СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности и креативного мышления на уроках истории. Из опыта работы.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приведены примеры различных способов и методик по формированию читательской грамотности и креативного мышления на уроках истории в 8 классе.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности и креативного мышления на уроках истории. Из опыта работы.»

Формирование читательской грамотности и креативного мышления на уроках истории Красноплахтова Наталья Борисовна, учитель истории, обществознания МБОУ СОШ № 1 имени А.А. Курбаева с. Вольно-Надеждинское

Формирование читательской грамотности и креативного мышления на уроках истории

Красноплахтова Наталья Борисовна, учитель истории, обществознания

МБОУ СОШ № 1 имени А.А. Курбаева с. Вольно-Надеждинское

Навыки XXI века Базовые навыки : применение навыков для решения повседневных задач (читательская, математическая, ИКТ, финансовая грамотность);  Компетенции: решение более сложных задач (креативное мышление, критическое мышление, умение общаться, работать в группе); Личностные качества : способность справиться с изменением окружающей среды (любознательность, инициативность, настойчивость, лидерство и др.).

Навыки XXI века

  • Базовые навыки : применение навыков для решения повседневных задач (читательская, математическая, ИКТ, финансовая грамотность);
  • Компетенции: решение более сложных задач (креативное мышление, критическое мышление, умение общаться, работать в группе);
  • Личностные качества : способность справиться с изменением окружающей среды (любознательность, инициативность, настойчивость, лидерство и др.).
Читательская грамотность - готовность к смысловому чтению – восприятию письменных текстов, анализу, оценке и обобщению представленной в них информации.
  • Читательская грамотность - готовность к смысловому чтению – восприятию письменных текстов, анализу, оценке и обобщению представленной в них информации.
Читательская грамотность - способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью текстовой информации в жизненных ситуациях.
  • Читательская грамотность - способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью текстовой информации в жизненных ситуациях.
Посессионные и приписные Государственные Дворцовые Читательская грамотность: работа в знаковой системе (схемы) Крепостные Виды крестьян

Посессионные и приписные

Государственные

Дворцовые

Читательская грамотность: работа в знаковой системе (схемы)

Крепостные

Виды крестьян

Читательская грамотность: работа в знаковой системе (таблицы) Сражения Семилетней войны Дата сражения 1757 Место сражения Грос-Егерсдорф Командующие 1758 1759 Апраксин С.Ф., Румянцев П.А. Цорндорф Итог Кунерсдорф Победа Фермор В.В. 1760 Победа Берлин 1761 Салтыков П.С. Победа Кольберг Салтыков П.С. Победа Салтыков П.С. Румянцев П.А. Победа

Читательская грамотность: работа в знаковой системе (таблицы)

Сражения Семилетней войны

Дата сражения

1757

Место сражения

Грос-Егерсдорф

Командующие

1758

1759

Апраксин С.Ф., Румянцев П.А.

Цорндорф

Итог

Кунерсдорф

Победа

Фермор В.В.

1760

Победа

Берлин

1761

Салтыков П.С.

Победа

Кольберг

Салтыков П.С.

Победа

Салтыков П.С.

Румянцев П.А.

Победа

Читательская грамотность: работа с иллюстративным материалом Укажите название места (района), представленного на иллюстрации ниже. Какую роль сыграло это место в жизни Петра I?

Читательская грамотность: работа с иллюстративным материалом

  • Укажите название места (района), представленного на иллюстрации ниже. Какую роль сыграло это место в жизни Петра I?
Читательская грамотность: работа с иллюстративным материалом Кто изображен на иллюстрациях? Что связывает эти исторические личности?

