СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонетика и орфография. Лексика. Морфемика и словообразование. Морфология. (итоговое повторение)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок направлен на итоговое повторение и систематизацию знаний по изученным разделам русского языка. Урок проходил в форме научно-практической конференции Разделов РЯ. Использованные приёмы и методы способствовали полной реализации поставленных задач. Урок был проведен в рамках районного тсеминара и получил положительные отзывы колллег.  

Просмотр содержимого документа
«Фонетика и орфография. Лексика. Морфемика и словообразование. Морфология. (итоговое повторение)»

Урок русского языка в 10 классе

Учитель: Кладько Татьяна Ивановна

Тема урока: Фонетика и орфография. Лексика. Морфемика и словообразование.

Морфология.


Цели:

Образовательные: систематизировать знания учащихся о разделах русского языка, об их специфике; совершенствовать знания, умения и навыки работы со словами с погружением в разные разделы языка,

Развивающие: способствовать совершенствованию навыка давать развёрнутый, аргументированный ответ на поставленный вопрос, умения выполнять задания на развитие критического мышления, развивать логическое мышление, коммуникативные навыки, творческий потенциал учащихся, активизировать интерес к изучаемому предмету, к данной теме.

Воспитывающие: воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, формировать культуру общения.

Ключевая идея урока: создание на уроке колаборативной среды через использование нестандартных подходов к обучению, способствующих развитию самостоятельности, уверенности в своих силах, раскрытию творческих способностей учащихся; создание атмосферы успешности.

Тип урока: урок повторения и закрепления изученного.

Форма урока: урок – практикум, конференция.

Оборудование: головные уборы в наименованием частей речи, ПК, ромашка, тексты заданий, оценочные листы, буквы, лист регистрации участников.


Ход урока.

Организационный момент. (1 минута)

Приветствие участников и гостей практической конференции.


Психологический настрой. (1 минута)

Итак, я полагаю - все готовы

К познаньям новым приступить!

Я пожелаю вам успехов на уроке,

Хорошие оценки получить!


Стадия вызова.

Саморегуляция. (1 минута)

Ученики определяют свою роль на предстоящем уроке, надевают головной убор с наименованием одного из разделов русского языка, который им и предстоит представлять. Отмечаются в листе регистрации.

Ознакомление с листами ответов: после каждого этапа урока учащиеся будут проводить самооценку.

Минипрезентация.

Учащимся нужно представить свой раздел языка (определение, стихотворение, схема, кластер). Подготовка – 2 минуты.

Выступления учащихся – (6 минут).

Затеяли разделы спор

Кто ж важнее? Какой вздор!

Предстоит сегодня нам

Всё расставить по местам!

Разобраться, рассудить:

Как такое может быть?

Что всему первооснова?

А в начале было СЛОВО.


Стадия осмысления.

Стратегия «Снежный ком».

Лексика.

- Ни для кого не секрет, что каждое слово пришло в этот мир неслучайно. Они бывают порой такие разные, а иногда очень похожие, и именно «Лексика» научит вас правильно употреблять слова в своей речи так, чтобы вас все понимали.

Учащиеся выбирают букву, получают карточки для работы.

Первый учащийся записывает слова (любой части речи, главное – в начальной форме). Карточку передают соседу.

- Кто соберёт больше слов на «свою» букву за одну минуту?

Зачитывают слова (коллективная проверка), определяем, кто записал больше слов, поздравляем аплодисментами.

Второй учащийся указывает, все ли слова имеют только прямое значение, или какие-то из них можно использовать в переносном смысле.

Третий определяет, сколько значений имеет каждое слово.

Четвёртый подбирает синонимы к полученным словам (там, где это возможно).

Пятый определяет, есть ли среди данных слов омонимы.

Шестой определяет, возможно ли к этим словам подобрать антонимы.

«Снежный ком» возвращается к первому игроку.


свойство

слово

Прямое,

переносное

Однозначное

многозначное

синонимы

омонимы

антонимы



















Вывод делает Лексика.

- Я думаю, никто из вас на станет спорить со мной о том, что «Лексика», это очень важный раздел науки о языке; только зная лексическое значение слова, умея правильно применять его в конкретной речевой ситуации ты всегда сможешь точно, ясно выражать свои мысли и не попадёшь в нелепую ситуацию.


Просмотр видеоролика «Сон учителя» (из программы «Городок»)

Учитель:

- Конечно, когда люди говорят «на разных языках», вкладывая в одни и те же слова разный смысл, то они и не смогут понять друг друга.

«Фонетика и графика».

С первых дней жизни человек учится правильно произносить звуки, потом слоги, потом слова. Но чтобы ваша была ясной и понятной, то о звуках и буквах нужно знать всё!

Приём «Ромашка».

На лепестках ромашки – задания, для решения которых необходимо вспомнить конкретные фонетические процессы и случаи орфографии: оглушение, озвончение, непроизносимые согласные, буквы, не обозначающие звуков, слияние звуков, несоответствие звуков и букв.

Учащиеся выходят к доске, выбирают один из лепестков, выполняют задание. Затем на обратной стороне записывают название «своего» фонетического процесса.

Взаимопроверка.

Затем выходят к доске, прикрепляют лепесток к доске стороной, где указана проблема его задания.

«Фонетика и графика» делает вывод о значимости изучения своего раздела.


«Орфография»

Господа, неужели вы будете спорить, что знать правописание слов это так важно!

Как часто в жизни бывают такие ситуации, когда в тексте полная неразбериха, потому что допущена масса ошибок.

«Найди ошибку».

Всем раздаются тексты, в которых допущены ошибки, их необходимо исправить, аргументируя свои действия. Затем учащиеся «по цепочке» читают предложения указывая необходимые орфограммы.

Вывод от имени «Орфографии».


«Морфология»

Моё задание такое: в исправленном тексте необходимо над словами указать их принадлежность к той или иной части речи. Каждый учащийся ищет слова заданной группы: существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, причастия, деепричастия.

При проверке даётся краткая группа слов конкретной части речи, затем зачитываются выделенные слова.

- Слова какой части речи наиболее употребимы? Как вы думаете почему?

Вывод от имени «Морфологии».


«Морфемика и словообразование»

Предлагаю вам выполнить моё задание: нужно разобрать по составу по три слова и указать их вариант словообразования.

Взаимопроверка.

Вывод от имени «Морфемики».


Этап рефлексии.

Подведение итогов.

- Чему была посвящена наша конференция?

- Что же вы ответите на поставленный в начале урока вопрос: какой раздел науки о русском языке важнее других?

- Все разделы нам важны, все разделы знать должны!


Рефлексия.

Ваш отзыв о сегодняшнем уроке изобразите в виде смайлика и прикрепите его на доску.


Итоговое оценивание.

Необходимо выставить итоговую оценку за урок.


Домашнее задание.

Написать эссе о важности знания всех разделов русского языка.