МКОУ Новлянская ООШ
учитель начальных классов Спиридонова М. А.
«Формирование читательской грамотности младших школьников в условиях сельской малокомплектной школы»
«Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом».
В.А.Сухомлинский
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
«Уметь читать» и «уметь читать грамотно - это не одно и то же.
Читательская грамотность - это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное.
Работа по формированию читательской грамотности проходит по следующим этапам:
Формирование навыка (техники) чтения
Технический:
способ чтения,
темп чтения,
правильность чтения,
выразительность.
Разносторонняя работа с текстом
Смысловой:
Умение осмысливать цели чтения;
Умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели (ознакомительное, изучающее, поисковое, выборочное)
Умение находить и извлекать необходимую информацию;
Умение определять основную и второстепенную информацию;
Умение понимать и адекватно оценивать информацию
Работа по формированию техники чтения и смыслового чтения неразделимы. Смысловое чтение должно стать основой успешности процесса обучения в школе.
Работу над формированием смыслового чтения необходимо начинать учителю со
знакомства с уровнями читательской грамотности обучающихся. Знание этих критериев позволит учителю сделать работу по формированию смыслового чтения целенаправленной и продуктивной. Видны проблемы и дефициты; прослеживается продвижение каждого ученика. Именно на уровни читательской грамотности должны быть рассчитаны задания при работе с текстом.
Рассмотрим классификацию уровней читательской грамотности и проанализируем дефициты читательских умений учеников каждого уровня.
Уровни читательской грамотности.
1. Низкий уровень
Ученик умеет:
извлекать те единицы информации (детали, факты), которые прямо названы в тексте. Только на основе такой явной информации он может размышлять о прочитанном, делать выводы, устанавливать логические связи.
Проблемы и дефициты:
- выводы и логические связи, которые выстраивает ученик, схватывают лишь часть
содержания текста, текст понимается фрагментарно и неточно;
- учащийся, как правило, неверно интерпретирует смысл образных выражений,
иносказания, часто делает ложные выводы;
2. Средний уровень
Ученик умеет:
- извлекать явную информацию;
- извлекать информацию, не изложенную явно, но напрямую вытекающую из сказанного, делать несложные обобщения;
- различать буквальный и небуквальный смысл сообщения;
- восстанавливать последовательность основных событий и выделять среди них центральные;
- связывать в единое целое сведения, изложенные в разных частях текста.
Проблемы и дефициты:
- при поиске ответа на вопрос ученик, как правило, обращается к нужному фрагменту текста, но часто выделяет искомую информацию неточно, включая в ответ избыточные или смежные сведения;
- испытывает затруднения при выстраивании причинно-следственных связей;
- неточно интерпретирует художественные тексты;
- ученику трудно выделить авторскую позицию, проанализировать форму текста, связывая намерения автора с выбранными им языковыми средствами.
Вывод: обучающиеся, овладевшие чтением на данном уровне, смогут самостоятельно осваивать материал в основной школе на основе текстов учебника только в том случае, если структура и язык учебных текстов достаточно прозрачны.
3. Повышенный уровень
Ученик умеет:
- находить явную информацию;
- прочитывать небуквальный, скрытый смысл художественного текста, соотнося с ним смысл отдельных фактов, подробностей, деталей;
- видеть главное;
- верно понимать логику информационного (как учебного, так и научно-популярного) текста;
- строить собственное суждение в этой логике.
Проблемы и дефициты: может испытывать трудности при выстраивании сложных логических связей, понимании авторской точки зрения, анализе средств выражения авторской мысли.
Вывод: обучающиеся, владеющие грамотностью чтения на данном уровне, смогут самостоятельно учиться на основе чтения текстов.
4. Высокий уровень
Ученик умеет:
- извлекать из сообщения нужную информацию;
- включать ее в более широкий контекст, видеть то большее, что стоит за сказанным;
- воссоздавать авторский замысел;
- понимать, почему для его выражения выбраны те или иные языковые средства;
- строить на основе прочитанного собственные суждения.
Вывод: обучающиеся, владеющие грамотностью чтения на данном уровне, смогут
использовать почерпнутую в текстах (как в учебных, так и в неучебных) информацию для собственного развития.
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих уровнях обучения.
В малочисленной сельской школе начальные классы объединённые. Организация целенаправленной продуктивной самостоятельной работы требует от учителя начальных классов много времени и сил при подготовке к занятиям, кропотливого труда и терпения на уроке.
Уроки чтения и окружающего мира в условиях объединённых классов являются для учителя самыми сложными, так как большую часть урока дети должны работать с текстом самостоятельно. Как эту работу сделать продуктивной с точки зрения формирования смыслового чтения и воспроизведения необходимой информации?
Важно так построить работу с текстом, чтобы она не ограничилась ознакомительным чтением. Надо, чтобы дети перечитывали тексты с целью извлечь необходимую информацию, готовлю карточки; продумываю задания, требующие выборочного и поискового чтения.
Формирование смыслового чтения начинаем уже в период обучения грамоте. При работе с текстами «Азбуки» уделяю внимание совершенствованию технической стороны чтения и параллельно работаю над смысловой стороной чтения. Ребёнок должен понимать, зачем он читает.
Печатаю вопросы к текстам. Вопрос надо прочитать и понять, найти нужную информацию в тексте. Отвечать на вопросы приучаю предложением (слова из вопроса использовать для ответа)
Важно выслушать ответ каждого ученика, но в объединённых классах время на работу с одним классом ограничено. Поэтому, начиная с первого класса, приучаю учеников отвечать на вопросы письменно. Эта работа позволяет организовать продуктивную работу с текстом. Она формирует умение воспринимать текст как единое смысловое целое, приучает детей правильно формулировать ответ и записывать его. Иногда ученики затрудняются правильно сформулировать ответ на вопрос. Тогда учитель выступает в роли консультанта.
