СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ансамблевых навыков на начальном этапе обучения.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа посвящена основным периодам формирования исполнительских ансамблевых навыков учащихся ДМШ и ДШИ среднего школьного возраста. Содержит методические рекомендации и упражнения.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ансамблевых навыков на начальном этапе обучения.»

Формирование ансамблевых навыков на начальном этапе обучения.

Основные навыки ансамблевого исполнительства должны прививаться юным певцам с самого начала их обучения. Первоначальный этап работы — наиболее ответственный. Именно в это время закладываются основы многоголосного пе­ния и, что не менее важно, воспитывается любовь к этому виду исполнительства.

Базовый тезис, позволяющий видеть трудности многоголосного пения содержатся не сто­лько в пении как таковом, сколько в умении слышать. Вот по­чему с самого начала, с самых простых примеров и упражне­ний нужно, чтобы дети приучались вслушиваться в красоту звучания двух и нескольких голосов, их выразительность, в но­вое качество звучания по сравнению с одноголосием. Задача, следовательно, состоит в том, чтобы подобрать такой музыка­льный материал, который бы заинтересовал учащихся и позво­лил бы уже с первых шагов дать им возможность ощутить мно­гоголосное звучание.

Большинству этих требований отвечает исполнение канона. В каноне сохранена самостоятельность мелодической линии, его разучивание происходит так же, как разучи­вание одноголосной песни. В основе этой музыкальной полифонической формы лежит имитация. Как известно, многоголосный склад появился впервые именно в полифонической форме. Да и в русской народной музыке многоголосие представляет собой характерный вид полифонии — подголосочный. Вот почему в воспитании слуха полифонической музыке отводится особое место. Как показывает практика, простейшие виды имитационной полифонии, и в первую очередь каноны, усваиваются детьми сравнительно просто. Исполнение разными голосами одной и той же мелодии значительно облегчает восприятие образующейся многоголосной ткани.

Наиболее трудным в каноне бывает момент вступления второго голоса, ибо, зная мелодию, дети как бы мысленно продолжают ее интонировать и вступают затем крайне неуверенно. Вот почему в подготовительный период полезно предлагать детям постоянно возвращ­аться к началу канона, например, с третьего, восьмого, десятого тактов на первый. Преодолеть неуверенность при вступлении второго голоса поможет и сознательное интонирование, опирающееся на знание нотной грамоты. После прочного освоения пения канонов можно включать в репертуар двухголосные песни.

Условия перехода к двухголосному пению.

Обучение двухголосному пению детей младшего школьного возраста происходит поэтапно. Подготовка начинается с самых первых музыкальных занятий, когда руководитель шаг за шагом вводит ребят в мир музыки, открывает красоту исполняемых сочинений, объединяет их в единый звучащий ансамбль. Вместе с этим постоянно развивается слух, музыкальная память, вокальное мастерство, постепенно накапливаются теоретические знания детей, способность анализировать и разбираться в музыке.

Схематично этот длительный и сложный процесс обучения можно разделить на три этапа:

1.     накопление слушательского опыта;

2.     исполнительская подготовительная деятельность;

3.     формирование навыка пения на два голоса.

Первый этап – накопление слушательского опыта очень важен для развития навыка многоголосного пения. С первых занятий необходимо учить элементарному анализу прослушиваемых и исполняемых произведений (причем, не только вокальных, но и инструментальных): строение и направление мелодии, роль партии сопровождения, регистры и тембр инструментов, и т.д. Умение слышать музыкальную ткань будет развиваться и совершенствоваться на всем протяжении обучения детей пению. Работая над многоголосным произведением, мы постоянно будем обращать внимание поющих на ведущее значение того или иного голоса, на их самостоятельность или, наоборот, полную слитность.

В исполнительскую подготовительную деятельность включается, прежде всего, выработка интонационно устойчивого унисона при самых разнообразных условиях и, особенно при пении без сопровождения.

Непосредственное формирование навыка пения на два голоса начинается с подготовительных упражнений.

