Доклад на тему: «Формирование читательской грамотности во внеурочной деятельности»
1 класс
Докладчик: Учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 им. П.И. Арчакова Колобердина О.Г.
«Приёмы формирования читательской грамотности у младших школьников во внеурочной деятельности»
Читательская грамотность (по PIRLS и PISA) определяется по уровню сформированности трех групп умений:
•Ориентация в содержании текста, понимание его целостного смысла и нахождение в нем необходимой информации;
•Интерпретация текста;
•Рефлексия на содержание или форму текста, а также оценка текста. Слайд
В современной методике обучения существуют два термина «смысловое чтение» и «продуктивное чтение».
Продуктивное чтение - полноценное восприятие и понимание текста читателем, активная читательская позиция по отношению к тексту и его автору. Авторы технологии продуктивного чтения - профессор Н.Н. Светловская, доктор пед. наук Е.В.Бунеева, доктор пед. наук О.В.Чиндилова.
Смысловое чтение –это чтение, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Авторы концепции УУД Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Слайд
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
На реализацию этой цели направлена технология продуктивного чтения, которая реализуется поэтапно с 1 по 4 класс.
В 1 классе происходит обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия. Слайд
Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом. Слайд
1 этап. Работа с текстом до чтения
Цель - прогнозирование предстоящего чтения.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание будущего чтения, иначе –смысловые догадки.)
1.Заполнение буквенных пропусков.
Бел__ пушист__ кот__, коричн__ шуст__ воро__, хит__ рыж__ лис__, больш__ сер__ сл__, длин__ умн__ жир__, сер__ шуст__ зай__.
2.Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями.
Ма/ши/на, ли/си/ца, крас/ный, мед/ведь,во/ро/на.
Ма-ши-на, ли-си-ца, крас-ный, мед-ведь, во-ро-на.
3.Чтение текста с прикрытой верхней частью строки.
4.Чтение текста по нижней части букв.
5.Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом.
ПАроХОД, ШколЬнИК, уЧеНик.
6.Чтение с постепенным наращиванием букв, слов.
верх-вверх низ-вниз
лес-лесочек сад-садик
игра-игрушка дом-домик
7.Чтение с закладкой.
Прочитанные слова закрываются закладкой. Это поможет избежать путаницы, ребенок не будет отвлекаться и сосредоточится на чтении нового слова.
8.Чтение с помощью «Решётки».
9. Продолжение пословиц, поговорок и крылатых выражений.
Задания на этом этапе направлены на постановку целей занятия, определение тематической направленности текста, выделение его героев по названию произведения, определение автора, нахождение ключевых слов, соотнесение иллюстрации к тексту с опорой на читательский опыт.
Задание:
Предположите, о чём и о ком этот текст?
по его названию;
по иллюстрациям к тексту;
по выделению героев произведения;
по выделенным словам.
Постановка целей урока. Определение тематической направленности текста
Выделение его героев по названию произведения.
Название имени автора.
Нахождение ключевых слов.
Соотнесение иллюстрации к тексту с опорой на читательский опыт.
2 этап. Работа с текстом во время чтения
Цель – понимание текста на уровне содержания.
Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.
Приемы работы с текстом.
Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение.
Чтение с остановками.
Словарная работа.
Выявление первичного восприятия с помощью беседы.
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов.
Постановка вопросов к тексту и к автору.
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Обращение к отдельным фрагментам текста.
Беседа по содержанию в целом.
Обобщение прочитанного.
Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту.
Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Приёмы работы с трудными словами
Остановимся на деятельности, имеющей немаловажное значение при анализе текста, как работа с трудными словами. Рассмотрим этот вопрос поэтапно. Умение истолковать незнакомое, новое слово – трудность для младшего школьника.
Игры-задания, кроссворды.
Ребусы, анаграммы.
Найди в предложениях.
Впиши в предложения подходящие по смыслу слова.
Замени словосочетания одним словом.
Закончи предложения.
Закончи фразеологизмы подходящим по смыслу словом.
Подумай и запиши.
Знакомство с новыми словами в форме путешествия.
