать по улице, лестный отзыв, чувство радости, блеснуть на солнце, ровесник отца, участвовать в соревновании, удивительное происшествие.
5. Запись (под диктовку) в «Этимологический словарик» (Этимология – отдел языкознания, изучающий происхождение слов.)
Ровесник («ровный по годам»)
Сверстник («сверстный» - одинаковый по возрасту – от «верста» - мера длины, возраст)
Устно составить с этими словами предложения.
6. Запись под диктовку:
Вечный, бренчать, кости, песни, резьба, возьми, серьга, сельдь, мостик, моська.
Назовите мягкие согласные.
Почему в одних случаях их мягкость обозначается мягким знаком, в других – нет?
(В середине слов перед м,г,б,к пишется ь
Не пишется ь в сочетаниях нч, чн, нщ, рщ, щн)
7. Фонетический разбор слова.
Образец фонетического разбора слова резьба
Резьбá - [рис'ба]
Резь-ба
р - [р] – согл., непарн., зв.
е - [и] – гл.
з - [с] – согл., парн., глух.
ь -
б - [б] – согл., парн., зв.
а - [а] – гл., ударн.
2 слога, 6 букв, 5 звуков.
8. Д/з упр.
Запомнить, как пишутся слова из ученического «Этимологического словаря»