СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности как требование фгос для создания успешности обучения в образовательном пространстве

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на ШМО учителей русского языка и литературы 

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности как требование фгос для создания успешности обучения в образовательном пространстве»

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ТРЕБОВАНИЕ ФГОС ДЛЯ СОЗДАНИЯ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ТРЕБОВАНИЕ ФГОС ДЛЯ СОЗДАНИЯ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность

  • способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Основные читательские умения   1.Найти и извлечь (сообщение или информацию). 2.Интегрировать и интерпретировать (сообщение), или – по-русски: связывать и толковать. 3.Осмыслить и оценить (сообщение).

Основные читательские умения

1.Найти и извлечь (сообщение или информацию).

2.Интегрировать и интерпретировать (сообщение), или – по-русски: связывать и толковать.

3.Осмыслить и оценить (сообщение).

Упражнения для обучения изучающему чтению   • определите факты, содержащиеся в тексте, по степени важности; • назовите данные, которые вы считаете особо важными, обоснуйте свое решение; • добавьте факты, не меняя структуру текста; • найдите в тексте данные, которые можно использовать для выводов аннотации; • составьте аннотацию / реферат; • поставьте вопросы к основной и детализирующей информации текста; • напишите тезисы по содержанию прочитанного; • составьте письменную оценку (рецензию); • прочитайте сокращенный вариант текста, заполните пропуски недостающими словами

Упражнения для обучения изучающему чтению

• определите факты, содержащиеся в тексте, по степени важности;

• назовите данные, которые вы считаете особо важными, обоснуйте свое решение;

• добавьте факты, не меняя структуру текста;

• найдите в тексте данные, которые можно использовать для выводов аннотации;

• составьте аннотацию / реферат;

• поставьте вопросы к основной и детализирующей информации текста;

• напишите тезисы по содержанию прочитанного;

• составьте письменную оценку (рецензию);

• прочитайте сокращенный вариант текста, заполните пропуски недостающими словами

Упражнения для обучения ознакомительному чтению прочитайте план / утверждение, определите, соответствует ли он / оно последовательности изложенных в тексте фактов; расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последовательности, соответствующей содержанию текста; выберите правильный ответ из 3 – 4 вариантов; найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке; составьте план текста; найдите основную мысль в начале, середине, конце текста; подчеркните в каждом абзаце одно-два предложения, которые можно было бы опустить как несущественные; просмотрите текст и озаглавьте его; перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить;

Упражнения для обучения ознакомительному чтению

  • прочитайте план / утверждение, определите, соответствует ли он / оно последовательности изложенных в тексте фактов;
  • расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последовательности, соответствующей содержанию текста;
  • выберите правильный ответ из 3 – 4 вариантов;
  • найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке;
  • составьте план текста;
  • найдите основную мысль в начале, середине, конце текста;
  • подчеркните в каждом абзаце одно-два предложения, которые можно было бы опустить как несущественные;
  • просмотрите текст и озаглавьте его;
  • перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить;
Упражнения для обучения ознакомительному чтению составьте аннотацию прочитанного; передайте содержание текста в устной / письменной форме; составьте выводы на основе прочитанного; назовите наиболее интересные вопросы / данные, содержащиеся в тексте. Укажите, где можно использовать эти сведения; прочитайте текст и составьте на основе содержания схему (диаграмму, анкету и др.); выскажите свое мнение о возможности использования информации, содержащейся в тексте, в вашей будущей профессии и др.

Упражнения для обучения ознакомительному чтению

  • составьте аннотацию прочитанного;
  • передайте содержание текста в устной / письменной форме;
  • составьте выводы на основе прочитанного;
  • назовите наиболее интересные вопросы / данные, содержащиеся в тексте. Укажите, где можно использовать эти сведения;
  • прочитайте текст и составьте на основе содержания схему (диаграмму, анкету и др.);
  • выскажите свое мнение о возможности использования информации, содержащейся в тексте, в вашей будущей профессии и др.
Упражнения для обучения поисковому чтению   определите тему / проблему текста; прочитайте текст, определите, освещены ли в нем указанные вопросы; найдите в тексте основной довод в пользу заголовка; прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании; найдите на указанной странице характеристики действующих лиц; найдите абзацы, посвященные указанной теме; найдите в тексте ответы на вопросы (дающие основания для выводов); просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует; найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным / отрицательным; разделите текст на части в соответствии с пунктами плана; выразите свое мнение о содержании текста и соотнесите его со своим собственным опытом и др.

