Читательская компетентность – это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в звуко-буквенной форме, успешно использовать её в общественных и личных целях. Перед современным учителем встает цель – воспитать грамотного, квалифицированного, творческого и талантливого читателя.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к выступлению на районном МО учителей начальных классов "Формирование читательской компетенции младших школьников".»
Формирование читательской компетентности
младших школьников
Из опыта работы
учителя начальных классов Шваревой В. В.
Цель:
воспитать грамотного, квалифицированного, творческого и талантливого читателя.
Задачи для учителя:
- развитие потребности в самостоятельном, инициативном чтении посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;
- развитие читательской компетентности через организацию и проведение урока литературного чтения, творческих игр, занятий с элементами театрализации;
- стимулирование творчества детей.
Многие дети при работе с текстом затрудняются:
- определять тему и главную мысль произведения
- определять тему и главную мысль произведения
- делить текст на смысловые части и составлять план пересказа
- делить текст на смысловые части и составлять план пересказа
- составлять небольшое монологическое высказывание
- составлять небольшое монологическое высказывание
- содержательно отвечать на вопросы
- содержательно отвечать на вопросы
- анализировать и понимать поэтическое произведение
- анализировать и понимать поэтическое произведение
- анализировать причины поступков героев
- анализировать причины поступков героев
Чтение детей – это ключ к жизни
в информационном обществе
В начале XXI века дети читают «не то» и «не так»
Читательская пассивность
детей
Читательская
компетентность -
совокупность знаний
и навыков
отбирать, понимать,
организовывать
информацию
интерпретировать
давать оценку
информации
информацию
Направления работы:
- формирование навыка чтения начитанность умение работать с книгой разносторонняя работа с текстом работа с библиотекой работа с родителями внеклассные мероприятия
- формирование навыка чтения начитанность умение работать с книгой разносторонняя работа с текстом работа с библиотекой работа с родителями внеклассные мероприятия
- формирование навыка чтения начитанность умение работать с книгой разносторонняя работа с текстом работа с библиотекой работа с родителями внеклассные мероприятия
- формирование навыка чтения начитанность умение работать с книгой разносторонняя работа с текстом работа с библиотекой работа с родителями внеклассные мероприятия
- формирование навыка чтения
- начитанность
- умение работать с книгой
- разносторонняя работа с текстом
- работа с библиотекой
- работа с родителями
- внеклассные мероприятия
Урочная и внеурочная деятельность
* театрализация
* ролевое чтение
* «сопереживание»
* беседа
* дискуссия
* состязание чтецов
* реклама книги
* библиотечный час
* литературная игра , праздник
Литературные игры
- игры и упражнения по развитию речи
Нестандартные уроки
- урок – сказка
- урок – путешествие (очное и заочное)
- урок – КВН
- урок – соревнование
- урок – исследование
- урок – деловая игра, ролевая игра
- урок – лекция
- урок – инсценирование
- урок - диалог
Задания творческого характера
* составление вопросов и тестов по данному тексту
* творческое пересказывание * продолжение произведения (придумывание конца) * творческое сочинение
* работа с читательским дневником и тетрадью для чтения * письмо литературному герою * письма любимым предметам
* технологии развития критического мышления (синквейны, чтение с остановками, «знаю – хочу узнать – узнал»)
* работа с портфолио в разделе «Мои достижения»
Литературные игры (кроссворд по сказке М. Ю. Лермонтова «Ашик –Кериб»)
Тест по изученному произведению
Инсценирование сказки «Мир в семье всего дороже»
В районной библиотеке
Методы и приёмы творческой работы с текстом
иллюстрирование
драматизация
Книжки-
самоделки
Виды
Творческих
работ
Лепка и
аппликация
рассказывание
инсценирование
интегрирование
Работа с родителями
коллективная
групповая
индивидуальная
16
Работа с родителями, внеклассные мероприятия
Внеклассные
мероприятия
Работа с родителями
Работа с
библиотекой
Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития.
Спасибо за внимание!