Тема: «Формирование читательской грамотности учащихся – одно из направлений внеурочной деятельности»
Главной задачей каждой современной школы является воспитание и образование учащихся, которые готовы к саморазвитию, самообразованию, к творчеству, умеют овладевать новыми знаниями, умениями, навыками. Одним из таких умений и есть, читательская грамотность.
В стандартах 3 поколения «читательская грамотность» понимается как смысловое чтение, и подробно описывается в Примерной основной образовательной программе основного общего образования. Смысловое чтение относится к одному из важных метапредметных результатов освоения программы.
Понятие «читательская грамотность» включает: понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания) и использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной).
Внеурочная деятельность – одна из возможностей включить школьную библиотеку в образовательный процесс. Если на уроке ребёнок воспринимает мир через призму конкретного учебного предмета, то задача библиотеки – соединить эти призмы, подарив маленькому человеку возможность заглянуть в калейдоскоп знаний, применить эти знания в жизни.
Что необходимо для включения библиотеки во внеурочную деятельность? Прежде всего, разумеется, фонд литературы – современный, исчерпывающе полный. Излишне напоминать, что в библиотеке необходимы ПК с доступом к интернету и ЭОР, и эти ПК должны быть доступны читателям. Далее нам необходим человек, владеющий информацией и умеющий её отфильтровать.
Таким образом, перед школьной библиотекой ставится
задача – пробудить интерес к сознательному чтению литературы, что является средством формирования и развития личности учащегося.
Поэтому, первоначально, очень важно вернуть детей к книге как к первоисточнику знаний. Для этого необходимо продумать систему работы по приобщению детей к чтению.
Самым первым шагом по формированию читательской грамотности учащихся является семейное чтение.
Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Поэтому без возрождения традиций семейного чтения решить эту проблему невозможно. Необходимо сделать так, чтобы вернуть книгу в семью. В этой связи деятельность школы по поддержке, сохранению и развитию семейного чтения трудно переоценить. Школа может оказать квалифицированное содействие семейному чтению - наличие специалистов-профессионалов в области детского чтения, способных убедительно объяснить необходимость совместного чтения родителя и ребенка, обучить его организации, а также создать условия для непринужденного общения и сближения родителя с ребенком в библиотеке.
Ну, а что делать нашим родителям, средств не имеющим на покупку книг? Затрудняющимся в выборе книги? Дома нет нужной литературы? Для этого есть детские библиотеки с неплохими фондами и специалистами, а также школьная библиотека. Книги выдаются бесплатно, сроком до 30 дней. Можно найти время для посещения библиотеки один раз в месяц.
А для того, чтобы у родителей «сложилась картинка в голове», если есть трудности, я разработала пособие для родителей «Возьмите книгу в круг семьи». Что оно из себя представляет? Пособие состоит из нескольких разделов:
С чего начать (Так с чего же начать совместное чтение, чтобы оно вошло в совместную привычку?....)
Как привить любовь к чтению (Познакомьте малыша с книгой задолго до того, как он научится ходить…)
Несколько советов (Как правильно выбрать книгу для ребёнка…)
Какой будет результат (Если ребёнок читает в детстве, став взрослым, он будет читающим.)
Списки книг для прочтения (1, 2,3,4, и т.д. кл)
Работа нашей библиотеки для приобщения ребенка к книге строится следующим образом. В первую очередь, мы проводим экскурсию в библиотеку.
Экскурсия в библиотеку. На первом занятии учащиеся знакомятся с библиотекой, книжными выставками, с фондом библиотеки, правилами для читателей. Затем для решения задачи развития читательской грамотности проводятся библиотечные уроки, на которых мы учим детей самостоятельно работать с книгой, находить нужную информацию, тем самым развивают читательскую компетенцию. Ребята узнают историю создания книги, структуру книги, что такое справочная литература и как с ней работать, что такое периодические издания и многое другое. Когда учащиеся переходят в среднее звено, для них проводится занятия в кружке «Основы информационной культуры школьника». Занятия кружка проводятся 1 час в неделю. Занятиями охвачена параллель 5 класса. В работе кружка я опираюсь на курс Н.И. Гендиной «Основы информационной культуры школьника» для 5-7 кл. На данных занятиях ребята знакомятся с такими понятиями, как информационные ресурсы, их виды, поисковые системы, текст и их виды. Учащиеся узнают, как самостоятельно оформить информационный продукт (реферат, доклад, мультимедийную презентацию), а также они узнают как подготовить и оформить проект.
Так же во внеурочной библиотечной деятельности мы используем такой метод привлечения к чтению, как чтение вслух на переменах. Это давно забытая традиция очень нравится детям, особенно 2 и 3 классам. И, казалось бы, ничего в этом нового нет, и я бы сказала, это давно забытое старое, когда были избы-читальни, но детям очень нравится, и они с удовольствием прибегают в библиотеку. Получается, что на этих небольших занятиях мы используем метод творческого чтения: чтение вслух, по очереди, по ролям. А иногда у нас проходит и обсуждение прочитанных книг, совместное чтение стихов и т.д.
Наряду с традиционными библиотечными мероприятиями для воспитания грамотного читателя, для привлечения читателей в библиотеку используются IT-технологии (онлайн-викторины, онлайн-конкурсы, виртуальные и интерактивные книжные выставки, игры, и многое другое).
Например, к юбилею А.С. Пушкина мы играли с детьми в виртуальную игру-викторину «Что за прелесть эти сказки». Данная викторина пользуется большим спросом у детей. Я её провожу с ребятами на переменах.
Также в работе я использую такую традиционную форму работы по привлечению к чтению, как книжные выставки.
А ещё я создаю интерактивные выставки, интерактивные плакаты, презентации. Это использование и Q-кодов, интерактивных картинок, видеофайлов, различных приложений, при помощи которых можно создать тот или иной продукт для продвижения чтения.
- Выставка-плакат по произведениям о Великой отечественной войне;
- виртуальная книжная выставка по произведениям о Великой отечественной войне;
-рекомендательный плакат для родителей «Родителям о чтении», созданный в программе «Canva».
Преимущества этих электронных продуктов в том, что читатель невольно начинает узнавать что-то новое, увлекается и приходит в библиотеку за традиционной книгой, хочет узнать больше про данного автора, за другой книгой этого автора или хочет прочитать другого детского писателя.
Существующую проблему школьных библиотек – бедные фонды частично решают удалённые электронные ресурсы. Мы зарегистрированы в электронной библиотеке ЛитРес и пользуемся этим ресурсом. Наша школа заключила Договор о сотрудничестве с Национальной электронной библиотекой и Национальной библиотекой имени Заки Валиди Республики Башкортостан. Читатели библиотеки могут пользоваться электронными ресурсами этих библиотек.
Начальная школа – особый этап в жизни ребенка. Он связан с
формированием у школьника основ умения учиться и способности к
организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.