СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Форма организации обучения - урок

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматривается требования к современному уроку с позиции ФГОС ООО.

Просмотр содержимого документа
«Форма организации обучения - урок»

Форма организации обучения – урок

Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения - это урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, "урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий"1. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели (чего учитель хочет добиться), установления средства (что поможет учителю в достижении цели) и, наконец, с определения способа (как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута).

Цель урока в современной школе должна ориентироваться на достижение метапредметных результатов и отличаться способностью определять конкретные образовательные задачи.

Моделируя современный урок, рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • Конкретно определить тему, цель, задачи, тип урока и его место в развороте учебной программы.

  • Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему упражнений и заданий, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).

  • Выбрать наиболее эффективные технологии, методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.

  • Определить формы контроля и самоконтроля в учебной деятельности школьников.

  • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

  • Продумать форму подведения итогов урока.

  • Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Моделируя урок, следует помнить о принципиальных отличиях современного урока от традиционного. Эти отличия представлены в таблице 1.

Отличия современного и традиционного урока

Таб.1

Требования

к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление

темы урока

Учитель сообщает учащимся тему урока

Тему урока формулируют учащиеся

Сообщение цели

и задач урока

Учитель формулирует и сообщает, чему учащимся должны научиться

Определив границы знания и незнания, учащиеся сами формулируют цель и задачи урока

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Способы достижения намеченной цели планируются учащимися

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль выполнения учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль своей учебной деятельности (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работу учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку своей деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится содержательная и эмоциональная рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует

(чаще одно задание для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей



Таким образом, урок, ориентированный на достижение метапредметных результатов (современный урок), обладает следующими характеристиками:

  1. Имеет четкую и конкретную цель, понимаемую и принимаемую учащимися.

  2. Является проблемным и развивающим (учитель организует проблемные и поисковые ситуации или задания, активизирующие деятельность учащихся).

  3. Содержит минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.

  4. Учитывает уровень и возможности учащихся, в том числе их познавательные интересы и потребности.

  5. Ориентирован на «обратную связь» на всех этапах.

  6. Является время- и здоровьесберегающим.

1