СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование экологической культуры у младших школьников на уроках английского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Включение природы (ближайшей окружающей среды и природного мира) в состав базовых национальных ценностей, согласно Концепции духовно – нравственного воспитания (2009), сопряжено с рассмотрением экологических ценностей, осознание которых совершенно необходимо в связи со сложившийся неблагоприятной ситуацией в российском обществе так и в мире в целом. Возникновение подобной проблемы, обуславливает необходимость экологизации образования, что предполагает обсуждение экологических ценностей в контексте содержания обучения различным предметам на начальной ступени общего образования, прежде всего предметам гуманитарного цикла, включая иностранный язык.

Просмотр содержимого документа
«Формирование экологической культуры у младших школьников на уроках английского языка.»

Приоритетной целью начальной ступени общего образования как полноценного компонента системы непрерывного образования, согласно требованиям ФГОС второго поколения, является целостное развитие младшего школьника, что включает решение задач «общекультурного, личностного и познавательного развития», в том числе нравственного развития и социализации, базирующихся на национальных ценностях.

Учебному предмету «Иностранный язык» (ИЯ) может принадлежать одна из ведущих ролей в процессе экологизации, поскольку развитие средствами ИЯ сопряжено не только с приобщением детей к культуре народа, языком которого они начинают овладевать, но и с вполне возможным формированием экологической культуры каждого ребенка, что становится реальным благодаря социализирующему воспитательно – развивающему потенциалу этого учебного предмета.

Воспитательно – развивающий потенциал ИЯ позволяет достигать уже на начальной ступени образования, поставленной перед этим предметом цели не только прагматического характера, связанной с формированием у младшего школьника способности и готовности осуществлять элементарное общение на межкультурном уровне, но и цели психолого – педагогического характера – воспитывать и разносторонне развивать личность ребенка, что не исключает овладение ребенком основами экологического воспитания.

Формирование ЭК младших школьников предполагает овладение ими определенной экологической этикой, проявляющейся, прежде всего, в элементарной экологической грамотности, формирование которой опирается на социально – экологический подход (Ю.Н. Широбокова) в реализации учебно – познавательной коммуникативной деятельности по развитию коммуникативной компетенции на ИЯ в начальной школе.

Социально – экологический подход в современном образовании становится направлением, нацеленным на формирование социальной и экологической культуры как единого целого, и включает в себя сочетание экологических, социальных, психологических, педагогических и культурологических идей. При реализации этого подхода возможно не только репродуктивное усвоение знаний, но и формирование у них в процессе обучения готовности применять эти знания в конкретной социальной деятельности на основе усвоенных экологических ценностей. Именно этот фактор крайне значим для формирования ЭК младшего школьника и его становления как социально активной личности, владеющей нормами и правилами экологосообразного поведения.

Если рассматривать формирование ЭК в процессе иноязычного образования с позиции достижения личностных, предметных и метапредметных результатов, согласно требованиям ФГОС, то оно не только не нарушает процесс достижения этих результатов, но и во многом способствует ему. Возможность и результативность начального иноязычного образования в формировании ЭК младших школьников обусловлены не только спецификой предметного содержания ИЯ, но и его процессуальным содержанием и открытостью программ. Содержание обучения ИЯ на начальной ступени общего образования, в частности АЯ на базе УМК различных авторов не только позволяет обучать ребенка коммуникации на элементарном уровне, но и формирует социальный опыт ребенка.

Согласно Примерным программам для начальной школы по ИЯ в состав предметного содержания письменной и устной форм общения входит раздел «Мир вокруг меня», который включает определенные сведения о природе диких и домашних животных своей страны и стран изучаемого языка. Например, презентация английского алфавита представлена по теме «Природа». Называя букву, мы произносим название животного или растения. Учащиеся на английском языке говорят о том, какие животные живут у нас в лесу, а какие во дворе или на ферме. Это позволяет не только развивать коммуникативные умения младших школьников на ИЯ в соответствующих ситуациях общения при овладении языковым материалом, но и развивает его познавательную активность, обогащая знания о природе.

Процесс обучения ИЯ на начальной ступени общего образования при опоре на социально экологический подход сопряжен с осознанием детьми экологических ценностей как личностно – значимых, приобретением школьниками экологически окрашенного социального опыта. Так, например, младшим школьникам очень любопытно узнать, как называются на английском языке деревья и ягоды, которые растут у нас, какие природные объекты можно найти в нашей местности. Также при отработке лексического материала учащиеся говорят о красоте и богатстве родного края: Our country is beautiful. Our nature is rich of rivers and lakes, forests and fields, trees and flowers, animals and plants. Именно такой подход, реализуемый в процессе обучения АЯ младших школьников позволяет детям «прожить» и «пережить» соответствующие учебные ситуации при непосредственном общении с представителями природы и окружающей среды, что формирует экологическую этику.

На более продвинутом этапе школьники начинают выполнять проектные работы. Темы могут быть совершенно разными, начиная, например, о значении березы в жизни человека или как зимуют воробьи в нашем городе до экологических проблем Якутска.

Прелесть такой работы заключается в том, что ребенок не только говорит о важных вещах, но и в том, что он умеет это говорить на английском языке. Задача учителя иностранного языка состоит в развитии общекультурных, учебно – познавательных, информационных и коммуникативных компетенций