Читать - значит «… извлечь из мёртвой буквы живой смысл…» К.Д.Ушинский.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании РISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
3 группы умений:
Группа 1 Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.
Группа 2 Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.
Группа 3 Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.
Для того чтобы умения по этим трём группам были сформированы, детей нужно учить:
различать свой личный опыт и реальность текста;
отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
переформулировать вопрос и сообщения текста;
использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
выражать свои мысли письменно. Приемы работы с текстом, используемые для просмотра.
Но, к сожалению, дети с низкими учебными возможностями не могут работать также как дети с более высокими учебными возможностями, но ещё труднее бывает этим детям работать с текстами читательской грамотности. При подготовке к тестированию PISA, первое что мы сделали, это провели диагностику детей, для того чтобы определить возможности каждого ребёнка, затем объединили детей в группы. Для каждой группы было назначено время для занятий, если нужны были индивидуальные консультации, учителем назначалось дополнительное время.
Дети достаточно ответственно отнеслись к занятиям, на них ходили все. Первая трудность, с которой столкнулись мы, это было то, что в группу с низкими возможностями попали ребята, являющиеся детьми овз, и ребята низкомотивированные. Низкомотивированные ребята после первых занятий начали значительно быстрее работать, чем дети овз, нужно было либо выделить им новое время для занятий, либо отправить их в другую группу, но они не захотели идти в другую группу, так как была создана для них ситуация успеха и дети стали раскрываться. Тем не менее, нужно было помочь и детям овз, создать и им ситуацию успеха, чтобы появилась мотивация к успешному выполнению заданий, мы не говорим здесь о 100% правильном выполнении, даже 30-50 % правильно выполненных заданий уже большой успех для таких детей. Мы нашли выход в следующем: во-первых, индивидуальный подход; во-вторых, старались создать ситуацию успеха; в-третьих, некоторые
На методическом совете школы было решено работать с текстами чг и на уроках. Например, проходя или повторяя тему «Деепричастный оборот», мы работали не с учебником, а с текстом, который взяли на сайте фг.реш.edu. Также можно было проработать и одно из заданий, например: «Какие причины привели к тому, что конструкции Шаболовской башни проела коррозия?
Приведите ДВЕ причины.»
Также, на классных часах, уроках истории, литературы, географии, биологии разрабатывались темы, которые соответствовали предложенным текстам на сайте фг.реш.edu
На одном из семинаров, организованных ТОГГИРО, наш куратор Елена Георгиевна Медведева предложила нам поработать с таблицей, туда нужно было вставить ответ ученика и эталонный ответ, затем, на одном из занятий разобрать с ребятами их ответы, при этом имя того, чей ответ был скопирован, в таблице указано не было. Я считаю, что этот способ был одним из самых эффективных. Ребята и из группы с высокими возможностями, и из группы с низкими возможностями одинаково высоко оценили этот вид работы, они отметили, что работа с таблицей позволила им увидеть допущенные ошибки, понять, как правильно нужно было ответить. Таблицу мы выводили на электронной доске и вместе обсуждали, дети высказывали свои ощущения от проделанной работы, почему ими была допущена ошибка.
Задание 2/11 | Эталон | Верные ответы | Неверные ответы |
В чём Шаболовская башня превосходит Эйфелеву башню в Париже? Найдите в тексте одно предложение, в котором содержится ответ на этот вопрос, и перетащите его с помощью мыши в поле ответа. | Скопировано одно предложение: «Это ни на что прежнее не похожая «технологичная» красота без единого чисто декоративного элемента, как, например, в Эйфелевой башне». | Это ни на что прежнее не похожая «технологичная» красота без единого чисто декоративного элемента, как, например, в Эйфелевой башне. | Эта башня не похожа ни на что другое |
Как вы считаете, для чего в последнем абзаце статьи приводится информация об Эйфелевой башне? | Дан ответ, в котором указано на то, что информация об Эйфелевой башне приведена для того, чтобы показать, что и Шаболовскую башню можно сохранить, ИЛИ показать пример отношения к объектам архитектурного наследия. | Эта информация приводится для того, чтобы люди задумались о том, что Шаболовскую башню можно сохранить, если проводить вовремя работы по сохранению. | Рассказать о своем превосходстве над Эйфелевой башней |
Помимо всех приёмов и видов работ, наработанных нами, мы ещё старались найти какие-либо новые виды работ, которые помогут нам в подготовке ребят, одним из действенных и понравившихся детям, оказался приём «Словарики». При этом приёме нужна предварительная подготовка. Нужно выбрать некоторое количество ребят, которые будут «словариками», с ними разбирается текст, находятся непонятные слова, объясняются и записываются их значения, затем, на занятии, ребята работают с текстом: читают его, находят ключевые слова, подчёркивают непонятные для них слова, а ребята- «словарики» эти слова нам разъясняют. Здесь же можно повторить и орфоэпические нормы, орфографические.