Существуют методические приёмы работы над лексическим значением нового, непонятного слова:
показ предмета или действия, обозначаемого словом;
показ рисунка или иллюстрирование;
подстановка синонимов;
способ логического определения;
введение новых слов в предложение;
объяснение значения слова через словообразовательный анализ;
выяснение значения слова по толковому словарю.
Может показаться, что работа над отдельными словами - это мелочи, которые не будут играть важной роли при анализе общего смысла текста. Но наши дети лишь учатся вникать в произведение.
Приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения
Рассмотрим некоторые приёмы работы по формированию навыка выразительного чтения:
артикуляционная гимнастика;
чтение одного предложения с разными интонациями;
подражание речи учителя;
прослушивание грамзаписи;
скороговорки;
хоровое чтение;
физминутки;
работа над логическим ударением;
чтение по ролям;
драматизация текста;
чтение под музыку;
разметка текста: паузы, логические ударения;
упражнение «Эхо» (повторение за учителем с той же интонацией 1-2 строки стихотворения);
упражнение «Ускорение» (повторное произношение предложения с ускоренным темпом);
словарь настроений;
участие в художественной самодеятельности;
3 этап. Работа с текстом после чтения
Цель - достижение понимания текста на уровне смысла.
Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Приемы работы.
Постановка проблемного вопроса к тексту.
Диалог, дискуссия.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя.
Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям.
Высказывание и аргументация отношения к прочитанному.
Выполнение творческих заданий.
Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее. В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка. Обратимся к традиционным видам творческих заданий.
Графическое иллюстрирование
Словесное иллюстрирование (рисование)
Творческий пересказ, драматизация.
Творческие задания игрового действия
Составление сказочных объявлений и телеграмм:
Составление кроссвордов.
Составление викторин.
книжки – самоделки;
лепка и аппликация.
Используя технологию критического мышления, представим приёмы работы с текстом.
Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Дети выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Прием «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на любой стадии занятия: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.
Этот прием развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
«Толстые и тонкие вопросы» могут быть оформлены в виде таблицы.
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Кто? Что? Когда? Может? Как зовут? Верно ли? Согласны ли Вы? | Объясните, почему? Почему Вы думаете? Почему Вы считаете? В чём различие? Что будет, если… Если предположить…, то… Обоснуйте, почему? |
Прием «Лови ошибку»
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Работая над составлением программы внеурочной деятельности «Читай, считай, думай» и предварительно ознакомившись с данным материалом по этапному формированию читательской грамотности я обратила внимание на электронную тетрадь «Смысловое чтение» 1 класс. Данное пособие предназначено для учащихся 1 класса общеобразовательных организаций.
Цель работы с пособием – сформировать у первоклассников умение читать и понимать тексты разных жанров, извлекать и анализировать нужную информацию, прогнозировать содержание текста по имеющейся информации, формулировать тему, отвечать на вопросы к тексту, высказывать собственное мнение о прочитанном. Задания, предлагаемые в данном пособии, последовательно развивают эти умения, пробуждают интерес к чтению, способствуют общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Слайд
Данное пособие позволяет формировать читательскую грамотность учащихся. Работа с материалом, содержащимся в пособии способствует формированию у учащихся трех групп умений читательской грамотности.
Рассмотрим эту работу на примере урока №5 «Зачем слону хобот?»
1 этап. Работа с текстом до чтения
Цель - прогнозирование предстоящего чтения.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание будущего чтения, иначе –смысловые догадки.)
Ставится проблемный вопрос: Зачем слону хобот? ( прослушиваются ответы детей) Слайд
2 этап. Работа с текстом во время чтения
Цель – понимание текста на уровне содержания. Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.
Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение.
Чтение с остановками.
Словарная работа.
Выявление первичного восприятия с помощью беседы.
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Слайд
3 этап. Работа с текстом после чтения
Цель - достижение понимания текста на уровне смысла. Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Подчеркни ответ на вопрос
Словесное иллюстрирование (рисование)
Творческий пересказ
Графическое иллюстрирование Слайд