Читательская грамотность: работа с иллюстративным материалом

  • Кто изображен на иллюстрациях? Что связывает эти исторические личности?
Читательская грамотность:  работа с терминами Заполните пропуски в тексте:  «В июле 1789 года _____1__, получившие свое название от коротких штанов, взяли штурмом крепость ____2___. Началась революция, над монархией нависла угроза. ___3____ - сторонники короля, пытались сохранить власть Людовика. Но в ходе революции установилась диктатура ____4__, которые казнили короля и начали террор. Страны Европы объединились против революционной Франции. Народ поднялся на освободительную борьбу, в которой им помогала _____5____, ставшая революционным гимном страны. Ответы: Санкюлоты Бастилия Роялисты Якобинцы Марсельеза

Читательская грамотность: работа с терминами

  • Заполните пропуски в тексте:

«В июле 1789 года _____1__, получившие свое название от коротких штанов, взяли штурмом крепость ____2___. Началась революция, над монархией нависла угроза. ___3____ - сторонники короля, пытались сохранить власть Людовика. Но в ходе революции установилась диктатура ____4__, которые казнили короля и начали террор. Страны Европы объединились против революционной Франции. Народ поднялся на освободительную борьбу, в которой им помогала _____5____, ставшая революционным гимном страны.

Ответы:

  • Санкюлоты
  • Бастилия
  • Роялисты
  • Якобинцы
  • Марсельеза
Читательская грамотность:  работа с терминами Дать определение термину с помощью текста параграфа:  «Для привлечения на свою сторону новых сторонников Пугачев рассылал «прелестные грамоты». В них он обещал сделать всех участников движения свободными казаками, пожаловать их землей, освободить от рекрутских наборов…» Прелестные грамоты – письма с обещаниями различных благ для привлечения казаков в войско Пугачева.

Читательская грамотность: работа с терминами

  • Дать определение термину с помощью текста параграфа:

«Для привлечения на свою сторону новых сторонников Пугачев рассылал «прелестные грамоты». В них он обещал сделать всех участников движения свободными казаками, пожаловать их землей, освободить от рекрутских наборов…»

  • Прелестные грамоты – письма с обещаниями различных благ для привлечения казаков в войско Пугачева.
Читательская грамотность: решение кроссвордов с помощью текста параграфа                                               3 1                             5                             6                     2         4                                                                                                                                                                                                     Кроссворд «Экономическое развитие России в период дворцовых переворотов» 1. Эти крестьяне работали на заводе, к которому их приписывали. 2. Россия в 18 веке занимала 1е место в мире по производству этой продукции 3. Один из продуктов, который завозили в Россию 4. Главный промышленный центр в России в 1 половине 18 в. 5. Фамилия одного из семейств, которое являлось владельцем металлургических заводов на Урале. 6. Им было найдено первое российское золото.

Читательская грамотность: решение кроссвордов с помощью текста параграфа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроссворд «Экономическое развитие России в период дворцовых переворотов»

1. Эти крестьяне работали на заводе, к которому их приписывали.

2. Россия в 18 веке занимала 1е место в мире по производству этой продукции

3. Один из продуктов, который завозили в Россию

4. Главный промышленный центр в России в 1 половине 18 в.

5. Фамилия одного из семейств, которое являлось владельцем металлургических заводов на Урале.

6. Им было найдено первое российское золото.

Читательская грамотность: поиск ответов на вопросы с помощью текста параграфа Индивидуальное задание. П. 1 Россия и Европа в конце 17 в. Фамилия, имя _____________________________________________ 1.1.Перечислите государства, боровшиеся в конце XVII века за контроль над Балтийским морем. Ответ: ______________________________________________________ 1.2. Назовите союзы, которые складывались в ходе этой борьбы. Ответ: ________________________________________________________ 1.3. Подчеркните страны, входившие в Северный Союз Саксония, Россия, Речь Посполитая, Австрия, Швеция, Голландия, Англия, Дания. 1.4. Запишите название территорий, на которые претендовали страны – участницы Северного Союза. Ответ: _____________________________________________________ 1.5. Укажите страну, против которой был направлен Северный Союз. Ответ: ___________________________________  

Читательская грамотность: поиск ответов на вопросы с помощью текста параграфа

Индивидуальное задание. П. 1 Россия и Европа в конце 17 в.

Фамилия, имя _____________________________________________

1.1.Перечислите государства, боровшиеся в конце XVII века за контроль над Балтийским морем.

Ответ: ______________________________________________________

1.2. Назовите союзы, которые складывались в ходе этой борьбы.

