Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка(1 слайд)
Под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с окружающим миром (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.)(2 слайд)
Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач.(3 слайд)
Одним из компонентов функциональной грамотности является читательская грамотность.
Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.(4 слайд)
Когда мы говорим «читательская компетентность», то имеем в виду достаточный уровень развития у учащихся навыков и умений пользоваться письменной информацией: поиск необходимых текстов, их правильный отбор и классификация в соответствии с заданной темой, их прочтение и трактование, устное и письменное представление прочитанного. Из вышесказанного следует, что читательская компетентность включает в себя следующие понятия – «грамотность» (навыки чтения, письма, счета и работы с документами), «минимальная грамотность» (способность читать и писать простые сообщения), а также «функциональная грамотность» (способность человека использовать навыки и умения чтения и письма в условиях его взаимодействия с окружающим миром).
Принципы обучения чтению на уроках иностранного языка
Чтение – это активный процесс, поэтому ученик должен быть заинтересован в содержании текста.(5 слайд)
Главный фактор в чтении – это прогнозирование и предположения. Ученики должны быть подготовлены учителем к работе с текстовым материалом. Для преодоления трудностей необходимо приготовить различный стимулирующий материал для работы с текстом. Это могут быть различные изображения, фотографии, интересный заголовок текста и, в конце концов, устные высказывания самого учителя. Важное значение имеет и подготовка учеников к работе с текстом и с языковой стороны восприятию текста с языковой стороны.(6 слайд)
Соответствие заданий и темы. При организации работы с текстом необходимо осуществлять правильный подбор различных упражнений, вопросов и заданий к тексту для того, чтобы они помогали решать поставленные задачи и мотивировали учащихся на процесс чтения.
(7 слайд)
Работа с текстом до конца. В тексте содержится большое количество слов, как новых, как и знакомых, а также различных грамматических явлений, речевых образцов, тезисов и т.д. Всё это максимально нужно использовать для развития учащегося.(8 слайд)
Методы и приёмы работы над текстом на уроке иностранного языка(9 Слайд)
Чтение является основным видом учебно – речевой деятельности при обучении иностранным языкам. Для того чтобы данный вид деятельности стал интересной и плодотворной базой обучения говорению, письму и аудированию, учителю принципиально важно обучить своих учеников правильной работе с текстовым материалом. Поэтому важно основываться в своей работе на следующие этапы:
– предтекстовый;
– текстовый;
– послетекстовый.(10 слайд)
Предтекстовый этап.
Целью данного этапа является формулирование речевой задачи для первичного знакомства с текстом, развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение прогнозировать содержание текст, создание положительного мотивирующего фактора для учащихся, уменьшение языковых и речевых трудностей.(11 слайд)
На предтекстовом этапе можно в своей работе использовать:
– «мозговой штурм» (ориентиры предвосхищения содержания (верно-не верно, согласен-не согласен, до-после);
– прогнозирование,(попытка спрогнозировать содержание книги, просмотрев рассечение вопроса (смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия);иллюстрации)
– различные образы, возникающие при чтении заголовка текста,
– раскрытие имеющихся у учеников знаний по вопросам, поднятым в тексте,
– предваряющие вопросы (придумать вопросы, ответы на которые ученики будут искать в тексте);
-глоссарий (актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста);(12 слайд)
В начале работы с текстовым материалом учителю нужно сделать процесс понимания задания и постараться показать важные моменты работы над данным текстом:
определить перед чтением по названию и (или) по составу текста, по изображениям, которые находятся в тексте, к какому виду (типу) этот текстовый материал относится (например, статья в газету или письмо);
главные герои, о которых может идти речь;
попросить учеников найти и подчеркнуть известные им слова, фразы, слова, о значении которых они могут догадаться без словаря и попросить ответить на вопрос о чем может быть данный материал (на русском языке и изучаемом), при этом делать опору на то, что они уже подчеркнули.
Текстовый этап
Целями текстового этапа являются: контроль уровня сформированности различных языковых навыков и речевых умений; формирование соответствующих навыков и умений. Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача - обеспечение полноценного восприятия текста. Это стадия осмысления, на которой учащиеся вступают в непосредственный контакт с текстом.
На данном этапе главным является понимание того, что ученики читают. Контроль понимания текстового материала должен быть тесно связан с видом чтения (см. выше) и с учебно-речевыми задачами, поставленными перед учениками.(13 слайд)
К стратегиям на данном этапе относятся:
чтение в парах;
чтение с пометками;
чтение с вопросами;
чтение с остановками;
паузы для сохранения информации;
преобразование текста в таблицу;
план в вопросах, с ключевыми словами;(14 слайд)
Послетекстовый этап
Целью послетекстового этапа является использование ситуации текста в опоры для развития умений и навыков строить монологические высказывания в устной и письменной речи.
(14 слайд)
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом, контроль понимания прочитанного.
Главная задача - осуществление стадии рефлексии. На этом этапе приёмы смыслового чтения направлены на подготовку к монологическим и диалогическим высказываниям по теме..
Упражнения на этом этапе должны быть нацелены на развитие умений следующих планов:
репродуктивного (написание лексических диктантов, правильное воспроизведение того или иного задания и т.д.),
репродуктивно-продуктивного (высказывание суждения и т.д.),
продуктивного (письменные и устные языковые высказывания, анализ слов, сравнение разных явлений в языке, умение делать выводы и т.д.).
Распространённые стратегии этого этапа:
отношение между вопросом и ответом;
вопросы после текста (оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста);
взаимовопросы;
синквейн;
сводные таблицы;
задание на соотнесения;
верно, неверно, нет информации;
проверочный лист;
текст с пропусками;
изменение перспективы (ученик пересказывает текст с позиции действующих лиц);
восстановление деформированного текста (перепутаны фрагменты текста, или последовательность предложений).Само собой разумеется, что задания, используемые учителем, будут зависеть от вида чтения (просмотровое, изучающее и т.д.).(15 слайд)
Задания на формирование функциональной грамотности способствуют повышению мотивации учащихся, расширяют их кругозор, развивают творческие способности– всё это необходимо для того, чтобы выпускник школы мог ориентироваться в жизненных ситуациях и использовать язык для решения коммуникативных задач.(16 слайд)