ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
Одним из условий эффективного образования является сформированность ключевых компетенций. Центральное место в перечне компетенций занимают читательские.
Грамотно сформированные, они (читательские компетенции) создают важнейшее условие успешного обучения школьника, учат его мыслить в рамках проблем, схватывать целое, выявлять противоречия и связь явлений, адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения. Они развивают память, активизируют творческое воображение, улучшают навыки грамотной речи, дают возможность более точно формулировать мысли, свободнее писать, легче вступать в контакты. Формируется критичность мышления, обеспечивающая самостоятельность в суждениях и поведении.
Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социально ценного человека. Опыт чтения приравнивается к накоплению человеческого капитала – капитала знаний, интеллекта, опыта общения и творческой реализации личности. Этот прагматичный термин – "человеческий капитал" – вошел в последнее время в нашу лексику. Он отвечает духу деловой жизни современной России. Как и финансовый, человеческий капитал, базирующийся на чтении, способен накапливаться и использоваться, им можно щедро делиться с другими и от этого он не будет иссякать.
Расширяющееся внедрение интерактивных, дистанционных форм обучения также не может быть эффективным без овладения школьниками навыками смыслового чтения как основы самообучения, которое составляет фундамент новых форм получения образования.
Безусловно, пути выхода из читательского кризиса неоднозначны, но главным звеном в этом сложном процессе является возрождение системы педагогического руководства формированием грамотного читателя в школе, системы, основанной на разумном сочетании методических традиций, лучшего опыта учителей России.
В основу работы каждого педагога по формированию грамотности чтения (смыслового чтения) должно входить осознание того, что:
- овладение навыками смыслового чтения – фактор успешного освоения содержания образовательных программ по всем школьным предметам;
- чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся;
- чтение – национальная ценность, ключ к успешной жизни в глобальном информационном обществе;
- детское чтение – интеллектуальный ресурс страны, главный резерв развития человеческого потенциала;
- чтение – это способ обретения культуры, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении, базовое умение для учения и жизни;
- чтение является одним из важнейших и наиболее результативных способов формирования сознания, духовного мира человека;
- чтение – доступный канал освоения социального опыта, культурных ценностей, национальных традиций; чтение обеспечивает поддержание и усвоение родного языка и языков межкультурных коммуникаций;
- чтение – основа получения значимой учебной информации, повышения качества образования;
- чтение – образовательная программа «длиною в жизнь»;
- чтение – средство осуществления учеником своих жизненных планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.
Если ранее умение читать, которому обучали в начальной школе, считалось достаточным для получения информации из текста, то современные представления о процессе чтения включают совокупность навыков, совершенствующихся на протяжении всей жизни.
В школьные годы ребенок осваивает содержание образования, определенное ФГОС. А содержание образования – это всегда текст (вербальный или невербальный), как и итоговая форма предъявления результатов.
Многие педагоги заблуждаются, утверждая, что умение читать тексты формируется в начальной школе и в дальнейшем развитии не нуждается. В сознании учителя-предметника укрепилось еще одно неверное понимание, которое можно сформулировать следующим образом: «культура чтения – это сфера исключительной профессиональной ответственности учителя словесности».
Но, как известно, даже при развитии математических способностей читательская компетенция является базовой. Поэтому, одним из решений этой проблемы становится создание в образовательной организации единой эффективной среды по развитию смыслового чтения, что, безусловно, будет способствовать повышению качества образования в целом.
Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Термин «читательская грамотность» появился в российской педагогике в начале 2000 гг. Тогда отечественные образовательные учреждения впервые приняли участие в международных программах по оценке достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) и PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study).
В настоящее время под этим понятием подразумевается более прикладное умение оперировать с текстами. Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
Слово «понимать» (прочитанное) говорит о самом существенном элементе читательской деятельности и важнейшем направлении педагогической работы при обучении чтению. Слово «использовать» подчеркивает прагматические, функциональные, прикладные аспекты работы читателя. Слово «размышлять» указывает на активность читателя, который для понимания авторской мысли использует свои собственные мысли и опыт.
Желаемый уровень понимания зависит от задачи, которую ставит перед собой читатель. Исторически термин «грамотность» означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста. Говоря о читательской грамотности, мы хотим подчеркнуть активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в разных ситуациях и для разных целей.
В основе международного исследования PISA сформулировано понятие читательской грамотности — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов:
- беглое чтение;
- толкование текста в буквальном смысле;
- оценка языка и формы сообщения;
- поиск информации и ее извлечение;
- преобразование данных от частных явлений к обобщенным;
- формулирование основных идей и выводов;
- общее понимание текста; размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.
Все эти навыки взаимосвязаны между собой. Работа по читательской грамотности опирается не только на сам текст. Под ней подразумевают умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы, видеть «зазоры» между авторским изложением мыслей.
Текст для проверки читательской грамотности может быть 2 типов: сплошной (описание, повествование, объяснение, аргументация, инструкция) и не сплошной. В последнем случае включаются различные виды изображений (иллюстрации, таблицы, графики, карты, заполненные формы). Визуальные материалы могут быть предложены и отдельно.
Таким образом, успех работы по повышению читательской грамотности учащихся зависит от слаженной деятельности всего педагогического коллектива школы, от грамотного взаимодействия с родителями обучающихся, от того, как проводятся в жизнь единые требования к формированию у школьников навыков смыслового чтения всеми учителями и другими работниками школы, родителями.