«Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе»
Формирование навыков чтения у учащихся - одна из самых актуальных проблем современного образования.
В наше время, когда доминируют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети все чаще отказываются от чтения. Научить детей читать правильно, бегло, осознанно и выразительно, а главное - любить книгу - одна из главных задач начального образования.
В своей практике я сталкивалась со следующими проблемами
- дети медленно читают.
- Они часто не понимают прочитанного из-за неправильного чтения.
- Они не могут вычитывать необходимую информацию из текста.
- Они испытывают трудности с передачей содержания в краткой форме.
И хотя современное общество засыпает нас большим количеством информации, дети читают очень мало и не обладают читательской грамотностью, что создает серьезное противоречие.
Что же такое грамотность?
Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.
А что же такое читательская грамотность?
Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Сегодня я хочу поделиться с вами некоторыми из различных типов заданий и упражнений, которые я использую в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить понимание прочитанного, побуждают их к познавательной и творческой работе и способствуют повышению грамотности чтения.
Задания для 1 класса (на уровне слова)
Найди и прочитай 5 слов, начинающихся с буквы К
КОТКАРТАКАПУСТАКОМНАТАКАНАТКАТЕР
Назовите ассоциации, связанные с этими словами.
оядлео лушкяга змлнеякиа фрноаь сзтекроа пиодморт сзакка уебинчк пдосонулх кхнуя
Если детям трудно составлять эти слова, можно начинать это упражнение с подсказкой.
На доске из разрезной азбуки составлены слова-перевертыши. Дети должны переставить буквы так, чтобы получились слова.
Вышиваем слова
Слова можно «вышивать крестиком». Для этого ударный слог нужно изобразить большим крестиком, а безударный — маленьким, например: X х — ШКОЛА, х х X — ПЕТУШОК и др.
Играющие под диктовку обозначают крестиками ударные и безударные слоги в словах ШКОЛА, МАМА, ПАРТА, РУКА, КОЗА, ДОСКА, ОКНО, КОРОВА и т.д.
Отгадай секрет
На доске записаны «заколдованные» слова, в каждое из которых вставлен лишний слог.
Сапохар, окроно, сурохари, карукао, пинорожки и т.д.
Нужно «расколдовать» слово, прочитав его правильно, без лишнего слога. Читает каждое слово тот, кто первым обнаружит лишний слог.
Далее переходим от слова к предложению – 2 класс
Бросим в озеро камешек под названием «предложение» - запишите в центре слово «предложение».
От слова расходятся круги. Следующий круг – записать отдельно буквы данного слова.
Третий круг – на каждую букву записать какое -нибудь слово, всего четыре.
Четвертый круг – с каждым словом составить предложения, желательно, чтобы получился текст.
Прочитайте, что у вас получилось.
Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.
L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T
Один костёр - весь мир согревает. ( Солнце)
.АНОРОВ
алетеЛ аноров дан мером , тиртомс : кар тезлоп - пах !оге И алсеноп в сел , ыботч , ьсишвесу ьдубин-едг ан ектев , окьнешорох ьтисуказ . тидиВ кар , отч ястидохирп ьтадапорп , и тировог еноров :…
Дерево живёт друзьями, а человек корнями.
Труд портит, а лень - кормит.
За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.
Один раз отмерь – семь раз отрежь.
Синквейн – всем знакомый, увлекательный прием.
В 3-4 классе задания усложняются, проводится работа на уровне текста
Сложение целого текста из частей. Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности.
Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.
Реставрация текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы при изучении нового материала .
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На_________небе мгла носилась;
Луна, как________пятно,
Сквозь________ _______желтела,
И ты __________сидела-
А нынче погляди в окно:
__________небесами
_________коврами,
Блестя на солнце, снег лежит
Вулкан
Извержение вулкана угрожает не только потоками расплавленной лавы. Иногда от неё можно уйти спокойным шагом. Из жерла вулкана вылетают куски камня – вулканические бомбы, вырываются ядовитые газы. Миллионы тонн вулканического пепла поднимаются в небо и засыпают всё вокруг. Извержение крупных вулканов влияет на климат всей планеты. Почему же люди селились в таком опасном месте? Оказывается, на вулканическом пепле хорошо растут растения. В Исландии около ледяной пустыни раскинулась волшебная зелёная равнина. Её согревают гейзеры-фонтаны горячей воды. А ещё в этой стране, лежащей за полярным кругом, выращивают южные фрукты. Ананасов здесь собирают больше, чем в Греции.
Вопросы для контроля:
Чем угрожает извержение вулкана?
Что вылетает из жерла вулкана?
Почему же люди селились в таком опасном месте?
Что такое гейзеры?
В какой стране ананасов выращивают больше, чем в Греции?
А еще можно взять обычный билет в кино (цирк, музей и т.д) и попросить ребят составить по ним несколько вопросов друг другу
Используя эти техники и упражнения в своей работе, я получила следующие преимущества
учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
расширяется их словарный запас;
Работая вместе, они могут улучшить свое понимание трудных и информативных текстов.
- Уважать их собственные идеи и опыт.
- Стимулирование любознательности и навыков наблюдения
- развивает активное слушание.
повышается самооценка.
Все это способствует развитию навыков чтения и понимания прочитанного в раннем возрасте.