Формирование экологической грамотности обучающихся на уроках биологии
Проблема формирования экологической грамотности учащихся сейчас стоит как никогда остро, так как связана с будущей жизнью человечества. Опасность бездумного природопользования требует пересмотра взглядов на отношение людей к природе, ставит перед обществом и школой проблему поиска путей формирования экологической грамотности личности с раннего детства. Что понимают под экологической грамотностью? Экологическая грамотность личности – это особое свойство личности, проявляющееся в его духовной жизни и поступках, как способ самореализации, основанный на потребности в сохранение окружающей среды.
Проблемы в области экологии, неэффективность формирования экологической культуры в образовательном процессе порождены тем, что современные учащиеся знают и понимают необходимость соблюдения экологических норм, но не связывают это знание с личностной значимостью для себя и своей жизни, с собственной ответственностью за каждый поступок, который может повлиять на состояние окружающей среды и неизбежно отразиться на жизни самих людей и потомков (сломал дерево - погубил будущий лес, выбросил конфетный фантик – превратил окружающую среду в свалку, оставил стеклянную бутылку в походе – вызвал пожар, и т.д.).
В начале своего развития экологическое образование рассматривалось как часть системы биологического. В настоящее время, очевидно, что экология – не столь сфера биологического и природоохранного знания, сколько генетически комплексная совокупность естественных, технических наук, а также сфера самой разнообразной деятельности, имеющей биосферное значение. Это нашло свое отражение в тенденциях развития экологического образования.
Выделились три его основные модели: однопредметная, многопредметная и смешанная. Причем наибольшее распространение смешанная модель, позволяющая рассматривать проблемы экологии, используя потенциал всех предметов, а также элективные курсы, внеклассную и внешкольную деятельность.
Экологическое образование в школе должно основываться на следующих положениях:
экологические знания должны быть личностно-значимыми для учащихся, обеспечивающими им основу для выработки решений практических задач жизнедеятельности;
учащиеся должны видеть проблемы экологического характера и самостоятельно искать пути решения, выдвигая требования к другим на основе собственного ценностного отношения к природе.
Целью моей деятельности является создание педагогических условий для формирования экологической культуры.
Если ребенок переживает и оценивает явления окружающей природной и социальной действительности как значимые не только для себя и для других, и при этом нормы поведения в природе становятся не внешними требованиями (в виде законов, правил, которым необходимо подчиняться), а внутренними регуляторами деятельности самой личности, тогда мы сформируем экологическую культуру.
Формирование экологической культуры на уроках биологии
Экологически ориентированный урок должен отвечать следующему ряду требований: экологические аспекты должны пронизывать все педагогические цели, стоящие перед системой уроков:
• выступать как элемент содержания усваиваемых экологических знаний (образовательная цель);
• как совокупность умений, образующих готовность учащихся использовать приобретаемые знания для решения экологических задач (развивающая цель);
• как совокупность убеждений и потребностей, побуждающих учащихся к природоохранной активности (воспитательная цель);
Экологически ориентированные уроки должны строиться с учетом следующих принципов:
• комплиментарности, те есть, каждый последующий урок должен дополнять предыдущий и обеспечивать прирост убежденности, самостоятельности, инициативы в природоохранном поведении;
• междисциплинарности;
• непрерывности;
• сочетания глобального и краеведческого подходов;
• сочетания восприятия среды с практикой ее охраны.
Содержание экологически ориентированных уроков биологии
Название | | Реализация на уроке |
Метод эмоционально-личностного стимулирования | | Создание ситуации эмоционального переживания с помощью метафор, фрагментов, научно-популярных и художественных произведений; наделение природных объектов и процессов личностной значимостью; использование игровых технологий (драматические, дидактические, ролевые). |
Методы обменаценностями между учителями иучениками | | Беседы, дискуссии, конференции. Их основное назначение в том, чтобы в процессе межличностного диалога осуществлялось «свободное самооткровение личности». |
Методы рефлексии учебной деятельности | | Помогают личности осмыслять, «отражать» себя, свои потребности, интересы, способствуют развитию нравственных качеств школьника. |
Метод создания проблемной ситуации | | Предъявление противоречивых фактов, теории или точки зрения, практическое задание «на ошибку», невыполнимое задание. |
Метод прогнозирования деятельности | | Умение видеть проблему, прогнозировать будущие действия, принимать самостоятельные практические решения. |
Использование необычных форм урока | | Урок-конкурс, урок-сказка, урок-путешествие, урок-творчество, урок-суд. |
Пример применения метода эмоционально-личностного стимулирования на уроке биологии:
1)мальчик с дедом решили сделать подарок писателю и продлить лето. Они выкопали березу, посадили в кадку и поставили на веранде. В лесу все листья пожелтели, а березка в кадке была зеленая. Все радовались, но однажды… Как вы думаете, что произошло?
2)В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору березы,
И капли сока, точно слезы,
Текли прозрачной струей.
Ф. Сологуб
Какие факторы окружающей среды влияют на жизнь растения?
В данном методе очень хорошо использовать видеофрагменты - Что бы это значило?
Пример прогнозирования деятельности: Холод полезен для долголетия. Чем ниже температура, тем медленнее идут все биологические процессы. По утверждению некоторых исследователей, снижение температуры тела всего лишь на 2 градуса позволит жить до 200 лет, а снижение на 4 градуса даст просто фантастический результат - 700 лет жизни! При этом работоспособность, ощущение и прочие радости останутся прежними. Что нужно сделать, чтобы понизить температуру тела, и таким образом увеличить продолжительность жизни человека?
