СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской компетентности

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена вопросам формирования читательской грамотности на уроках литературы

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской компетентности»

Формирование читательской компетенции школьников

Через чтение дети познают их окружающий мир во всем его многообразии. Чтение является базовым умением для дальнейшего обучения и продвижения в современном обществе. В век информатизации падает престиж чтения и соответственно ухудшается читательская активность учащихся. Учащиеся школьного возраста больше тяготеют к просмотру телевизионных передач, к компьютерным играм, другому развлекательному контенту в сети Интернет, нежели к чтению художественной книги. Книга не становится для них источником необходимой информации, увлекательным заданием в свободное время.

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют основными задачами образовательной организации формирование ключевых компетенций учащихся школьного возраста - выработать потребность к знаниям в течение всей жизни. Сформированное умение читать – это путь к дальнейшему успешному обучению в старших классах и успеху в жизни.

В современном мире все стремительно меняется, человеку нужно постоянно учиться и изменять себя. А для этого учащимся необходимо формировать и развивать свои компетенции. Ведущее место в этом занимает читательская грамотность. Для того, чтобы учащийся умел отбирать информацию и понимать ее, необходимо работать над формированием знаний, умений, навыков, развивать умение извлекать необходимую информацию из текста, понимать его, оценивать его качество, уметь размышлять, собеседовать с автором, уметь задавать интересующие вопросы, вести беседу находить на них самостоятельно ответы.

Качество знаний зависит от ключевых компетентностей, способностей самостоятельно работать. В учебной и внеклассной работе систематически работаем над тем, чтобы дети научились использовать знания и умения, полученные в школе, в нестандартных ситуациях на практике и повседневной жизни. Программа школы направлена на формирование чтения, формирование умения преобразовывать полученную информацию, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы должно быть умение работать с различными видами информации.

Освоение смыслового чтения остается актуальным. Для этого недостаточно умения адекватно формулировать и умения распознавать основную мысль текста.

Выработка читательской компетенции – это трудоёмкая ежедневная работа из урока в урок, увлечение детей чтением дома после занятий

К сожалению, растет несоответствие речевого опыта современных школьников и языка литературных произведений – как классических, так и современных, нередко строящихся на игре цитатами и аллюзиями. Часто дети и подростки сталкиваются с различными вариантами недопонимания литературных текстов: ими не опознаются некоторые грамматические формы и категории, им неизвестны значения многих слов (они были понятны их сверстникам еще недавно), неясен смысл и подтекст бытовых ситуаций, обычаев жизненных установок героев.

Важно выработать привычку работать со словарями, не только с теми, которые помещены в учебнике, но и толковыми словарями русского языка, словарями синонимов, антонимов. Значение некоторых слов дети стараются объяснить сами, пытаются, а если это вызывает затруднения, то самостоятельно находят объяснение в толковом словаре. При чтении сложных текстов все трудные слова выписываю перед уроком, выясняем значения слов, используя различные приёмы и словари.

Не должно игнорироваться школьным образованием применение ИКТ при чтении.

Наиболее эффективное воздействие на обучающихся  оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения.  Посмотрите на результаты исследования «Степень сохранения информации в памяти». Обратите внимание на тот факт, что через 3 дня обучающимися  вспоминается только 10% устно изложенной информации, визуальное восприятие дает 20 % запоминания, а информация, полученная посредством ИКТ – 50%.

И тут на уроках литературы  не обойтись без презентаций, обучающих видеофильмов и кинофильмов. Ведь подчеркивая специфику литературы, писатели далеко не случайно сопоставляют ее с другими искусствами.

На уроках литературы важную роль играет беседа. Характер беседы по прочитанному тексту определяется особенностями литературного произведения, возрастом и подготовкой детей, учитывая небольшой жизненный опыт школьников, умение рассуждать, участвовать в анализе изучаемых произведений в процессе беседы, дискуссии.

Перед началом прочтения желательно заинтриговать учеников, поставить перед ними проблемный вопрос, ответ на который они смогут найти в тексте, то есть попытаться пробудить интерес, мотивацию к чтению. Во-вторых, чтобы они читали, совершенно необходимо дать на это время. В-третьих, неукоснительно проверять выполнение задания, иначе дети быстро начнут понимать необязательность этого. И, в-четвертых, учителю стоит быть мобильнее: не применять приемов, которые «не идут» в определенном классе, ослабляют эмоциональное впечатление от прочитанного, и активнее применять приёмы, которые эти эмоции усиливают

Во время таких бесед ученики вникают в содержание текста, учатся задавать вопросы, в конце у каждого ученика рождается представление о задумке автора-зачем он написал это произведение для школьников.

В работе по формированию читательской компетенции я использую разнообразные виды деятельности на уроках литературы. Одним из эффективных приемов является чтение вслух с остановками. Для постановки дикции и правильного произношения необходимы речевые упражнения, отработка артикуляции, развитие внимания, чтение предложений и фраз разной смысловой интонации , силы голоса, проговаривание. Такая работа важна при подготовке обучающихся к УИС. Проводятся они в разных формах: чтение в парах, группами. Эффективно ведение читательских дневников, где отражается индивидуальное ежедневное чтение учащегося, тетрадей по чтению для творческих заданий. Это стимулирует и дисциплинирует самостоятельное чтение. С этой целью с разной периодичностью провожу литературные викторины, инсценировки рассказов, сказок.

Я работаю по линии учебников по литературе авт. Меркин Г.С.и др. Учебный материал данного учебника содержит произведения устного народного творчества, рассказы, стихи, а также познавательные статьи. Разделы подобраны с учётом возрастных особенностей детей. курс одновременно учит детей понимать литературное произведение, развивает навыки чтения, обогащает речь. Также формирует умение самостоятельно работать с книгой. Основное место занимают произведения отечественных авторов, но есть и произведения зарубежных авторов. Это даёт школьнику представление о многообразии литературы. Формирую читательские умения, которые усложняются от класса к классу. От урока к уроку развиваю навыки чтения, творческую деятельность.

В своей работе использую задания к тексту до чтения, во время чтения и после чтения. До чтения даю задание ученикам определить тему текста. Во время чтения могу использовать приём диалога с автором, прошу найти главные слова в тексте, даю задания по ходу чтения, задать вопросы по содержанию.

Таким образом, повышается вдумчивое отношение к читаемому произведению, а значит работает воображение, развивается устная и письменная речь. У младшего школьника формируется умение понимать, анализировать, сравнивать. Чтобы ответить на свои же вопросы, дети вынуждены неоднократно возвращаться к тексту. Также дети используют слова и выражения из читаемого текста, т.е. готовы к пересказу близко к тексту.

Работа по формированию читательской компетенции младших школьников будет результативным при тесном взаимодействии педагога, школьника и родителей. Родители своим примером воспитывают интерес детей к чтению. с этой целью с родителями разговор и на собраниях , и в индивидуальных беседах.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!