СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование духовного мира учащихся средствами изобразительного искусства.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о формировании духовного мира учащихся средствами изобразительного искусства.

Просмотр содержимого документа
«Формирование духовного мира учащихся средствами изобразительного искусства.»

Формирование духовного мира учащихся средствами изобразительного искусства.

Все возрастающий интерес к науке и технике, казалось, должен был отодвинуть вопросы эстетического воспитания на второй план. Однако этого не произошло.Эстетическое воспитание интересует современного человека не меньше, чем наука и техника. Специалисты фиксируют резкий скачок, взрыв интереса к вопросам эстетического воспитания в современном мире. Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов развивающегося человека, с первых его слов, поступков. Окружающая среду откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, их поведение, настроение, слова, взгляды, жесты, мимика - все это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять па полноценное формирование личности и от каких критериев оно зависит?

Под эстетическим воспитанием мы понимаем целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к искусству и действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом с целью выработки системы ориентации в мире, отбора эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность развивающегося человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об эстетическом идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию юной личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, поступках, искусстве.

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально- нравственной функции эстетического воспитания. Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства- это лишь необходимое условие дли достижения главной цели эстетического воспитания. Речь идет о формировании целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей но законам красоты.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

- эстетическое образование, закладывающее теоретические, ценностные основы

эстетической культуры личности;

-художественное воспитание в его образовательно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов;

- воспитание творческих потребностей и способностей.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. В процессе эстетического воспитания формируются взгляды и чувства, вкусы и идеалы человека. Это тесно связано с нравственным совершенствованием творчески активной личности. Эстетически личность формируется под влиянием многих факторов, таких как искусство, природа, трудовая деятельность людей, их общественные отношения, научное познание мира, раскрывающее перед человеком красоту объективных законов деятельности, др. Большое место в эстетическом воспитании отводят искусству. Отражая жизнь в художественных образах, давая ей эстетическую оценку, искусство становится могучим инструментом освоения прекрасного в самой деятельности.

Особая роль в эстетическом воспитании учащихся, принадлежит изобразительному искусству. Оно отображает в художественных образах реальную действительность, является действенным средством развития эстетического вкуса. Оно радует и восхищает, учащегося заставляет его увидеть в окружающей действительности много прекрасного, чего он раньше даже не замечал. Оно учит понимать и чувствовать красоту природы, человека. В то же время изобразительное искусство дает возможность понять и почувствовать все богатство и красоту самого искусства, ощутить его воздействие, испытать радость эстетического переживания. Изобразительное искусство не только доставляет воспитаннику эстетическое наслаждение, но и приобщает его к очень сложному и трудному искусству, которым необходимо овладеть каждому, - искусству видеть мир.

Мир красок и форм, гармонической закономерности постоянно окружает человека, но заметить его умеет не каждый. Идет человек по улице, посмотрел на осеннее хмурое небо и ничего не заметил. Спросите его - какого цвета небо? И он ответит -серого. А на самом деле оно имеет серебристый оттенок. Или в лесу. Один человек, встречая обнажившиеся корни деревьев или смотря на замысловатые сплетения веток, ничего интересного не замечает - осень, голые ветки. А художник может найти там целый мир фантастических образов. В изгибах корней, веток он сумеет увидеть образ благородного рыцаря Дон Кихота на тощем Россинанте, грациозные движения балерины. Красота окружающего мира, всегда волнует человека, который соприкасается с ним, но чтобы видеть и наслаждаться его красотой, необходимо развивать свои органы чувств. Мир прекрасного становится доступным нашим воспитанникам только тогда, когда они подготовлены к этому.

Уметь видеть мир - сложное искусство, но овладеть им может каждый человек. Об этом хорошо пишет К.Г.Паустовский: «Я послушал художника, и действительно -и люди, и вещи оказались гораздо интереснее, чем раньше, когда я смотрел на них бегло и торопливо. И меня охватило сожаление о невозвратимом и глупо потраченном времени. Сколько интересного ушло, и его уже не воскресишь». Успех эстетического воспитания возможен лишь при условии планомерного, систематического приобщения человека к искусству. И чем раньше этот процесс начнется, тем лучше, так как органы чувств в детском возрасте особенно восприимчивы. Эстетические переживания детских лет оставляют глубокий след в памяти человека. Впечатление детства имеют очень большое значение для формирования эстетических чувств. В этом отношении изобразительное искусство как средство эстетического воспитания оказывается в самых благоприятных условиях.

