СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской компетентности на уроках русского языка и литературы как основа успешного обучения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской компетентности на уроках русского языка и литературы как основа успешного обучения»

УУД Формирование читательской компетентности на уроках русского языка и литературы как основа успешного обучения

УУД

Формирование читательской компетентности на уроках русского языка и литературы как основа успешного обучения

УУД Читать и не понимать – то же, что совсем не читать Ян Амос Коменский

УУД

Читать и не понимать – то же, что совсем не читать

Ян Амос Коменский

Хороший читатель — это тот, у которого развиты воображение, память, словарный запас и который наделён художническим чутьём

Хороший читатель — это тот, у которого развиты воображение, память, словарный запас и который наделён художническим чутьём

Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.

Чтениефундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.

 Формирование читательской компетенции является одним из приоритетных направлений в обучении, закреплённых в государственных нормативно - правовых документах:

Формирование

читательской компетенции

является одним из приоритетных направлений в обучении, закреплённых в государственных нормативно - правовых документах:

1.“Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года” (2008);  2.“Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России” (2009), разработанная в соответствии с Конституцией РФ (1993),  3.Законом РФ “Об образовании”, на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ;

1.“Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года” (2008);

2.“Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России” (2009), разработанная в соответствии с Конституцией РФ (1993),

3.Законом РФ “Об образовании”, на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ;

4.“Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования” (2009);  5.«Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ 

4.“Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования” (2009);

5.«Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»

6.“Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования” (2010).

7.«Концепция преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации» (2015 )

УУД  Читательская компетентность - совокупность знаний, навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме, и успешно использовать в личных и общественных целях.

УУД

Читательская компетентность - совокупность знаний, навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме, и успешно использовать в личных и общественных целях.

Актуальность темы 1 . Бедный кругозор и речевое развитие. 2.Непонимание устной речи. 3.Способность учиться «добывать» знания слабая. 4. Непонимание устного вопроса. 5.Отсутствие навыка работы со словарём и справочной литературой. 6.Незнание типов чтения.  7. Отсутствие умения сопоставлять. 8. Слабое умение анализировать
  • Актуальность темы
  • 1 . Бедный кругозор и речевое развитие.
  • 2.Непонимание устной речи.
  • 3.Способность учиться «добывать» знания слабая.
  • 4. Непонимание устного вопроса.
  • 5.Отсутствие навыка работы со словарём и справочной литературой.
  • 6.Незнание типов чтения.
  • 7. Отсутствие умения сопоставлять.
  • 8. Слабое умение анализировать
На съезде Российского книжного союза в Москве В.Путин заявил о том, что  Россия стремительно теряет статус самой читающей, наблюдается кризис российской культуры и литературы, растет число россиян, не читающих книги совсем, а 18% населения не имеют дома книг совсем! Ни одной!   Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе , т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями , без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов

На съезде Российского книжного союза в Москве В.Путин заявил о том, что

Россия стремительно теряет статус самой читающей, наблюдается кризис российской культуры и литературы, растет число россиян, не читающих книги совсем, а 18% населения не имеют дома книг совсем! Ни одной!

Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе , т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями , без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов

Цель создание педагогических условий  для успешного формирования читательских компетенций учащихся  Задачи: выявить педагогические условия оптимизации процесса обучения на уроках русского языка и литературы для формирования читательских компетенций учащихся; проверить на практике позитивное влияние данных условий на повышение качества читательских компетенций; скорректировать пробелы в работе с применением новых методов и форм работы .
  • Цель
  • создание педагогических условий для успешного формирования читательских компетенций учащихся

Задачи:

  • выявить педагогические условия оптимизации процесса обучения на уроках русского языка и литературы для формирования читательских компетенций учащихся;
  • проверить на практике позитивное влияние данных условий на повышение качества читательских компетенций;
  • скорректировать пробелы в работе с применением новых методов и форм работы .
Для достижения цели:  создание условий для успешного формирования читательской компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы –  применять современные образовательные технологии и методики:

Для достижения цели:

создание условий для успешного формирования читательской компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы –

применять современные образовательные технологии и методики:

УУД Стратегиальное чтение (Сметанникова Н.Н.)  Технология РКМЧП Технологию продуктивного чтения (Школа 2100).

