СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

выступление на семинаре 

Просмотр содержимого документа
««Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»

В результате многолетней работы в школе, я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно путем повышения интереса к чтению. И исходя из потребностей ФГОС целью моей педагогической деятельности является: создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных способностей учащихся. Поэтому в течении последних лет выбор темы по самообразованию у меня связана с чтением и речью. Например «Развитие монологической речи на уроках алтайского языка и литературы », «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО.» и второй год работаю по теме «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС. »

Слайд1

Почему именно эта тема? Как вы все знаете на данный момент очень мало читающих людей . А именно мало читают дети. (видомагнитофон, DVD, а сейчас интернет, тарелки, каналы.) если за последние 10 лет число читающих с 46% упало до 26%, то из этих процентов читающие дети наверное не доходят и до 10%.

(уроки математики, окружающего мира,изо)

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» чтение рассматривается как средство, способствующее личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина. В названных документах признается необходимость формирования у учащихся образовательных компетенций, основополагающих читательских умений и знаний, овладения техникой чтения не только технической , но и смысловой.

Значит целью моей темы является:

Слайд2

Формирование основ читательской самостоятельности младших школьников в условиях обучении и воспитании на этапе реализации ФГОС НОО.

Как вы знаете чтение имеет прямое отношение к речи. Дети овладевают языком что алтайским и русским через речевую деятельность . Речь не только помогает общаться с другими людьми, но и познавать мир. Поэтому для ребенка грамотная речь- залог успешного обучения и развития. Развитие способности речевого самовыражения безусловно надо начинать с обогашения словарного запаса. Словарный запас как мы знаем достигается с помощью осмысленного чтения.

Для выполнения этой цели на уроках чтения и литературалык кычырыш использую разные методы и приемы работ.

Начиная конца 1 класса самый удобный для пополнения словарного запаса и для дальнейшего его использования- прием «Кластер»- взятый из технологии критического мышления. Например произведение В.Бианки «Первая охота »

Слайд 3 три разных работ, конечно где-то есть повторы, но и разные ответы тоже наблюдаются

Во 2-4 классах дети эту работу выполняют индивидуально, в парах и в группах. Здесь дается воля воображению и интуиции

Прием «Ключевые слова» например этот прием удобен для работы с научным текстом . т.к. детям пересказ научных произведений дается труднее на доске выписываются ключевые слова по ним ученики составляют краткое содержание.

Прием «Верные неверные утверждения» удобен для математики и окр мира работа по КИМам.

Слайд 4

На уроках математики, особенно при работе у доски дети отвечают с объяснением заданий.



Прием «Инсерт» маркировка текста по мере его чтения, уже знал, новое, думал иначе, есть вопросы. Использовать можно любые значки +,_,0

Прием «Тонкие и толстые вопросы» где ученики составляют друг другу вопросы конечно является из сложным, но поэтапно с 1 класса 1 вопрос устно ,2 кл по 2 вопроса и т.д. можно добиться успехов и конечно количество вопросов зависит от изучаемого текста. Можно составлять таблицу вопросов с ключевыми словами

Прием вопросов (уточняющих, практических) оценочные, творческие, обясняющие, творческие. Зависят так же от изучаемого произведения , от его основной мысли.

Такие как Почему? Как вы думаете? То есть вы сказали? А если бы вы?

Так же применяю игру «Кто быстрее» учитель читает начало предложения, а ученики это предложение находят. Для ориентирования текста.

Беседы-рассуждения, беседы –дискуссии дают

Сравнивание однотипных произведений (Стихи об осени, зиме)

На уроках, чтения, кычырары, окр мира, изо , технологии использую самарский вариант обучения чтению. В начале каждого перечисленного урока дети читают 3 мин отрывок из текста по одной минуте и ставят на месте остановки точку. При чтении в третий раз количество слов увеличивается на 1 , 2, 5 слов. Обращаю внимание , что должны читать правильно, не спеша. Этот метод помогает достичь успехов в техническом чтении.

При проверке техники чтения проводим мониторинг: у каждого ученика своя диагностическая карта, где он отмечает количество прочитанных слов, количество слов проверяется мной. Можно составлять диаграммы повышения , понижения количества слов.

Слайд 5- количество слов подчитано без предлогов

Эту методику на родительских собраниях объясняю родителям. Которые занимаются дома . Никогда не принимаю заученных пересказов для этого проводится также работа с родителями.

Интересная работа с отгадыванием о чем пойдет речь в произведении по названию текста. Только обучающиеся должны сделать пометки для себя, чтобы не забыть Например много интересных вариантов при чтении рассказа Листопадничек (листья, осень, начинают говорить о соках в деревьях).

И после чтения определить почему так названо произведение.

И еще психологический момент – никогда не ругать ребенка за неправильный ответ. Лучше сказать дав ай попробуем вместе, я тебе помогу.

Я считаю это главным моментом для развития речи ребенка.

Пробудить и формирует у детей интерес не просто к книге как собеседнику, а к самостоятельному чтению, чтобы нацелить учащихся на широкое знакомство с миром доступных книг по собственной инициативе, на поиск среди книг тех собеседников, которые интересны, необходимы и доступны каждому из них- помогает внеклассное чтение.

Где лучше задавать для чтения задания на выбор по одной теме.

Все вышеизложенные приемы помогают ребенку овладеть смысловым чтением.- понимать главную мысль произведения, уметь пересказывать, выражать свою мысль, рассуждать, описывать .

При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка,

а также прослеживаются межпредметные связи.

слайд 10

Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»):

Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ. Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом). Аннотации к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов).

Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

На уроках математики: работа с текстовыми задачами.

Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот. Работе над текстом задачи педагог предает также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью.

На уроках изобразительного искусства:

иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту; иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения.

На уроках окружающего мира: 

выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающие – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире.

На уроках технологии:

работа с элементами текста, работа с энциклопедическим материалом, изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:



- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря

На следующем слайде представлены различные виды УУД, формируемые в каждом классе бучения.

слайд 11,12,13

1 класс – обучение детей выразительному чтению и его осознанного восприятия. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс   - обучение детей  работать с текстом: - правильное, сознательное, выразительное чтение; владение пересказом разного вида (полный, краткий, выборочный); деление на абзацы и составление плана прочитанного текста; составление характеристики героев и их поступков; создание письменных текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение).

3 – 4  класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному: самостоятельное выделение основной мысли; нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или  косвенной  форме; выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями; прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку; самостоятельное формулирование вопросов по тексту; сравнивание текстов разных жанров, разных стилей с похожим содержанием.