- ффн - это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
- суть этого дефекта проявляется в том, что ребенок не только неправильно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками, т.е. допускает фонологические ошибки. это затрудняет процесс овладения звуковым составом слова, и дети делают специфические ошибки при чтении и письме.
Фонематические процессы
Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы .
известно, что самым распространенным дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. к данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (например, свистящих, свистящих и шипящих; свистящих и аффрикат) при нормальном физическом слухе. более тщательное изучение звуковой стороны речи этих детей показывает несформированность у некоторых из них всей совокупности ее элементов — звукопроизношения, ритмико-слоговой структуры слова, восприятия фонем (речевых звуков). характер подобных отклонений является фактором риска по отношению к овладению навыками письма и чтения .
Основные проявления характеризующие ФФН
Основные проявления характеризующие ФФН
замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми.
например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками
« т» и «д» , («табака» вместо «собака»)
«р» заменяется на «л» («лыба» вместо «рыба»)
«ш» заменяется на «ф» («фуба» вместо «шуба»)
Основные проявления характеризующие ФФН
Система коррекционного воздействия опирается на исследования
I этап — узнавание неречевых звуков .
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.
На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.
IVэтап – дифференциация слогов . На данном этапе детей учат различать слоги.
Vэтап – дифференциация фонем.
На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.
VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.
задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух трехсложные слова. логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. далее проводится анализ гласных звуков.
В коррекционном обучении можно выделить три раздела:
II раздел работы — дифференцировочный, в котором выделяются
2 этапа.
- на первом этапе дифференциации каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от четкости произношения которых, прежде всего, зависит внятность речи и анализ звуко-слогового состава слова.
- после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков дифференциация производится не только на слух, но и в произношении, — это второй этап дифференциации.
III раздел работы — формирование звукового анализа и синтеза состоит в следующем:
1 . формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твердый и мягкий звуки.
2. формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.
3. на основании уточненных произносительных навыков артикуляции гласных звуков [у], [а], [и] отрабатывается наиболее легкая форма анализа — выделение первого гласного звука из начала слова.
4. формирование умения делить слова на слоги, используя зрительную опору-схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой — слог; формирование умения делать слоговой анализ слова.
5. анализ и синтез обратного слога типа [ап].
6. уточнение артикуляции согласных звуков. выделение последнего согласного в слове типа суп.
7. выделение начальных согласных в словах типа сок.
8. Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа сом.
9. Анализ и синтез прямого слога типа [са].
10. Полный звукослоговой анализ и синтез односложных слов из 3 звуков типа сом и двухсложных типа зубы с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.
11. Полный звукослоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двухсложных с закрытым слогом типа кошка, трехсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием.
12. Преобразование слов путем замены отдельных звуков: сок -сук.
13. Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.
14. Полный слого - звукобуквенный анализ слов.
Обучение и воспитание детей с ФФНР в детском саду
ведётся по программам:
Список литературы