Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе
Терехина Н. Б.,
учитель начальных классов
Филиала МБОУ «Цнинская СОШ № 1»
в пос. Калинин
Актуальность
Актуальность
Современное общество характеризуется ломкой норм бытия, сменой приоритетов и ценностей. Переход к рыночной экономике утвердил принципиально иной тип современного человека – предприимчивого, практичного, делового. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. И сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна и выбор данной проблемы не был случайным. Актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций младшего школьника, его нравственного облика продиктована социальными запросами, предъявляемыми к школе, необходимостью приобщения обучающихся к системе общечеловеческих ценностей в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.
Противоречия
Цель
создание условий для формирования духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника
Задачи для учителя
5
ГИПОТЕЗА
Ожидаемые результаты
Повышение уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности обучающихся
Повышение познавательного интереса
Активизация участия обучающихся в конкурсах
Сроки реализации
январь 2013 г. – январь 2014 г.
3
этап
1
этап
2
этап
Подготовительный
(январь)
Аналитический
(январь)
Внедренческий
(февраль – декабрь)
Подготовительный
Анализ запросов родителей
Изучение и анализ научно-методической литературы
Изучение опыта коллег по использованию интеграции
основного и дополнительного образования
по формированию духовно-нравственной культуры
Поиск дистанционных конкурсов, олимпиад и
конференций для обучающихся
Проведение входной диагностики
Внедренческий
Разработка программы и проведение занятий учебной группы
«Дорогою добра» (в рамках дополнительного образования)
Разработка и проведение уроков, внеклассных
мероприятий, создание проектов наполненных
духовно-нравственным содержанием
Участие обучающихся в акциях милосердия и добра, в конкурсах, олимпиадах, конференциях духовно-нравственной направленности, участие в творческой деятельности
Проведение промежуточной диагностики
Корректировка плана реализации проекта
Аналитический
Проведение итоговой диагностики
Сравнение результатов входной и итоговой диагностик
Анализ полученных результатов
Планирование дальнейшей деятельности
Востребованность опыта
Создание условий
Пути реализации
Интеграция
Внеурочная
деятельность
Урочная деятельность
Математика
Русский
язык
Литературное
чтение
Урочная деятельность
Технология
Окружающий
мир
ОРКСЭ
(модуль
«Основы
православной
культуры»)
Изобразительное
искусство
Уроки русского языка
4
2
3
1
Тексты
духовно –
нравственного
содержания
Использование
пословиц,
поговорок,
сказок
Словарная
работа
Творческие
работы
( сочинения ,
написание
письма,
плакаты,
книжки-
малышки)
Уроки литературного чтения
4
2
3
1
Устное
народное
творчество
Подготовка
сообщений,
написание
сочинений
Фрагменты
древнерусской
книжности
Произведения
русской
классики
Уроки математики
4
3
1
2
Решение задач
духовно –
нравственного
содержания
Зашифровка
(имена святых,
пословицы,
праздники,
годы жизни)
Составление
мозаик,
кроссвордов,
чайнвордов
Использование
интересных
фактов,
иллюстраций
Уроки окружающего мира
4
2
3
1
Экскурсии
Семейные
традиции,
традиции
народа
Использование
музыкальных,
художественных
произведений и
иллюстраций
Материалы
краеведения
Уроки ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»)
4
2
3
1
Чтение и
анализ
притч,
басен
Этические
беседы
Викторины,
кроссворды,
презен тации
Творческие
мастерские
Результат
обогащение детей в личностном,
метапредметном и предметном планах
Классные часы
2
3
Кружок «Дорогою добра»
Экскурсии
1
Внеклассная
работа
4
Конкурсы
6
Коллективно-творческие дела
Праздники
Работа с родителями
Семинары,
конференции
Круглые столы
Семейные гостиные
Лектории
Динамика качества знаний
Отношение к учебе
Отношение к предметам
Уровень
познавательного интереса
Уровень
нравственной мотивации
Отношение
к жизненным ценностям
Диагностика
этики поведения
Уровень сформированности
духовно-нравственных ценностей
Участие в конкурсах
Участие в конкурсах
обучающихся
Результаты реализации проекта
Повышение уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности обучающихся
Повышение познавательного интереса, повышение результативности и качества образовательного процесса
Повышение мотивации обучающихся к изучению предметов в начальной школе
Активизация участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах
Информационные источники
Фон http://demiart.ru/forum/uploads6/post-10261-1281512483.png Буква А http://antalpiti.ru/files/99604/a.2.png Буква Я http://pictures.ucoz.ru/_ph/3/2/736835442.png
Первоклассники http://bdo508.narod.ru/school/pervoklassnik.png
1.Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
2 .Ворсунова И. Н. Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории http://wiki.saripkro.ru/index.php/Формирование_духовно-нравственных_качеств_личности_на_уроках_истории
3..Иванова С.Ф. Введение во храм слова. – М.: Школа – пресс, 1994. – с.165.
4.Коджаспиров Г.И. Словарь по педагогике. – М.: Просвещение, 2005.- с.205
5. Кондратьева Н. С. Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы.
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/formirovanie-dukhovno-nravstvennykh-kachestv-lichnosti-na-urokakh
6.Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С. 3-6
7. Николаева И. В. Формирование духовно-нравственных качеств личности младших школьников на основе православных традиций http://en.coolreferat.com/Формирование_духовно-нравственных_качеств_личности_младших_школьников_на_основе_православных
8 .Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов С.Н. Педагогика. – М.: Просвещение, 2002.-
с.310.