СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование двигательной сферы у детей с РАС

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вебинар для специалистов и родителей по формированию навыков произвольной организации движений детей с РАС, двигательных навыков, обучения выполнения движений во внешнем пространстве, обучению подвижным играм

Просмотр содержимого документа
«Формирование двигательной сферы у детей с РАС»



Как правило, у всех детей с РАС в той или иной степени наблюдаются нарушения двигательного развития. Поэтому развитие двигательной сферы является одним из условий коррекционно -развивающей работы и способствует нормализации психического и физического развития обучающихся. (18)

Основными формами организации работы по развитию двигательной сферы являются:

  • занятия по адаптивной физической культуре;

  • занятия по двигательному развитию;

  • сенсорно-интегративные занятия;

  • занятия на тренажерах

  • физкультминутки (динамическая пауза);

  • Дни здоровья и спортивные праздники;

  • прогулки на свежем воздухе

 Кроме того, огромное значение имеет:

  • самостоятельная двигательная деятельность обучающихся;

  • а также совместные занятия родителей и детей физическими упражнениями.

Остановимся подробнее на каждой из них.

Занятия по адаптивной физической культуре и двигательному развитию являются не только необходимым средством по развитию двигательной сферы, но и коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, а так же мощным "агентом социализации" личности.

Организация занятий физической культурой возможна только с учетом всех индивидуальных особенностей ребенка и уровня физического развития. (25)

На занятиях по физической культуре и двигательному развитию для детей с расстройством аутистического спектра активно используются следующие комплексы упражнений: (55)

  1. Занятия с мячом, которые развивают моторные навыки в процессе движения ребенком за мячом, а также зрительные навыки при становлении зрительного контакта за объектом

  2. Укрепление мышц ног и развитие их координации:

  • ходьба;

  • катание на велосипеде;

  • прыжки;

  • прыжки на батуте

  1. Развитие чувства равновесия:

  • ходьба по линии, по скамейке

  • балансировочная доска

  • лазание по лестнице;

  • ползание и перелезание

способствуют укреплению мышц спины, брюшного пресса, позвоночника

Упражнения с детьми с РАС, рекомендуется проводить в предметно-наглядной форме, согласно образцу, просто и доступно эмоционально объяснять и повторять несколько раз с одинаковой последовательностью и одними проявлениями. (55)


Ещё одной формой развития двигательной сферы выступает сенсорная интеграция, которая направлена на усиление, сбалансирование и развитие обработки сенсорных стимулов центральной нервной системой.

Занятия по сенсорной интеграции проходят в форме игровых упражнений на развитие равновесия, тактильной чувствительности, осознания пространства и своего тела, развития координации и правильного дыхания. (26)


Занятия на тренажерах -это форма развития двигательной сферы, которая позволяет тренировать сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма, развивать общую выносливость и физические качества (силу, быстроту, гибкость, ловкость)

Дети с РАС легко и быстро адаптируются к тренировкам на тренажерах, проявляют к некоторым из них особый интерес, что позволяет легко стимулировать и разграничивать процесс обучения. (26)


Следующей формой организации работы по развитию двигательной сферы у детей с РАС являются физкультминутки и динамические паузы.

Физкультурные минутки и динамические паузы проводятся во время уроков и занятий как необходимый кратковременный отдых , который снимает застойные явления, вызываемые долгосрочным сидением за партой.

Они способствуют развитию двигательной сферы благодаря различным упражнениям и играм, которые в них включены.

Перерыв в работе необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц корпуса (особенно спины) и мелких мышц кистей. (40)


Ещё одной формой организации работы по развитию двигательной сферы, являются «Дни здоровья» и спортивные праздники. Эти мероприятия отличаются разнообразной и интересной двигательной деятельностью, которая способствует формированию двигательного опыта детей и укреплению их здоровья.

Основная форма детской деятельности в Дни Здоровья, безусловно - игра. Во время игры обучающиеся имеют возможность приобретать опыт активного отдыха.

А спортивные праздники не только развивают двигательные функции у обучающихся с рас, но и позволяют и взрослым, и детям раскрепоститься, учат их общаться друг с другом, повышают эмоциональный настрой, сплачивают семью. (40)


Прогулки так же являются формой развития двигательной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра. Специально организованная двигательная активность на открытом воздухе, помогает стимулировать физическое развитие и обогащать двигательный опыт В процессе ежедневных подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях, а так же прогулки способствуют укреплению их здоровья. (35)


Самостоятельная двигательная деятельность ребёнка способствует развитию двигательной сферы. Это деятельность, которая возникает по инициативе ребёнка и даёт простор для проявления его индивидуальных двигательных возможностей. 

Преимущество самостоятельной двигательной деятельности в том, что ребёнок сам выбирает движения, двигается в своём темпе, делает паузы, чередует их. (25)


Совместные занятия родителей и детей физическими упражнениями не только развивают двигательную сферу у детей с РАС, а так же помогают:

  • Усилить взаимосвязь родителей и детей.

  • С пользой проводить свободное время, которое родители посвящают ребёнку, служить взаимообогащению, способствовать всестороннему развитию ребёнка. 

(20)

Таким образом, занятия физической культурой и активный отдых положительно влияют на уровень общего развития ребенка с расстройством аутистического спектра, занятия данного вида могут быть приятными для детей, а иногда помогают предотвратить проблемы, которые связаны с поведением. Именно занятия физической культурой помогают детям с расстройством аутистического спектра расширить свои возможности для социализации, особенно если речь заходит за взаимоотношение со сверстниками.

(30)