УУД

  • Стратегиальное чтение (Сметанникова Н.Н.)
  • Технология РКМЧП
  • Технологию продуктивного чтения (Школа 2100).
УУД

УУД

УУД     Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся.

УУД

    Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся.

УУД Этапы работы с текстом:  Работа с текстом до чтения. Работа с текстом во время чтения. Работа с текстом после чтения.

УУД

Этапы работы с текстом:

  • Работа с текстом до чтения.
  • Работа с текстом во время чтения.
  • Работа с текстом после чтения.
УУД I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание, прогнозирование предстоящего чтения). Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.  Приёмы : прогноз по названию, прогноз по ключевым словам, мозговой штурм, ориентация предвосхищения, глоссарий, батарея вопросов…

УУД

I этап. Работа с текстом до чтения

  • Антиципация (предвосхищение, предугадывание, прогнозирование предстоящего чтения).
  • Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.

Приёмы : прогноз по названию, прогноз по ключевым словам, мозговой штурм, ориентация предвосхищения, глоссарий, батарея вопросов…

УУД  II этап . Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста. Перечитывание текста. Анализ текста Беседа по содержанию текста. Выразительное чтение. Приёмы: -чтение с пометками ( ИНСЕРТ)  «v» - уже знал «+» - новое   «- « - думал иначе « ?» - не понял, есть вопросы)

УУД

II этап . Работа с текстом во время чтения

  • Первичное чтение текста.
  • Перечитывание текста.
  • Анализ текста
  • Беседа по содержанию текста.
  • Выразительное чтение.

Приёмы:

-чтение с пометками ( ИНСЕРТ)

«v» - уже знал

«+» - новое

  «- « - думал иначе

« ?» - не понял, есть вопросы)

чтение со СТОПом ,  ЧТЕНИЕ- СУММИРОВАНИЕ В ПАРАХ , чтение про себя с вопросами ,  комментированное чтение, диалог с автором, выделение ключевых слов,
  • чтение со СТОПом ,
  • ЧТЕНИЕ- СУММИРОВАНИЕ В ПАРАХ ,
  • чтение про себя с вопросами ,
  • комментированное чтение,
  • диалог с автором,
  • выделение ключевых слов,
ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК… Прием «ДВОЙНОГО ДНЕВНИКА»

ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК…

  • Прием «ДВОЙНОГО ДНЕВНИКА»
УУД  III этап. Работа с текстом после чтения  Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Знакомство с писателем. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Творческие задания  Приёмы: Беседа, СИНКВЕЙН, проверочный лист

УУД

III этап. Работа с текстом после чтения

  • Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
  • Знакомство с писателем.
  • Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  • Творческие задания

Приёмы: Беседа, СИНКВЕЙН, проверочный лист

КЛАСТЕР –графическая организация/систематизация материала Кластер (гроздь, созвездие, пучок). Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В центре всегда ключевое понятие.  Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся» - располагаются в определенном порядке.
  • КЛАСТЕР –графическая организация/систематизация материала
  • Кластер (гроздь, созвездие, пучок).
  • Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В центре всегда ключевое понятие.

  • Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.

Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся» - располагаются в определенном порядке.

Пример графической организации элементов в кластере
  • Пример графической организации элементов в кластере
ФИШБОН – «рыбья кость» Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость») или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку. Особенно рекомендуется применять для рассмотрения неявных проблем.
  • ФИШБОН – «рыбья кость»

Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость») или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку.

Особенно рекомендуется применять для рассмотрения неявных проблем.

Пример реализации приёма «фишбон»
  • Пример реализации приёма «фишбон»
Продуктивное чтение. Задание «Диалог с текстом»  Для чтения текста необходима специальная закладка, сдвигая которую учащиеся открывают предложение. Критерии оценивания: умение задавать вопросы к тексту; умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; умение прогнозировать развитие сюжета текста; понимание смысла текста; умение находить и вербально определять основную идею (концепт) текста.

