Формы работы куратора по повышению мотивационной сферы студентов группы
Мотивационная сфера студента формируется на основе некоторых элементов сферы личности: убеждения, взгляды, интересы, приоритеты, окружение, интеллектуальный уровень.
Формирование мотивационной сферы у студентов группы ТПК-01-21 Сафоновского филиала СмолАпо является одной из приоритетных задач современной системы образования. Эффективная мотивация не только способствует более успешному обучению, но и повышает вероятность того, что выпускник останется в своей профессиональной сфере. Важность формирования профессиональной мотивации обусловлена необходимостью адаптироваться к современному рынку труда, который требует от выпускников не только знаний и навыков, но и высокой внутренней мотивации к освоению и развитию своей профессии.
Основные методы, которые помогают развивать профессиональную мотивацию студентов, делая их обучение более осознанным и значимым.
- Создание микроклимата в группе.
Положительный, приветливый настрой куратора, ровный, доброжелательный тон – залог эффективного труда. Интонации куратора должно быть достаточно для того, чтобы выделить самое основное, заставить задуматься студента. Возмущение, крик и прилюдное порицание делают куратора беспомощным и несдержанным в глазах аудитории, понизив тем самым его авторитет.
- Повышение внутренней мотивации.
Современная психология отмечает тот факт, что необходимо отмечать успехи студентов, хвалить их публично, демонстрировать их достижения, что в последнее время нечасто делают кураторы. Похвала, особенно публичная, с описанием достоинств и отличительных особенностей выполненных работ прибавляет студентам уверенности в себе и своих силах, повышает их внутреннюю мотивацию и желание достигать снова и снова аналогичных результатов, со временем повышая их.
-Проектная деятельность является эффективным методом для формирования профессиональной мотивации, так как позволяет студентам активно применять теоретические знания на практике:
- Разработка собственных проектов. При выполнении проектов студенты получают возможность самостоятельно решать профессиональные задачи, что развивает их самостоятельность и уверенность в своих способностях. Например, студенты группы ТПК-01-21 разрабатывали учебные материалы по дисциплине "Материаловедение и основы технологии композитов", что повысило их интерес к будущей работе.
- Групповая проектная работа. Работа в команде способствует формированию умений сотрудничества и координации усилий. Это важно для профессиональной сферы, где успешное выполнение задач часто зависит от взаимодействия с коллегами.
- Защита проектов перед экспертами. Презентация проектов перед преподавателями и представителями профессионального сообщества позволяет студентам почувствовать ценность своей работы и понять ее практическую значимость. Защита курсовых работ
Проектная деятельность мотивирует студентов, помогая им видеть результаты своих усилий, а также прививает важные профессиональные навыки.
-Практико-ориентированные занятия способствуют формированию профессиональной мотивации, так как студенты учатся применять теоретические знания в реальных условиях:
- Производственная практика. Эти формы обучения позволяют студентам познакомиться с условиями и особенностями работы в профессии. Студенты приобретают опыт работы с реальными задачами, что повышает их уверенность в своих навыках. Главная цель куратора- смотивировать, объяснить студентам, где и как они смогут применить полученные знания. Свзь теории с практикой повышает интерес и внимание студентов.
- Лабораторные и практические занятия. В ходе таких занятий студенты получают возможность работать с профессиональным оборудованием и технологиями, что помогает им осознать значимость получаемых знаний.
- Имитационные тренинги. В условиях тренингов учащиеся решают профессиональные задачи, что позволяет моделировать рабочие ситуации и формировать у студентов профессиональные компетенции.
Таким образом, практико-ориентированные занятия помогают студентам лучше понять, что ждет их в профессии, и дают возможность развивать практические навыки, которые будут востребованы на рынке труда.
-Наставничество — это эффективный метод формирования профессиональной мотивации, основанный на взаимодействии студента с опытным специалистом:
- Личное наставничество.
Работая с наставником, студенты получают возможность перенимать опыт и профессиональные знания у опытного специалиста, который помогает им осознать перспективы выбранной профессии.
- Встречи с профессионалами предприятий ПАО"Дорогобуж", АО "Авангард" и др. Такие мероприятия помогают студентам лучше понять современные тенденции и вызовы в профессиональной сфере. Прямое общение с профессионалами дает студентам вдохновение и уверенность в правильности своего выбора.
Формирование профессиональной мотивации является важной задачей для куратора и преподавателей, так как от этого зависит успешность профессионального становления выпускников. Использование таких методов, как проектная деятельность, практико-ориентированные занятия, наставничество и кейс-метод, помогает студентам развивать уверенность в своем выборе профессии, формирует практические навыки и понимание профессиональных стандартов. Для достижения максимального эффекта рекомендуется комбинировать методы и учитывать индивидуальные потребности и интересы студентов. Правильная организация учебного процесса с акцентом на профессиональную мотивацию способствует более осознанному обучению и успешной карьере студентов.
Список литературы
1. Базрова, Е. А., Крылова, Л. В. (2017). «Методы формирования профессиональных компетенций у студентов». Москва: Издательство «Образование».
2. Лебедева, В. П., Васильев, Ю. К. (2020). «Практико-ориентированное обучение в образовательных учреждениях». Екатеринбург: Издательство Уральского университета.
3. Морозова, Т. С., Суханова, Л. М. (2018). «Наставничество в профессиональной подготовке студентов». Санкт-Петербург: Издательство «Наука».