Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроках биологии»
«ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»
Хочу представить свой опыт о формировании читательской грамотности на уроках биологии.
В первую очередь на первых уроках мы знакомим учащихся с учебником, обращаем внимание содержащиеся в ним различные тексты: и тексты параграфов, разделение их на пункты, дополнительная информация и различные выделенные слова и предложения.
На этапе целеполагания мы можем использовать тонкие и толстые вопросы.
На этапе актуализации знаний я использую метод знаю, хочу знать, узнал для, того, чтобы сократить время урока я записываю таблицу на доске с ответами детей, а на этапе рефлексии они заполняют третий столбец.
Опираясь на пример открытых заданий PISA по читательской грамотности мы работаем с текстом. Просмотр текста и нахождение информации позволяет выявить необходимую информацию, которая может представлять собой несколько слов, предложений или цифр.
При изучении нового материалы мы применяем чтение по абзацам, для того чтобы дети могли выделить главную мысль, основные положения или определения.
Мы можем составлять сложный план параграфа или даже его пункта.
Прием «Где ответ?» - найти ответ прямо в тексте тоже используется на этапе изучения нового материала.
На этапе рефлексии мы можем возвратиться к «знаю, хочу знать», тонким и толстым вопросам. Ребята в парах составляют вопросы в течении определенного времени. Затем они выбирают себе соперников. И по очереди задают и отвечают на вопросы.
Таким образом, использование приемов смыслового чтения и технологий критического мышления ведет к формированию читательской грамотности. Это универсальное умение, которое позволяет не только познакомиться с информацией, но и критически ее оценивать.