ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МАОУ «СОШ №40» протокол от «21» июня 2019г. №10 | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ «СОШ №40» приказ от «21» июня 2019г. №402 |
ПОЛОЖЕНИЕ
О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНЫХ
ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 40»
Общее положение
1.1. Настоящее Положение о рабочей программе по учебным предметам, курсам разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта (ФКГОС), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования (далее ФГОС), Уставом муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №40» (далее – школа).
1.2. Настоящее положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета, курса (далее – Рабочая программа).
1.3. Рабочая программа – нормативный документ, определяющий содержание, объем, структуру учебной деятельности по изучению конкретной учебной дисциплины, основывающийся на государственном образовательном стандарте и примерной программе по учебному предмету, рекомендованной (допущенной) федеральными органами образования.
1.4. Цель Рабочей программы – планирование, организация, коррекция учебной деятельности, управление учебной деятельностью по изучению учебной дисциплины.
1.5. Задачи рабочей программы – определение основных методических подходов и последовательности изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебной деятельности общеобразовательного учреждения и контингента учащихся.
1.6. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности МАОУ «СОШ №40» в рамках реализации образовательной программы, относятся:
- программы по учебным предметам;
- программы элективных курсов.
1.7. Рабочие программы составляются на основе:
- примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;
- примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ к линиям учебников, входящих в федеральный перечень УМК, рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации к использованию в образовательной деятельности;
- примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекса (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне).
1.8. Рабочая программа разрабатывается педагогом или группой педагогов на срок действия основной образовательной программы (нормативный срок освоения ООП НОО – 4 года, ООО – 5 лет, СОО – 2 года) и проходит экспертизу на уровне школы.
1.9. Количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы, должно соответствовать учебному плану общеобразовательного учреждения.
1.10. Примерные (типовые) учебные программы, разработанные на федеральном уровне, не могут использоваться в качестве рабочих программ, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.
1.11. Обязательный минимум содержания каждой Рабочей программы устанавливается в соответствии с примерной образовательной программой и государственным образовательным стандартом.
2. Структура и требования к разработке Рабочей программы
учебных предметов, курсов
2.1. Структура Рабочей программы составляется с учетом:
- требований федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, федеральных государственных образовательных стандартов;
- обязательного минимума содержания учебных программ;
- требований к уровню подготовки выпускников;
- объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);
- познавательных интересов учащихся;
- выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.
2.2. Рабочая программа является основой для создания учителем календарно-тематического планирования на каждый учебный год.
2.3. Если в примерной (авторской) программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе по предмету (курсу) распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплекты и индивидуальные особенности учащихся.
2.4. Рабочая программа должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений. Текст набирается в формате *. Doc, шрифтом Times New Roman, кегль 12, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля: верхнее, нижнее, правое по 2 см, левое 3 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием полных выходных данных (города и названия издательства, года выпуска).
Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
2.6. Структура Рабочей программы в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования включает в себя следующие элементы:
Элементы РП | Содержание элементов рабочей программы |
Титульный лист | См. Приложение №1 - название учебного предмета, курса, для изучения которого написана программа; - указание уровня образования, на котором реализуется программа; - классы (параллели), в которых изучается учебный предмет, курс; - уровень изучения предмета (базовый, профильный, углубленный); - название населенного пункта; - год разработки программы |
Пояснительная записка (на срок освоения ООП) | - Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа; - цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений; - название учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения; - количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований для каждого года обучения; - изменения, внесенные в примерную (типовую) и авторскую учебную программу и их обоснование для каждого года обучения; - формы организации образовательной деятельности и их сочетание, а также преобладающие формы и методы контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями). |
Требования к уровню подготовки учащихся (по классам) | Если данный раздел имеется в авторской рабочей программе и требования к уровню подготовки учащихся конкретизировано по каждому классу, то в рабочей программе учителя даётся пояснение: «Требования к уровню подготовки учащихся по каждому году освоения предмета представлено в авторской рабочей программе (полное библиографическое описание авторской программы), на стр. ___». Описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью диагностических инструментов. Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны соответствовать требованиям, сформулированным в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. |
Учебно-тематический план (по классам) | Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы на весь срок обучения № п/п | Наименование разделов, тем | Часы учебного времени | | | | |
Содержание программы учебного предмета, курса (по классам) | Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) Рабочей программы включает краткое описание каждой темы. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания. Если данный раздел имеется в авторской рабочей программе и содержание учебного курса конкретизировано по каждому классу, то в рабочей программе учителя даётся пояснение: «Содержание учебного курса по каждому году освоения предмета представлено в авторской рабочей программе (полное библиографическое описание авторской программы), на стр. ___». |
Формы и средства контроля (по классам) | Включает описание форм и средств контроля, количество контрольных работ. Список дидактических материалов. Количество контрольных работ определяется авторской программой, инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин, принятыми на уровне региона. Сводная таблица по видам контроля Вид контроля | Входной (диагностический) контроль | Текущий контроль | Промежуточный контроль | Итоговый контроль уровня достижения результатов | Итого | 1 четв. | 2 четв. | 3 четв. | 4 четв. | Количество плановых: | | | | | | | | | Контрольных работ | | | | | | | | | Практических работ | | | | | | | | | Тестовых работ | | | | | | | | | Экскурсий, проектов и т.д. | | | | | | | | | |
Перечень учебно-методических средств обучения (на срок освоения ООП) | Перечень учебно-методических средств обучения оформляется в виде таблицы (см. Приложение №3), включает: основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы и т.п. Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого учебно-методического средства должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию. Используемый перечень учебно-методических средств обучения классифицировать на две группы: «Основная литература» и «Дополнительная». |
2.7. Структура Рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО включает в себя следующие элементы:
Элементы РП | Содержание элементов рабочей программы |
НОО | ООО |
Титульный лист | См. Приложение №1 - название учебного предмета, курса, для изучения которого написана программа; - указание уровня образования, на котором реализуется программа; - классы (параллели), в которых изучается учебный предмет, курс; - уровень изучения предмета для 10-11 классов (базовый или углубленный); - название населенного пункта; - год разработки программы |
Пояснительная записка (на срок освоения ООП) | - Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа; - цели и основные задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений; - количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа; - описание места предмета, курса в учебном плане (классы, количество часов для изучения предмета в классах; количество учебных недель; количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований для каждого года обучения); - структура и специфика учебного предмета, особенности содержания и методического аппарата УМК; - название учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения; - изменения, внесенные в примерную (типовую) и авторскую учебную программу и их обоснование для каждого года обучения; - формы организации образовательной деятельности и их сочетание, а также преобладающие формы и методы контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями); - список дополнительной литературы, ссылки на веб-ресурсы учебного назначения. |
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (на срок освоения ООП) | (Примерная программа по предмету; Основная образовательная программа ОУ, авторская программа) Выпускник научится, выпускник получит возможность научиться. Указывается основной инструментарий для оценивания результатов – контрольно-измерительные материалы (список дидактических материалов). |
Содержание учебного предмета, курса (по классам) | (Фундаментальное ядро содержания общего образования, Основная образовательная программа ОУ, Примерная программа по предмету, авторская программа по предмету) - перечень и название раздела и тем курса; - необходимое количество часов для изучения раздела, темы; - краткое содержание учебной темы. Если данный раздел имеется в авторской рабочей программе и содержание учебного курса конкретизировано по каждому классу, то в рабочей программе учителя даётся пояснение: «Содержание учебного курса по каждому году освоения предмета представлено в авторской рабочей программе (полное библиографическое описание авторской программы), на стр. ___». |
Тематическое планирование (по классам) | (Примерная, программа по предмету) Независимо от того, есть ли данный раздел в авторской программе, он должен присутствовать в Рабочей программе учителя, так как именно в нем отражаются те изменения, которые вносит учитель: порядок изучения материала, изменение количества часов, изменения в содержании изучаемой темы, региональный компонент и т.д. Тематическое планирование оформляется в виде таблицы: № п/п | Наименование разделов, тем | Часы учебного времени | | | | |
2.8. Рабочая программа сшивается, страницы нумеруются.
