СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской грамотности учащихся на уроках английского языка посредством УМК Spotlight

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье дается определение читательской грамотности, а также приводится конкретные упражнения из УМК  Spotlight (7 класс) издательства "Просвещение"

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности учащихся на уроках английского языка посредством УМК Spotlight»

Формирование читательской грамотности учащихся на уроках английского языка посредством УМК Spotlight

«Чтение – вот лучшее учение»

А.С.Пушкин

Современному учителю постоянно приходится сталкиваться с термином «функциональная грамотность». Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функциональная грамотность – это не новые знания. В первую очередь, это – компетенции, готовность и способность действовать с опорой на уже полученные знания по разным предметам и жизненный опыт. Это способность к обобщениям, синтезу, интеграции и переносу знаний, умений, навыков.

Функциональная грамотность включает в себя следующие составляющие:

- читательская грамотность;

- финансовая грамотность;

- математическая грамотность;

- естественнонаучная грамотность;

- креативное мышление;

- глобальные компетенции;

- разрешение проблем.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Для формирования  читательской  грамотности на уроке иностранного языка необходимо организовать учебную деятельность в рамках 3-х основных процессов:   находить и извлекать информацию; осмысливать и оценивать содержание и форму текста; интегрировать и интерпретировать информацию. Очевидно, что читательская грамотность это не синоним начитанности, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни. Почти на каждом уроке приходится работать с текстом на иностранном языке, в котором есть достаточно большое количество незнакомых слов. Во-первых, нужно выявить их значения. После того, как значение слова для нас становится более понятным, мы расширяем область нашей работы, подбирая слова и составляя определённое словосочетание,  которые позволяет убедиться в том, насколько правильно и точно дети поняли значение того или иного слова. А это означает, что мы анализируем полученную информацию и интерпретируем её.  И последний вид работы, который мы используем на уроке, - это составление текста с ранее изученными словами и словосочетаниями. 

Составление текста - это особо сложный вид работы. Если тексты  получились интересные, это говорит о том, что дети смогли извлечь информацию, проанализировать и интерпретировать её, но и, самое главное, смогли применить полученную информацию и полученные знания при выполнении практического задания.

Упражнения на формирование навыков чтения:

- определить по заголовку тему текста;

- найти ответы на вопросы;

- согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прочтения текста; - выбрать подходящий заголовок к каждому из абзацев;

- найти в тексте предложения со следующими словами или грамматическими явлениями;

- найти описание внешности, место, события и другие факты;

-догадаться о значение слова по контексту.
Все эти упражнения широко представлены в учебнике по английскому языку для 7 класса «Spotlight 7» издательства «Просвещение».
Для примера  можно рассмотреть задания первого модуля. Тема модуля: «Жизнь в городе и жизнь в деревне». Учащиеся сами определяют тему текста; работают с новой лексикой, находят ответы на вопросы, выбирают подходящие заголовки, выбирают и анализируют грамматическую структуру текста, объясняют и обосновывают употребление  глагольных форм, применяют полученные знания для составления своего высказывания. Эти этапы работы как раз и подтверждают формирование читательской грамотности.