УУД
Формирование читательской компетентности на уроках русского языка и литературы как основа успешного обучения
УУД
Читать и не понимать – то же, что совсем не читать
Ян Амос Коменский
Хороший читатель — это тот, у которого развиты воображение, память, словарный запас и который наделён художническим чутьём
Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.
Формирование
читательской компетенции
является одним из приоритетных направлений в обучении, закреплённых в государственных нормативно - правовых документах:
1.“Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года” (2008);
2.“Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России” (2009), разработанная в соответствии с Конституцией РФ (1993),
3.Законом РФ “Об образовании”, на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ;
4.“Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования” (2009);
5.«Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»
6.“Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования” (2010).
7.«Концепция преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации» (2015 )
УУД
Читательская компетентность - совокупность знаний, навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме, и успешно использовать в личных и общественных целях.
- 1 . Бедный кругозор и речевое развитие.
- 2.Непонимание устной речи.
- 3.Способность учиться «добывать» знания слабая.
- 4. Непонимание устного вопроса.
- 5.Отсутствие навыка работы со словарём и справочной литературой.
- 6.Незнание типов чтения.
- 7. Отсутствие умения сопоставлять.
- 8. Слабое умение анализировать
На съезде Российского книжного союза в Москве В.Путин заявил о том, что
Россия стремительно теряет статус самой читающей, наблюдается кризис российской культуры и литературы, растет число россиян, не читающих книги совсем, а 18% населения не имеют дома книг совсем! Ни одной!
Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе , т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями , без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов
- создание педагогических условий для успешного формирования читательских компетенций учащихся
Задачи:
- выявить педагогические условия оптимизации процесса обучения на уроках русского языка и литературы для формирования читательских компетенций учащихся;
- проверить на практике позитивное влияние данных условий на повышение качества читательских компетенций;
- скорректировать пробелы в работе с применением новых методов и форм работы .
Для достижения цели:
создание условий для успешного формирования читательской компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы –
применять современные образовательные технологии и методики:
УУД
- Стратегиальное чтение (Сметанникова Н.Н.)
- Технология РКМЧП
- Технологию продуктивного чтения (Школа 2100).
УУД
УУД
Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся.
УУД
Этапы работы с текстом:
- Работа с текстом до чтения.
- Работа с текстом во время чтения.
- Работа с текстом после чтения.
УУД
I этап. Работа с текстом до чтения
- Антиципация (предвосхищение, предугадывание, прогнозирование предстоящего чтения).
- Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.
Приёмы : прогноз по названию, прогноз по ключевым словам, мозговой штурм, ориентация предвосхищения, глоссарий, батарея вопросов…
УУД
II этап . Работа с текстом во время чтения
- Первичное чтение текста.
- Перечитывание текста.
- Анализ текста
- Беседа по содержанию текста.
- Выразительное чтение.
Приёмы:
-чтение с пометками ( ИНСЕРТ)
«v» - уже знал
«+» - новое
«- « - думал иначе
« ?» - не понял, есть вопросы)
- чтение со СТОПом ,
- ЧТЕНИЕ- СУММИРОВАНИЕ В ПАРАХ ,
- чтение про себя с вопросами ,
- комментированное чтение,
- диалог с автором,
- выделение ключевых слов,
ДВОЙНОЙ ДНЕВНИК…
- Прием «ДВОЙНОГО ДНЕВНИКА»
УУД
III этап. Работа с текстом после чтения
- Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
- Знакомство с писателем.
- Соотнесение видения художника с читательским представлением.
- Творческие задания
Приёмы: Беседа, СИНКВЕЙН, проверочный лист
- КЛАСТЕР –графическая организация/систематизация материала
- Кластер (гроздь, созвездие, пучок).
- Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В центре всегда ключевое понятие.
- Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.
Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся» - располагаются в определенном порядке.
- Пример графической организации элементов в кластере
Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость») или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку.
Особенно рекомендуется применять для рассмотрения неявных проблем.
