Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности учащихся на уроках английского языка посредством УМК Spotlight»
Формирование читательской грамотности учащихся на уроках английского языка посредством УМК Spotlight
«Чтение – вот лучшее учение»
А.С.Пушкин
Современному учителю постоянно приходится сталкиваться с термином «функциональная грамотность». Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функциональная грамотность – это не новые знания. В первую очередь, это – компетенции, готовность и способность действовать с опорой на уже полученные знания по разным предметам и жизненный опыт. Это способность к обобщениям, синтезу, интеграции и переносу знаний, умений, навыков.
Функциональная грамотность включает в себя следующие составляющие:
- читательская грамотность;
- финансовая грамотность;
- математическая грамотность;
- естественнонаучная грамотность;
- креативное мышление;
- глобальные компетенции;
- разрешение проблем.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Для формирования читательской грамотности на уроке иностранного языка необходимо организовать учебную деятельность в рамках 3-х основных процессов: находить и извлекать информацию; осмысливать и оценивать содержание и форму текста; интегрировать и интерпретировать информацию. Очевидно, что читательская грамотность это не синоним начитанности, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни. Почти на каждом уроке приходится работать с текстом на иностранном языке, в котором есть достаточно большое количество незнакомых слов. Во-первых, нужно выявить их значения. После того, как значение слова для нас становится более понятным, мы расширяем область нашей работы, подбирая слова и составляя определённое словосочетание, которые позволяет убедиться в том, насколько правильно и точно дети поняли значение того или иного слова. А это означает, что мы анализируем полученную информацию и интерпретируем её. И последний вид работы, который мы используем на уроке, - это составление текста с ранее изученными словами и словосочетаниями.
Составление текста - это особо сложный вид работы. Если тексты получились интересные, это говорит о том, что дети смогли извлечь информацию, проанализировать и интерпретировать её, но и, самое главное, смогли применить полученную информацию и полученные знания при выполнении практического задания.
Упражнения на формирование навыков чтения:
- определить по заголовку тему текста;
- найти ответы на вопросы;
- согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прочтения текста; - выбрать подходящий заголовок к каждому из абзацев;
- найти в тексте предложения со следующими словами или грамматическими явлениями;
- найти описание внешности, место, события и другие факты;
-догадаться о значение слова по контексту.
Все эти упражнения широко представлены в учебнике по английскому языку для 7 класса «Spotlight 7» издательства «Просвещение».
Для примера можно рассмотреть задания первого модуля. Тема модуля: «Жизнь в городе и жизнь в деревне». Учащиеся сами определяют тему текста; работают с новой лексикой, находят ответы на вопросы, выбирают подходящие заголовки, выбирают и анализируют грамматическую структуру текста, объясняют и обосновывают употребление глагольных форм, применяют полученные знания для составления своего высказывания. Эти этапы работы как раз и подтверждают формирование читательской грамотности.