ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ТРЕБОВАНИЕ ФГОС ДЛЯ СОЗДАНИЯ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Читательская грамотность
- способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Основные читательские умения
1.Найти и извлечь (сообщение или информацию).
2.Интегрировать и интерпретировать (сообщение), или – по-русски: связывать и толковать.
3.Осмыслить и оценить (сообщение).
Упражнения для обучения изучающему чтению
• определите факты, содержащиеся в тексте, по степени важности;
• назовите данные, которые вы считаете особо важными, обоснуйте свое решение;
• добавьте факты, не меняя структуру текста;
• найдите в тексте данные, которые можно использовать для выводов аннотации;
• составьте аннотацию / реферат;
• поставьте вопросы к основной и детализирующей информации текста;
• напишите тезисы по содержанию прочитанного;
• составьте письменную оценку (рецензию);
• прочитайте сокращенный вариант текста, заполните пропуски недостающими словами
Упражнения для обучения ознакомительному чтению
- прочитайте план / утверждение, определите, соответствует ли он / оно последовательности изложенных в тексте фактов;
- расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последовательности, соответствующей содержанию текста;
- выберите правильный ответ из 3 – 4 вариантов;
- найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке;
- составьте план текста;
- найдите основную мысль в начале, середине, конце текста;
- подчеркните в каждом абзаце одно-два предложения, которые можно было бы опустить как несущественные;
- просмотрите текст и озаглавьте его;
- перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить;
Упражнения для обучения ознакомительному чтению
- составьте аннотацию прочитанного;
- передайте содержание текста в устной / письменной форме;
- составьте выводы на основе прочитанного;
- назовите наиболее интересные вопросы / данные, содержащиеся в тексте. Укажите, где можно использовать эти сведения;
- прочитайте текст и составьте на основе содержания схему (диаграмму, анкету и др.);
- выскажите свое мнение о возможности использования информации, содержащейся в тексте, в вашей будущей профессии и др.
Упражнения для обучения поисковому чтению
- определите тему / проблему текста;
- прочитайте текст, определите, освещены ли в нем указанные вопросы;
- найдите в тексте основной довод в пользу заголовка;
- прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании;
- найдите на указанной странице характеристики действующих лиц;
- найдите абзацы, посвященные указанной теме;
- найдите в тексте ответы на вопросы (дающие основания для выводов);
- просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует;
- найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным / отрицательным;
- разделите текст на части в соответствии с пунктами плана;
- выразите свое мнение о содержании текста и соотнесите его со своим собственным опытом и др.
этапы работы с текстом
1. До чтения (стадия вызова)
2. Во время чтения (стадия осмысления)
3. После чтения (стадия рефлексии)
4. Творческое письмо
Поиск и осмысление информации
- Инсерт
- Толстые и тонкие вопросы
- Двойной дневник
- Сюжетная таблица
- Таблица-синтез
Инсерт - заметки на полях
V (галочка) известно
─ (минус) противоречит представлению
+ (плюс) является интересным и неожиданным
! (воскл. знак) понравилось
? (вопрос) желание узнать больше
«Ромашка Блума»
1.Простой вопрос: Какие сочетания слов называются фразеологизмами?
2. Уточняющий вопрос: В прямом или в переносном значении употребляются слова во фразеологизмах?
3. Интерпретационный вопрос: Почему фразеологизмы имеются во всех развитых языках мира?
4. Творческий вопрос: Что произошло бы, если бы фразеологизмы исчезли из языка?
5. Оценочный вопрос: Как вы думаете, хорошо или плохо, что в языке есть фразеологические обороты?
6. Практический вопрос: В обычной жизни вы и ваши близкие употребляете фразеологизмы? Если да, то в каких ситуациях?
«Двойной дневник»
Что привлекло мое внимание в тексте?
Ключевые слова (понятия, даты и т.д.) Мои комментарии
Поиск и осмысление информации
Сюжетная таблица
- КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? ПОЧЕМУ?
Таблица – синтез
Ключевые слова (моменты) текста
Выписки из текста (связанные с ключевыми словами)
Почему эта цитата важна (мысли, рассуждения)
Интеллект-карта Представь систему персонажей «Сказки о мёртвой царевне …» в виде схемы
Читательская грамотность
Способность получить высококлассное образование может стать элитарной привилегией, доступной только «посвященным». Произойдет разделение на тех, кто будет уметь читать сложную литературу, и тех, кто читает вывески, кто таким клиповым образом хватает информацию из Интернета. Оно будет раздвигаться все больше и больше.
Татьяна Черниговская
Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами.
И.Г. Песталоцци