Текстовый конструкт «По одежке встречают»
Идея/вопрос (для какого содержания предназначена задача?):
Характеристика женского русского народного костюма как удивительное явление, отражающее особенности культуры народа, его историю.
Текст № 1 Женский русский народный костюм
На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона проживания. Костюм подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.
Рубаха - основной элемент одежды всех русских людей, независимо от пола, возраста или социального положения. Различия были в основном в ткани, из которой ее шили, и в богатстве украшений. Например, детская рубаха делалась чаще всего из старой одежды родителей и имела минимум вышивки. Во многих областях дети до 12 лет не носили кроме нее ничего. Все народные костюмы России обязательно включали в свой состав этот предмет одежды. Как правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие — из шёлка.
Подол, рукава и ворот рубах украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами, блёстками, аппликациями и различными узорными вставками. Иногда плотный орнамент украшал всю нагрудную часть рубахи.
| Сарафан был, как правило, трапециевидного силуэта, он надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное княжеское облачение с длинными откидными рукавами. Его шили из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе. |
| Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам. | |
| |
Существовала масса головных уборов, ведь замужние женщины всегда покрывали голову и прятали волосы. Дома они носили полотняные шапочки - «повойники» или просто повязывали платок. На выход надевали «кокошник» - головной убор с твердой подложкой на лбу, почти в каждой области были свои дизайны - в виде гребней или цилиндрические. К головным уборам могли крепить серьги. Зимой надевали меховые шапки, а сверху платки.
Незамужние девушки надевали венки с лентами, из под которых были видны волосы.
Текст № 2
Текст № 3 Изображения
| Рис. 1 Ф. О. Будкин "Девушка перед зеркалом", 1848 г. | Рис. 2 В.М.Максимов «Русская крестьянка», 1896 г. |
| | |
Русский костюм в стихотворном изложении Натальи Фомичевой (отрывок)
Девушки лебёдушками плыли,
Первыми красавицами слыли.
Надевали кольца, серьги, бусы,
Разноцветные платки-убрусы.
Коль девица с голой головою,
Значит, не помолвлена с судьбою.
После свадьбы косы убирались.
Без платка нигде не появлялись.
Комментарий о том, как связаны тексты: текст № 1 представляет собой популярную статью об истории русского народного костюма и является основным. Текст № 2 – дополняет предыдущий текст визуальным материалом о головных женских уборах. Текст № 3 представляет собой небольшую подборку произведений искусства (или их фрагментов), иллюстрирующих фактуальную информацию о народном костюме.
Вопросы
1. От чего зависели особенности национального костюма на Руси?
Ответ: от региона проживания женщины
Читательское умение: Находить и извлекать одну единицу информации, расположенную в одном фрагменте текста.
2. На какие два вида подразделялся русский национальный костюм?
Ответ: Костюм подразделялся на повседневный и праздничный.
Читательское умение: Находить и извлекать одну единицу информации, расположенную в одном фрагменте текста
3. Укажите, какие факты о русском национальном костюме, приведены в тексте № 1:
| Факт | Да | Нет |
| Все народные костюмы России обязательно включали в свой состав рубаху. | + | |
| Сарафан всегда являлся частью женского народного костюма. | | - |
| Во многих областях дети до 12 лет не носили ничего кроме рубахи. | + | |
| Ластовица-это треугольный или ромбовидный кусок ткани, вставленный в шов, чтобы добавить ширины или уменьшить напряжение от облегающей одежды. | + | |
Читательское умение: Понимать фактологическую информацию.
4. Какие сарафаны называли глухими?
Ответ: Глухой сарафан сшит из одного полотнища без пуговиц и застежек,
Читательское умение: Понимать значение слова или выражения на основе контекста.
5. Какой обычай (правило) описано в стихотворении Натальи Фомичевой? Почему следовали этому обычаю?
Ответ: Женщина меняла головной убор. Переход из одного социального состояния в другое, становилась замужней.
Читательское умение: Делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов;
6. Рассмотрите картины и назовите картину, на которой изображена замужняя женщина. Объясните ваш ответ.
Ответ: В.М.Максимов «Русская крестьянка», 1896 г.
Читательское умение: устанавливать и оценивать взаимосвязи между элементами/частями текста или текстами.
7. Как вы считаете, используют ли в современной моде элементы русского народного костюма. Обоснуй свой ответ.
Ответ: Да. Например, сарафан как вид одежды носят и сейчас. После чемпионата мира по футболу в моду вошли кокошники, которые делают более простыми и носят их не зависимо от статуса.
Читательское умение: Применять информацию, полученную из текстов для решения новых учебно-практических, учебно-познавательных задач (в новой ситуации) с привлечением фоновых знаний.