Метод создания проблемной ситуации: противоречивые факты
- объясните результаты опыта. В 1630 году Ван-Гельмонт посадил в горшок ветку ивы. Через 5 лет ива выросла и стала весить 65 кг, а вес почвы уменьшился на 50 граммов. За счет чего выросла ива?
- почему из яйца курицы появляется цыпленок, похожий на нее, а из яйца лягушки – головастик, похожий на рыбку?
- объясните, почему при изготовлении домиков для птиц нельзя допускать следующиеошибки?
делать домики из фанеры или слишком тонких досок;
оставлять между досками большие щели;
прибивать дно снизу, а не вставлять внутрь домика;
окрашивать домики в яркие цвета.
Назовите последствия перечисленных ошибок.
Пример использования ролевой игры на уроке «Угроза живому на земле». В классе организуется группа ребят – экспертов по различным областям науки: географы, ботаники, зоологи, почвоведы и т. д., раздаются задания по анализу соответствующей деятельности с экологической точки зрения, и на основе этого на уроке затем прослушиваются доклады, ребята обмениваются информацией, делают выводы, об экологической ситуации, не только в масштабах страны, но и на краеведческом материале, на примере Омской области. Данные уроки способствуют осмыслению информации как личностно – значимой, способствуют развитию умений по оценке деятельности человека по отношению к природе.
Урок – сказка используется мной в изучении «Класса двудольные. Семейство розоцветные». Ребятам вначале урока, сообщаю о том, что формулу цветка семейства похитила злая фея и в течение урока, путем разгадывания загадок, выполнения лабораторной работы ребята узнают формулу цветка и злая фея побеждена. Таким образом, в результате игры исследована тема, и усваивается она намного эффективнее. В конце урока, спрашиваю, представьте себе, что вдруг на земле исчезли все растения из семейства Розоцветные, что бы произошло? И затем даю экологическую характеристику данного семейства.
Урок – путешествие очень хорошо подходит к теме: «Вегетативное размножение растений», когда вместе с ребятами путешествуют инопланетяне, которые не знают растения, а познакомившись с ними, хотят узнать, а как же их вырастить у себя на планете? С экологической точки зрения, здесь хорошо формировать знания в практической деятельности.
Урок – дискуссия, который активно воздействует на взгляды и отношение школьников к обсуждаемым проблемам, на котором учащиеся показывают свою эрудицию, где проводится глобальное обобщение экологической информации, например, урок-дискуссия «Спасет человеческий разум планету или погубит её?», перед которым учащиеся осмысливали эти вопросы в домашнем сочинении на эту же тему;
Урок – лекция, который использую преимущественно в старших классах, например по теме «Абиотические факторы среды», «Биосфера - глобальная экологическая экосистема, её границы, структура и функции», где стараюсь подобрать яркий материал, заставляющий школьников удивиться и задуматься;
Урок – семинар, который включает в себя результаты поисковой деятельности учащихся, дискуссии, защиту своих взглядов, так в 8 классе при изучении темы «Дыхание» можно провести такой урок на тему «Курение - большое ли это зло?»
Урок – конференция, на котором школьники показывают результат своей работы с дополнительной литературой, с Интернет по актуальным вопросам;
Урок – экскурсия, например, в природное сообщество всегда оставляет неизгладимый след в душе ребенка, проходит через эмоции, чувства.
Исследовательский урок, на котором учащиеся, после экскурсий обобщают результаты своих исследований. Это ведет к пропаганде не только знаний, а и исследовательской работы;
Интегрированный урок, очень подходит для экологически направленных уроков, так как каждая дисциплина дополняет материал, рассматриваемой проблемы.
Проблемный урок, на котором выдвигается возникшая проблема, например,
Методы рефлексии, использую на каждом уроке, особенно обращаю внимание на практическую значимость объектов изучения, как для личности, так и в целом в природе.
Литература:
Андреевских,О.А. Формирование экологической культуры школьников /О.А.
Андреевских //Справочник зам. директора школы.- 2011.- №5.-С.87-93
Арский Ю.М. Данилов-Данильян В.И.. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват, что делать? – М, 1997 г.
Глова,Т. Школьная экологическая тропа и уроки естественно - научного цикла /Т.
Глова //Школьное планирование.- 2010.-№4.-С.88-100
Глущенко,О. Завтра начинается сегодня: формирование экологической культуры у детей /О. Глущенко //Воспитательная работа в школе.- 2010.-№6.-С.44-52Мамедов Н.М. Культура, экология, образование - М, 1996 г.
Ердаков, Л.Н. Особенности непрерывного экологического образования /Л.Н.
Ердаков //Начальная школа.- 2006.-№9.-С.51-67
Еремина, О.А. Информационные технологии в экологическом образовании школьников/О.А. Еремина //Дополнительное образование.- 2006.-№6.-С.43-46
Камакин, О.Н. Программа экологического воспитания «Зеленый мир» /О.Н.
Камакин //Классный руководитель.- 2006.-№3.-С.77-80
Макаров, Ю. Работа над экологическими проектами /Ю.Макаров //Школьные технологии.- 2008.-№6.-С.93-99
Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию: ноосферная стратегия. - М, 1986 г.
Шиняева, Н.Г. Формирование экологической культуры у детей в процессе исследовательской деятельности /Н.Г. Шиняева //Воспитатель ДОУ.- 2010.-№2.- С.110-115
Юркина С.В. Экологическое образование и воспитание младших школьников /С.В.
Юркина С.В. //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№3.-С.60-63