Секция: формирование функциональной грамотности в гуманитарном образовании
«Формирование читательской грамотности в структуре функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения»
Н.П.Панова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Березовская средняя школа» ,учитель начальных классов
Россия, 607249, Нижегородская обл., г.о.г. Арзамас, д.Берёзовка, ул.Школьная, д.4; е-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлен опыт работы по формированию читательской грамотности в структуре функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в начальной школе по УМК «Школа России».
Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, младшие школьники.
В современных условиях одной из важнейших задач образования является формирование функциональной грамотности учащихся.Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации. Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Базовым компонентом функциональной грамотности является читательская грамотность, так как в современном обществе умение работать с информацией, а значит, и читать, прежде всего, становится обязательным условием успешности личности. Формирование читательской грамотности, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, рассматривается у учащихся в качестве планируемого результата обучения. Конечно, формирование читательской грамотности происходит при изучении всех без исключения предметов, но базовым предметом для этого является урок литературного чтения. На уроках литературного чтения создается основа для последующего обучения. Они играют основополагающую роль в формировании читательской грамотности младших школьников, осознании себя как грамотного читателя. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования чтение рассматривается как средство, которое служит для личностного развития ученика, его умению адаптироваться в обществе, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина.
Младший школьный возраст является наиболее эффективным для формирования читательской грамотности. Для того, чтобы решение данной проблемы было успешным, необходимо создание психолого-педагогических условий, направленных на поддержку и развитие детского чтения в образовательном пространстве школы
Успех формирования читательской грамотности обучающихся во многом зависит от умелого сочетания традиций и новаций в образовании. По направлению модернизации и отношению к традиционной образовательной системе особого внимания заслуживают следующие группы технологий:
педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений ,а именно педагогика сотрудничества, гуманно-личностная педагогика Ш.А. Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е.Н. Ильина и др.; педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся , а именно технология обучения на основе опорных сигналов В.Ф. Шаталова; педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения на основе современных информационно-телекоммуникационных средств В.В. Фирсова, смешанное обучение, перспективно-опережающее С.Н Лысенковой, групповые и коллективные способы обучения И.Б. Первина, В.К. Дьяченко. Какую бы технологию не выбрал учитель, необходимо помнить, что каждый текст может рассматриваться как источник информации о своем времени, как воплощение определенной системы взглядов, нравственных принципов и идеалов.
Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать информацию и понимать её. Наращивание темпов чтения, проверка техники чтения на скорость, по утверждению психологов и врачей-дефектологов, даже способно привести к неврозам . Исходя из этого , появляется необходимость сместить акцент с наращивания темпа чтения к формированию осознанного чтения. Поэтому работу над формированием читательской грамотности в структуре функциональной грамотности младших школьников считаю актуальной. Моя задача как учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки. Над этой проблемой я работаю уже не один год.
В 1 классе ,на уроках литературного чтения, обучаю детей: чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия; практическому отличию текста от набора предложений; выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя; знание структуры текста; подбору заголовка текста; составлению схематического или картинного плана под руководством учителя.
Добиться выразительности чтения у младших школьников считаем важнейшим условием работы учителя на уроках литературного чтения. Именно выразительность даёт понять отношение ребёнка к прочитанному тексту. Это возможность проникнуть в самую суть произведения, понять внутренний мир героев. Добиваюсь выразительности чтения через различные приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения: артикуляционная гимнастика; чтение одного предложения с разными интонациями; подражание речи учителя; прослушивание грамзаписи; скороговорки; хоровое чтение; физические минутки ; работа над логическим ударением; чтение по ролям; драматизация текста; чтение под музыку; разметка текста: паузы, логические ударения.
Во втором классе обучаю детей работать с текстом, а именно: правильному, сознательному, выразительному чтению; владению полным, кратким, выборочным пересказом ; делению на абзацы и составлению плана прочитанного текста; составлению характеристики героев и их поступков; созданию письменных текстов повествования, текстов описания, текстов рассуждения.
В третьих-четвёртых классах обучаю :находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному; самостоятельному выделению основной мысли; нахождению информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или косвенной форме; выявлению разных жизненных позиций героев и их совпадению с собственными убеждениями; прогнозированию содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку; самостоятельному формулированию вопросов по тексту; сравниванию текстов разных жанров, разных стилей с похожим содержанием.
Формируя функциональную грамотность младших школьников разными методами, отдаю предпочтение активным и интерактивным методам обучения при проведении уроков. Формы работы при этом могут быть разнообразные: индивидуальная, парная, групповая. В работе использую приёмы по формированию смыслового чтения: «Верите ли Вы?»;«Задай вопрос»;«Читаем и спрашиваем»; «Чтение с пометками»; Задания «на дополнение информации»; «Приём тонких и толстых вопросов»;«Чтение с остановками»;«Кластер»;«Лови ошибку». Правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у младших школьников формируются навыки мышления, являющимися важными составляющими понятия «читательская грамотность», которая является базовым навыком функциональной грамотности младшего школьника.
В заключении хотелось бы отметить , что начиная учиться в школе, младшие школьники делает первые шаги во взрослую жизнь. И вот здесь велика роль учителя. Главное – в каждом уроке должна быть «изюминка». Важно заинтересовать детей, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Следует поощрять любую полезную инициативу, подбадривать и поддерживать сомневающихся. Развитие навыков работы с текстом и информацией становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в реалиях современных требований к образованию. Для достижения высоких результатов в формировании читательской грамотности у младших школьников работа в этом направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова и др.. – Москва : Российский учебник; Вентана-Граф, 2018. – 288 с.
2. Галактионова, Т.Г. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова, М.И. Гринева и др. – Москва: Просвещение, 2011. – 88 с.
3. Губанова, М.И. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования / М.И. Губанова, Е.П. Лебедева. // Начальная школа. – 2017. – №12. – 65-68 с.
4. Дьякова Е.А. Развитие грамотности чтения как компонента функциональной грамотности в школе / Е.А. Дьякова.// Русская речевая культура и текст: материалы XI Международной конференции / под общей редакцией Н.С. Болотновой. – Томск, 2020. – 250-255 с.
5. Ермоленко В.А. Функциональная грамотность в современном контексте / В.А. Ермоленко. – Москва: Институт теории образования и педагогики Российской академии образования, 2002. – 120 с.
6. Алексеевская А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников. – М., 2008.
7. Колесова О.В. Приемы формирования читательской грамотности младших школьников / О.В. Колесова. – Нижний Новгород: НГПУ, 2018. – 54 с.