Упражнение 1. Работа начинается со слухового анализа аккорда на ступенях тонического трезвучия. Вначале аккорд воспринимается как один звук в своеобразной тембровой окраске. Но, внимательно вслушиваясь в аккорд при повторном проигрывании, дети начинают выделять из него отдельные звуки. Они различают их по высоте. Далее эти слуховые представления закрепляются в пении всех ступеней трезвучия поочередно. Через какое-то время возможно начать пропевание какой-либо прибаутки уже в одновременном звучании всех ступеней трезвучия или в положении секстаккорда. (Например: исполнение прибаутки «Андрей-воробей» или любой другой попевки на одном звуке и на разных устойчивых ступенях).

Упражнение 2. (распевание ансамбля):

- пение гаммы (учащиеся поют гамму, а педагог держит 1 ступень, и наоборот);

- альты держат остинато I ступень, а сопрано поют мелодическую линию от V к I ступени, и наоборот;

- пение гаммы каноном;

- «обнимаем» устойчивые ступени (опевание устойчивых ступеней в одновременном двухголосии).

Начальный этап освоения двухголосного пения.

В переходе к многоголосию пение на 2 голоса является самым ответ­ственным этапом. На этом этапе дети должны научиться воспринимать оба голоса одновременно и равноценно, что для музыкального мышления многих является трудной задачей. Очень часто, а поначалу - всегда, дети старательно поют свою пар­тию, почти не воспринимая мелодическую линию другого голоса. Получа­ется механическое сложение двух голосов, местами звучащее удовлетво­рительно. Здесь и кроется главная опасность. Руководитель должен чувство­вать - слышат ли дети оба голоса, или им это только кажется.

Этап двухголосия оказывается одним из тех "подводных рифов" в ра­боте с ансамблем, когда можно либо заложить фундамент будущего чистого и выразительного многоголосия, либо навсегда смириться с фальшивым пением. Если руководитель научил детей именно слышать 2 голоса, то пение 3-, 4-голосия не составит проблемы.

Опыт показывает, что двухголосие усваивается детьми легко, если они хорошо подготовлены к этому. Эту работу необ­ходимо вести с начала обучения. Как же следует готовить детей к восприятию двухголосия, что нужно для этого сделать?

Прежде всего необходимо научить детей чисто, стройно петь в один голос, добиться слитного звучания голосов. Только чистый унисон дает стройное звучание. Это фундамент, на котором строится двухголосное пение, да и не только двухголосное, но и многоголосное хоровое пение.

Научить детей петь без сопровождения, ибо такое пение
является наиболее действенным средством для развития и совершенствования слуха детей, оно воспитывает навыки точ­ного интонирования, способствует укреплению строя, разви­вает самостоятельность в пении, повышает вни­мание и выразительность исполнения.

Необходимо развить у детей музыкальную восприимчивость, то есть умение слушать и слышать, сознательно воспринимать песенный материал. Для этого нужно научить детей разбираться в характере движения мелодии песни, в строении музыкальных фраз, находить встречающиеся по­вторения, подмечать изменения в мелодическом и ритмиче­ском рисунке музыкальных фраз, находить различия в их окончаниях и т. д. Следует сказать, что хорошо развитая музыкальная вос­приимчивость у детей способствует более успешному освое­нию двухголосного пения. Большую помощь может оказать знание детьми нотной записи и пение по нотам.

Научить детей петь, чисто интонируя:

а) мажорный звукоряд (до1—до2) в восходящем и нисхо­дящем движении (с названием нот). Освоение звукоряда должно идти постепенно, по тетрахордам. Сначала изучается верхний тетрахорд, так как это более удобно для детей дан­ного возраста и настраивает их голоса на высокую позицию звучания; затем изучается нижний тетрахорд. После этого следует соединение тетрахордов. При пении звукоряда необходимо направлять внимание детей на полутоновые и тоновые переходы, как на узкие и более широкие расстояния между звуками.

б) Мажорное трезвучие. К изучению трезвучия можно по­дойти следующим образом: пропеть звукоряд из пяти нот (пентахорд). Затем в данном звукоряде выделить звуки, входящие в тре­звучие. И, наконец, поётся трезвучие (без промежуточных звуков) всем ансамблем. Пропевание мажорного звукоряда и трезвучия явится ладотональной настройкой к песне.

На первом этапе работы над двухголосием возможно только освоение мажорного звукоряда и трезвучия. Освоение минорного звукоряда и минорного трезвучия должно быть отнесено на более позднее время.

