Формирование читательской компетенции школьников
Через чтение дети познают их окружающий мир во всем его многообразии. Чтение является базовым умением для дальнейшего обучения и продвижения в современном обществе. В век информатизации падает престиж чтения и соответственно ухудшается читательская активность учащихся. Учащиеся школьного возраста больше тяготеют к просмотру телевизионных передач, к компьютерным играм, другому развлекательному контенту в сети Интернет, нежели к чтению художественной книги. Книга не становится для них источником необходимой информации, увлекательным заданием в свободное время.
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют основными задачами образовательной организации формирование ключевых компетенций учащихся школьного возраста - выработать потребность к знаниям в течение всей жизни. Сформированное умение читать – это путь к дальнейшему успешному обучению в старших классах и успеху в жизни.
В современном мире все стремительно меняется, человеку нужно постоянно учиться и изменять себя. А для этого учащимся необходимо формировать и развивать свои компетенции. Ведущее место в этом занимает читательская грамотность. Для того, чтобы учащийся умел отбирать информацию и понимать ее, необходимо работать над формированием знаний, умений, навыков, развивать умение извлекать необходимую информацию из текста, понимать его, оценивать его качество, уметь размышлять, собеседовать с автором, уметь задавать интересующие вопросы, вести беседу находить на них самостоятельно ответы.
Качество знаний зависит от ключевых компетентностей, способностей самостоятельно работать. В учебной и внеклассной работе систематически работаем над тем, чтобы дети научились использовать знания и умения, полученные в школе, в нестандартных ситуациях на практике и повседневной жизни. Программа школы направлена на формирование чтения, формирование умения преобразовывать полученную информацию, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы должно быть умение работать с различными видами информации.
Освоение смыслового чтения остается актуальным. Для этого недостаточно умения адекватно формулировать и умения распознавать основную мысль текста.
Выработка читательской компетенции – это трудоёмкая ежедневная работа из урока в урок, увлечение детей чтением дома после занятий
К сожалению, растет несоответствие речевого опыта современных школьников и языка литературных произведений – как классических, так и современных, нередко строящихся на игре цитатами и аллюзиями. Часто дети и подростки сталкиваются с различными вариантами недопонимания литературных текстов: ими не опознаются некоторые грамматические формы и категории, им неизвестны значения многих слов (они были понятны их сверстникам еще недавно), неясен смысл и подтекст бытовых ситуаций, обычаев жизненных установок героев.
Важно выработать привычку работать со словарями, не только с теми, которые помещены в учебнике, но и толковыми словарями русского языка, словарями синонимов, антонимов. Значение некоторых слов дети стараются объяснить сами, пытаются, а если это вызывает затруднения, то самостоятельно находят объяснение в толковом словаре. При чтении сложных текстов все трудные слова выписываю перед уроком, выясняем значения слов, используя различные приёмы и словари.
Не должно игнорироваться школьным образованием применение ИКТ при чтении.
Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения. Посмотрите на результаты исследования «Степень сохранения информации в памяти». Обратите внимание на тот факт, что через 3 дня обучающимися вспоминается только 10% устно изложенной информации, визуальное восприятие дает 20 % запоминания, а информация, полученная посредством ИКТ – 50%.
И тут на уроках литературы не обойтись без презентаций, обучающих видеофильмов и кинофильмов. Ведь подчеркивая специфику литературы, писатели далеко не случайно сопоставляют ее с другими искусствами.
На уроках литературы важную роль играет беседа. Характер беседы по прочитанному тексту определяется особенностями литературного произведения, возрастом и подготовкой детей, учитывая небольшой жизненный опыт школьников, умение рассуждать, участвовать в анализе изучаемых произведений в процессе беседы, дискуссии.
Перед началом прочтения желательно заинтриговать учеников, поставить перед ними проблемный вопрос, ответ на который они смогут найти в тексте, то есть попытаться пробудить интерес, мотивацию к чтению. Во-вторых, чтобы они читали, совершенно необходимо дать на это время. В-третьих, неукоснительно проверять выполнение задания, иначе дети быстро начнут понимать необязательность этого. И, в-четвертых, учителю стоит быть мобильнее: не применять приемов, которые «не идут» в определенном классе, ослабляют эмоциональное впечатление от прочитанного, и активнее применять приёмы, которые эти эмоции усиливают
Во время таких бесед ученики вникают в содержание текста, учатся задавать вопросы, в конце у каждого ученика рождается представление о задумке автора-зачем он написал это произведение для школьников.
В работе по формированию читательской компетенции я использую разнообразные виды деятельности на уроках литературы. Одним из эффективных приемов является чтение вслух с остановками. Для постановки дикции и правильного произношения необходимы речевые упражнения, отработка артикуляции, развитие внимания, чтение предложений и фраз разной смысловой интонации , силы голоса, проговаривание. Такая работа важна при подготовке обучающихся к УИС. Проводятся они в разных формах: чтение в парах, группами. Эффективно ведение читательских дневников, где отражается индивидуальное ежедневное чтение учащегося, тетрадей по чтению для творческих заданий. Это стимулирует и дисциплинирует самостоятельное чтение. С этой целью с разной периодичностью провожу литературные викторины, инсценировки рассказов, сказок.
Я работаю по линии учебников по литературе авт. Меркин Г.С.и др. Учебный материал данного учебника содержит произведения устного народного творчества, рассказы, стихи, а также познавательные статьи. Разделы подобраны с учётом возрастных особенностей детей. курс одновременно учит детей понимать литературное произведение, развивает навыки чтения, обогащает речь. Также формирует умение самостоятельно работать с книгой. Основное место занимают произведения отечественных авторов, но есть и произведения зарубежных авторов. Это даёт школьнику представление о многообразии литературы. Формирую читательские умения, которые усложняются от класса к классу. От урока к уроку развиваю навыки чтения, творческую деятельность.
В своей работе использую задания к тексту до чтения, во время чтения и после чтения. До чтения даю задание ученикам определить тему текста. Во время чтения могу использовать приём диалога с автором, прошу найти главные слова в тексте, даю задания по ходу чтения, задать вопросы по содержанию.
Таким образом, повышается вдумчивое отношение к читаемому произведению, а значит работает воображение, развивается устная и письменная речь. У младшего школьника формируется умение понимать, анализировать, сравнивать. Чтобы ответить на свои же вопросы, дети вынуждены неоднократно возвращаться к тексту. Также дети используют слова и выражения из читаемого текста, т.е. готовы к пересказу близко к тексту.
Работа по формированию читательской компетенции младших школьников будет результативным при тесном взаимодействии педагога, школьника и родителей. Родители своим примером воспитывают интерес детей к чтению. с этой целью с родителями разговор и на собраниях , и в индивидуальных беседах.