Во - первых, у всех детей наблюдается повышенная тяга к изобразительному искусству, они с удовольствием выступают и как зрители, и как творческие работники. То они что-то лепят из глины, то раскрашивают красками и больше всего любят рисовать. Во - вторых, занятия изобразительным искусством включены в программу обучения во всех общеобразовательных школах, что дает возможность систематически руководить детьми. В программе предусмотрены четыре вида учебных занятий: рисование с натуры, декоративная работа, тематическое рисование, беседы об искусстве. Рисование с натуры предусматривает занятие рисунком и живописью, декоративная работа - составление узоров, эскизов оформления книг. Учащиеся знакомятся с произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладным искусством.

Цель этих занятий - содействовать развитию творческих способностей, формированию мировоззрения. Овладевая основами изобразительной грамоты, учащиеся в то же время учатся целенаправленно наблюдать и анализировать, чувствовать и понимать красоту реальной действительности.

Процесс познания объективной реальности при помощи зрения во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности воспитанника анализировать и синтезировать зрительные впечатления. В процессе реализации учебного рисунка познание натуры для ученика это не просто созерцание, а переход от случайных и неполных наблюдений к цельному и обобщенному представлению о мире. Во время рисования все понятия, суждения и умозаключения о предмете становятся более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению.Искусство помогает человеку глубже познавать окружающую действительность, ярче чувствовать и больше замечать. Оценивая предмет искусства, мы обязательно включаем и момент нравственной оценки, потому что всегда исходим из критериев человеческой жизни как абсолютного эстетического объекта, так как полнота человеческой жизни заключаетсяне только в физической жизни тела, но и в жизни духа, в нравственной сущности.

Потребность формирующегося человека в познании прекрасного не возникает сама собой. Она рождается под влиянием, с одной стороны практической деятельности, труда, с другой стороны - опытного педагогического руководства. Ребенок сочиняет стихи, рисует картины, поет, танцует. Все это представляется ему чрезвычайно интересным. Он действует, он увлечен, а через практику и увлечение он учится познавать и воспринимать красоту. Важную роль в развитии эстетического восприятия имеет изобразительная деятельность. Так, рисование, лепка, конструирование приучают учащихся не только воспринимать красоту, но и выражать эстетические чувства.

Развитие творческих способностей - актуальная проблема, и решать ее надо на подлинно научной основе. Психологи указывают, что даже интуиция в процессе творчества сегодня перестала быть загадкой. Интуиция - это результат многократного и сосредоточенного внимания к определенному явлению, предмету. Она лишь кажется внезапным озарением, но на самом деле - это итог предварительных и длительных раздумий. Так, например, уведенная Суриковым ворона на снегу лишь дала толчок озарению для решения композиции картины «Боярыня Морозова», как бы завершив ярким зрительным образом длительные поиски и раздумья художника. Другими словами, интуиция, творчество - это сознательный процесс, к которому надо приобщать и подготавливать учащихся непрерывно.

В понимании природы художественного познания ценным является положение о единстве двух ступеней познания - живого созерцания и абстрактного мышления. Чувства, восприятия - это только первая ступень познания. Живое созерцание не существует само по себе, оно тесно связано со второй ступенью познания - с абстрактным мышлением. Прямое созерцание и осознание фактов действительности - две стороны единого процесса познания. Стремление воздвигнуть непреодолимую преграду между чувствами и сознанием неизбежно ведет к разрушению художественного образа. Как во всяком учебном процессе, в освоении художественных явлений участвует не только одно чувство. Область восприятия - сознательный процесс, требующий логического мышления и рассуждения. Что касается области искусства, то это особая форма познания реальной действительности, которая требует не только живого созерцания, но и абсолютного мышления. Процесс эстетического освоения действительности представляет собой единство чувственного восприятия и абстрактного мышления.

