СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование читательской грамотности младших школьников»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важность и способы формирование читателтской граммотности у школьнико

Просмотр содержимого документа
««Формирование читательской грамотности младших школьников»»

«Формирование читательской грамотности младших школьников»

Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем  современного образования.  

В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.

 В своей практике  я столкнулась со следующими проблемами: 

- дети имеют низкую скорость чтения;

- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются кратко пересказать содержание.

И так возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.

 Что же такое грамотность?  Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.  

А что же такое читательская грамотность?

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять  над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы   расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Назову особенности   формирования читательской грамотности:

1. Формирование навыка чтения. Оно строится на

-умение правильно прочитывать слова;

-понимать смысл текста;

-выразительно читать;

2. Овладение техникой чтения.

3.Формирование читательских интересов.

Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие учащиеся уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов. Мы должны стремиться к такому результату. Итоги краевых контрольных работ показывают, что наши дети при поиске ответа на вопрос, как правило, обращаются к нужному фрагменту текста, но часто выделяют искомую информацию неточно, испытывают затруднения при выстраивании причинно-следственных связей; неточно интерпретируют художественные тексты, трудно выделяют авторскую позицию, связывают намерения автора с выбранными им языковыми средствами. Не понимают текст. Считаю актуальной тему формирования читательской грамотности у учащихся.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской грамотности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:

  • умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:

  •  умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:

  •  найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

  •  основываясь на тексте, сделать простые выводы; умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»:

  •  устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

  •  интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

  •  реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы. 

  • Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.

  • Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.

  • Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.





Формы и средства работы

Использую тексты блицконтроля скорости чтения и понимания текста, литературные тесты, которые содержат задания трёх уровней сложности. На уроках, в том числе и литературного чтения, использую парную форму работы:

  • поиск верных и неверных утверждений

  • найти речевые ошибки и исправь их

  • совместное изучение и пересказ в паре

  • деление текста на смысловые части

  • восстановить порядок действий по картинкам

  • озаглавливание каждой части

  • пересказ текста в паре

Виды проблемных диалогов:

  • Через ключевой вопрос урока

  • Через столкновение мнений

  • Через грамматическую сказку

  • Через ошибку

  • Проблема «лёгкой темы»

  • Прием сравнения

  • Урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными

Специфика формирования читательских умений младших школьников в процессе изучения английского языка

        Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Одной из главных задач обучения чтению на уроках английского языка в начальной школе является формирование у младших школьников читательских умений. И хотя усилий в этом направлении прилагается немало, результаты нельзя назвать удовлетворительными, так как педагогическая практика показывает, что у обучающихся в начальных классах навык чтения формируется недостаточно полноценно. Это приводит к тому, что у младших школьников постепенно пропадает интерес к самому процессу чтения. В связи с этим возникает необходимость приобщения обучающихся к чтению. Поэтому, одним из ведущих методов обучения английскому языку становится работа с текстом, в процессе которой младшие школьники овладевают читательскими умениями.

Начальный этап обучения чтению имеет своей целью формирование у обучающихся техники чтения на английском языке и, в частности, таких умений, как:

  • умение читать с помощью (изученных) правил и с правильным словесным ударением;

  • умение читать с правильным логическим и фразовым ударением простые нераспространенные предложения;

  • умение читать основные коммуникативные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные);

  • умение читать небольшие тексты с разными стратегиями, обеспечивающими понимание основной идеи текста, полное понимание текста и понимание необходимой информации;

  • умение читать и понимать содержание текста на уровне значения и отвечать на вопросы по содержанию текста;

  • умение определять значения незнакомых слов по знакомым словообразовательным элементам (приставки, суффиксы) и по известным составляющим элементам сложных слов, аналогии с родным языком, конверсии, контексту, иллюстративной наглядности;

  • умение пользоваться справочными материалами (англо-русским словарем, лингвострановедческим справочником) с применением знаний алфавита и транскрипции;

  • умение читать и понимать тексты, написанные разными типами шрифтов;

  • умение читать с соответствующим ритмико-интонационным оформлением простые распространенные предложения с однородными членами;

  • умение понимать внутреннюю организацию текста;

  • умение читать и понимать содержание текста на уровне смысла и соотносить события в тексте с личным опытом.  

2. Умения, формирующиеся при работе с текстом.

Анализируя данную группу умений, описанных в современных рабочих программах начального общего образования, можно выделить разные этапы работы с текстом:

1. работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного. На данном этапе у обучающихся формируются следующие читательские умения:

  • умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

  • умение определять тему и главную мысль текста;

  • умение делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

  • умение вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;

  • умение понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграмма;

  • умение использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

  • умение предвосхищать содержание текста за счет вдумчивого прочтения заголовка и прогнозирования того, какое содержание может быть в него вложено;

  • умение ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

2. работа с текстом: преобразование и интерпретация информации. На данном этапе у обучающихся формируются следующие читательские умения:

  • умение пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

  • умение составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

3. работа с текстом: оценка информации. На данном этапе у обучающихся формируются следующие читательские умения:

  • умение высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о прочитанном тексте;

  • умение участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

3. Умения в области речевой деятельности в русле чтения, отражены в том или ином виде во всех действующих рабочих программах начального общего образования.