Ответ: ________________________________________________________

1.3. Подчеркните страны, входившие в Северный Союз

Саксония, Россия, Речь Посполитая, Австрия, Швеция, Голландия, Англия, Дания.

1.4. Запишите название территорий, на которые претендовали страны – участницы Северного Союза.

Ответ: _____________________________________________________

1.5. Укажите страну, против которой был направлен Северный Союз.

Ответ: ___________________________________

 

Читательская грамотность: использование рабочих листов урока

Читательская грамотность: использование рабочих листов урока

Читательская грамотность: использование рабочих листов урока

Читательская грамотность: использование рабочих листов урока

Читательская грамотность:  текст с ошибками Найдите и подчеркните фактические ошибки в тексте. Тема: Внешняя политика Екатерины II. Русско-турецкая война 1768-1774 гг.    Причиной русско-турецкой войны было желание Турции расширить свои владения в Северном Причерноморье и стремление России завоевать выход в Черное море. Война началась в 1769 году по инициативе России. Екатерина назначила главнокомандующим русской армией А.В. Суворова. В 1770 г. русские войска одержали победу у реки Рымник и Кагул. Российский флот под командованием Ф. Ушакова также победил турецкую эскадру в Чесменской бухте. В 1774 году был подписан Кючук-Кайнарджирский договор, по которому Россия получила право прохода через черноморские проливы и присоединила к своим территориям Крым.

Читательская грамотность: текст с ошибками

  • Найдите и подчеркните фактические ошибки в тексте.
  • Тема: Внешняя политика Екатерины II. Русско-турецкая война 1768-1774 гг.

 

Причиной русско-турецкой войны было желание Турции расширить свои владения в Северном Причерноморье и стремление России завоевать выход в Черное море. Война началась в 1769 году по инициативе России. Екатерина назначила главнокомандующим русской армией А.В. Суворова. В 1770 г. русские войска одержали победу у реки Рымник и Кагул. Российский флот под командованием Ф. Ушакова также победил турецкую эскадру в Чесменской бухте. В 1774 году был подписан Кючук-Кайнарджирский договор, по которому Россия получила право прохода через черноморские проливы и присоединила к своим территориям Крым.

Читательская грамотность:  текст с ошибками (практикум) Причиной русско-турецкой войны было желание Турции расширить свои владения в Северном Причерноморье и стремление России завоевать выход в Черное море. Война началась в 1769 году по инициативе России. Екатерина назначила главнокомандующим русской армией А.В. Суворова. В 1770 г. русские войска одержали победу у реки Рымник и Кагул. Российский флот под командованием Ф. Ушакова также победил турецкую эскадру в Чесменской бухте. В 1774 году был подписан Кючук-Кайнарджирский договор, по которому Россия получила право прохода через черноморские проливы и присоединила к своим территориям Крым.

Читательская грамотность: текст с ошибками (практикум)

  • Причиной русско-турецкой войны было желание Турции расширить свои владения в Северном Причерноморье и стремление России завоевать выход в Черное море. Война началась в 1769 году по инициативе России. Екатерина назначила главнокомандующим русской армией А.В. Суворова. В 1770 г. русские войска одержали победу у реки Рымник и Кагул. Российский флот под командованием Ф. Ушакова также победил турецкую эскадру в Чесменской бухте. В 1774 году был подписан Кючук-Кайнарджирский договор, по которому Россия получила право прохода через черноморские проливы и присоединила к своим территориям Крым.
Читательская грамотность: восстановление текста (Перевертыши) Тема: ….. Задание: перед вами текст о….., в тексте «перевернуты» (поменяны местами) абзацы. Поменяйте абзацы местами так, чтобы получился связный, выстроенный в хронологической последовательности текст. Ответ запишите последовательностью цифр  (каждый абзац пронумерован»

Читательская грамотность: восстановление текста (Перевертыши)

  • Тема: …..
  • Задание: перед вами текст о….., в тексте «перевернуты» (поменяны местами) абзацы. Поменяйте абзацы местами так, чтобы получился связный, выстроенный в хронологической последовательности текст. Ответ запишите последовательностью цифр

(каждый абзац пронумерован»

Креативное мышление  — это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму.
  • Креативное мышление  — это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму.
Креативное мышление: представь себя на месте исторической личности В начале урока дается характеристика исторических событий или ситуации в стране (мире). Задача учеников предложить варианты своих действий на месте правителя, путешественника, полководца и т.д. Возможны даже самые фантастические действия.