в) Диатонические интервалы в пределах квинты.

Существует различный порядок слухового и вокально-зрительного освоения интервалов. Целесообразнее начинать с изучения секунд. Поступенные ходы чаще других встречаются в песнях, они более знакомы детям и по песням, и на основе звукоряда. Следовательно, секунды легче будут усваиваться детьми, с них и нужно начинать. За секундами должны следовать большие терции, чистые квинты и кварты (малая терция легче усваивается детьми при прохождении минорного лада). Изучение, точнее сказать, практическое знакомство с ин­тервалами должно проводиться на знакомых детям песенных примерах. Для этой цели нужно выбирать такие песни, в ко­торых было бы ярко выражено нужное сочетание звуков, нуж­ная последовательность интервалов. Однако в этих песнях могут быть и другие, еще не изученные ходы. В таких случа­ях нужно следить за тем, чтобы детям легко было петь их по слуху.

Научить детей слышать и петь простые созвучия, снача­ла большую терцию и чистую квинту, затем чистую кварту. Для того чтобы дети лучше приучались слышать интерва­лы и различные созвучия, нужно реже прибегать к помощи музыкального инструмента.

После подготовительной работы, добившись более или менее стройного унисона, дав детям некоторый запас слу­ховых ощущений, навыков слышания и пения созвучий, мож­но приступить к двухголос­ному пению в его самом элементарном виде. Важно помнить, что «обязательными компонентами упражнений должны быть: повторность, определенная организация и целенаправленность на улучшение качества голосообразования. Сущность вокального упражнения определяют два последних из них. Любое вокальное упражнение превратится в бесполезное повторение, если оно не будет специально организовано в соответствии с конкретно поставленной целью»,- говорил Менабени А.Г.

Следующая группа упражнений составляется из трудных фрагментов разучиваемых произведений. Они имеют достаточно узкую задачу: подготовить учеников к усвоению нового наиболее сложного материала в песне. Этот вид упражнений представляет собой отдельные фразы из песен, заключающие в себе определённые трудности. Отрывки из песен выделяются для специальной работы и поются на слоги, на отдельные гласные, а также различными другими приёмами, используемыми в зависимости от трудностей той или иной фразы (высокая тесситура, трудный текст). Важно, чтобы у учащихся воспитывалось сознательное отношение ко всем упражнениям.

Выбор песенного материала.

На первой стадии работы нужно с большой осторожностью подойти к выбору песенного материала. Репертуар будет яв­ляться решающим фактором в деле успешного освоения двухголосия, поэтому песенный материал должен быть подобран в порядке постепенной трудности — от самого легкого к более трудному. Необходимо также не забывать его воспитательно­го значения.

С музыкальной стороны песни должны отвечать следую­щим требованиям:

  1. по форме — крайне сжатые, лаконичные (не более од­ного периода);

  2. по мелодии — яркие, выразительные, напевные;

  3. по ритму — весьма простые (чередование не более 2—3 длительностей);

  4. голосоведение – ясное, естественное и, желательно
    самостоятельное; склад диатонический;

  5. диапазон голосовых партий не должен превышать окта­вы.

При двухголосном пении особое внимание руководитель должен обратить на характер и строение второго голоса.

Из педагогической практики известно, что дети не всегда охотно поют партию второго голоса. Среди них существует мнение, что второй голос «плохой», «неинтересный», и они с большим удовольствием поют первый голос. Причина этого кроется в неудачном подборе песенного материала. Часто детям предлагают такие песни, где второй голос либо находится в зависимости от первого, лишен самостоя­тельности и идет в одном направлении с ним (параллельное движение), либо в мелодико-ритмическом отношении второй голос построен очень однообразно, статично. Убедить детей, что оба голоса равноценны и интересны, можно только умелым подбором песен. На первом этапе ра­боты нужно подбирать такие песни, где второй голос представлял бы вполне самостоятельную, законченную и в музыкальном отношении интересную мелодию. Для начала могут быть взяты и такие песни, где второй голос является ведущим.

