Приоритетной целью начальной ступени общего образования как полноценного компонента системы непрерывного образования, согласно требованиям ФГОС второго поколения, является целостное развитие младшего школьника, что включает решение задач «общекультурного, личностного и познавательного развития», в том числе нравственного развития и социализации, базирующихся на национальных ценностях.
Учебному предмету «Иностранный язык» (ИЯ) может принадлежать одна из ведущих ролей в процессе экологизации, поскольку развитие средствами ИЯ сопряжено не только с приобщением детей к культуре народа, языком которого они начинают овладевать, но и с вполне возможным формированием экологической культуры каждого ребенка, что становится реальным благодаря социализирующему воспитательно – развивающему потенциалу этого учебного предмета.
Воспитательно – развивающий потенциал ИЯ позволяет достигать уже на начальной ступени образования, поставленной перед этим предметом цели не только прагматического характера, связанной с формированием у младшего школьника способности и готовности осуществлять элементарное общение на межкультурном уровне, но и цели психолого – педагогического характера – воспитывать и разносторонне развивать личность ребенка, что не исключает овладение ребенком основами экологического воспитания.
Формирование ЭК младших школьников предполагает овладение ими определенной экологической этикой, проявляющейся, прежде всего, в элементарной экологической грамотности, формирование которой опирается на социально – экологический подход (Ю.Н. Широбокова) в реализации учебно – познавательной коммуникативной деятельности по развитию коммуникативной компетенции на ИЯ в начальной школе.
Социально – экологический подход в современном образовании становится направлением, нацеленным на формирование социальной и экологической культуры как единого целого, и включает в себя сочетание экологических, социальных, психологических, педагогических и культурологических идей. При реализации этого подхода возможно не только репродуктивное усвоение знаний, но и формирование у них в процессе обучения готовности применять эти знания в конкретной социальной деятельности на основе усвоенных экологических ценностей. Именно этот фактор крайне значим для формирования ЭК младшего школьника и его становления как социально активной личности, владеющей нормами и правилами экологосообразного поведения.
Если рассматривать формирование ЭК в процессе иноязычного образования с позиции достижения личностных, предметных и метапредметных результатов, согласно требованиям ФГОС, то оно не только не нарушает процесс достижения этих результатов, но и во многом способствует ему. Возможность и результативность начального иноязычного образования в формировании ЭК младших школьников обусловлены не только спецификой предметного содержания ИЯ, но и его процессуальным содержанием и открытостью программ. Содержание обучения ИЯ на начальной ступени общего образования, в частности АЯ на базе УМК различных авторов не только позволяет обучать ребенка коммуникации на элементарном уровне, но и формирует социальный опыт ребенка.
Согласно Примерным программам для начальной школы по ИЯ в состав предметного содержания письменной и устной форм общения входит раздел «Мир вокруг меня», который включает определенные сведения о природе диких и домашних животных своей страны и стран изучаемого языка. Например, презентация английского алфавита представлена по теме «Природа». Называя букву, мы произносим название животного или растения. Учащиеся на английском языке говорят о том, какие животные живут у нас в лесу, а какие во дворе или на ферме. Это позволяет не только развивать коммуникативные умения младших школьников на ИЯ в соответствующих ситуациях общения при овладении языковым материалом, но и развивает его познавательную активность, обогащая знания о природе.
Процесс обучения ИЯ на начальной ступени общего образования при опоре на социально экологический подход сопряжен с осознанием детьми экологических ценностей как личностно – значимых, приобретением школьниками экологически окрашенного социального опыта. Так, например, младшим школьникам очень любопытно узнать, как называются на английском языке деревья и ягоды, которые растут у нас, какие природные объекты можно найти в нашей местности. Также при отработке лексического материала учащиеся говорят о красоте и богатстве родного края: Our country is beautiful. Our nature is rich of rivers and lakes, forests and fields, trees and flowers, animals and plants. Именно такой подход, реализуемый в процессе обучения АЯ младших школьников позволяет детям «прожить» и «пережить» соответствующие учебные ситуации при непосредственном общении с представителями природы и окружающей среды, что формирует экологическую этику.
На более продвинутом этапе школьники начинают выполнять проектные работы. Темы могут быть совершенно разными, начиная, например, о значении березы в жизни человека или как зимуют воробьи в нашем городе до экологических проблем Якутска.
Прелесть такой работы заключается в том, что ребенок не только говорит о важных вещах, но и в том, что он умеет это говорить на английском языке. Задача учителя иностранного языка состоит в развитии общекультурных, учебно – познавательных, информационных и коммуникативных компетенций