Предполагается формирование умений [1]:

  • читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию;

  • читать про себя тексты, включающие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, и понимать их основное содержание; находить в тексте нужную информацию (имена персонажей, где происходит действие и т.д.).

Уже на начальном этапе обучения чтению на английском языке младших школьников следует обучать работе с текстом. При работе с любым текстом (печатным, звуковым, видео) можно выделить три основных этапа: предтекстовый, текстовый, послетекстовый.

Рассмотрим подробнее каждый из этапов:

1. Предтекстовый – пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом; актуализация личного опыта обучающихся путем привлечения знаний из других образовательных областей школьных предметов; прогнозирование содержания текста с опорой на знания обучающихся, их жизненный опыт, на заголовок и рисунки и т.д. (формирование прогностических умений) [7]. Здесь необходимо соблюдать одно важное правило: вся предварительная работа над текстом не должна касаться его содержания, иначе школьникам будет неинтересно его читать.

Предлагаемые упражнения: работа с заголовком; использование ассоциаций, связанных с именем автора; сформулировать предложения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций; ознакомиться с новой лексикой и определить тематику / проблематику текста на основе языковой догадки; просмотреть текст / первый абзац и определить, о чем этот текст; прочесть вопросы / утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику; попытаться ответить на предложенный вопросы до чтения текста [8].

2. Чтение текста (отдельных его частей) с целью решения конкретной коммуникативной задачи, сформулированной в задании к тексту и поставленной обучающимися перед чтением самого текста. Объектом контроля чтения должно быть его понимание (результата деятельности). При этом контроль понимания прочитанного текста должен быть связан как с коммуникативными задачами, которые ставятся перед учащимися, так и с видом чтения. Если речь идет о работе с аутентичным текстом информационного характера, то он предназначен для работы над всеми видами чтения. Что касается прагматических текстов, то ряд из них целесообразно использовать для поискового чтения (карта города), другие – для полного понимания (рецепты, инструкции), третьи – для ознакомительного чтения (вывески, объявления и др.) [7]. На данном этапе должно действовать следующее правило: нецелесообразно многократно читать один и тот же текст, потому что если содержание текста известно, то его прочтение теряет свой коммуникативный смысл. Повторное чтение целесообразно лишь в том случае, если речь идет о поиске дополнительной, уточняющей информации.

Предлагаемые упражнения: найти / выбрать / прочесть / соединить / вставить (ответы на предложенные вопросы; подтверждение правильности / ложности утверждений; подходящий заголовок к каждому из абзацев; подходящее по смыслу предложение, пропущенное в тексте; предложения со следующими словами / грамматическими явлениями / идиоматическими выражениями и т.д.; глаголы / прилагательные / эпитеты / другие тропы, используемые автором при описании кого-либо или чего-либо; описание внешности / места события / отношения кого-либо к чему-либо и т.д.); догадаться (о значении слова или слов по контексту; какой из предложенных переводов / какая дефиниция слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте; как будут развиваться события во второй главе / следующей части текста) [8].

3. Послетекстовый – использование содержания текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи. Предлагаемые на этом этапе упражнения направлены на развитие умений репродуктивного плана, репродуктивно-продуктивного и продуктивного [7].

Предлагаемые упражнения: опровергнуть утверждения или согласиться с ними; доказать, что…; охарактеризовать…; сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста (обосновать свой ответ); сказать, с каким из данных выражений был бы не согласен автор; составить план, выделив его основные мысли; рассказать текст главного героя (злодея, наблюдателя, сплетника, журналиста и т.д.); кратко изложить содержание текста / составить аннотацию к тексту / дать рецензию на текст и т.д.; придумать, что могло бы случиться, если бы… (придумать новый конец текста); придумать новое название; подобрать / отобрать пословицы, которые подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею текста; взяв за основу ситуацию текста, написать собственный текст в другом жанре и т.д. [8].

Такое многообразие упражнений позволит, в зависимости от цели урока, вида выбранного текста и этапа работа, подобрать те из них, которые наилучшим образом помогут сформировать необходимые читательские умения у младших школьников.

Таким образом, можно сделать вывод, что читательские умения формируются только в системе, поэтому в процессе работы с текстом учитель формирует систему читательских умений в целом, хотя каждое конкретное упражнение связано, как правило, с одним из элементов текста и является крохотным шажком в овладении учеником соответствующих умений.  

Список литературы:

  1. Быкова Н.И. Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Английский в фокусе». 2 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.И. Быкова, М.Д. Поспелова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 77 с.

  2. Воюшина М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения // Начальная школа. – 2004. – № 3. – С. 39-44.

  3. Колесникова И.Л., Долгина О.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр “БЛИЦ”», «Cambridge University Press», 2001.

  4. Комков И.Ф. Методика преподавания иностранных языков: Учеб. пособие для ин-тов и фак. иностр. яз. – Мн.: Выш. школа, 1979. – 352 с.

  5. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько и др. – Мн.: Выш. шк., 1996. – 522 с.

  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с. – (Стандарты второго поколения).

  7. Системно-деятельностный (компетентностный) подход при обучении чтению на английском языке в начальной школе: материалы из опыта работы / авт.-сост. И.Г. Кузнецова; отв. за вып. О.В. Порхунова. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2012. – 90 с.

  8. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 239 с.