СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение читательской грамотности на уроках 5 класса, првитие интереса к чтению художественной литературы

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

Текст №1. Отрывок из рассказа Виктора Петровича Астафьева «Васюткино озеро».

«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» – вспомнились ему слова отца и дедушки. И стал он припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички.

Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил все в кучку и поджег. Огонек, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Васютка подбросил еще веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров.

Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.





















































Задание 1. Прочитайте текст №1. На основе отрывка из рассказа

В. П. Астафьева «Васюткино озеро» составьте инструкцию «Как разжечь костёр».

Инструкция «Как разжечь костёр» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

1.________________________________

2.________________________________

3.________________________________

4.________________________________

5.________________________________

6.________________________________



Задание 2. Рассмотрите инструкцию по разведению костра (текст №2). Соотнесите информацию из инструкции (текст №2) с текстом №1, определите тип костра, который развёл Васютка и его предназначение.



Тип костра__________________________________

Предназначение______________________________

Задание №3.

Как вы понимаете фразу: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»

Дайте развёрнутый ответ:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №4. Соотнесите содержание 1 и 2 текста и определите, всё ли Васютка сделал так, как сказано в инструкции (текст №2). Если нет, то укажите, какие пункты из инструкции мальчик не выполнил.

Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №5. Какими практическими умениями обладал герой рассказа?

(см. текст №1)

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №6. Какими личными качествами обладал Васютка? Аргументируйте свой ответ, приведя примеры из текста (см. текст №1)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №7. Если бы Васютке нужно было вскипятить воду, то какой тип костра он бы развёл? (см. текст №2)

Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________

Текст №2.

























Тема. Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.

Цель: повышение уровня читательской грамотности учащихся, привитие интереса к книге, к чтению

Читательская грамотность

– способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Виды чтения: просмотровое, ознакомительное, поисковое, изучающее.

Изучающее чтение обязателен как для учащихся, так и для тех, кто и дальше будет обучаться в вузах.

Формы работы:

  • «Бюро литературных новинок» - мероприятие по продвижению новинок литературы среди учащихся, пропаганда лучших литературных  имен.

  • «Библиошопинг» - форма  массового  мероприятия, в ходе которого один участник мероприятия предлагает другому участнику «купить» книгу из фонда библиотеки, прорекламировав её.

  • Поэтический звездопад– мероприятие, посвящённое шедеврам поэзии или популярным поэтам, требующее чтения стихов.

  • Дискуссионные качели - обсуждение двумя командами какой-либо проблемы, вопроса.

  • Литературный сундучок – литературная игра, где вопросы и задания достаются из сундучка.

Мастер-класс на примере формы работы по формированию читательской грамотности на уроке литературы в 5 классе «Литературный сундучок»

Работа групп по заданиям 1-7

(см. слайды)



Предметные задачи:

  1. Работа с текстами разных стилей: художественный текст и официально-деловой (инструкция).

  2. Работа с поиском и выявлением необходимой информации (ряд заданий ориентирован на поиск в тексте и вычленение определенных деталей и фактов).

  3. Сопоставление двух текстов разных типов (сплошной и несплошной).

  4. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.

  5. Формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенным автором.

Задачи в области читательской грамотности:

. видоизменение сплошного текста (составлять инструкцию на основе сплошного текста);

2. чтение текста (восприятие его, извлечение информации, данной в явном и неявном виде, интерпретация её);

3. связь информации из текста со своим опытом;

4. формулирование своей точки зрения и обоснование её;

5. извлечение информации из текста, иллюстрации.