Как правило, у всех детей с РАС в той или иной степени наблюдаются нарушения двигательного развития. Поэтому развитие двигательной сферы является одним из условий коррекционно -развивающей работы и способствует нормализации психического и физического развития обучающихся. (18)
Основными формами организации работы по развитию двигательной сферы являются:
занятия по адаптивной физической культуре;
занятия по двигательному развитию;
сенсорно-интегративные занятия;
занятия на тренажерах
физкультминутки (динамическая пауза);
Дни здоровья и спортивные праздники;
прогулки на свежем воздухе
Кроме того, огромное значение имеет:
самостоятельная двигательная деятельность обучающихся;
а также совместные занятия родителей и детей физическими упражнениями.
Остановимся подробнее на каждой из них.
Занятия по адаптивной физической культуре и двигательному развитию являются не только необходимым средством по развитию двигательной сферы, но и коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, а так же мощным "агентом социализации" личности.
Организация занятий физической культурой возможна только с учетом всех индивидуальных особенностей ребенка и уровня физического развития. (25)
На занятиях по физической культуре и двигательному развитию для детей с расстройством аутистического спектра активно используются следующие комплексы упражнений: (55)
Занятия с мячом, которые развивают моторные навыки в процессе движения ребенком за мячом, а также зрительные навыки при становлении зрительного контакта за объектом
Укрепление мышц ног и развитие их координации:
ходьба;
катание на велосипеде;
прыжки;
прыжки на батуте
Развитие чувства равновесия:
ходьба по линии, по скамейке
балансировочная доска
лазание по лестнице;
ползание и перелезание
способствуют укреплению мышц спины, брюшного пресса, позвоночника
Упражнения с детьми с РАС, рекомендуется проводить в предметно-наглядной форме, согласно образцу, просто и доступно эмоционально объяснять и повторять несколько раз с одинаковой последовательностью и одними проявлениями. (55)
Ещё одной формой развития двигательной сферы выступает сенсорная интеграция, которая направлена на усиление, сбалансирование и развитие обработки сенсорных стимулов центральной нервной системой.
Занятия по сенсорной интеграции проходят в форме игровых упражнений на развитие равновесия, тактильной чувствительности, осознания пространства и своего тела, развития координации и правильного дыхания. (26)
Занятия на тренажерах -это форма развития двигательной сферы, которая позволяет тренировать сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма, развивать общую выносливость и физические качества (силу, быстроту, гибкость, ловкость)
Дети с РАС легко и быстро адаптируются к тренировкам на тренажерах, проявляют к некоторым из них особый интерес, что позволяет легко стимулировать и разграничивать процесс обучения. (26)
Следующей формой организации работы по развитию двигательной сферы у детей с РАС являются физкультминутки и динамические паузы.
Физкультурные минутки и динамические паузы проводятся во время уроков и занятий как необходимый кратковременный отдых , который снимает застойные явления, вызываемые долгосрочным сидением за партой.
Они способствуют развитию двигательной сферы благодаря различным упражнениям и играм, которые в них включены.
Перерыв в работе необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц корпуса (особенно спины) и мелких мышц кистей. (40)
Ещё одной формой организации работы по развитию двигательной сферы, являются «Дни здоровья» и спортивные праздники. Эти мероприятия отличаются разнообразной и интересной двигательной деятельностью, которая способствует формированию двигательного опыта детей и укреплению их здоровья.
Основная форма детской деятельности в Дни Здоровья, безусловно - игра. Во время игры обучающиеся имеют возможность приобретать опыт активного отдыха.
А спортивные праздники не только развивают двигательные функции у обучающихся с рас, но и позволяют и взрослым, и детям раскрепоститься, учат их общаться друг с другом, повышают эмоциональный настрой, сплачивают семью. (40)
Прогулки так же являются формой развития двигательной сферы у детей с расстройствами аутистического спектра. Специально организованная двигательная активность на открытом воздухе, помогает стимулировать физическое развитие и обогащать двигательный опыт В процессе ежедневных подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях, а так же прогулки способствуют укреплению их здоровья. (35)
Самостоятельная двигательная деятельность ребёнка способствует развитию двигательной сферы. Это деятельность, которая возникает по инициативе ребёнка и даёт простор для проявления его индивидуальных двигательных возможностей.
Преимущество самостоятельной двигательной деятельности в том, что ребёнок сам выбирает движения, двигается в своём темпе, делает паузы, чередует их. (25)
Совместные занятия родителей и детей физическими упражнениями не только развивают двигательную сферу у детей с РАС, а так же помогают:
Усилить взаимосвязь родителей и детей.
С пользой проводить свободное время, которое родители посвящают ребёнку, служить взаимообогащению, способствовать всестороннему развитию ребёнка.
(20)
Таким образом, занятия физической культурой и активный отдых положительно влияют на уровень общего развития ребенка с расстройством аутистического спектра, занятия данного вида могут быть приятными для детей, а иногда помогают предотвратить проблемы, которые связаны с поведением. Именно занятия физической культурой помогают детям с расстройством аутистического спектра расширить свои возможности для социализации, особенно если речь заходит за взаимоотношение со сверстниками.
(30)