Формирование благоприятных межличностных отношений в гетерогенных группах подростков
Формирование благоприятных межличностных отношений в гетерогенных группах подростков средствами арт-терапии ВВЕДЕНИЕ Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех возрастов, представляющий собой период становления личности. Ведущим видом деятельности в этом возрасте является - общение. Многие исследователи, занимающиеся проблемами подросткового возраста считают, что огромное значение для подростков занимает именно общение со сверстниками. О значении общения со сверстниками много писал в своих работах Л.С. Выготский, он считал, что для детей подросткового возраста полноценное общение со сверстниками исключительно значимо в целях полноценного становления личности. Содержанием межличностных отношений будет общение, которое имеет большую воспитательную силу, то есть оно выступает не только как средство обмена информацией, но и оказывает влияние на развитие личности подростков: происходит восприятие окружающего мира, преломление норм и ценностей общества. Подросток стремится занять определенное место в группе сверстников. Природа межличностных отношений сложна. В этих отношениях проявляются индивидуальные качества личности: интеллект, эмоции и воля, а так же усвоенные личностью нормы и ценности общества. Межличностные отношения подростка со сверстниками могут протекать стихийно или организованно. Проблемы межличностных отношений в своих работах рассматривали А.А. Бодалев, Т.Д. Драгунова, Я.Л. Коломинский и др. В настоящее время значительно возрастает количество детей, испытывающих трудности межличностного общения в гетерогенных группах, то есть в классах, состоящих из детей разного уровня развития, разного пола, возраста, национальности, разного отношения к учебной и иным видам деятельности. На помощь этим детям приходят методы арт- терапии, которые используются с целью диагностики, коррекции и развития ребенка. В арт-терапии широко используются рисование, музыка, лепка, кино, литературное творчество, актерское мастерство. С помощью методов арт-терапии успешно разрешаются межличностные конфликты.
Подростковый возраст имеет большое значение в развитии и становлении личности человека. Д.Б. Эльконин выделяет границы подросткового возраста 11-15 лет . В данный период существенно расширяется объем деятельности ребенка, меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. Все это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка, на фоне духовного становления. Подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический. В.А. Сухомлинский писал, что это словно второе рождение «и глаза не те, и голос уже не тот, и это самое главное - восприятие окружающего мира иное, отношение к людям, требования, запросы, интересы все качественно иное» . Такое поведение и отношение к тому, что подростка окружает усиливается, а часто и обостряется рядом психофизиологических причин, обусловленных возрастными изменениями. В связи с неравномерностью роста и развития у подростков наступает дисгармония в координации движения, неуклюжесть, угловатость, которая со временем проходит. Резкие изменения параметров тела вызывают у них определенный психологический дискомфорт, который они пытаются скрыть комплексуя или наоборот ведя себя вызывающе. Так же у подростков возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В связи с этим для подростков характерны перепады сердечного и мышечного тонуса, которые вызывают быструю смену физического состояния и настроения. Эмоциональный фон в подростковом возрасте становится нервным и нестабильным. Подросток вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме. Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, которое сопровождает процесс полового созревания, зависящий от эндокринных изменений в организме. Появляются вторичные половые признаки - внешние признаки полового созревания . В подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности, формируется образ физического «Я». Подросток остро переживает все изъяны внешности - действительные и мнимые. На образ физического «Я» оказывает огромное влияние темп полового созревания. Девочки с ранним физическим развитием более уверены в себе и спокойны. Более физически развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах деятельности. Одновременно с внешними проявлениями взрослости у подростков появляется чувство взрослости - отношение к себе как к взрослому. По определению Эльконина, «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность».Проявляется чувство взрослости в желании подростка, чтобы все относились к нему как к взрослому. Не редко подростки идут на конфликты с родителями, учителями, отстаивая свою позицию. Так же чувство взрослости проявляется в самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от родителей. Это касается вопросов внешности, отношений со сверстниками, учебы. Затем у подростков формируется «Я - концепция», которая характеризуется появлением потребности в познании себя как личности, своих возможностей и особенностей, своего сходства с другими людьми и своей уникальности. Переживания, связанные с отношением к себе, своей личности у подростков отрицательные. Чаще они дают о себе негативную характеристику, выделяя лишь одно качество, которое им нравится. Они пытаются анализировать, сравнивать себя с другими и это позволяет построить гораздо сложное представление о себе. К концу подросткового возраста складывается развитое самосознание. Происходит переход от оценки, заимствованной у взрослых к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самореализации, самовоспитанию, формированию положительных качеств и преодолению отрицательных . Восприятие у подростков становится содержательным, увеличивается объем воспринимаемого. Оно становится плановым, последовательным, преднамеренным и всесторонним. Подросток может ставить цель - воспринимать те стороны предмета, которые необходимы для приобретения определенных знаний. Восприятие подростка отличаеться тонкостью, глубиной в одних случаях, а в других оно может поражать своей поверхностностью и случайностью. Это происходит потому, что процесс восприятия находится на стадии становления в подростковом возрасте . В подростковом возрасте происходят значительные сдвиги в мыслительной деятельности, учебные предметы стимулируют у него развитие абстрактного мышления. Постепенно под влиянием школьной программы развивается аналитико-синтетическая деятельность. Подростки начинают интересоваться не только конкретными фактами, но и их анализом. Учатся обосновывать, доказывать, делать широкие обобщения. Важной особенностью мыслительной деятельности подростка является большая роль конкретно-образных компонентов. Также характерно для подростка развитие самостоятельности, критичности мышления. Он стремится иметь собственное мнение, свои взгляды и суждения. Склонен к спорам и возражениям . У подростков наблюдается рост произвольной памяти, улучшается продуктивность памяти. Произвольное запоминание связано с осознанием цели - запомнить. Внимание играет огромную роль в их жизни. Иногда интересный материал настолько захватывает подростка, что он может с увлечением работать достаточно длительное время. Ведущей деятельностью подросткового возраста является интимно- личностное общение. Именно общение со сверстниками особенно важно и нужно для подростков. Отношения со сверстниками в подростковом возрасте являются более содержательными, многообразными и сложными. Подростки стремятся «найти свое место», быть принятыми и признанными. Для них важно быть членом той группы, которая соответствуют их возрастным особенностям. Если подросток состоит в такой группе, то это повышает его уверенность в себе и дает возможности самоутверждения. Так же в подростковом возрасте происходит установление различных по степени близости отношений, это к примеру товарищ, приятель, друг. Появляется потребность в поиске близкого друга. Таким образом, можно сделать вывод, что в подростковом возрасте ребенок на первый план ставит отношения со сверстниками, именно поэтому межличностные отношения оказывают большое влияние на формирование коллектива. Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения - это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально- психологического климата в коллективе. В отличие от общественных и деловых отношений межличностные отношения называют психологическими, так как они несут эмоциональную содержательность. Развитие межличностных отношений обуславливается такими особенностями обучающихся как, пол, возраст, национальность, темперамент, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми .Межличностные отношения включают в себя три компонента: когнитивный (гностический, информационный), аффективный (эмоциональный), поведенческий (практический, регулятивный).
Отечественные авторы, используя термин арт-терапия, рассматривают ее как одну из форм психотерапевтической и психологической практики, основанную на использовании человеком визуальных, пластических средств самовыражения в контексте психотерапевтических отношений. Арт-терапевт создает для клиента безопасную среду, например студия или кабинет, обеспечивает ее различными изобразительными материалами - краски, глина, карандаши, тесто и др., и находится рядом с ним в процессе его работы. Арт-терапевт побуждает клиента к взаимодействию с изобразительными материалами и продукцией, благодаря чему арт- терапевтический процесс представляет собой одну из форм диалога . Основной целью арт-терапии является развитие самовыражения и самопознания клиента через искусство, а так же в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Основные направления арт-терапии: 1.Динамически ориентированная терапия - основывается на распознавании глубинных мыслей и чувствований человека, извлеченных из бессознательного в виде образов. Каждый человек способен выражать свои внутренние конфликты в визуальных формах. К методам данного направления относят резьбу по дереву, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и ткани, плетение, шитье. 2.Гештальториентированная арт-терапия. Целями этой терапии являются: -восстановление адекватной «Я» функции; -помощь клиенту в осознании и интерпретации собственных переживаний с помощью образов-символов; -пробуждение творческих сил, спонтанности, оригинальности, способности раскрываться, душевной гибкости. Методами арт-терапии в гештальториентированном подходе является рисование; моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем; написание рассказов; пение; музыка; выразительной движение тела . Видами арт-терапии являются: 1.