Креативное мышление: представь себя на месте исторической личности

  • В начале урока дается характеристика исторических событий или ситуации в стране (мире).
  • Задача учеников предложить варианты своих действий на месте правителя, путешественника, полководца и т.д. Возможны даже самые фантастические действия.
Креативное мышление: синквейн Синквейн – это стихотворение на заданную тему: Первая строка -  одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна. Вторая строка -  два слова, прилагательные, описывающие основную мысль. Третья строк а -  три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы. Четвёртая строка -  фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. Пятая строка -  слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение к теме.

Креативное мышление: синквейн

  • Синквейн – это стихотворение на заданную тему:
  • Первая строка -  одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна.
  • Вторая строка -  два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
  • Третья строк а -  три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
  • Четвёртая строка -  фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
  • Пятая строка -  слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение к теме.
Креативное мышление:  создание подкаста Подкаст – это увлекательный диалог, ток-шоу, история, по форме напоминает телепередачу, в которой берется интервью. Например: Вам предстоит создать подкаст о личности Петра I и его роли в истории. Воспользуйтесь учебником и Интернет – ресурсами для создания подкаста. Запишите подкаст. Как правило, создание подкаста  - это работа в паре или группе.

Креативное мышление: создание подкаста

  • Подкаст – это увлекательный диалог, ток-шоу, история, по форме напоминает телепередачу, в которой берется интервью.
  • Например: Вам предстоит создать подкаст о личности Петра I и его роли в истории. Воспользуйтесь учебником и Интернет – ресурсами для создания подкаста. Запишите подкаст.

Как правило, создание подкаста

- это работа в паре или группе.

Креативное мышление: историческая экскурсия Пример задания : представьте себе, что вы экскурсовод. Вам необходимо составить текст, который будет сопровождать вашу экскурсию по памятным местам Русско-турецкой войны 1787-1791. Как правило, это работа в паре или группе. Создается мини-проект, который каждая группа защищает в конце урока. Работа в группе,  8 «Б» класс

Креативное мышление: историческая экскурсия

  • Пример задания : представьте себе, что вы экскурсовод. Вам необходимо составить текст, который будет сопровождать вашу экскурсию по памятным местам Русско-турецкой войны 1787-1791.
  • Как правило, это работа в паре или группе.
  • Создается мини-проект, который каждая группа защищает в конце урока.

Работа в группе,

8 «Б» класс

Креативное мышление:  историческое сочинение   Пример задания : напишите мини-сочинение на тему «Я участник битвы под Нарвой 1700 года». Возможные варианты вводной части : После урока истории мне приснилось…; Однажды мы с другом создали машину времени…; Как то раз я посетил музей и увидел…, у меня разыгралось воображение и я представил … Однажды я нашел старинную шкатулку, в которой обнаружил интересное письмо. В нем говорилось…

Креативное мышление: историческое сочинение

  • Пример задания : напишите мини-сочинение на тему «Я участник битвы под Нарвой 1700 года».
  • Возможные варианты вводной части :
  • После урока истории мне приснилось…;
  • Однажды мы с другом создали машину времени…;
  • Как то раз я посетил музей и увидел…, у меня разыгралось воображение и я представил …
  • Однажды я нашел старинную шкатулку, в которой обнаружил интересное письмо. В нем говорилось…
Креативное мышление:  сделай свой вывод (практикум)   Стоимость рабочего без квалификации в Петербурге составляла 150 руб. (83 700 руб. по современному курсу), а в некоторых губерниях не превышала 5 руб. (2 790 руб.). На эти деньги можно было купить 205 кг уже приготовленной свинины или 4-5 мешков пшеничной муки. Цены росли в зависимости от квалификации. Рукодельница в столице стоила 250 руб., столяр или плотник – 600 руб., писарь – 300 руб. В редких случаях платили даже 1 000 руб. Но цены росли.   Особенно сильно они увеличились во второй половине 18 века. Как пишет в своей книге «Пушкинский Петербург» А. Яцевич (издание 1931 года), в 1747 году можно было купить за 60 рублей двух людей и двух лошадей. Однако уже через 10 лет цены изменились и за молодого здорового мужчину просили 300-400 руб., а за девушку – от 100 до 200 руб.  Задание: Какие выводы можно сделать исходя из сведений источника? Сформулируйте не менее трех выводов. 