Задания по тексту разнообразные:
- Простые вопросы (выбор правильного ответа по содержанию текста). Отвечая на них обучающийся называет какие-то факты, воспроизводит некую информацию;
-Объясняющие вопросы, направленные на уточнение причинно-следственных связей («Прочему что-то хорошо, а что-то плохо»; найдите предложение (отрывок), которые подтверждают ваш ответ)
-Уточняющие вопросы (дополните предложение словами из текста; восстановите последовательность происходящих событий);
-Оценочные вопросы: «Чем один герой отличается от другого? Найдите в тексте предложения, характеризующие героя»; выпишите предложение, в котором заключена главная мысль текста);
-Практические вопросы: «Как бы вы поступили на месте героя?
Приёмы работы с текстом
Приём «Словарики». При первоначальном чтении обучающиеся читают текст с карандашом, подчёркивают те слова, значение которых им непонятно
самостоятельная постановка вопросов учащимися и поиск ответов на них. Придумывая вопрос, ученик анализирует текст, подвергает его умственному досмотру, нащупывает новые слова, не всегда для него ясные. Использование этого приёма вызывает у детей большие затруднения. Они обычно придумывают вопросы, требующие немногословных ответов (Как зовут? Где? Куда? Когда? и т.п.). Стараюсь учить детей ставить к тексту объясняющие, уточняющие, оценочные вопросы. Формулирование таких вопросов затруднительно, так как словарный запас детей низок. Слабым местом у учащихся является подбор синонимов к слову (существительному, прилагательному, глаголу). А часто объяснить непонятное слово легче подбором к нему синонима.
Приём «Маркировки ключевых слов». Это выделение слов, предложений для характеристики героя, главной мысли текста.
Приём «Чтение с остановками», во время которого задаются вопросы. Одни направлены на проверку понимания, другие на прогнозирование содержания последующих отрывков. Можно поработать над техникой чтения, выразительностью, обсудить содержание части, дать возможность каждому ученику высказать свои суждения, аргументировать их, охарактеризовать героев, сделать выводы; пересказать, о чём прочитали.
Пересказ текста (подробный, выборочный, краткий, от имени главного героя) – всегда был и остаётся важным приёмом в развитии речи и обучении младших школьников смысловому чтению.
Например, письменные задания к рассказу М. Пляцковского «Помощник» (1 класс)
Восстановите план рассказа
Кролик принялся за дело.
Вместе работать быстрей и веселей
Я сейчас и без тебя обойдусь.
Крольчиха наварила супу.
Пришёл помочь суп есть
Я тебе в другой раз помогу
Ответьте на вопросы по тексту
Как звали кролика? __________________________________
Как звали ослика?_____________________________________
Кто строил дом?________________________________________
Как вы можете охарактеризовать ослика? ____________________________
Выбери пословицу, которая отражает главную мысль этого рассказа и спиши её
Задания к рассказу А. П. Чехова «Весной»(2 класс):
-найдите приметы весны, упомянутые в тексте;
-допишите глаголы-олицетворения к данным существительным (лучи, река, весна)
-каким прилагательным охарактеризовал А. П. Чехов это время года?.
Для организации самостоятельной работы с текстом использую работу в парах, в тройках
(чтение текса по цепочке, чтение по ролям, выборочное чтение по данным вопросам, выразительное чтение стихотворения по строфам и т.д.). На уроках чтения часто использую книжечки (распечатки текстов) для дополнительного чтения по данной теме. Подбираю рассказы на нравственную тему, о животных, о лесе, о хлебе и т. д.
Веду внеклассную работу по литературному чтению. Отмечаем юбилейные даты писателей: М. Пришвин, Г. Скребицкий, Н. Носов, Л. Толстой, И. Крылов, В. Драгунский. В. Бианки. Делаю подборку текстов данного писателя, делаю распечатки. Контролирую, что все рекомендованные тексты по теме были прочитаны всеми учениками. Проверяю осмысленность чтения с помощью разнообразных вопросов («Почему рассказ так назван», «От чьего имени ведётся повествование?», « Назовите героев рассказа», «Что в рассказе тебя заинтересовало?», «Какой урок читателю преподносит данный рассказ?» и т.д.
Печатаю тесты «Внимательный читатель»
Работа с учебником, с текстом ставится во главу угла.
Часто сталкиваюсь со следующими проблемами:
– дети имеют низкий темп чтения, не соблюдают границ предложений (небольшая пауза, понижение голоса)
– зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении (искажение букв, ударения).
- Дети зачастую не вчитываются в задание, которое требует вдумчивого планирования своей деятельности:
- Проблемы в осмысленном чтении текста задачи по математике. А задача – это небольшой текст, который требует максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию
Приёмы развития смыслового чтения на уроках математики.
Чтение текста задачи с остановками и проговариванием условия задачи: анализа логических цепочек, понимания жизненной ситуации
Составление плана решения задачи. Представление задачи в виде схематического рисунка, таблицы.
Перечитываем вопроса задачи и его обдумывание.
Это ещё раз подтверждает тезис «Читать – это способность понимать, использовать и анализировать прочитанное» В.А.Сухомлинский говорил: «Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить»
В заключении могу сказать: « Чтение – сложный, многогранный процесс. Он подразумевает решение важных познавательных и коммуникативных задач, понимание (общее, полное, критическое), нахождение конкретной информации, интерпретацию содержания текста. Чтение разных текстов позволят дифференцировать, индивидуализировать и интенсифицировать процесс обучения».
7