СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроках английского языка»



Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка(1 слайд)

Под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с окружающим миром (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.)(2 слайд)

Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач.(3 слайд)

Одним из компонентов функциональной грамотности является читательская грамотность.

Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.(4 слайд)

Когда мы говорим «читательская компетентность», то имеем в виду достаточный уровень развития у учащихся навыков и умений пользоваться письменной информацией: поиск необходимых текстов, их правильный отбор и классификация в соответствии с заданной темой, их прочтение и трактование, устное и письменное представление прочитанного. Из вышесказанного следует, что читательская компетентность включает в себя следующие понятия – «грамотность» (навыки чтения, письма, счета и работы с документами), «минимальная грамотность» (способность читать и писать простые сообщения), а также «функциональная грамотность» (способность человека использовать навыки и умения чтения и письма в условиях его взаимодействия с окружающим миром).

Принципы обучения чтению на уроках иностранного языка

Чтение – это активный процесс, поэтому ученик должен быть заинтересован в содержании текста.(5 слайд)

Главный фактор в чтении – это прогнозирование и предположения. Ученики должны быть подготовлены учителем к работе с текстовым материалом. Для преодоления трудностей необходимо приготовить различный стимулирующий материал для работы с текстом. Это могут быть различные изображения, фотографии, интересный заголовок текста и, в конце концов, устные высказывания самого учителя. Важное значение имеет и подготовка учеников к работе с текстом и с языковой стороны восприятию текста с языковой стороны.(6 слайд)

Соответствие заданий и темы. При организации работы с текстом необходимо осуществлять правильный подбор различных упражнений, вопросов и заданий к тексту для того, чтобы они помогали решать поставленные задачи и мотивировали учащихся на процесс чтения.

(7 слайд)

Работа с текстом до конца. В тексте содержится большое количество слов, как новых, как и знакомых, а также различных грамматических явлений, речевых образцов, тезисов и т.д. Всё это максимально нужно использовать для развития учащегося.(8 слайд)

Методы и приёмы работы над текстом на уроке иностранного языка(9 Слайд)

Чтение является основным видом учебно – речевой деятельности при обучении иностранным языкам. Для того чтобы данный вид деятельности стал интересной и плодотворной базой обучения говорению, письму и аудированию, учителю принципиально важно обучить своих учеников правильной работе с текстовым материалом. Поэтому важно основываться в своей работе на следующие этапы:

– предтекстовый;

– текстовый;

– послетекстовый.(10 слайд)

Предтекстовый этап.

Целью данного этапа является формулирование речевой задачи для первичного знакомства с текстом, развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение прогнозировать содержание текст, создание положительного мотивирующего фактора для учащихся, уменьшение языковых и речевых трудностей.(11 слайд)

На предтекстовом этапе можно в своей работе использовать:

– «мозговой штурм» (ориентиры предвосхищения содержания (верно-не верно, согласен-не согласен, до-после);

– прогнозирование,(попытка спрогнозировать содержание книги, просмотрев рассечение вопроса (смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия);иллюстрации)

– различные образы, возникающие при чтении заголовка текста,

– раскрытие имеющихся у учеников знаний по вопросам, поднятым в тексте,

– предваряющие вопросы (придумать вопросы, ответы на которые ученики будут искать в тексте);

-глоссарий (актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста);(12 слайд)

В начале работы с текстовым материалом учителю нужно сделать процесс понимания задания и постараться показать важные моменты работы над данным текстом:

  • определить перед чтением по названию и (или) по составу текста, по изображениям, которые находятся в тексте, к какому виду (типу) этот текстовый материал относится (например, статья в газету или письмо);

  • главные герои, о которых может идти речь;

  • попросить учеников найти и подчеркнуть известные им слова, фразы, слова, о значении которых они могут догадаться без словаря и попросить ответить на вопрос о чем может быть данный материал (на русском языке и изучаемом), при этом делать опору на то, что они уже подчеркнули.

Текстовый этап

Целями текстового этапа являются: контроль уровня сформированности различных языковых навыков и речевых умений; формирование соответствующих навыков и умений. Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача - обеспечение полноценного восприятия текста. Это стадия осмысления, на которой учащиеся вступают в непосредственный контакт с текстом.

На данном этапе главным является понимание того, что ученики читают. Контроль понимания текстового материала должен быть тесно связан с видом чтения (см. выше) и с учебно-речевыми задачами, поставленными перед учениками.(13 слайд)

К стратегиям на данном этапе относятся:

  • чтение в парах;

  • чтение с пометками;

  • чтение с вопросами;

  • чтение с остановками;

  • паузы для сохранения информации;

  • преобразование текста в таблицу;

  • план в вопросах, с ключевыми словами;(14 слайд)



Послетекстовый этап

Целью послетекстового этапа является использование ситуации текста в опоры для развития умений и навыков строить монологические высказывания в устной и письменной речи.

(14 слайд)

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом, контроль понимания прочитанного.

Главная задача - осуществление стадии рефлексии. На этом этапе приёмы смыслового чтения направлены на подготовку к монологическим и диалогическим высказываниям по теме..

Упражнения на этом этапе должны быть нацелены на развитие умений следующих планов:

  • репродуктивного (написание лексических диктантов, правильное воспроизведение того или иного задания и т.д.),

  • репродуктивно-продуктивного (высказывание суждения и т.д.),

  • продуктивного (письменные и устные языковые высказывания, анализ слов, сравнение разных явлений в языке, умение делать выводы и т.д.).

Распространённые стратегии этого этапа:

  • отношение между вопросом и ответом;

  • вопросы после текста (оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста);

  • взаимовопросы;

  • синквейн;

  • сводные таблицы;

  • задание на соотнесения;

  • верно, неверно, нет информации;

  • проверочный лист;

  • текст с пропусками;

  • изменение перспективы (ученик пересказывает текст с позиции действующих лиц);

  • восстановление деформированного текста (перепутаны фрагменты текста, или последовательность предложений).Само собой разумеется, что задания, используемые учителем, будут зависеть от вида чтения (просмотровое, изучающее и т.д.).(15 слайд)

Задания на формирование функциональной грамотности способствуют повышению мотивации учащихся, расширяют их кругозор, развивают творческие способности– всё это необходимо для того, чтобы выпускник школы мог ориентироваться в жизненных ситуациях и использовать язык для решения коммуникативных задач.(16 слайд)