Для быстрого развития навыков двухголосия, в учебных целях, существует так назывемый "закон двухголосного пения": второй голос должен быть всегда на первом плане! Смысл этого требования заключается в следующем. В музыке гомофонно-гармонического склада первый голос чаще всего несет главную художественную мысль-образ. Второй, третий и так далее гармонические голоса являются вспомогательными. Соответственно, и в музыкальной разработке, и в выразительности гармонические голоса ус­тупают главной мелодии. Но именно в силу особой художественной выразительности и музы­кальной развитости главный голос в первую очередь и доходит до созна­ния слушателей и самих исполнителей. И если не уделять специального внимания гармоническим голосам, не подчеркивать сознательно их значение, то нивелируется или даже совсем исключается из восприятия то особое, что несет с собой гармония: раскрытие многогранности, глубины и красоты основного мелодического образа. Сознательное выделение при пении второго голоса помогает детям лучше услышать и почувствовать красоту двухголосия.

Итак, освоение детьми элементарных навыков двухголосного пения позволяет в дальнейшем перейти к исполнению трёх- и четырёхголосных произведений. Когда двухголосные упражнения начинают получаться чисто и стабиль­но, мы делим каждую партию еще на 2 голоса.

Распределение детей по партиям

осуществляется не по вокальным данным (так как только к десяти годам в голосовом аппарате детей складываются предпосылки для формирования тембра), а учитывая музыкальные данные (уровень развития музыкального слуха, способность к чистому интонированию, сила голоса). Главное, чтобы в партиях были равномерно распределены хорошо интонирующие и слабо интонирующие дети, ребята с яркими и тихими голосами. Такое распределение помогает эффективной работе всех певцов.

Литература:
Основная

  1. Постановка голоса и вокальный ансамбль: Методические указания и рекомендации для самостоятельной работы студентов заочников специальности 051300 «Музыкальное искусство эстрады» квалификация «Артист оркестра, артист ансамбля, преподаватель» / Сост. И.В. Сахнова. – М.: МГУКИ, 2007. 26 с.

  2. Рудин, Л.Б. Основы голосоведения. – М.: Граница, 2009. – 104 с.

  3. Осеннева М. С., Самарин В. А., Уколова Л. И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом.- М., 1999.

  4. Романовский Н. В. Принципы работы над строем в хоре. Сборник статей: Хоровое искусство.- Ленинград 1987.

  5. Струве Г. А. Каноны для детского хора.- СПб., 1998.


Дополнительная

  1. Изюрова, О.С. Вокальный эстрадный ансамбль как форма развития толерантного отношения подростков-воспитанников детского дома к сверстникам: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / О.С. Изюрова. – Екатеринбург, 2009. – 194 с.

  2. Кузнецов, В.Г. История становления и развития музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России: [Монография] / В.Г. Кузнецов. - М.: Мелограф, 2005. - 180 с.

  3. Лившиц, Д.Р. Феномен импровизации в джазе: Дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Д.Р. Лившиц. - Н. Новгород, 2003. - 176 c.

  4. Морозов, В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники: [Учеб.-методол. изд. для вокалистов] / В.П. Морозов. - М., 2002. - 494, [1] с. : ил., портр. - (Искусство и наука).

  5. Риггс С. Как стать звездой: [Школа для вокалистов] /Сэт Риггс. – М.: ГИД, 1997. – 67 с.

  6. Руднева, А.И. Работа с вокальными ансамблями и творческими коллективами: [Примерная программа для специальности «Музыкальное искусство эстрады»] / А.И. Руднева. – М., 2006 – 15 с.

  7. Стулова, Г.П. Акустико-физиологические основы вокальной работы с детским хором: [Учебное пособие для студентов высших учебных заведений]. – М.: Классикс Стиль, 2005. – 152 с.; ил.

  8. Стулова, Г.П. Дидактические основы обучения пению: [Учебное пособие для студентов] / Г.П. Стулова. – М., 1988.

  9. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению: [Учебное пособие для студентов] / Г.П. Стулова. – М., 1992.

  10. Стулова, Г.П. Теория и практика работы с детским хором / Г.П. Стулова. – М., 2002.

  11. Стулова, Г.П. Хоровой класс: [Учебное пособие для студентов] / Г.П. Стулова. – М., 1988

  12. Цыпин, Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества / Г.М. Цыпин. - М.: Сов. композитор, 1988. – 384 с.