- Пример реализации приёма «фишбон»
Продуктивное чтение. Задание «Диалог с текстом»
Для чтения текста необходима специальная закладка, сдвигая которую учащиеся открывают предложение.
- Критерии оценивания:
- умение задавать вопросы к тексту;
- умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
- умение прогнозировать развитие сюжета текста;
- понимание смысла текста;
- умение находить и вербально определять основную идею (концепт) текста.
Задание «Диалог с текстом»
В — вопрос, задать вопрос к тексту;
О — ответ, дать ответ на поставленный вопрос;
3 — заглянуть в будущее, мысленно заглянуть в будущее и представить, что произойдёт дальше, как будут развиваться события;
ОМ — основная мысль текста, зачем написан текст.
Задания надо выполнить по ходу чтения текста
Прием
«Переводим текстовую информацию в схематическую»
Кто?
Что?
Когда?
Где?
Почему?
- маркировочной таблицы «ЗУХ»
В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).
- «Концептуальная таблица»
Сравнение 3-х и более вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты, свойства, по которым это сравнение происходит .
- 1. Имя героя истории (героем может быть человек, животное, овощ, неодушевленный предмет) 2. Два слова , описывающих героя (внешность, возраст, черты характера, качества) 3. Три слова , описывающих место действия (страна, местность, общественные места и др.) 4. Четыре слова , описывающих проблему истории (деньги, заблудиться, встретить, любовь…) 5. Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в истории?) 6. Шесть слов, описывающих второе событие истории (что происходит с героем и его окружением по ходу сюжета?) 7. Семь слов , описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы?) 8. Восемь слов, описывающих решение проблемы .
- Номер строки обозначает количество слов,
- вписываемых в "Пирамиду"
- Пример «пирамидной» истории
- Лицей
- Императорский, Царскосельский
- Санкт-Петербург, Царское село, дом
- Свободолюбие, мировоззрение, творчество, талант
- Наставники, воспитанники, дружить, думать, спорить
- Режим, подъем, словесность, классы, уроки, развлечения
- Первый, выпуск, государственная служба, провести, вместе, родной
- Пушкин, остался верен, свободолюбивый дух, Лицей, дружба, Отечество
Технология РКМ способствует формированию читательской компетенции обучающихся .
- Читательская компетенция очень хорошо формируется на основе использования системы приёмов работы с текстом
- Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
- - комплексная работа с текстом; - лингвостилистический анализ текста; - «самодиктанты»; - сочинение-рассуждение; - редактирование текста; - различные виды диктантов; - интеллектуально-лингвистические упражнения; - работа с текстами-миниатюрами; - коммуникативные и игровые ситуации.
- Самостоятельная работа с текстом
- комментирование чтения;
- ответы на вопросы;
- подробный или краткий пересказ;
- опорные конспекты;
- составление планов;
- составление конспектов;
- заполнение таблиц;
- составление хронологических таблиц;
- составление схем, диаграмм;
- работа с терминами;
- работа с иллюстративным материалом (с рисунками, таблицами, схемами).
- Технологическая карта работы над составлением характеристики героя в процессе чтения и осмысления текста произведения
- На уроках русского языка работать с текстами.
- Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется системный подход к изучению языка. В том числе развивает читательскую компетенцию.
- Главный результат работы , которую выполняет школьник в процессе анализа текста , - это умения самостоятельно понять замысел текста, объяснить те приемы и средства, которыми автор достигает реализации своего замысла, объяснить влияния грамматических и стилистических средств выразительности для создания художественного образа, сочинить собственные тексты, адекватные заданной речевой ситуации.
- Использование комплексной работы с текстами на уроках русского языка способствует формированию языковой и читательской компетенции учащихся, помогает в подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, развивает кругозор, повышает интерес к предмету.
Уровень сформированности читательской компетенции обучающихся
Система оценивания : «высокий уровень»- В,
«средний уровень» - С,
« низкий уровень» -Н
Система оценивания: «да» +, «нет» -
- Уровень сформированности читательской компетенции обучающихся
Вывод:
Формирование читательской компетенции обучающихся – одна из важнейших наших задач.
Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития