Формирование читательской грамотности младших школьников средствами цифровой образовательной среды
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».
В данной ситуации большая ответственность ложится на начальную школу, которая закладывает основы функциональной грамотности обучающегося и формирует его мотивацию на учебу.
Одной из ключевых составляющих личности, которая готова к самообразованию, саморазвитию, умеющая овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить, является функциональная грамотность.
Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий: интернет, мобильные платформы и образовательные сервисы, системы автоматизации. Современный мир становится все более «цифровым», дети уже не мыслят себя вне «цифры». И потому важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать информацию. При этом привычка жить в условиях информационного перегруза приводит к меньшей концентрации внимания и более частой переключаемости, ситуативно обусловленному дефициту внимания.
Актуальность данной темы усиливается ещё и в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях – в условиях информатизации, компьютеризации, высоких технологий и искусственного интеллекта. Чтобы соответствовать вызовам глобального мира XXI века, человек как работник, как гражданин, как личность должен быть компетентным и функционально грамотным.
Впервые термин «функциональная грамотность» (от греч. «grammata» – «чтение и письмо») был предложен и введен в научный и практический оборот ЮНЕСКО в 1957 году и предполагал совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
Сегодня и российские, и западные специалисты признают необходимость нового содержательного наполнения понятия «функциональная грамотность», пересмотра ее компонентов. Решением этой задачи в России занимается коллектив Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».
Согласно Н.Ф. Виноградовой: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности Ребенок должен обладать:
готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …;
возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…;
способностью строить социальные отношения…;
совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…» [Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др.
Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018, с. 16–17] Леонтьев А.А.: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003, С. 35.]
Выпускник начальной школы должен обладать:
готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
способностью строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию.
Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию.
Содержание функциональной грамотности младшего школьника составляют метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Ресурсы образовательных платформ вызывают интерес обучающихся, способны удовлетворять самые разные интересы. С использованием инструментов платформ электронного обучения значительно облегчилась задача выстраивания образовательного процесса с учетом образовательных запросов, индивидуальных возможностей и способностей учащихся, т.е. проектирование вариативных образовательных маршрутов обучающихся.
Ни для кого не секрет, что на любом уроке есть ученики, которые раньше всех остальных в классе осваивают материал и выполняют все задания, и есть ученики, которые не успевают сделать задания в отведенное время и отстают от класса. И в том, и в другом случае возникает риск снижения мотивации к изучению предмета. Для поддержания интереса к учебе использую платформу Учи.ру. Занимаясь на данной платформе, учащийся находится в комфортной интерактивной среде, которая поддерживает с ним постоянный диалог. Если ученик выполняет задания легко и без ошибок, то он быстро переходит к следующим карточкам. При возникновении затруднений платформа задает ему наводящие вопросы, помогает прийти к правильному решению. Когда ребенок делает много ошибок, он получает больше аналогичных заданий для отработки. А самые сложные задания разбиваются на более мелкие, с которыми ученик может справиться самостоятельно. Последовательно выполняя задания, изучая одну тему за другой, ученики в комфортном темпе и с нужным количеством повторений осваивают школьную программу без пробелов. Кроме того, на данной платформе можно изменить программу класса или отдельного ребёнка, подстраиваясь к образовательным потребностям, в том числе и к особым (одарённые дети, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья).
Работу с одаренными детьми на этой же платформе реализую через систему предметных олимпиад «Дино», «Русский с Пушкиным», «Юный предприниматель», «Заврики», «Плюс», «Бриг», которые представлены в онлайн-формате. Участие в данных олимпиадах помогает школьнику тренировать своё внимание, логику и пространственное воображение, учит мыслить шире привычных рамок урока.
Читательская грамотность - ключ ко всем видам функциональной грамотности. Что пригодится ребенку во взрослой жизни? Умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, объяснять. Поэтому именно читательская грамотность является одной из составных частей планируемых результатов обучения в соответствии с ФГОС НОО.