Упражнения для обучения поисковому чтению

  • определите тему / проблему текста;
  • прочитайте текст, определите, освещены ли в нем указанные вопросы;
  • найдите в тексте основной довод в пользу заголовка;
  • прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании;
  • найдите на указанной странице характеристики действующих лиц;
  • найдите абзацы, посвященные указанной теме;
  • найдите в тексте ответы на вопросы (дающие основания для выводов);
  • просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует;
  • найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным / отрицательным;
  • разделите текст на части в соответствии с пунктами плана;
  • выразите свое мнение о содержании текста и соотнесите его со своим собственным опытом и др.
 этапы работы с текстом 1. До чтения (стадия вызова) 2. Во время чтения (стадия осмысления) 3. После чтения (стадия рефлексии) 4. Творческое письмо

этапы работы с текстом

1. До чтения (стадия вызова)

2. Во время чтения (стадия осмысления)

3. После чтения (стадия рефлексии)

4. Творческое письмо

Поиск и осмысление информации   Инсерт Толстые и тонкие вопросы Двойной дневник Сюжетная таблица Таблица-синтез

Поиск и осмысление информации

  • Инсерт
  • Толстые и тонкие вопросы
  • Двойной дневник
  • Сюжетная таблица
  • Таблица-синтез
Инсерт - заметки на полях V (галочка)    известно ─ (минус)    противоречит представлению + (плюс)    является интересным и неожиданным ! (воскл. знак)   понравилось ? (вопрос)    желание узнать больше

Инсерт - заметки на полях

V (галочка) известно

─ (минус) противоречит представлению

+ (плюс) является интересным и неожиданным

! (воскл. знак) понравилось

? (вопрос) желание узнать больше

«Ромашка Блума» 1.Простой вопрос: Какие сочетания слов называются фразеологизмами? 2. Уточняющий вопрос: В прямом или в переносном значении употребляются слова во фразеологизмах? 3. Интерпретационный вопрос: Почему фразеологизмы имеются во всех развитых языках мира? 4. Творческий вопрос: Что произошло бы, если бы фразеологизмы исчезли из языка? 5. Оценочный вопрос: Как вы думаете, хорошо или плохо, что в языке есть фразеологические обороты? 6. Практический вопрос: В обычной жизни вы и ваши близкие употребляете фразеологизмы? Если да, то в каких ситуациях?

«Ромашка Блума»

1.Простой вопрос: Какие сочетания слов называются фразеологизмами?

2. Уточняющий вопрос: В прямом или в переносном значении употребляются слова во фразеологизмах?

3. Интерпретационный вопрос: Почему фразеологизмы имеются во всех развитых языках мира?

4. Творческий вопрос: Что произошло бы, если бы фразеологизмы исчезли из языка?

5. Оценочный вопрос: Как вы думаете, хорошо или плохо, что в языке есть фразеологические обороты?

6. Практический вопрос: В обычной жизни вы и ваши близкие употребляете фразеологизмы? Если да, то в каких ситуациях?

«Двойной дневник»   Что привлекло мое внимание в тексте? Ключевые слова (понятия, даты и т.д.)   Мои комментарии

«Двойной дневник»

Что привлекло мое внимание в тексте?

Ключевые слова (понятия, даты и т.д.) Мои комментарии

Поиск и осмысление информации   Сюжетная таблица КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? ПОЧЕМУ? Таблица – синтез Ключевые слова (моменты) текста Выписки из текста (связанные с ключевыми словами) Почему эта цитата важна (мысли, рассуждения)

Поиск и осмысление информации

Сюжетная таблица

  • КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? ПОЧЕМУ?

Таблица – синтез

Ключевые слова (моменты) текста

Выписки из текста (связанные с ключевыми словами)

Почему эта цитата важна (мысли, рассуждения)

Интеллект-карта  Представь систему персонажей «Сказки о мёртвой царевне …»  в виде схемы

Интеллект-карта Представь систему персонажей «Сказки о мёртвой царевне …» в виде схемы

Читательская грамотность  Способность получить высококлассное образование может стать элитарной привилегией, доступной только «посвященным». Произойдет разделение на тех, кто будет уметь читать сложную литературу, и тех, кто читает вывески, кто таким клиповым образом хватает информацию из Интернета. Оно будет раздвигаться все больше и больше.       Татьяна Черниговская  Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами.         И.Г. Песталоцци

Читательская грамотность

Способность получить высококлассное образование может стать элитарной привилегией, доступной только «посвященным». Произойдет разделение на тех, кто будет уметь читать сложную литературу, и тех, кто читает вывески, кто таким клиповым образом хватает информацию из Интернета. Оно будет раздвигаться все больше и больше.

Татьяна Черниговская

Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами.

И.Г. Песталоцци