«Формирование читательской грамотности младших школьников»
Подготовила:
учитель начальных классов
МКОУ Большекандаратская СШ
им. И.К. Морозова
Федотова Елизавета Владимировна
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Д.Дидро
Что такое читательская грамотность?
Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
С какими проблемами я столкнулась:
- дети имеют низкую скорость чтения;
-не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
- затрудняются кратко пересказать содержание;
Особенности формирования читательской грамотности:
Формирование читательских интересов.
Формирование навыка чтения.
Овладение техникой чтения
-умение правильно прочитывать слова;
-понимать смысл текста;
-выразительно читать;
Задания для формирования читательской грамотности.
1 КЛАСС.
1.Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А
АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ
2.Прочитай слова без лишнего слога
ТЮСАЛЕНЬ ЛЕОНАПАРД ЛЯГУШЛИКА ДЯЗАТЕЛ ИНЖИДЮК СЕРЧАВИЗ КАДЫПУСТА УКТЮРОП
3.Читай только первые слоги. Какие слова получились?
КАНАТ ЛЕНТЯЙ ДАЧА РИСУНОК САНИ РАКЕТА ФАНТАЗИЯ КОНЦЕРТ ФЕНИКС ТАРЕЛКА ФИКУС АЛЛЕЯ КАРАНДАШ ТАБЛЕТКА ЛИМОН ЦАРЕВНА
2 КЛАСС.
- Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте.
L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T
2.Читай предложения наоборот справа налево:
.илмеЗ киретам йикёлад и йыворус йымас - адиткратнА
3-4 КЛАСС.
1.Использование принципа решения анаграмм для прочтения завершенных коротких текстов. Напомню, что смысл анаграммы в том, чтобы переставить буквы или звуки в слове, чтобы получилось другое слово.
мосКос.
кеРаты таюлет в москос. Я чоху теполеть к зёвдамз и назуть: мат дюли лии тен.
Слова для справок: подлечил, был, выпустил, вбежал, отнял.
3-4 КЛАСС.
2.Вставь подходящие по смыслу слова.
Скворец.
В комнату_______ кот. В зубах у кота________скворец. Коля __________у него птичку. Мальчик________раненое крылышко. Потом Коля__________скворца на волю.
3-4 КЛАСС.
3. Приём синквейн.
Название (сущ)
Описание(прил)
Описание(прил)
Действие (гл)
Действие (гл)
Действие (гл)
Чувство(фраза)
Повторение сути(синоним)
3-4 КЛАСС.
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней
– Станешь вчетверо умней.
1.книга
2.полезная интересная
3.учит помогает советует
4.Книга – лучший друг.
5.Библиотека
ПРИМЕРЫ:
Синквейны можно составлять по прочитанным сказкам, рассказам, стихотворениям. Начинать составление синквейна надо с самого простого:
ПО ЗАДАННОЙ ТЕМЕ
1.Чтение
2.Интересное Увлекательное
3.Помогает Учит Развивает
4.Кто много читает, тот много знает.
5.Знание
3-4 КЛАСС.
ПРИМЕРЫ:
ПО СТИХОТВОРЕНИЮ
Льётся он косой стеной
И стучит по нашим окнам.
Этот дождик проливной.
А в саду беседки мокнут.
Лист осенний долго кружит,
Чтоб потом спуститься в лужу.
С мамой мы пошли гулять.
Стал он землю поливать.
Поливал да поливал –
Всех под зонтики загнал .
1.Дождик
2.Проливной Холодный
3.Капает Стучит Моросит
4.Дождь – это когда небо плачет
5.Грусть
3-4 КЛАСС.
ПРИМЕРЫ:
ПО ЗАГАДКЕ
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней
– Станешь вчетверо умней.
1.
2.
3.
4.
5.
Преимущества:
- учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
- увеличивается интеллектуальный потенциал учащихся, расширяется их словарный запас;
- совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
- вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
- обостряется любознательность, наблюдательность;
- развивает активное слушание;
- повышается самооценка.
Спасибо за внимание!