Рисуночная терапия - позволяет выявить проблемы или фантазии, которые по каким-либо причинам трудно обсудить вербально. Способствует развитию эстетического опыта, творческому самовыражению, совершенствованию художественных способностей в целом. Используя рисуночную терапию, темы рисунков выбираются так, чтобы предоставить клиенту возможность графически выразить свои чувства и мысли, иногда даже не осознаваемые им. -Отношение к самому себе, своей семье (Я такой, какой я есть», «Мой мир», «Я и мои дети»). -Абстрактные понятия («Страх», «Любовь»). -Отношения к группе («Что я дал группе»). На занятиях по рисуночной терапии используют различные методики: индивидуальное рисование, групповое и коллективное рисование. 2.Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Музыкотерапия бывает пассивная и активная. При пассивной музыкотерапии клиентам предлагают послушать музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья. Целью является определенное эмоциональное переживание, которое способствует отреагированию тех или иных проблем и достижению новых смыслов. При активной музыкотерапии клиенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например хлопки, постукивание ногой. Данным видом музыкотерапии хорошо отрабатываются коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, формируется выдержка и самоконтроль. 3.Танцевально-двигательная арт-терапия - метод психотерапии, при котором тело является инструментом, а движение - процессом, помогающим клиентам пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Основная задача данной терапии обретение чувствования и осознанности собственного «Я». 4.Сказкотерапия - способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Сочиняя сказки о своей прошлой, будущей и настоящей жизни, клиент метафорично описывает реальные события. 5.Библиотерапия - одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояния клиента, способствующая его духовному росту. Библиотерапия помогает людям, стоящим перед трудностями, находить правильные решения. 6.Игротерапия - это ответление психодрамы, где место ведущего занимает психотерапевт, а роль «группы» берут на себя «игрушки», которые включают в себя любые предметы, а так же краски, карандаши, пластилин, кубики, конструкторы, детские книги и др. Использование «игрушек» помогает клиенту прожить проблемную ситуацию заново. 7.Песочная терапия - одна из форм естественной деятельности ребенка, которая позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и является прекрасным средством для профилактики агрессивных проявлений ребенка. Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами, это может помочь тем, кому трудно высказывать свои переживания словами. Работу с песком можно использовать в группе, при этом устанавливается атмосфера доверительности, целостности, налаживается взаимодействие в группе. Существуют еще много видов арт-терапии, но на них мы не будем останавливаться подробно, это: маскотерапия, этнотерапия, цветотерапия, фототерапия, куклотерапия, оригами и др.[Арт-терапия выполняет множество различных функций, которые важны для арт-терапевтического процесса: способствует самовыражению человека в невербальной форме, позволяет ему работать со своими мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми; -предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально -приемлемой форме, являясь безопасным методом разрядки напряжения; -способствует упорядочиванию внутреннего хаоса: возникновению чувства внутреннего контроля и порядка; -выполняет функцию отвлечения и занятости; -позволяет выработать психологический ресурс и разрешить актуальные психологические проблемы; -развивает и усиливает внимание к собственным чувствам; -способствует формированию следующих качеств: уверенность в себе, самодостаточность, умение различать проблемные ситуации, понимать чувства других людей, проявлять гибкость в поиске решений и выдвижении идей, способность к обобщению и синтезу и др.; -усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность. Художественное творчество способствует развитию самосознания и мобилизации творческого потенциала личности. Терапия творческим самовыражением помогает человеку найти свой смысл, своё предназначение, исходя из его конкретных природных особенностей, погружая человека в мягко-одухотворённый калейдоскоп захватывающих творческих занятий. Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития; -помогает установить психотерапевтический контакт и укрепить терапевтические взаимоотношения, способствует преодолению трудностей в установлении психотерапевтических отношений в случае наличия культурного барьера; при неспособности человека (в силу его возрастных особенностей, имеющегося заболевания или отставания в развитии) выражать свои чувства и мысли в вербальной форме. -дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии; -ускоряет прогресс в общей терапии, так как подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем при вербальной терапии; -совместное участие членов группы в художественной деятельности способствует созданию атмосферы доверия и взаимного принятия; -арт-терапия способствует разрешению не только внутриличностных, но и межличностных, и межгрупповых (в том числе политических) конфликтов .