2.9. Авторские программы к линиям учебников, входящих в федеральный перечень УМК и рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации к использованию в образовательной деятельности являются обязательным приложением к Рабочей программе.
2.10. Рабочая программа является основой для создания учителем календарно-тематического планирования (далее – КТП). КТП является документом, отражающим особенности реализации основных образовательных программ (НОО, ООО, СОО) по предмету в конкретном классе, составляется на каждый учебный год.
Календарно-тематическое планирование включает в себя:
- титульный лист (Приложение №2);
- пояснительную записку (название, составитель рабочей программы, на основе которой разработано КТП; количество учебных часов, на которое рассчитано КТП; изменения, внесенные в КТП и их обоснование);
- календарно-тематический план на учебный год;
- формы и средства контроля (материалы в виде тестовых, контрольных работ, вопросов для зачета, темы сочинений, список тем рефератов, темы проектов и др. или список дидактических материалов), критерии оценивания.
2.11. Классный журнал заполняется в соответствии с КТП.
2.12. В КТП даты по плану пишутся по годовому календарному графику (без учета праздничных дней).
2.13. Для рабочих программ, составленных в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО обязательные графы КТП представлены в таблице:
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание |
| | | | |
2.14. КТП по специальной медицинской группе имеет графическое отображение.
2.15. МО учителей-предметников вправе вносить дополнительные колонки в КТП, внесенные изменения должны быть внесены в протокол.
Сроки и порядок рассмотрения, утверждения КТП
3.1. Сроки и порядок рассмотрения КТП осуществляется следующим образом:
3.1.1. Первый этап – 1-30 июня – КТП рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты рассмотрения заносятся в протокол) и согласовывается с заместителем директора на предмет соответствия Рабочей программе.
3.1.2. Второй этап – 16-30 августа – КТП рассматривается органом самоуправления (педагогический совет).
Решение органа самоуправления «Рекомендовать календарно-тематическое планирование к утверждению» оформляется протоколом.
Общий перечень КТП утверждается приказом директора по школе.
3.2. После утверждения КТП становится нормативным документом, реализуемым в общеобразовательном учреждении.
Приложение №1
Образец оформления титульного листа рабочей программы
(для 1-4 классов)
Приложение №1
к основной образовательной программе
начального общего образования
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»
(для 5-9 классов)
Приложение №1
к основной образовательной программе
основного общего образования (ФГОС) или (ФКГОС)
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»
(для 10-11 классов)
Приложение №1
к основной образовательной программе
среднего общего образования (ФГОС) или (ФКГОС)
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»
Рабочая программа
по учебному курсу
«Русский язык»
основного общего образования
для 5-9-х классов
или
Рабочая программа
по учебному курсу
«Русский язык»
среднего общего образования
для 10-11-х классов
(базовый/ углубленный уровень)
Старый Оскол
2019
Приложение №2
Образец оформления титульного листа КТП
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №40»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей русского языка и литературы Протокол от «_» _____201_г. № __ | СОГЛАСОВАНО заместитель директора МАОУ «СОШ № 40» _______ /Ламанова И.В./ (подпись) | РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол от «__»августа 201_г. №1 | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ «СОШ №40» от «_»____201_г. №___ |
Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету
«Русский язык»
5 «А» класс (5 «А», «Б» классы)
Учитель: Иванова Т.П.
Старый Оскол
2019
Приложение №3
Образец оформления
Перечень учебно-методических средств обучения
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Обеспеченность |
Иллюстрации / плакаты |
| | % |
| | |
Книгопечатная продукция |
Основная литература |
| | |
| | |
Дополнительная литература |
| | |
| | |
Средства ИКТ |
| | |