Продуктивное чтение. Задание «Диалог с текстом»

Для чтения текста необходима специальная закладка, сдвигая которую учащиеся открывают предложение.

  • Критерии оценивания:
  • умение задавать вопросы к тексту;
  • умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
  • умение прогнозировать развитие сюжета текста;
  • понимание смысла текста;
  • умение находить и вербально определять основную идею (концепт) текста.
Задание «Диалог с текстом» В — вопрос, задать вопрос к тексту; О — ответ, дать ответ на поставленный вопрос;  3 — заглянуть в будущее, мысленно заглянуть в будущее и представить, что произойдёт дальше, как будут развиваться   события; ОМ — основная мысль текста, зачем написан текст. Задания надо выполнить по ходу чтения текста

Задание «Диалог с текстом»

В — вопрос, задать вопрос к тексту;

О — ответ, дать ответ на поставленный вопрос;

3 — заглянуть в будущее, мысленно заглянуть в будущее и представить, что произойдёт дальше, как будут развиваться   события;

ОМ — основная мысль текста, зачем написан текст.

Задания надо выполнить по ходу чтения текста

Прием «Переводим текстовую информацию в схематическую»

Прием

«Переводим текстовую информацию в схематическую»

-сюжетная таблица Кто? Что? Когда? Где? Почему? - маркировочной таблицы «ЗУХ» В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ). - «Концептуальная таблица» Сравнение 3-х и более вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты, свойства, по которым это сравнение происходит .
  • -сюжетная таблица

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

- маркировочной таблицы «ЗУХ»

В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).

- «Концептуальная таблица»

Сравнение 3-х и более вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты, свойства, по которым это сравнение происходит .

Пирамидная история 1. Имя героя истории (героем может быть человек, животное, овощ, неодушевленный предмет)  2. Два слова , описывающих героя (внешность, возраст, черты характера, качества)  3. Три слова , описывающих место действия (страна, местность, общественные места и др.)  4. Четыре слова , описывающих проблему истории (деньги, заблудиться, встретить, любовь…)  5. Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в истории?)  6. Шесть слов, описывающих второе событие истории (что происходит с героем и его окружением по ходу сюжета?)  7. Семь слов , описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы?)  8. Восемь слов, описывающих решение проблемы . Номер строки обозначает количество слов,  вписываемых в
  • Пирамидная история
  • 1. Имя героя истории (героем может быть человек, животное, овощ, неодушевленный предмет) 2. Два слова , описывающих героя (внешность, возраст, черты характера, качества) 3. Три слова , описывающих место действия (страна, местность, общественные места и др.) 4. Четыре слова , описывающих проблему истории (деньги, заблудиться, встретить, любовь…) 5. Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в истории?) 6. Шесть слов, описывающих второе событие истории (что происходит с героем и его окружением по ходу сюжета?) 7. Семь слов , описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы?) 8. Восемь слов, описывающих решение проблемы .
  • Номер строки обозначает количество слов,
  • вписываемых в "Пирамиду"
Пример «пирамидной» истории Лицей  Императорский, Царскосельский  Санкт-Петербург, Царское село, дом Свободолюбие, мировоззрение, творчество, талант Наставники, воспитанники, дружить, думать, спорить  Режим, подъем, словесность, классы, уроки, развлечения  Первый, выпуск, государственная служба, провести, вместе, родной  Пушкин, остался верен, свободолюбивый дух, Лицей, дружба, Отечество
  • Пример «пирамидной» истории
  • Лицей
  • Императорский, Царскосельский
  • Санкт-Петербург, Царское село, дом
  • Свободолюбие, мировоззрение, творчество, талант
  • Наставники, воспитанники, дружить, думать, спорить
  • Режим, подъем, словесность, классы, уроки, развлечения
  • Первый, выпуск, государственная служба, провести, вместе, родной
  • Пушкин, остался верен, свободолюбивый дух, Лицей, дружба, Отечество
 Технология РКМ способствует формированию читательской компетенции обучающихся . 

