СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамостности обучающихся в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование читательской грамостности обучающихся в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамостности обучающихся в начальной школе»

«Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе»



Формирование навыков чтения у учащихся - одна из самых актуальных проблем современного образования.

В наше время, когда доминируют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети все чаще отказываются от чтения. Научить детей читать правильно, бегло, осознанно и выразительно, а главное - любить книгу - одна из главных задач начального образования.

В своей практике я сталкивалась со следующими проблемами

- дети медленно читают.

- Они часто не понимают прочитанного из-за неправильного чтения.

- Они не могут вычитывать необходимую информацию из текста.

- Они испытывают трудности с передачей содержания в краткой форме.

И хотя современное общество засыпает нас большим количеством информации, дети читают очень мало и не обладают читательской грамотностью, что создает серьезное противоречие.


Что же такое грамотность?

Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.

А что же такое читательская грамотность?

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.


  Сегодня я хочу поделиться с вами некоторыми из различных типов заданий и упражнений, которые я использую в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить понимание прочитанного, побуждают их к познавательной и творческой работе и способствуют повышению грамотности чтения.


Задания для 1 класса (на уровне слова)

  • Найди и прочитай 5 слов, начинающихся с буквы К

КОТКАРТАКАПУСТАКОМНАТАКАНАТКАТЕР

Назовите ассоциации, связанные с этими словами.


  • Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:

оядлео лушкяга змлнеякиа фрноаь сзтекроа пиодморт сзакка уебинчк пдосонулх кхнуя


Если детям трудно составлять эти слова, можно начинать это упражнение с подсказкой.


  • Слова-перевёртыши

На доске из разрезной азбуки составлены слова-перевертыши. Дети должны переставить буквы так, чтобы получились слова.


  • Вышиваем слова
    Слова можно «вышивать крестиком». Для этого ударный слог нужно изобразить большим крестиком, а безударный — маленьким, например: X х — ШКОЛА, х х X — ПЕТУШОК и др.
    Играющие под диктовку обозначают крестиками ударные и безударные слоги в словах ШКОЛА, МАМА, ПАРТА, РУКА, КОЗА, ДОСКА, ОКНО, КОРОВА и т.д.

  • Отгадай секрет
    На доске записаны «заколдованные» слова, в каждое из которых вставлен лишний слог.

Сапохар, окроно, сурохари, карукао, пинорожки и т.д.

Нужно «расколдовать» слово, прочитав его правильно, без лишнего слога. Читает каждое слово тот, кто первым обнаружит лишний слог.


Далее переходим от слова к предложению – 2 класс


  • Приём «Круги на воде»

  1. Бросим в озеро камешек под названием «предложение» - запишите в центре слово «предложение».

  2. От слова расходятся круги. Следующий круг – записать отдельно буквы данного слова.

  3. Третий круг – на каждую букву записать какое -нибудь слово, всего четыре.

Четвертый круг – с каждым словом составить предложения, желательно, чтобы получился текст.

Прочитайте, что у вас получилось.



  • Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.

L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T

Один костёр - весь мир согревает. ( Солнце)


  • Читаем «Задом наперед». Прочитать предложение или небольшой текст справа налево

.АНОРОВ


алетеЛ аноров дан мером , тиртомс : кар тезлоп - пах !оге И алсеноп в сел , ыботч , ьсишвесу ьдубин-едг ан ектев , окьнешорох ьтисуказ . тидиВ кар , отч ястидохирп ьтадапорп , и тировог еноров :…



  • Прочитай поговорку правильно (сосредоточься на смысле поговорки):

Дерево живёт друзьями, а человек корнями.

Труд портит, а лень - кормит.

За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.

Один раз отмерь – семь раз отрежь.


  • Синквейн – всем знакомый, увлекательный прием.


В 3-4 классе задания усложняются, проводится работа на уровне текста


  • Прием «Мозаика». «Реконструкция текста»

Сложение целого текста из частей. Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности.

  • Прием «Кластер»

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.


  • Реставрация текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы при изучении нового материала .

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На_________небе мгла носилась;

Луна, как________пятно,

Сквозь________ _______желтела,

И ты __________сидела-

А нынче погляди в окно:

__________небесами

_________коврами,

Блестя на солнце, снег лежит




  • Прочитать текст и ответить на вопросы

Вулкан

Извержение вулкана угрожает не только потоками расплавленной лавы. Иногда от неё можно уйти спокойным шагом. Из жерла вулкана вылетают куски камня – вулканические бомбы, вырываются ядовитые газы. Миллионы тонн вулканического пепла поднимаются в небо и засыпают всё вокруг. Извержение крупных вулканов влияет на климат всей планеты. Почему же люди селились в таком опасном месте? Оказывается, на вулканическом пепле хорошо растут растения. В Исландии около ледяной пустыни раскинулась волшебная зелёная равнина. Её согревают гейзеры-фонтаны горячей воды. А ещё в этой стране, лежащей за полярным кругом, выращивают южные фрукты. Ананасов здесь собирают больше, чем в Греции.

Вопросы для контроля:

  • Чем угрожает извержение вулкана?

  • Что вылетает из жерла вулкана?

  • Почему же люди селились в таком опасном месте?

  • Что такое гейзеры?

  • В какой стране ананасов выращивают больше, чем в Греции?


А еще можно взять обычный билет в кино (цирк, музей и т.д) и попросить ребят составить по ним несколько вопросов друг другу


Используя эти техники и упражнения в своей работе, я получила следующие преимущества

  • учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

  • расширяется их словарный запас;

  • Работая вместе, они могут улучшить свое понимание трудных и информативных текстов.

  • - Уважать их собственные идеи и опыт.

  • - Стимулирование любознательности и навыков наблюдения

  • - развивает активное слушание.

  • повышается самооценка.


Все это способствует развитию навыков чтения и понимания прочитанного в раннем возрасте.