СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности. Текстовый конструктор «По одежке встречают»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке «По одежке встречают» представлены тексты и задания к ним, напрвленные на формирование читательских умений.  

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности. Текстовый конструктор «По одежке встречают»»

Текстовый конструкт «По одежке встречают»


Идея/вопрос (для какого содержания предназначена задача?):

Характеристика женского русского народного костюма как удивительное явление, отражающее особенности культуры народа, его историю.


Текст № 1 Женский русский народный костюм

На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона проживания. Костюм подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.

Рубаха - основной элемент одежды всех русских людей, независимо от пола, возраста или социального положения. Различия были в основном в ткани, из которой ее шили, и в богатстве украшений. Например, детская рубаха делалась чаще всего из старой одежды родителей и имела минимум вышивки. Во многих областях дети до 12 лет не носили кроме нее ничего. Все народные костюмы России обязательно включали в свой состав этот предмет одежды. Как правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие — из шёлка.

Подол, рукава и ворот рубах украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами, блёстками, аппликациями и различными узорными вставками. Иногда плотный орнамент украшал всю нагрудную часть рубахи.

Сарафан был, как правило, трапециевидного силуэта, он надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное княжеское облачение с длинными откидными рукавами. Его шили из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе.


Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.



Существовала масса головных уборов, ведь замужние женщины всегда покрывали голову и прятали волосы. Дома они носили полотняные шапочки - «повойники» или просто повязывали платок. На выход надевали «кокошник» - головной убор с твердой подложкой на лбу, почти в каждой области были свои дизайны - в виде гребней или цилиндрические. К головным уборам могли крепить серьги. Зимой надевали меховые шапки, а сверху платки.

Незамужние девушки надевали венки с лентами, из под которых были видны волосы.













Текст № 2





















Текст № 3 Изображения

Рис. 1 Ф. О. Будкин
"Девушка перед зеркалом", 1848 г.

Рис. 2 В.М.Максимов «Русская крестьянка», 1896 г.

Русский костюм в стихотворном изложении Натальи Фомичевой (отрывок)

Девушки лебёдушками плыли,
Первыми красавицами слыли.
Надевали кольца, серьги, бусы,
Разноцветные платки-убрусы.

Коль девица с голой головою,
Значит, не помолвлена с судьбою.

После свадьбы косы убирались.
Без платка нигде не появлялись.


Комментарий о том, как связаны тексты: текст № 1 представляет собой популярную статью об истории русского народного костюма и является основным. Текст № 2 – дополняет предыдущий текст визуальным материалом о головных женских уборах. Текст № 3 представляет собой небольшую подборку произведений искусства (или их фрагментов), иллюстрирующих фактуальную информацию о народном костюме.







Вопросы

1. От чего зависели особенности национального костюма на Руси?

Ответ: от региона проживания женщины

Читательское умение: Находить и извлекать одну единицу информации, расположенную в одном фрагменте текста.

2. На какие два вида подразделялся русский национальный костюм?

Ответ: Костюм подразделялся на повседневный и праздничный.

Читательское умение: Находить и извлекать одну единицу информации, расположенную в одном фрагменте текста

3. Укажите, какие факты о русском национальном костюме, приведены в тексте № 1:


Факт

Да

Нет

Все народные костюмы России обязательно включали в свой состав рубаху.

+


Сарафан всегда являлся частью женского народного костюма.


-

Во многих областях дети до 12 лет не носили ничего кроме рубахи.

+


Ластовица-это треугольный или ромбовидный кусок ткани, вставленный в шов, чтобы добавить ширины или уменьшить напряжение от облегающей одежды.

+



Читательское умение: Понимать фактологическую информацию.

4. Какие сарафаны называли глухими?

Ответ: Глухой сарафан сшит из одного полотнища без пуговиц и застежек,

Читательское умение: Понимать значение слова или выражения на основе контекста.





5. Какой обычай (правило) описано в стихотворении Натальи Фомичевой? Почему следовали этому обычаю?

Ответ: Женщина меняла головной убор. Переход из одного социального состояния в другое, становилась замужней.

Читательское умение: Делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов;

6. Рассмотрите картины и назовите картину, на которой изображена замужняя женщина. Объясните ваш ответ.

Ответ: В.М.Максимов «Русская крестьянка», 1896 г.


Читательское умение: устанавливать и оценивать взаимосвязи между элементами/частями текста или текстами.


7. Как вы считаете, используют ли в современной моде элементы русского народного костюма. Обоснуй свой ответ.


Ответ: Да. Например, сарафан как вид одежды носят и сейчас. После чемпионата мира по футболу в моду вошли кокошники, которые делают более простыми и носят их не зависимо от статуса.


Читательское умение:  Применять информацию, полученную из текстов для решения новых учебно-практических, учебно-познавательных задач (в новой ситуации) с привлечением фоновых знаний.