Технология РКМ способствует формированию читательской компетенции обучающихся . 

Читательская компетенция очень хорошо формируется на основе использования системы приёмов работы с текстом
  • Читательская компетенция очень хорошо формируется на основе использования системы приёмов работы с текстом
Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом:   - комплексная работа с текстом;  - лингвостилистический анализ текста;  - «самодиктанты»;  - сочинение-рассуждение;  - редактирование текста;  - различные виды диктантов;  - интеллектуально-лингвистические упражнения;  - работа с текстами-миниатюрами;  - коммуникативные и игровые ситуации.
  • Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
  • - комплексная работа с текстом; - лингвостилистический анализ текста; - «самодиктанты»; - сочинение-рассуждение; - редактирование текста; - различные виды диктантов; - интеллектуально-лингвистические упражнения; - работа с текстами-миниатюрами; - коммуникативные и игровые ситуации.
Самостоятельная работа с текстом комментирование чтения; ответы на вопросы; подробный или краткий пересказ; опорные конспекты; составление планов; составление конспектов; заполнение таблиц; составление хронологических таблиц; составление схем, диаграмм; работа с терминами; работа с иллюстративным материалом (с рисунками, таблицами, схемами).
  • Самостоятельная работа с текстом
  • комментирование чтения;
  • ответы на вопросы;
  • подробный или краткий пересказ;
  • опорные конспекты;
  • составление планов;
  • составление конспектов;
  • заполнение таблиц;
  • составление хронологических таблиц;
  • составление схем, диаграмм;
  • работа с терминами;
  • работа с иллюстративным материалом (с рисунками, таблицами, схемами).
Технологическая карта работы над составлением характеристики героя в процессе чтения и осмысления текста произведения
  • Технологическая карта работы над составлением характеристики героя в процессе чтения и осмысления текста произведения
На уроках русского языка  работать с текстами. Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется системный подход к изучению языка. В том числе развивает читательскую компетенцию.  Главный результат работы , которую выполняет школьник в процессе анализа текста , - это умения самостоятельно понять замысел текста, объяснить те приемы и средства, которыми автор достигает реализации своего замысла, объяснить влияния грамматических и стилистических средств выразительности для создания художественного образа, сочинить собственные тексты, адекватные заданной речевой ситуации.
  • На уроках русского языка работать с текстами.
  • Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется системный подход к изучению языка. В том числе развивает читательскую компетенцию.
  • Главный результат работы , которую выполняет школьник в процессе анализа текста , - это умения самостоятельно понять замысел текста, объяснить те приемы и средства, которыми автор достигает реализации своего замысла, объяснить влияния грамматических и стилистических средств выразительности для создания художественного образа, сочинить собственные тексты, адекватные заданной речевой ситуации.

Использование комплексной работы с текстами на уроках русского языка способствует формированию языковой и читательской компетенции учащихся, помогает в подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, развивает кругозор, повышает интерес к предмету.
  • Использование комплексной работы с текстами на уроках русского языка способствует формированию языковой и читательской компетенции учащихся, помогает в подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, развивает кругозор, повышает интерес к предмету.
Уровень сформированности читательской компетенции обучающихся Система оценивания : «высокий уровень»- В,  «средний уровень» - С,  « низкий уровень» -Н

Уровень сформированности читательской компетенции обучающихся

Система оценивания : «высокий уровень»- В,

«средний уровень» - С,

« низкий уровень»

Система оценивания: «да» +, «нет» - Уровень сформированности читательской компетенции обучающихся

Система оценивания: «да» +, «нет» -

  • Уровень сформированности читательской компетенции обучающихся
Вывод: Формирование читательской компетенции обучающихся – одна из важнейших наших задач.   Главное  – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало  развитию  личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего  развития

Вывод:

Формирование читательской компетенции обучающихся – одна из важнейших наших задач.

  Главное  – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало  развитию  личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего  развития