СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта по формированию читательской грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности»

Тема: «Формирование читательской грамотности учащихся – одно из направлений внеурочной деятельности»


Главной задачей каждой современной школы является воспитание и образование учащихся, которые готовы к саморазвитию, самообразованию, к творчеству, умеют овладевать новыми знаниями, умениями, навыками. Одним из таких умений и есть, читательская грамотность.

В стандартах 3 поколения «читательская грамотность» понимается как смысловое чтение, и подробно описывается в Примерной основной образовательной программе основного общего образования. Смысловое чтение относится к одному из важных метапредметных результатов освоения программы.

Понятие «читательская грамотность» включает: понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания) и использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной).

Внеурочная деятельность – одна из возможностей включить школьную библиотеку в образовательный процесс. Если на уроке ребёнок воспринимает мир через призму конкретного учебного предмета, то задача библиотеки – соединить эти призмы, подарив маленькому человеку возможность заглянуть в калейдоскоп знаний, применить эти знания в жизни.

Что необходимо для включения библиотеки во внеурочную деятельность? Прежде всего, разумеется, фонд литературы – современный, исчерпывающе полный. Излишне напоминать, что в библиотеке необходимы ПК с доступом к интернету и ЭОР, и эти ПК должны быть доступны читателям. Далее нам необходим человек, владеющий информацией и умеющий её отфильтровать.

Таким образом, перед школьной библиотекой ставится
задача – пробудить интерес к сознательному чтению литературы, что является средством формирования и развития личности учащегося.

 Поэтому, первоначально, очень важно   вернуть детей к книге как к первоисточнику знаний. Для этого необходимо продумать систему работы по приобщению детей к чтению.

Самым первым шагом по формированию читательской грамотности учащихся является семейное чтение.

Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Поэтому без возрождения традиций семейного чтения решить эту проблему невозможно. Необходимо сделать так, чтобы вернуть книгу в семью. В этой связи деятельность школы по поддержке, сохранению и развитию семейного чтения трудно переоценить. Школа может оказать квалифицированное содействие семейному чтению - наличие специалистов-профессионалов в области детского чтения, способных убедительно объяснить необходимость совместного чтения родителя и ребенка, обучить его организации, а также создать условия для непринужденного общения и сближения родителя с ребенком в библиотеке.

Ну, а что делать нашим родителям, средств не имеющим на покупку книг? Затрудняющимся в выборе книги? Дома нет нужной литературы? Для этого есть детские библиотеки с неплохими фондами и специалистами, а также школьная библиотека. Книги выдаются бесплатно, сроком до 30 дней. Можно найти время для посещения библиотеки один раз в месяц.

А для того, чтобы у родителей «сложилась картинка в голове», если есть трудности, я разработала пособие для родителей «Возьмите книгу в круг семьи». Что оно из себя представляет? Пособие состоит из нескольких разделов:

  1. С чего начать (Так с чего же начать совместное чтение, чтобы оно вошло в совместную привычку?....)

  2. Как привить любовь к чтению (Познакомьте малыша с книгой задолго до того, как он научится ходить…)

  3. Несколько советов (Как правильно выбрать книгу для ребёнка…)

  4. Какой будет результат (Если ребёнок читает в детстве, став взрослым, он будет читающим.)

  5. Списки книг для прочтения (1, 2,3,4, и т.д. кл)


Работа нашей библиотеки для приобщения ребенка к книге строится следующим образом. В первую очередь, мы проводим экскурсию в библиотеку.

Экскурсия в библиотеку. На первом занятии учащиеся знакомятся с библиотекой, книжными выставками, с фондом библиотеки, правилами для читателей. Затем для решения задачи развития читательской грамотности проводятся библиотечные уроки, на которых мы учим детей самостоятельно работать с книгой, находить нужную информацию, тем самым развивают читательскую компетенцию. Ребята узнают историю создания книги, структуру книги, что такое справочная литература и как с ней работать, что такое периодические издания и многое другое. Когда учащиеся переходят в среднее звено, для них проводится занятия в кружке «Основы информационной культуры школьника». Занятия кружка проводятся 1 час в неделю. Занятиями охвачена параллель 5 класса. В работе кружка я опираюсь на курс Н.И. Гендиной «Основы информационной культуры школьника» для 5-7 кл. На данных занятиях ребята знакомятся с такими понятиями, как информационные ресурсы, их виды, поисковые системы, текст и их виды. Учащиеся узнают, как самостоятельно оформить информационный продукт (реферат, доклад, мультимедийную презентацию), а также они узнают как подготовить и оформить проект.

Так же во внеурочной библиотечной деятельности мы используем такой метод привлечения к чтению, как чтение вслух на переменах. Это давно забытая традиция очень нравится детям, особенно 2 и 3 классам. И, казалось бы, ничего в этом нового нет, и я бы сказала, это давно забытое старое, когда были избы-читальни, но детям очень нравится, и они с удовольствием прибегают в библиотеку. Получается, что на этих небольших занятиях мы используем метод творческого чтения: чтение вслух, по очереди, по ролям. А иногда у нас проходит и обсуждение прочитанных книг, совместное чтение стихов и т.д.

 Наряду с традиционными библиотечными мероприятиями для воспитания грамотного читателя, для привлечения читателей в библиотеку используются IT-технологии (онлайн-викторины, онлайн-конкурсы, виртуальные и интерактивные книжные выставки, игры, и многое другое).

Например, к юбилею А.С. Пушкина мы играли с детьми в виртуальную игру-викторину «Что за прелесть эти сказки». Данная викторина пользуется большим спросом у детей. Я её провожу с ребятами на переменах.

Также в работе я использую такую традиционную форму работы по привлечению к чтению, как книжные выставки.

А ещё я создаю интерактивные выставки, интерактивные плакаты, презентации. Это использование и Q-кодов, интерактивных картинок, видеофайлов, различных приложений, при помощи которых можно создать тот или иной продукт для продвижения чтения.

- Выставка-плакат по произведениям о Великой отечественной войне;

- виртуальная книжная выставка по произведениям о Великой отечественной войне;

-рекомендательный плакат для родителей «Родителям о чтении», созданный в программе «Canva».

Преимущества этих электронных продуктов в том, что читатель невольно начинает узнавать что-то новое, увлекается и приходит в библиотеку за традиционной книгой, хочет узнать больше про данного автора, за другой книгой этого автора или хочет прочитать другого детского писателя.

Существующую проблему школьных библиотек – бедные фонды частично решают удалённые электронные ресурсы. Мы зарегистрированы в электронной библиотеке ЛитРес и пользуемся этим ресурсом. Наша школа заключила Договор о сотрудничестве с Национальной электронной библиотекой и Национальной библиотекой имени Заки Валиди Республики Башкортостан. Читатели библиотеки могут пользоваться электронными ресурсами этих библиотек.

Начальная школа – особый этап в жизни ребенка. Он связан с
формированием у школьника основ умения учиться и способности к
организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.