СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской компетентности обучающихся на уроках обучения грамоте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской компетентности обучающихся на уроках обучения грамоте»

Формирование читательской компетентности обучающихся на уроках обучения грамоте

Я хочу представить Вам опыт своей работы по теме: Формирование читательской компетентности обучающихся на уроках обучения грамоте.

Сегодня научить читать ребёнка недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», продуктивно – важная задача каждого учителя.

Считаю необходимым начинать формирование читательской грамотности уже на первых шагах овладения чтением в 1 классе на уроках обучения грамоте. На данном этапе ребята учатся работать

  • с иллюстрацией,

  • прогнозировать события,

  • строить последовательное изложение текста на основе серии картинок,

  • составляют из знакомых букв слоги, слова.

Так начинается работа над формированием навыка чтения, ведь плохо читающий ребёнок не способен понять текст.

Выбор технологии, методов и приемов выстраиваю в соответствии с Концепцией формирования читательской компетентности.

Предлагаю Вашему вниманию упражнения, которые я применяю в своей деятельности.

1 Упражнения в орфоэпическом произношении.

Использую речевые разминки, чистоговорки, скороговорки, которые способствуют формированию и развитию правильной и чистой речи учащихся, помогают совершенствовать такие качества чтения, как правильность и беглость.

Предлагаю короткие скороговорки прочитать или произнести с разной интонацией.

Данное упражнение развивает умение читать выразительно и передавать голосом чувства и эмоции.

2 Упражнения на развитие навыка чтения

  • Чтение слоговых таблиц

Чтобы повысить скорость чтения, важно тренировать ребенка воспринимать слог как единое целое, как основу прочтения слова. Для этого я использую в своей практике специальные таблицы слогов. Сначала используются таблицы с простыми слогами, а затем переходим к более сложным, состоящим из трех-четырех букв. Читающим ребятам предлагаю таблицы со словами в один слог, затем 2 и более слогов.

3 Упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память.

  • «Глаз – алмаз»

Данное упражнение использую с изученными буквами. В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, а несколько сразу, ну или целую строку целиком. Одну таблицу можно использовать два-три раза, потом расположение букв нужно поменять.

  • «Шерлок»

Это упражнение очень нравится первоклассникам. Перед детьми в произвольном порядке разбросаны разные, не очень длинные слова. Называю одно из слов и прошу ребенка его найти. Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения и скорость чтения.

Ещё один приём:

  • «Прочитать чёрные буквы»

  • «Пол-арбуза»

- Сможете ли Вы, увидев пол-арбуза, представить себе, как выглядит целый арбуз?

Со своими учениками провели такой же эксперимент со словами. Нужно для каждого слова найти свою половинку.

Для читающих детей можно подобрать предложение. Затем данное упражнение усложняется, добавляются целые тексты.

Простой текст с изученными буквами распечатывается на листочке. Предлагаю детям взять непрозрачную линейку и прикрыть одну строчку в тексте так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Затем прошу переместить линейку выше и показать только нижнюю часть слов. Читают. Это, кстати, уже труднее.

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация – это предугадывание. Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Это начальный этап, далее я планирую продолжить работать в том же направлении, используя современные технологии, приёмы и методы для формирования читательской компетентности и к окончанию начальной школы планирую получить следующие результаты, которые вы видите на слайде.

Спасибо за внимание!