Доклад на тему: «Формирование читательской грамотности во внеурочной деятельности»
1 класс
Докладчик: Учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 им. П.И. Арчакова Колобердина О.Г.
Читательская грамотность (по PIRLS и PISA) определяется по уровню сформированности трех групп умений:
• Ориентация в содержании текста, понимание его целостного смысла и нахождение в нем необходимой информации;
• Интерпретация текста;
• Рефлексия на содержание или форму текста, а также оценка текста.
В современной методике обучения существуют два термина «смысловое чтение» и «продуктивное чтение».
Продуктивное чтение - полноценное восприятие и понимание текста читателем, активная читательская позиция по отношению к тексту и его автору. Авторы технологии продуктивного чтения - профессор Н.Н. Светловская, доктор пед. наук Е.В.Бунеева, доктор пед. наук О.В.Чиндилова.
Смысловое чтение –это чтение, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Авторы концепции УУД Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
На реализацию этой цели направлена технология продуктивного чтения, которая реализуется поэтапно с 1 по 4 класс.
В 1 классе происходит обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.
Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом.
1 этап. Работа с текстом до чтения
Цель - прогнозирование предстоящего чтения.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание будущего чтения, иначе –смысловые догадки.)
2 этап. Работа с текстом во время чтения
Цель – понимание текста на уровне содержания. Профессиональная компетенция учителя–обеспечить полноценное восприятие текста.
3 этап. Работа с текстом после чтения
Цель - достижение понимания текста на уровне смысла.
Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Данное пособие позволяет формировать читательскую грамотность учащихся. Работа с материалом, содержащимся в пособии способствует формированию у учащихся трех групп умений читательской грамотности.
Урок 5
Зачем слону хобот?
Тело слона так устроено, что ему трудно сесть или лечь.
Слоны даже спят стоя, чтобы не вставать на ноги утром.
Вот слон и отрастил себе хобот, чтобы доставать им то, что находится у него под ногами.
Сорвёт хоботом пучок травы, обобьёт с неё пыль о свои колени – и в рот.
. Подчеркни правильный ответ на вопрос:
Почему слон спит стоя?
- Земля слишком твёрдая.
- Земля слишком холодная.
- Слону трудно встать, если он ляжет