Добиваясь серьезной постановки художественного развития, мы указываем правильный путь к изобразительному искусству, помогаем учащимся понять, какие цели и задачи они должны иметь в виду, чтобы достигнуть вершин. Научатся ли они рисовать в достаточной мере? Если они усвоят лишь элементарные знания и навыки, но это поможет понимать искусство, сориентирует и в других видах деятельности. Что получается, когда мы не столько обучаем детей изобразительной грамоте, сколько стараемся привить любовь к искусству и воспитать вкус? Вначале дело идет успешно, все дети бурно выражают творческую активность. Затем юных художников становится все меньше, а к пятому классу остается один процент. Остальные бросают это занятие, ибо для дальнейшего роста им не хватает знаний и навыков образования.

Все дети охотно занимаются рисованием, но как только начинают подрастать, бросают это занятие. Учащиеся начальных классов рисуют с большим удовольствием, они занимаются рисованием даже тогда, когда их к этому никто не побуждает. Наблюдая же за учащимися 4 7 классов, мы видим, что на уроках изобразительного искусства они работают неохотно. Это объясняется тем, что человек, развиваясь, перестает удовлетворяться своими примитивными изображениями. Маленькие дети не стесняются своего неумения рисовать. Их образное представление о предметах реального мира соответствует тем изображениям, которые они дают. В дальнейшем при развитии мышления у юных художников появляется неудовлетворенность своими рисунками, они начинают осознавать, что их изображение не соответствует тем предметам, которые они рисуют. В этом возрасте детям нужны знания.

Вторая ступень (12-15 лет) охватывает переходный возраст, когда у подростков чрезвычайно сильно стремление к анализу. Это сказывается и в рисунках. Суммарное изображение перестает удовлетворять. Подростки сосредотачивают внимание на деталях. Решая вопросы эстетического воспитания средствами изобразительного искусства, нельзя игнорировать вопросы художественного образования. Если человек хочет наслаждаться искусством, он должен быть художественно образованным человеком.

Таким образом, для правильной постановки эстетического воспитания и художественного образования программой по изобразительному искусству предусмотрено четыре вида занятий: рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование и беседы об изобразительном искусстве.

Рисование с натуры дает прекрасные результаты не только в обучении искусству, но и в общем развитии учащихся. Этот вид эстетической деятельности приучает мыслить и целенаправленно наблюдать, способствует развитию активного внимания учащихся к предмету, к анализу его строения, подготавливает к восприятию научных знаний. Ни один учебный предмет не заставляет так внимательно изучать натуру, как рисование. Не случайно великий итальянский художник Микеланджело подчеркивал, что рисунок, который иначе называют искусством наброска,есть высшая точка живописи, скульптуры, архитектуры, ибо этот рисунок - источник и корень всякой науки.

Чтобы учащиеся могли быстро научиться реалистически изобразить формы предметов на плоскости, им необходимо дать целый ряд сведений из области перспективы, теории теней, анатомии, цветоведения. Рисование с натуры ставит своей задачей научить правильно видсмь и передавать средствами рисунка окружающую действительность, научить понимать законы строения и формы и уметь использовать их в практике изображения. Но это только одна сторона дела - профессиональная; другая - научить чувствовать и переживать, испытывать наслаждение от работы, уточняя цвет натуры, воспринимать красоту и чистоту локального цвета, музыкальную гармонию полутонов.

Все вышеизложенное говорит о том, что рисование с натуры призвано помогать учащимся познавать мир, понимать закономерность строения форм природы и, самое главное, ощущать красоту, заключенную в этой закономерности. Особое значение рисование с натуры имеет для развития пространственного мышления и воображения. Пространственное мышление и воображение особенно развиваются при обучении перспективному рисованию. Сложность передачи в изображении трехмерности объемного предмета на плоскости листа бумаги заставляет учащихся обращаться к пространственному мышлению и образному воображению. Всякое графическое выражение мысли основано на умении зрительно представлять себе изображаемые предметы. Умение ясно представить конструкцию предмета, взаимосвязь частей, характер формы и положение его в пространстве необходимо всем - конструктору, врачу, архитектору и т.д. Известно, что многим великим людям рисование не только помогало в работе, но и доставляло истинное наслаждение. Например, Галилей в молодости так хорошо рисовал, что друзья уговаривали его избрать путь живописца. Джордано Бруно делал рисунки к своим книгам, не прибегая к помощи художников - профессионалов. Сохранился автопортрет Коперника и несколько пейзажей, написанных его рукой. Прекрасно владели рисунком писатели Гете, Гюго, Пушкин, Лермонтов, Л.Толстой, Р.Тагор.

Рисование должно развивать и обогащать учащихся, поэтому в учебных заведениях, где изучают изобразительное искусство, необходимо рассматривать его как предмет, обладающий самостоятельной педагогической ценностью.

Содержание занятий на темы- изображение различных сюжетов из окружающей жизни и иллюстрирование литературных произведений. Цель их - научить учащихся пользоваться рисунком как графическим языком для передачи художественных образов. Рисование на темы развивает творческие способности, приучает к самостоятельности в работе, дает возможность полнее выразить мысли и чувства. В рисунках-композициях учащиеся непосредственнее выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира.

Изобразительное искусство не только дает основы графической грамоты, но и развивает творческие способности. Большие возможности в этом отношении у уроков декоративного рисования, на которых учащиеся знакомятся с декоративно-прикладным искусством. Воспитанники узнают, что произведения ДПИ окружают нас в повседневной жизни, художественное начало все шире входит в быт, в производство. Существенный момент в декоративном рисовании- момент художественности, т.е. то, насколько ученик сумеет уловить красивое в природе и использовать в своей композиции. В связи с этим большое воспитательное значение на занятиях декоративного рисования имеет показ произведений народных мастеров. Рассматривая и изучая их, учащиеся начинают понимать красоту сочетания различных форм, учатся видеть гармоническое единство формы и цвета, постигают связь искусства с жизнью. Это способствует развитию у детой художественного вкуса, эстетического чувства.

Программой по изобразительному искусству предусмотрены также специальные часы для проведения бесед об изобразительном искусстве. Учащиеся знакомятся с творчеством выдающихся живописцев, графиков, скульпторов и архитекторов, с искусством народных умельцев. Узнают, как и какимисредствами художники добивались большой эмоциональной выразительности своих произведений. На этих занятиях у учащихся развиваются эстетическое чувство, умение видеть окружающий мир. Изучая произведения великих мастеров, дети начинают замечать то, что раньше не замечали.

Отмечая это свойство произведений живописи, К.Г.Паустовский писал:«живопись важна для прозаика не только тем, что помогает ему увидеть и полюбить краски и свет. Живопись важна еще и тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. Только после его картин мы тоже начинаем видеть и удивляться тому,что не замечали этого раньше».

Беседы об искусстве призваны развивать эстетический вкус учащихся, учить их понимать и ценить настоящее искусство, важнейший источник познания, воспитания и художественного наслаждения. Они являются также эффективным средством духовного воспитания учащихся. Знакомя с произведениями, проникнутыми чувством любви к Родине, к родной природе педагог приобщает воспитанников к прошлому нашего народа, рассказывает о важнейших событиях нашей сегодняшней жизни, о замечательных людях, которыми гордится Россия. Чем ярче и эмоциональнее картина, тем большее чувство вызовет она у учащихся, тем более рельефно отпечатывается в их сознании, тем сильнее будет ее воспитательное воздействие.

Итак, мы видим, что разнообразие занятий по изобразительному искусству важно не только для приобретения учащимися знаний, умений и навыков в рисовании, но и для духовного развития его личности. Все сказанное выше о художественно-эстетической культуре подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправленного формирования в процессе социального воспроизводства человека. Художественно-эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях, гармонирует эмоционально-коммуникативную сферу учащихся, снижает остроту реагирования на стрессовые факторыу детей с повышенной чувствительностью, регулирует их поведение. Художественно-эстетическое воспитание - это непрерывный процесс взаимодействия с окружающим миром, самоутверждения и самоопределения личности.