Креативное мышление: сделай свой вывод (практикум)

Стоимость рабочего без квалификации в Петербурге составляла 150 руб. (83 700 руб. по современному курсу), а в некоторых губерниях не превышала 5 руб. (2 790 руб.). На эти деньги можно было купить 205 кг уже приготовленной свинины или 4-5 мешков пшеничной муки. Цены росли в зависимости от квалификации. Рукодельница в столице стоила 250 руб., столяр или плотник – 600 руб., писарь – 300 руб. В редких случаях платили даже 1 000 руб. Но цены росли.

Особенно сильно они увеличились во второй половине 18 века. Как пишет в своей книге «Пушкинский Петербург» А. Яцевич (издание 1931 года), в 1747 году можно было купить за 60 рублей двух людей и двух лошадей. Однако уже через 10 лет цены изменились и за молодого здорового мужчину просили 300-400 руб., а за девушку – от 100 до 200 руб.

Задание: Какие выводы можно сделать исходя из сведений источника? Сформулируйте не менее трех выводов. 

Креативное мышление:  сделай свой вывод

Креативное мышление: сделай свой вывод

Выводы Сегодня все больше ценятся люди умеющие извлекать нужную информацию и с нестандартным мышлением. Уроки истории очень оживляют учебные задания творческого, креативного характера. Успех при выполнении задания пробуждает интерес к учебе, создает эмоциональный положительный фон, позволяет без труда освоить ученикам даже сложные темы и понятия.

Выводы

  • Сегодня все больше ценятся люди умеющие извлекать нужную информацию и с нестандартным мышлением.
  • Уроки истории очень оживляют учебные задания творческого, креативного характера.
  • Успех при выполнении задания пробуждает интерес к учебе, создает эмоциональный положительный фон, позволяет без труда освоить ученикам даже сложные темы и понятия.
Источники https://infourok.ru/proekt-na-temu-metody-razvitiya-kreativnogo-myshleniya-na-urokah-istorii-6342576.html https://infourok.ru/razvitie-kreativnogo-mishleniya-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-2637762.html https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kreativnogo-myshleniya-obuchayuschihsya-na-urokah-istorii-v-protsesse-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-chitatelskoy-gramotnosti-na-urokah-istorii https://solncesvet.ru/conf_cat/%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8-%D0%B2-%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8/razvitie-kreativnogo-myshleniya-na-uroka.8080577705/ https://infourok.ru/zadaniya-po-razvitiyu-chitatelskoj-gramotnosti-na-urokah-istorii-tema-pravlenie-petra-i-6098697.html

Источники

  • https://infourok.ru/proekt-na-temu-metody-razvitiya-kreativnogo-myshleniya-na-urokah-istorii-6342576.html
  • https://infourok.ru/razvitie-kreativnogo-mishleniya-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-2637762.html
  • https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kreativnogo-myshleniya-obuchayuschihsya-na-urokah-istorii-v-protsesse-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti
  • https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-chitatelskoy-gramotnosti-na-urokah-istorii
  • https://solncesvet.ru/conf_cat/%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8-%D0%B2-%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8/razvitie-kreativnogo-myshleniya-na-uroka.8080577705/
  • https://infourok.ru/zadaniya-po-razvitiyu-chitatelskoj-gramotnosti-na-urokah-istorii-tema-pravlenie-petra-i-6098697.html